Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине ОДП 03 Биология Тема: «ПОТОК ЭНЕРГИИ И ЦЕПИ ПИТАНИЯ В ЭКОСИСТЕМАХ»
методическая разработка по биологии (11 класс)
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения практического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.
Эта тема занимает очень важное место в курсе экологии. В ходе изучения темы формируются одни из основных экологических понятий. Понять закономерности продуцирования биологического вещества в биогеоценозах, потоки энергии и круговорот веществ, обеспечивающие функционирование экологических систем, невозможно только на теоретических занятиях. Это происходит гораздо лучше в процессе решения ситуационных задач на практическом занятии.
Таким образом, тема занимает важное место в курсе «Общая биология» помогает лучше осознать всю сложность и разнообразие жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 271.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кыштымский филиал
ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»
Методическая разработка
практического занятия для преподавателя
по дисциплине ОДП 03 Биология
Тема: «ПОТОК ЭНЕРГИИ И ЦЕПИ ПИТАНИЯ
В ЭКОСИСТЕМАХ»
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»
Составил: преподаватель Зорина Т.Ф.
2020
Тема: «ПОТОК ЭНЕРГИИ И ЦЕПИ ПИТАНИЯ В ЭКОСИСТЕМАХ»
Методическое пояснение
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения практического занятия, содержит для этого все необходимые материалы.
Эта тема занимает очень важное место в курсе экологии. В ходе изучения темы формируются одни из основных экологических понятий. Понять закономерности продуцирования биологического вещества в биогеоценозах, потоки энергии и круговорот веществ, обеспечивающие функционирование экологических систем, невозможно только на теоретических занятиях. Это происходит гораздо лучше в процессе решения ситуационных задач на практическом занятии.
Таким образом, тема занимает важное место в курсе «Общая биология» помогает лучше осознать всю сложность и разнообразие жизни.
Мотивация
Тема актуальна, так как экология жизненно важная для человека наука. Человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремился внести эту гармонию в свою жизнь. Это желание стало особенно острым лишь сравнительно недавно, после того как сделались очень заметными последствия неразумной хозяйственной деятельности, приводящие к разрушению природной среды.
Из-за экологической безграмотности или в погоне за сиюминутной выгодой многие не хотят задумываться о будущем, главное для них — получить больше сегодня. Людей не тревожит, что рано или поздно природа предъявит им свой счёт. И расплата может быть очень тяжелой. Уже сейчас в некоторых районах нашей страны жители обеспокоены не столько охраной природы, сколько восстановлением нормальных условий жизни. Но чтобы восстановить природную среду, необходимо знать законы, по которым она развивается. Знания основ экологии помогут разумно строить свою жизнь и обществу, и отдельному человеку.
Методическая цель занятия: решение ситуационных задач как средство закрепления и углубления знаний
Цели занятия:
1. Дидактические:
— закрепление знаний, полученных на теоретических занятиях;
— прослеживание возможностей использования экологических знаний в практической деятельности человека.
2. Развивающие:
— развитие основных экологических понятий: экосистема, биогеоценоз и т.д., путем решения ситуационных задач;
— развитие способностей анализировать, обобщать, делать выводы.
3. Воспитательные:
— стремление воспитать аккуратность, точность, дисциплинированность;
— способствование воспитанию бережного отношения к окружающей среде.
Место проведения занятия: кабинет №407.
Межмодульные и междисциплинарные связи
Связи | ПМ, дисциплина | МДК | Тема занятия, курса |
Предшествующие | Биология (школьный курс). | Ботаника. Зоология. Экология. | |
География (школьный курс) | географические регионы | ||
Сопутствующие | ОДБ 06 Математика | математические расчеты, вычисление % от числа, пирамиды | |
ОДБ 05 Обществознание | Общество и окружающая среда. Глобальные проблемы. | ||
Последующие | ОП 06 Основы микробиологии и иммунологии | Экология микроорганизмов. | |
ОП 05 Гигиена и экология человека | Введение. Законы экологии. |
Внутридисциплинарные связи
Связи | МДК и темы курса | Темы занятий |
Предшествующие | «Среда обитания. Факторы среды»; «Сообщество, экосистема, биогеоценоз»; «Поток энергии и вещества в экосистемах. Смена экосистем»; | |
Последующие | «Применение экологических знаний в практической деятельности человека». Глобальные экологические проблемы. «Заключительно-обобщающий урок». |
Оснащение: учебники, методические указания для студентов, карточки - задания для контроля знаний, презентация, мультимедийная установка.
Методы обучения:
1 уровень: М – объяснительно – иллюстрированный; МП – словесные (рассказ, лекция, беседа);
Наглядные (иллюстрация, демонстрация презентации);
2, 3 уровни: М – репродуктивный;
МП – ответы на вопросы, обсуждение ответов товарищей, решение ситуационных задач.
М – проблемное изложение; МП – постановка проблемы.
Формируемые общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством потребителями;
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий;
ОК 12. Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности;
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Студенты должны уметь: оперировать основными экологическими понятиями, уметь решать ситуационные задачи по экологии, находить связь экологических знаний с практической деятельностью человека.
Студенты должны знать экологические понятия: экосистема, биогеоценоз, компоненты биогеоценоза (продуценты, консументы, редуценты), сеть питания, цепь питания, правило экологической пирамиды.
Внеаудиторная работа
Вид задания | Часы | Методические указания | Цель |
Сообщение на тему: «Биогеоценоз: смешанный лес», «Смена экосистем». | 1 | Найдите данные темы в интернете, познакомьтесь, подготовьте сообщение. | Расширение кругозора. Реализация ОК 4 |
Литература:
Основные источники:
1. Биология для медицинских колледжей и училищ. Р.Г.Заяц, В.Э.Бутвиловский. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2018.
Дополнительные источники:
1. Общая биология, под редакцией академика Д.К. Беляева. М.: «Просвещение», 2011.
2.Сорокина Л.В.Тематические зачеты по биологии. М.; Творческий центр «Сфера», 2003.
З. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология, Дрофа, М.; 2002.
Хронологическая карта занятия 90 мин.
Этап | Время | Содержание | Цель | Методы и средства | Реализация ОК | Приложения | |
Действия преподавателя | Действия обучающихся | ||||||
1. Орг. момент. | 2 мин. | Приветствую студентов, проверяю готовность аудитории и группы к занятию, отмечаю отсутствующих | Встают, молча, приветствуют преподавателя. Староста называет отсутствующих (если такие будут). | Установка на работу | Словесные | 2, 6, 12 | |
2. Цели и план занятия | 3 мин. | Называю тему занятия, раздаю «Методические указания для студентов», знакомлю с целями и планом занятия. Объясняю, как будет оцениваться работа студентов (работа на уроке + выполнение контрольного задания). Привлекаю студентов к мотивированию изучения данной темы. | Записывают в тетрадях число, № и тему занятия, цели; слушают преподавателя. Высказывают своё мнение о том, почему важно изучение данной темы ещё и на практическом занятии. | Организация обратной связи, настройка на работу на занятии. | Словесные: беседа | 2, 6, 12 | |
3. Проверка знаний по теме: «Членистоногие, вредящие здоровью человека» | 15 мин. | Проводится письменная проверочная работа по вариантам. Раздаю варианты заданий, объясняю требования к выполнению работы, контролирую ход работы. | Слушают преподавателя, при необходимости задают вопросы, выполняют задания, сдают работы по требованию преподавателя. | Проверка и оценка знаний по теме. | Письменная работа | 2, 13 | Приложение №0 |
4. Проверка исходного уровня знаний | 10 мин. | Задаёт вопросы, уточняет ответы, исправляет ошибки, привлекает всех студентов к обсуждению. Вопросы для обсуждения: 1.Что такое экосистема? 2.Что такое биогеоценоз? 3. Приведите примеры биогеоценозов. 4. Назовите компоненты биогеоценозов. 5.Что такое цепь питания? 6.Что такое сеть питания? 7. В чём суть правила экологической пирамиды? | Отвечают на вопросы устно, дополняют ответы друг друга. | Проверка и оценка знаний студентов, способствование формированию компетенций, умения слушать и слышать. Способствование развитию мышления. Это важно для выявления «пробелов» в знаниях, более успешного решения задач. Лучше, если ошибки или неточности будут исправлять студенты по просьбе преподавателя. | Устный опрос. | 2, 6, 7, 12 | Приложение №3 |
5. Самостоятельная работа под руководством преподавателя | до 45 мин | Организует работу студентов, помогает в работе, оценивает её (предварительно), исправляет ошибки, настраивает на успех, отвечает на возможные вопросы студентов. | Студенты по очереди решают задачи у доски, остальные — в тетрадях, при необходимости исправляют ошибки отвечающего, дополняют пояснения к решению задач. | Реализация дидактических целей урока (смотри выше). В ходе решения задач формируются понятия, закрепляются знания. Студенты учатся анализировать, обобщать, делать выводы, видят примеры связи науки с жизнью, практической деятельностью человека; глубже понимают взаимосвязи, существующие в природе, закономерности продуцирования биологического вещества в биогеоценозах. Такая организация работы позволяет каждому студенту проявить свои способности и показать знания у доски или на рабочем месте. | Репродуктивный метод: решение задач. Словесные: беседа | 6, 7, 12 | Приложение №1 |
6. Контрольная проверка знаний. * | 10 мин | Раздаёт карточки-задания, делает пояснения, собирает работы, проверяет их (во внеурочное время). | Выполняют задания на отдельных листочках письменно, сдают работы по истечении времени. | Проверка усвоения материала. Работа позволяет проконтролировать уровень усвоения знаний. Содержит задания двух уровне сложности: — воспроизведение знаний (дать определение); — творчески-воспроизводящие (решите задачу). | Письменная работа | 2, 12 | Приложение №2 |
Подведение итогов занятия | 3 | Преподаватель отмечает активность студентов, называет основные ошибки, выставляет оценки с учётом набранных баллов и оформленных тетрадей. Задаёт вопросы, что понравилось - не понравилось на уроке. | Слушают преподавателя, задают вопросы, дают оценку уроку. | Подведение итогов, выявление трудных вопросов. | 6 | ||
Задание на дом | 2 | Называю и поясняю домашнее задание. | Записывают домашнее задание, задают при необходимости вопросы, выбирают тему для сообщения. | Подготовленное домашнее задание, сообщение создадут залог успеха на будущем занятии. | 2, 3, 4. | «Методические указания для студентов» | |
*Примечание
Контрольную проверку знаний можно и не проводить, если студенты показали высокий уровень исходных знаний, все активно и самостоятельно решали задачи. В таком случае знания студентов оцениваются по ходу выполнения работы, а время, отведенное на контроль знаний посвятить решению задач. Или оценить «автоматически» наиболее отличившихся студентов, а для остальных провести контроль знаний.
Приложение №0
ВАРИАНТ I | ВАРИАНТ II |
1. Медицинская арахнология — это… 2. Наиболее опасен для человека из ядовитых паукообразных: а) тарантул; б) скорпион; в) каракурт. 3. Клещевым энцефалитом человек заражается: а) через коровье молоко; б) через укус зараженного клеща; в) через укус зараженного москита. 4. Какие насекомые относятся к механическим переносчикам возбудителей болезней: а) тараканы; б) вши; в) мухи; г) блохи. 5. Зараженность человеческими вшами носит название: а) педикулез; б) фтириаз; в) карбункулез. 6. Какой вред приносят человеку комары: а) … б) … в) … 7. Как человек заражается фтириазом? Профилактика фтириаза. | 1. Медицинская энтомология — это… 2. Действие яда скорпиона на человека: а) судороги, бред, смертельный исход; б) жжение и отек пораженной области; в) головная боль, общая слабость. 3. У половозрелых клещей есть: а) 3 пары ходильных конечностей; б) 4 пары ходильных конечностей; в) хитиновый покров. 4. Каких насекомых относят к постоянным кровососущим паразитам человека: а) вши; б) москиты; в) комары. 5. Зараженность лобковыми вшами носит название: а) педикулез; б) фтириаз; в) описторхоз. 6. Какой вред приносят человеку москиты: а) … б) … в) … 7. Как человек заражается педикулезом? Профилактика педикулеза. |
Приложение №1
Решить задачи № 1-5
Задача №1
1. Дать название экосистеме, в состав которой могут войти данные виды животных и растений.
2. С помощью стрелок укажите взаимосвязи, которые могут существовать между данными видами в природе (кратко пояснить)
Задача №2
1. Достройте схему пищевых взаимоотношений в смешанном лесу, поместив в соответствующие графы схемы названия организмов, поедающих друг друга (бактерии, заяц, кузнечик, ящерица, травянистые растения, мышь, змея, коршун).
2. В чём отличие сети питания от цепи питания?
3. Какое практическое значение имеет метод определения сетей питания в биогеоценозах, широко используемый экологами?
Приложение №1
Задача №3
Самка нетопыря-карлика, одного из видов летучих мышей, питающихся ночными растительноядными насекомыми и весящая всего около 5г, рождает двух детёнышей массой 1г каждого. За три или четыре недели выкармливания детёнышей молоком вес каждого достигает 4,5г.
На основании правила экологической пирамиды определите, какую массу насекомых должна истребить самка за это время, чтобы выкормить потомство. Чему равна масса растений сохраняющихся за счёт истребления самкой растительноядных насекомых?
Задача №4
Какое количество растительной биомассы сохраняет одна особь гигантской вечерницы (один из видов летучих мышей, обитающих в России и занесённый в красную книгу РФ), весящей около 50г и питающейся крупными жуками-носорогами (также занесены в Красную книгу РФ)?
Чем обусловлена особая уязвимость данной пищевой цепи?
Задача №5
Известно, что в Африканской саванне богатый травянистый покров, там обитают стада антилоп и других травоядных животных, за которыми охотятся львы.
- Составьте одну из цепей питания в саванне.
- Какое звено данной цепи питания будет иметь большую массу и почему? Как вы назовёте эту важную закономерность?
- Объясните, почему цепи питания так коротки?
Приложение №1а
Эталоны решения задач
Задача № 1.
Стрелками показаны взаимосвязи, которые существуют между видами в природе. В первую очередь это пищевые отношения:
- хищник - жертва (лиса - мышь, сова - заяц и т.д.);
- паразит - хозяин (комар - мышь, комар - заяц);
- травоядные животные - растения (земляника - мышь).
А также другие отношения: конкуренция, возможность укрыться в листве и т.д. и т.п.
Если посмотреть на схему, то увидим сложное переплетение пищевых отношений - пищевую сеть.
Задача №2
Продуценты | Потребители 1 порядка | Потребители 2 порядка | Потребители 3 порядка |
Травянистые растения | Кузнечик | Ящерица | |
Мышь | Коршун | ||
Заяц | Змея |
Бактерии
Отличие сети питания от цепи питания заключается в том, что сеть питания отражает все сложные пищевые отношения, складывающиеся в биогеоценозах (вся схема), а цепь питания - путь передачи энергии и вещества (прямая линия - маршрут) с одного трофического уровня на другой (от звена к звену).
Примеры цепей питания в этой схеме:
-травянистые растения - мышь - коршун (3 звена);
-травянистые растения - мышь - змея - коршун (4звена) и другие.
Метод определения сетей питания широко используется экологами и имеет большое практическое значение, так позволяет спрогнозировать возможные нарушения цепей питания, при необходимости (когда речь идет о редких и исчезающих видах) скорректировать их.
Задача 3.
1. Составляем цепь питания
растения - ночные растительноядные - самка нетопыря - детеныши - карлика
1 2 3 4
2. Каждый из птенцов прибывает на 3,5г., вместе на 7г.
3. Используя правило экологической пирамиды (в расчет берем 10% от предыдущего уровня), производим расчеты. Детеныши находятся на четвертом трофическом уровне пирамиды.
7000г. - 700г. - 70г. - 7г.
1 2 3 4
Ответ: самка нетопыря-карлика истребить 700г ночных растительноядных насекомых для выкармливания потомства. Масса сохранившихся растений равна 7000г.
Задача 4.
1. Составляем цепь питания.
растения - жуки-носороги - гигантская вечерница
1 2 3
2. Используя правило экологической пирамиды, производим расчеты
5000г. 500г. 50г.
Ответ: одна особь гигантской вечерницы, питающаяся жуками-носорогами, сохранит 5000 г. растительной биомассы. Особая уязвимость данной пищевой цепи обусловлена тем, что оба вида занесены в Красную книгу, т.е. являются редкими, вымирающими.
Задача №5.
1. Составляем одну из цепей питания в саванне.
растения - антилопы - львы
1 2 3
2. Первое звено (растения) в данной цепи питания будет иметь большую массу в соответствии с правилом экологической пирамиды. Эта закономерность называется - пирамида биомассы.
3. Цепи питания так коротки, потому что в саванне достаточно благоприятные условия для антилоп, а у львов практически нет естественных врагов.
Приложение №2
Вариант №1
1. Дайте определение:
— продуценты;
— цепь питания;
— экосистема
2. Решите задачу:
На основании правила экологической пирамиды определите, сколько потребуется травы. Чтобы вырос один орёл весом 5 кг?
Вариант №2
1. Дайте определение:
— консументы;
— правило экологической пирамиды;
— биогеоценоз
2. Решите задачу:
На основании правила экологической пирамиды определите, сколько потребуется планктона, чтобы вырос один медведь весом 300кг?
Приложение №2а
Эталоны ответов к контрольным заданиям.
ВАРИАНТ №1.
1.Определения смотри в словаре (приложение №4).
2. Решение задачи.
- Составляем цепь питания:
Трава — мыши — змеи — орел
1 2 3 4
- Используя правило экологической пирамиды, производим расчеты:
5000кг — 500кг — 50кг — 5кг.
Ответ: для того, чтобы вырос 1 орел весом 5кг. потребуется примерно 5000кг травы.
ВАРИАНТ №2.
1 .Определения смотри в словаре (приложение№4).
2.Решение задачи.
- Составляем цепь питания:
планктон — мелкая рыба — крупная рыба — медведь
1 2 3 4
- Производим расчеты согласно правилу экологической пирамиды:
300000кг — 30000кг — 3000кг — 300кг.
Ответ: чтобы вырос один медведь весом 300кг. потребуется примерно 300000кг планктона.
Приложение №3
СЛОВАРЬ
1. Биогеоценоз - устойчивая, саморегулирующаяся экологическая система, состоящая из растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом и с элементами неживой природы.
2. Консументы (потребители) - гетеротрофные организмы, потребляющие органические вещества.
3. Правило экологической пирамиды - продуктивность последующего трофического уровня составляет не более 5 - 20 % от продуктивности предыдущего.
4. Продуценты - автотрофные организмы, производящие органические вещества в результате фотосинтеза.
5. Редуценты (деструкторы) - организмы, разрушающие органические вещества и превращающие их, в конечном счете, в неорганические.
6. Сеть питания - соединение цепей питания (член одной цепи питания является членом другой).
7.Трофические уровни - звенья цепи питания (растения - растительноядные - хищники).
8. Цепь питания - путь, по которому происходит превращение энергии Солнца в энергию органических веществ автотрофных организмов, затем растительноядных гетеротрофов и далее хищников.
9. Экосистема - это совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом.
Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж» Методические указания для студентов к практическому занятию №17 по биологии. Тема «Поток энергии и цепи питания в экосистемах» Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» Преподаватель Зорина Т.Ф. 2020 |
Методические указания для студентов
Практическое занятие № 17
Тема: «ПОТОК ЭНЕРГИИ И ЦЕПИ ПИТАНИЯ В ЭКОСИСТЕМАХ»
Мотивация: эта тема является очень важной для понимания взаимоотношений в биогеоценозах, усвоения курса экологии. Решая задачи, вы поймете и лучше запомните экологические понятия. Вопросы, изучаемые в теме, включены в экзаменационные материалы по биологии.
Цель занятия:
Закрепление знаний, полученных на теоретических занятиях, с помощью решения ситуационных задач.
Студенты должны уметь: оперировать основными экологическими понятиями, уметь решать ситуационные задачи по экологии, находить связь экологических знаний с практической деятельностью человека.
Студенты должны знать экологические понятия: экосистема, биогеоценоз, компоненты биогеоценоза (продуценты, консументы, редуценты), сеть питания, цепь питания, правило экологической пирамиды.
Изучение темы должно способствовать формированию общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством потребителями;
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий;
ОК 12. Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности;
Ход самостоятельной аудиторной работы
Последовательность действий (что делать) | Способ действий (как делать) | Чем воспользоваться |
1. Ответить на вопросы | Устно | Приложением №1, знаниями. |
2. Решите задачи №1 – 5. | Условия задач перепишите в тетрадь, схему (если она имеется) перечертите и письменно выполните задания. Вы должны уметь ответить на дополнительные (уточняющие) вопросы преподавателя. | Приложением №2, знаниями, полученными на теоретических занятиях. |
3. Выполните самостоятельную работу на оценку. | Работа выполняется на отдельном листе письменно. | Карточкой с заданиями, знаниями, авторучкой. |
Домашнее задание: подготовить сообщения по теме: «Окружающая среда и здоровье человека».
Предлагаемые темы сообщений:
1. Химическое загрязнение окружающей среды и его влияние на здоровье человека.
2. Шумовое загрязнение окружающей среды и его влияние на здоровье человека.
3. Радиоактивное загрязнение окружающей среды и его влияние на здоровье человека.
4. Биологическое загрязнение окружающей среды и его влияние на здоровье человека.
5. Курение и здоровье человека.
6. Влияние алкоголя на здоровье и жизнь человека.
7. Наркотики и здоровье человека.
8. Рациональное питание.
9. Жизнь в большом городе: «плюсы» и «минусы».
10. Режим дня.
11. Влияние погоды и климата на здоровье человека.
Примечание: тему можно выбрать самостоятельно. Главное, чтобы тема подходила к теме урока и была бы актуальна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цепи питания в экосистемах
Человек должен знать , что все живые организмы на Земле связаны друг с другом . Уничтожая одних , он вызывает гибель других и ставит под угрозу свою жизнь тоже ....
Поток энергии и цепи питания.
В призентации показаны трофические уровни биоценозов и типах пищевых цепей- пастбищных и детритных....

Поток энергии и цепи питания, экологическая пирамида.
Презентация по теме:Поток энергии и цепи питания, экологическая пирамида....

Методическая разработка урока "Цепи питания - жизнь экосистемы"
урок с использованием технологии проблемного обучения...

Урок "Предмет экологии. Экологические факторы среды. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания"
Методическая разработка урока биологии...

Презентация к уроку "Предмет экологии. Экологические факторы среды. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания"
Презентация...

Технологическая карта к уроку "Предмет экологии. Экологические факторы среды. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания"
Урок в форме устного журнала. Технологическая карта - журнал....



