Технологическая карта к уроку "Предмет экологии. Экологические факторы среды. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания"
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

Мезенцева  Анна  Андреевна

Урок в форме устного журнала. Технологическая карта - журнал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnal.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Название журнала (Тема урока)

1 стр. «Сегодня в номере…»

  1. усвоить основные понятия и законы темы;
  2. изучить материал учебника;
  3. овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений;
  4. научиться решать экологические задачи;
  5. подготовиться к контрольной работе по теме.

2 стр. «Столкновение с тайной» 

Примеры

1 задача: Известен реальный исторический факт, когда завезённый в Австралию клевер не давал семена. Как вы думаете, с чем это было связано? (Обучающиеся выдвигают предположения).

2 задача: Кактусы — растения Нового Света, то есть происходят из Южной и Северной Америки, а также островов Вест-Индии. Встречается, кроме Америки, также в Африке, на Мадагаскаре и Шри-Ланке,  произрастает в местах с сильно засушливым климатом. Вспомните и объясните, как кактусы приспосабливаются к перенесению засухи?

3 задача.  Сегодня на плане Земля ежегодно по причине пожаров уничтожаются миллионы гектаров лиственных и хвойных лесов. После вырубки леса исчезают  произрастающие в лесах мхи и папоротники. Объясните, почему?

Экология – это наука о ________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Среды жизни

   

 

Стр.3 «Взаимодействия»

Рубрика «Гость номера»

Экологические факторы

Примеры

Абиотические

Биотические

Антропогенные

Закон экологического минимума -________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стр.4 «Творческая страница фотографа»

Экосистема – это________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Коллаж «Экосистема»

Стр.5 «Что есть что? Кто есть кто?»

Видовая структура – это_________________________________________

_______________________________________________________________

Морфологическая структура – это________________________________

_______________________________________________________________

Трофическая структура_________________________________________

_______________________________________________________________

Пищевая цепь – это_____________________________________________

_______________________________________________________________

Автотрофы____________________________________________________

Гетеротрофы___________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Консументы____________________________________________________

_______________________________________________________________

Редуценты_____________________________________________________

_______________________________________________________________

Орел, стремясь из-под небес стрелою, грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца, должна, кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице-сове, средь ночи темной, не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка, не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживленный, вползая вверх, цветок съедает сонный".

Ч.Дарвин

……………..        ………………….        ……………..

……………..        ………………….        ………………

Стр.6 «Эти загадочные пирамиды» Рубрика  «Минута мысли»

Правило 10%: __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача: зная правило 10 процентов (правило экологической пирамиды), рассчитайте, сколько понадобится фитопланктона, чтобы вырос один кит весом 150 тонн?

                           (пищевая цепь: фитопланктон---зоопланктон---кит)

Решение:

Стр.7 «Спрашивали-отвечаем»

«Лови ошибку»: Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, напишите правильный ответ.

1. Экосистема – это  биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.

2. Экосистемы, сформированные в результате хозяйственной деятельности человека, –  это агроценозы.

3. Все экологические факторы, действующие на организмы подразделяются на биотические, геологические и антропогенные.

4. Первым звеном пищевой цепи являются продуценты.

5. Консументы второго порядка питаются растительной пищей.

6. Продуценты в темновой фазе фотосинтеза образуют молекулы АТФ.

7. Редуценты разрушают органические вещества, образованные только консументами, до неорганических.

 

  1. усвоить основные понятия и законы темы;
  2. изучить материал учебника;
  3. овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений;
  4. научиться выполнять опыты;
  5. научиться решать экологические задачи;
  6. научиться решать проблемные задачи;
  7. подготовиться к контрольной работе по теме