Урок биологии " Предмет и задачи экологии.Экологические факторы среды."
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Пуклакова Ольга  Викторовна

урок  биологии в  11 классе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

11 класс

Биология

Тема урока: Предмет и задачи экологии.Экологические  факторы среды.

Цель:   дать представление об основных задачах экологии и о том, что такое экология; учащиеся должны знать экологические факторы и их взаимодействия; продолжить воспитывать в учащихся убеждение, что в природе всё связано со всем;  

 развитие умения самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письмен-

ной форме.

Тип урока :комбинированный.

Оборудование : тексты, карточки с вопросами, таблицы, рисунки, комнатные растения.

Ход урока:

 1. Актуализация знаний. Проверка знаний ( фронтально).

  тема, которую мы сегодня будем изучать, безусловно , не является для вас абсолютно новой, многое вам известно.

Например:

  1. Что такое вид?
  2. Что такое популяция?
  3. Что такое природа?
  4. Почему необходимо ее беречь?

Итак, мир, который нас окружает,- это природа, живая и неживая.

Нас интересует мир живой природы, мир организмов, которые в природе не существуют изолированно друг от друга и от мира неживой природы.

На  доске:

1- Картинки природы, изображения животных

2- (схема)Особь –> популяция –> вид –> сообщество-> биосфера

 уровни организации живой природы

(робота по схеме)

 Особи одного вида образуют популяции- группировки, населяющие определенную территорию.

 Популяции разных видов, занимающие определенный участок ( например, озеро, луг, лес), образуют сообщество.

  Сообщество в совокупности с неживыми компонентами среды, с которыми оно взаимодействует ( свет,  почва, вода, климат), составляют экосистему.

Оболочка Земли, населенная живыми организмами,образуютбиосферу.

 И вы, конечно, помните, что мир природы организован по уровням.

- Каким?

(Организменному, популяционно-видовому и экосистемному.)

Все эти объекты и изучает экология.

Цель: познакомить уч-ся с основными задачами экологии и о том, что такое экология; познакомимся с экологическими факторами и их взаимодействиями

 Изучение нового материала:.

Беседа по вопросам, предположения уч-ся, выводы, записи.

  1. Что такое экология? (Греч.Oicos- дом, убежище,logos- наука, учение. Наука – о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей  их неживой природой).
  2. Кто ввел в научный обиход этот термин? (см.доп.инф.) ( термин экология ввел в научный обиход немецкий зоолог и эволюционист, последователь Ч.ДарвинаЭ.Геккель).

      3.   В каком году? (в 1868 году)

      4. Каковы задачи экологии? (1. изучить закономерностиразмещения живых организмов в пространстве,2.  изменение численности организмов, поток энергии через живые системы и круговорот веществ, происходящих при участии живых организмов).

      5.  Найдите более узкие направления науки экология?(см.доп.инф.)

 (Аутэкология- экология особей, греч.autos- сам; популяционная экология –изучает состав и структуру популяции, ее размещение в пространстве и динамику численности; экология сообществ- исследует видовой состав сообществ; экология растений; экология животных; экология микроорганизмов; палеоэкология- занимается реконструкцией древних сообществ, изучает их эволюцию и т.д.)

       6.    Что такое экологические факторы среды? (Это любой компонент среды, способный оказывать влияние на организм).

7. Закончите схему(сам. раб.  стр244 – экологические факторы)

                    Экологические факторы

                               (привести примеры)

 8.Что называется условиями среды?   (Изменяющиеся во времени и пространстве абиотические факторы среды, на которые организмы реагируют по- разному в зависимости от их силы).        

9. проблемы экологии. 

-глобальные(примеры см тетрадь)

- региональные

- локальные.

10 Биологический оптимум. – наиболее подходящее сочетание абиотических и биотических факторов, оптимальное для роста , развития и размножения организма.

Черные сотрешь ли, человек?

  1. Закрепление полученных знаний. Работают по вопросам нового материала(вопрос №3 стр 245)

стихотворение Плотникова “Черные пятна”: 

Океан седой гремит набатом

Он таит обиду в глубине,

Черные раскачивая пятна

На крутой, разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,  

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету…

  1. Индивидуальное задание: подготовить сообщения : «Взаимоотношения между организмами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет и задачи химии

"Предмет и задачи химии" - это первый урок по химии в 8 классе. Цель урока - формирование представлений о химии как науке, о предмете ее исследования - веществах и их превращениях и о главной задаче х...

Организм и среда. Предмет и задачи экологии.

Тип урока: урок изучения нового материалаМетоды: словесный, беседа, практический.Форма организации учебной деятельности; групповая, фронтальная, самостоятельнаяОборудование:...

Урок информатики в 9 классе по теме «Решение задач в программной среде КуМир»

Вашему вниманию на конкурс «Мой лучший урок» по естественно – научному направлению представлен урок информатики в 9 классе по теме «Решение задач в программной среде КуМир». Урок разработан по У...

Рабочая программа элективного предмета "Решение задач части С" в 11классе физико-математического профиля на 2014-2015

Данная работа содержит программу элективного предмета "Решение задач части С" для 11 класса...

Презентация по экологии 5 класс. Тема: "ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ".

Цель: Формирование представление об экологии как науке о взаимодействии живых организмов с окружающей средой.Задачи: Познакомить учащихся с задачами экологии, показать её место в системе других биолог...

Методическая разработка. Коммуникационные задачи проектируемой образовательной среды. Проект ""Да

Коммуникационные задачи проектируемой образовательной среды. Проект ""Да...

Использование методики «Task-Based Learning (Обучение на основе задач)» в общеобразовательной среде.

Статья рассматривает методику "Task-Based Learning" (обучение на основе задач) и ее применение в общеобразовательной среде. В ней освещаются основные принципы и преимущества данного подхода ...