Урок информатики в 9 классе по теме «Решение задач в программной среде КуМир»
учебно-методический материал (информатика и икт, 9 класс) по теме

Мухина Ирина Анатольевна

 Вашему вниманию на конкурс «Мой лучший урок» по естественно – научному направлению представлен урок информатики в 9 классе по теме «Решение задач в программной среде КуМир». Урок разработан по УМК Д.Н. Угриновича (8 класс 1 час в неделю, 9 класс 2 часа в неделю). Урок проводился в рамках областного конкурса «Учитель года» в 9 классе гимназии № 10 города Мурманска.

Данный урок является последним из 19 уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором обобщаются и систематизируются знания учащихся об исполнителе, СКИ, отрабатываются навыки работы в среде программирования КуМир. Обеспечивается усвоение учащимися основных алгоритмических конструкций. На предыдущих уроках было введено и отработано понятие алгоритма, рассмотрены базовые алгоритмические структуры: линейного, циклического алгоритмов, алгоритма ветвления и вспомогательного алгоритма.

Урок проводится в общеобразовательном классе из 12 человек (одна группа). Класс неоднородный по образовательным способностям. Чтобы провести обобщение материала и охватить несколько видов исполнителей  ребята были разделены группы. Деление на группы проводилось на уроке по желанию детей, но возможны варианты дифференцирования заданий и распределение учащихся по уровням подготовки. Подобная организация урока позволяет активно вовлечь учащихся в учебный процесс, увеличить плотность урока, способствует развитию коммуникативных  УУД.

На уроке применяются элементы современных педагогических технологий:  проблемного обучения, информационно-коммуникационных, личностно ориентированных, здоровьесберегающих, групповой работы, дифференциации и индивидуализации обучения.

Тип урока – урок обобщения.

Вид урока: комбинированный

Структура урока – традиционная с элементами проблемной технологии.

Формы учебной работы учащихся: фронтальная, групповая работа, индивидуальная работа за компьютером

Методы: словесные, наглядные, практические

Цели урока:

Предметные:

„ Обобщить и систематизировать знания учащихся о понятии исполнитель, СКИ

„ Отработать навыки составления и выполнения простых программ в программной среде КуМир

„ Обеспечить усвоение учащимися основных алгоритмических конструкций

Метапредметные:

„ Развивать логическое и алгоритмическое мышление

„ Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.

„ В процессе обучения, кроме привычных предметных учебных действий, формирую следующие блоки Универсальные Учебные Действия:

Личностные:

„ Воспитание ответственности за выполняемую работу

„ Воспитывать умение слушать других и принимать совместное решение

Оборудование урока:

Компьютерный класс с установленной на каждом компьютере учащегося программой КуМир, мультимедийный проектор, интерактивная доска,.

Дидактическое обеспечение урока:

Карточки с заданием, презентация для интерактивной доски, папка с заданием на рабочем столе компьютеров для работы обучающихся, ссылка на ментальную карту

Список литературы

Угринович Н.Д.

Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008. – 295 с. : илл.

Интернет – ресурсы

1.      Ментальная карта. URL: http://sorvin.ru/=43w

2.      Материалы для видеофильма. URL:

·         http://sorvin.ru/=43x

·         http://sorvin.ru/=43y

·         http://sorvin.ru/=43z

·         http://sorvin.ru/=440

·         http://sorvin.ru/=441

·         http://sorvin.ru/=442

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon mukhinaia.zip2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Мухина Ирина Анатольевна Учитель информатики

МОУ СОШ №5 г. Апатиты Мурманской области

 Пояснительная записка

Вашему вниманию на конкурс «Мой лучший урок» по естественно – научному направлению представлен урок информатики в 9 классе по теме «Решение задач в программной среде КуМир». Урок разработан по УМК Д.Н. Угриновича (8 класс 1 час в неделю, 9 класс 2 часа в неделю). Урок проводился в рамках областного конкурса «Учитель года» в 9 классе гимназии № 10 города Мурманска.

Данный урок является последним из 19 уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором обобщаются и систематизируются знания учащихся об исполнителе, СКИ, отрабатываются навыки работы в среде программирования КуМир. Обеспечивается усвоение учащимися основных алгоритмических конструкций. На предыдущих уроках было введено и отработано понятие алгоритма, рассмотрены базовые алгоритмические структуры: линейного, циклического алгоритмов, алгоритма ветвления и вспомогательного алгоритма.

Урок проводится в общеобразовательном классе из 12 человек (одна группа). Класс неоднородный по образовательным способностям. Чтобы провести обобщение материала и охватить несколько видов исполнителей  ребята были разделены группы. Деление на группы проводилось на уроке по желанию детей, но возможны варианты дифференцирования заданий и распределение учащихся по уровням подготовки. Подобная организация урока позволяет активно вовлечь учащихся в учебный процесс, увеличить плотность урока, способствует развитию коммуникативных  УУД.

На уроке применяются элементы современных педагогических технологий:  проблемного обучения, информационно-коммуникационных, личностно ориентированных, здоровьесберегающих, групповой работы, дифференциации и индивидуализации обучения.

Тип урока – урок обобщения.

Вид урока: комбинированный

Структура урока – традиционная с элементами проблемной технологии.

Формы учебной работы учащихся: фронтальная, групповая работа, индивидуальная работа за компьютером

Методы: словесные, наглядные, практические

Цели урока:

Предметные:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о понятии исполнитель, СКИ
  • Отработать навыки составления и выполнения простых программ в программной среде КуМир
  • Обеспечить усвоение учащимися основных алгоритмических конструкций

Метапредметные:

  • Развивать логическое и алгоритмическое мышление
  • Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
  • В процессе обучения, кроме привычных предметных учебных действий, формирую следующие блоки Универсальные Учебные Действия:

Личностные:

  • Воспитание ответственности за выполняемую работу
  • Воспитывать умение слушать других и принимать совместное решение

Оборудование урока:

Компьютерный класс с установленной на каждом компьютере учащегося программой КуМир, мультимедийный проектор, интерактивная доска,.

Дидактическое обеспечение урока:

Карточки с заданием, презентация для интерактивной доски, папка с заданием на рабочем столе компьютеров для работы обучающихся, ссылка на ментальную карту

Список литературы

Угринович Н.Д. 

Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008. – 295 с. : илл.

Интернет – ресурсы

  1. Ментальная карта. URL: http://sorvin.ru/=43w 
  2. Материалы для видеофильма. URL:

На уроке нет проверки домашнего задания, что соответствует условиям конкурса: учитель встречается с детьми впервые.

Особое внимание уделяется повторению и закреплению ранее изученного материала. Для актуализации знаний использован на интерактивной доске прием «скрытого текста» и инструмент «ластик». Это позволило привлечь, сконцентрировать и удерживать внимание учащихся в течение всего этапа актуализации знаний. Ускорился темп урока.

Фрагмент видеофильма позволяет учащимся увидеть своими глазами горно-обогатительный комбинат, услышать из интервью с начальником ГОКа о востребованности определенных профессий. Видеофрагмент стимулирует мыслительную деятельность учащихся, готовит их к активному целеполаганию, позволяет вызвать положительные эмоции и мотивацию к изучению, обобщению материала и связать теоретический материал с практическим применением. Актуальность материала еще и в том, что более 50% трудоспособного населения трудится на различных участках АО «Апатит», а теперь и на ЗАО Северо-Западной Фосфорной Компании.

Предлагается задуматься о выборе будущей профессии и попробовать свои силы в качестве программиста в одной из трех профессий.

Чтобы провести обобщение материала и охватить несколько видов исполнителей  ребята были разделены на группы: три бригады. На столе при входе в класс, учащимся предлагалось выбрать бейдж (картинки разные, но различия сразу не видны, так как бейджи выполнены в едином стиле). Деление произошло случайным образом, но возможны варианты дифференцирования заданий и распределение учащихся по уровням подготовки.

Далее происходит распределение обязанностей в группе (самостоятельно без участия учителя):

- выбирают бригадира

назначают ответственных:

- за решение задачи разными способами

- за выбор рационального решения

- за публикацию результатов решения задачи в сети

- за построение ментальной карты

- за проведение защиты проекта

- за заполнение и сдачу табеля учета рабочего времени своей бригады

Подобная организация урока позволяет активно вовлечь учащихся в учебный процесс, увеличить плотность урока, способствует развитию коммуникативных УУД.

Погружение в ролевую игру наложило отпечаток и на физминутку, которую необходимо проводить по требованиям СанПина. Вместо слов физультминутка из динамика прозвучала бодрая музыка и слова диктора, о необходимости всем сотрудникам прерваться и начать выполнение производственной гимнастики, а бригадирам – проконтролировать процесс выполнения.

Промежуточные результаты в конце практической работы, позволили каждой группе подвести промежуточные  итоги, осмыслить выполненные  знания с новой позиции. Обобщение материала позволило выполнить построение ментальной карты. Коллективное обсуждение, отбор наиболее значимых элементов в изученной теме – формирует у учащихся коммуникативные УУД.

В конце практической работы, результаты были выведены на доску с использованием программы RAdmin. Класс мог, не отходя от компьютеров, оценить работу свою и своих товарищей.

Итогом практической работы каждой бригады являются следующие объекты: ментальная карта, решение задачи в сети, презентация решения задачи, вопросы другой бригады и ответы на них, оценка работы каждого члена бригады и заполненный табель учета рабочего времени.

Когда задания были сделаны, дети получили возможность обсудить решения задач, задать вопрос другой бригаде на понимание решения, предложить более рациональное решение.

В самом конце урока в качестве рефлексии был задан вопрос: «Нужно ли так много времени изучать программирование и нужно ли оно в жизни?», «Кто из ребят заинтересовался предложенными профессиями?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок в 9 классе по теме "Решение задач на смеси и сплавы"

Бинарный урок математика-химия в 9 классе по теме "Решение задач на смеси и сплавы"....

Презентация к уроку для 6 класса по теме: "Решение задач с помощью уравнений"

Презентация к уроку для 6 класса по теме: "Решение задач с помощью уравнений" к учебнику Никольского "Арифметика" 6 класс...

Урок в 9 классе по теме "Решение задач с циклом Repeat"

Проект урока выстраивался с учетом особенностей класса.  Учебные возможности учащихся выше средних, ученики  увлечены предметом информатика,  обладают  организаторскими навыками и ...

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в т...

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

План-конспект урока информатики 10 класс на тему: "Работа с объектами в среде Microsoft PowerPoint"

План-конспект урока информатики 10 класс на тему: "Работа с объектами в среде Microsoft PowerPoint"...

Презентация к уроку геометрии 8 класс на тему: "Решение задач по теме "Параллелограмм"

Разбор свойства биссектрисы, проведенной в параллелограммеСвойство биссектрис в араллелограмме, проведенных из вершин, прилежащих к одной стороне...