Методическая разработка урока "Цепи питания - жизнь экосистемы"
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

Щербакова Наталья Викторовна

урок с использованием технологии проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsepi_pitaniya.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ПО РМ  «Рузаевский железнодорожно-промышленный

 техникум имени А. П. Байкузова»

Методическая разработка

урока по биологии на тему

 «Цепи питания – жизнь экосистемы?»

(урок с использованием технологии проблемного обучения)

Подготовила Щербакова Наталья Викторовна, преподаватель биологии

Цель урока: Изучить сущность понятия «цепи питания», «экосистема».

Ответить на проблемный вопрос урока. Действительно ли цепи питания являются жизнью экосистемы.

Задачи

Образовательные: формирование у учащихся представления об экосистеме, как о совокупности живых организмов, о цепях питания и их структуре.

Развивающие: создать условия для развития таких аналитических способностей как умение анализировать, делать выводы, умение использовать знания при ответе на вопросы.

Воспитательные: способствовать культуре взаимоотношений при работе в группах, воспитание бережного отношения ко всему живому и природе в целом.

Формируемые компетенции

На уроке формируются общие компетенции:

- принимать решение в нестандартных и стандартных ситуациях

- работать в команде

- ориентироваться в условиях частой смены технологий.

Методы и приёмы: постановка проблемных вопросов, беседа, объяснение, работа в группах, работа с раздаточным материалом.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: урок проблема, с элементами беседы.

Используемая технология: технология проблемного обучения.

Планируемые результаты

Предметные: знать правило перехода энергии, структуру цепей питания и их значение в экосистеме.

Метапредметные: уметь строить высказывания, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Личностные:  уметь управлять своей познавательной деятельностью.

Ресурсы

Основные: ПК, интерактивная доска, программное обеспечение, презентация по теме урока.

Дополнительные: раздаточный материал, карточки с изображением живых организмов

План урока:

I.​ Оргмомент. Психологический настрой.

Приветствие учителя. Пожелание хорошего настроя на урок и успеха..

II.​ Актуализация опорных знаний

1. Входной тест. Цель - выявление уровня первичных знаний учащихся.

2. Интеллектуальная разминка:

Вопросы:

1.​ Как разделяются живые организмы по способу питания? (автотрофы, миксотрофы и гетеротрофы)

2.​ Какие организмы относятся к гетеротрофным и почему? (животные, грибы)

3.​ Чем гетеротрофы отличаются от автотрофов?

4.​ На какие группы по характеру питания подразделяются гетеротрофы? Какими группами они представлены? (типичные гетеротрофы, сапротрофы, паразиты, фитофаги, полифаги)

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

Согласно законам термодинамики каждой системе для поддержания своего функционирования необходима энергия. Живые организмы- это открытые системы, требующие постоянного поступления энергии. Что является источником энергии для разных живых организмов? (пища). Сколько необходимо пищи для живых организмов? (по количеству затраченной энергии).

В 1934 году всю мировую прессу обошел снимок загадочного существа, живущего в водах озера Лох-Несс. Это озеро расположено на севере Шотландии. Его длина 38 км, ширина 1,5 км, глубина 200 м, общая площадь 57 тыс. км2. Лохнесское чудовище весом 25 тонн, длина туловища до 18 м. Как вы считаете, есть ли шанс у Несси выжить? На нашем уроке мы должны, хотя бы теоретически, узнать, хватит ли для него пищи, если учитывать, что для репродукции должна быть семья из 4-5 особей общим весом 100 тонн?

IV.​ Сообщение темы. Постановка учащимися цели и задач урока.

V.​ Изучение нового материала

План:

Источником жизни на Земле является солнечная энергия. Разнообразные районы Земли получают ее в разном количестве. Если в тропиках в ясный солнечный день на каждый сантиметр припадает 300 калорий, то полярным областям планеты в самое благоприятное время ее приходится в 2 -3 раза меньше. Для фотосинтеза достаточно получать 0,06 калорий на один квадратный сантиметр поверхности. Благодаря фотосинтезу фототрофы улавливают световую энергию Солнца и превращают ее в энергию химических связей синтезированных углеводов. Ежегодно на Земле образуется приблизительно 150 млрд тонн углеводов, а организмы – гетеротрофы вместе с пищей получают и запасенную в ней энергию. А о том, как происходит превращение энергии в биогеоценозах, вам предстоит узнать самостоятельно в ходе урока, выполняя различные задания.

Индивидуальная работа с учебником. Заполнение экологического словаря.

Объяснить термины:

—​  Продуценты –

—​ Консументы –

—​ Редуценты –

—​ Цепь питания –

—​ Трофический уровень –

3. Упражнение «Проверь друга». Выполняется по цепочке. Один называет термин, другой дает его определение.

4. Работа в парах.

1. Выполнение задания

1). Задание: объяснить пищевую цепь:

Зеленый луг

- зеленые растения

- саранча

- лягушка

- змея

- орел.

2). Пользуясь рисунком в учебнике (с. 156), составить пищевые цепи.

3). Задача. Англичане заметили, что удои молока зависят от количества кошек в округе. Чем больше кошек, тем выше удои. Объясните почему, составив пищевую цепь?

VI.​ Закрепление

Решение задачи

Возвращаясь к началу урока, предлагаю вам просчитать возможность существования в озере Лох – Несс плезиозавра, причем не одного, а целой семьи, так как для сохранения вида необходима репродукция. Есть ли шанс у Лохнесского чудовища выжить? Предлагаю вам решить задачу.

Условие задачи.

Допустим, что в озере существует семья плезиозавра (Лохнесское чудовище) из 5 особей общей массой 100 тонн (сухое вещество- 40%). Площадь озера 57 тыс. км2. Вычислить, какая площадь акватории необходима, чтобы они могли прокормиться, если биомасса фитопланктона - 500 г /м2.

Решение:

1. построим цепь питания.

- фитопланктон – рыбы – семья плезиозавров.

Так как сухое вещество семьи плезиозавров составляет 40 тонн ( из условия задачи), а на каждом трофическом уровне теряется 10% энергии, узнаем необходимое количество фитопланктона.

По правилу экологической пирамиды для семьи плезиозавра необходимо в 10 раз больше биомассы, чем их собственная сухая биомасса. Узнаем необходимое количество рыбы. Составим пропорцию.

семья плезиозавров 40 000 кг - 10%

рыба х кг - 100%, х = 400000 кг

Узнаем необходимое количество фитопланктона.

Рыба 400000 кг - 10%

фитопланктон х кг –– 100%, х =4000000 кг

Продуктивность фитопланктона – 500 г/м2. Узнаем, с какой площади можно получить 4 000 000 кг фитопланктона. Составим пропорцию:

500 г – 1 м2

4000000000 г - Х м2

Х = 8000000 м= 8000 км2

Ответ: площади озера - 57000 км достаточно, чтобы прокормить семью плезиозавров общей массой 100 тонн.

VII.​ Подведение итогов

Упражнение «Микрофон»

Закончить предложение:

- сегодня на уроке мы изучали….

- мне было интересно…

- я работал …

VIII.​ Домашнее задание

Изучить материал учебника. Составить цепи питания леса, степи. Ответить на вопрос: «Почему цепи питания не могут быть длинными?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Город как экосистема" по курсу биологии для 9 класса

Методическая разработка урока  «Город как экосистема» по курсу биологии для 9 класса.                  У...

Методическая разработка урока«Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и «эскиз» с применением его законов в одежде

Статья представляет собой методическую разработку урока «Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и  «эскиз» с применением их законов в одежде. Тема урока изучается в разделе рабочей программы «Рабо...

Методическая разработка "Рациональное питание: золотая середина"

Мероприятие проводится в форме практической конференции, где учащиеся представляют различные концепции здорового питания, в ходе практической части рарабытавается оптимальный пищевой рацион и тарелка ...

Методическая разработка мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"

Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС.Жанр коллективного творческого дела – конференция.Черед...

методическая разработка - « Здоровое питание» организация исследовательской (либо проектной) деятельности детей (серия классных часов для 1-го ( 2-го) курса НПО)

методическая разработка серии классных часов (проекта, исследовательской работы) на тему "здоровое, правильное питание"  направлена на достижение следующих целей:пропаганда здорового образа жизни...

Методическая разработка "Правильное питание - залог здоровья"

В этом файле Вы сможете ознакомиться с основными принципами здорового питания ; со способами приготовления пищи ; со структурой потребления,свойствами,составом и вкусом пищи;переход на здоровое питани...

Методическая разработка. Презентация"Стиль жизни - здоровье". Советы по здоровому образу жизни

Предлагаемый материал  будет полезен педагогическим работникам основного и дополнительного образования в деятельности по направлению здоровьесбережение.Здесь даны основные принципы (в форме совет...