Методическая разработка урока«Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и «эскиз» с применением его законов в одежде
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме

Некрасова Людмила Викторовна

Статья представляет собой методическую разработку урока «Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и  «эскиз» с применением их законов в одежде. Тема урока изучается в разделе рабочей программы «Работа с тканью».

 Содержание этой темы даёт учащимся информацию о понятиях «костюм» и «эскиз», знакомит с применением их законов в одежде, историей зарождения женских брюк и, в частности, брюк из джинсовой ткани. Школьницы учатся воплощать в жизнь конструктивную идею, как идею выразительности декоративной композиции, создают костюмы из старых вещей, комбинируя «джинс» и «шотландку» в соответствии с направлением моды, учатся обрабатывать изделие в нестандартных ситуациях (из старых вещей), выполняют коллективный творческий проект «Вторая жизнь вещей».

По типу урок является комбинированным, при этом целесообразно использование на уроке различных форм организации деятельности учащихся и методов передачи знаний. Использование элементов развивающего обучения: проблемные вопросы, сравнительные характеристики, игровые ситуации – позволяет максимально сосредоточить мышление учеников в нужном направлении, на конкретном этапе урока.

 Качество усвоения материала на данном уроке предполагает развитие профессионального интереса и использование приобретённых знаний в процессе обучения на следующих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rar28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Уренгойская средняя общеобразовательная школа № 2»

__________________________________________________________________

629860, ЯНАО, Пуровский район, пгт. Уренгой, ул.Геологов, д.43,

тел. 8 (34934) 9 25 67, 9 14 70

«Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и  «эскиз» с применением его законов в одежде

Разработчик  Некрасова Людмила Викторовна,

учитель технологии

Уренгой, 2011

План урока

Класс: 7

Раздел программы: «Работа с тканью»

Тема: «Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и  «эскиз» с применением их законов в одежде.

Тип урока: комбинированный.

Цель: Выполнить коллективный творческий проект «Вторая жизнь вещей».

Задачи:

  1. Создать условия для ознакомления учащихся с понятиями «костюм» и «эскиз» и применением их законов в одежде, историей зарождения женских брюк и в частности брюк из джинсовой ткани.
  2. Научить воплощать в жизнь конструктивную идею, как идею выразительности декоративной композиции, создавать костюм из старых вещей, комбинируя «джинс» и «шотландку» в соответствии с направлением моды.
  3. Создать условия для развития творческих способностей, мышления.
  4. Создать условия для воспитания любви к народному искусству, его прошлому.
  5. Прививать бережное отношение к одежде, а также в случае необходимости осуществлять  ремонт одежды.

Оборудование урока:

1.        Для учителя: план-конспект, файлы «Коллекция костюмов», изделия, выполненные из старых вещей, творческие проекты, эскизы юбок.

2.        Для учащихся: ткань (старые юбки в клетку, брюки джинсовые), нитки №40, 50 разных цветов, иглы ручные, напёрсток, швейная машинка «Чайка -240», тетрадь, листы формата  А-4, карандаши (цветные и простой), ручка, тушь или чёрная гелиевая ручка.

 Межпредметные связи: ИЗО, русский язык, история, экономика.

 Методы обучения: рассказ; беседа; коллективная практическая работа, защита проекта, демонстрация.

Структура урока:

I.  Организационный  момент (1-2 мин.)

II. Сообщение темы, цели урока, мотивация учебной деятельности (2 мин.)

III. Сообщение познавательных сведений (5-6 мин.)

IV. Закрепление нового материала:

  1. Устный опрос учащихся (историческая справка) (5-10 мин.)
  2. Выполнение моделей юбок на основе старых вещей (листы формата А-4) (10-12 мин.)

V. Вводный инструктаж (Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, иглами, электрооборудованием) (1-2 мин.)

VI. Практическая работа: Выполнение коллективного творческого проекта «Вторая жизнь вещей» (35-40 мин.)

  1. Текущий инструктаж (на протяжении выполнения практической работы)
  2. Защита творческого проекта (5-8 мин.)
  3. Подведение итогов урока (2-3 мин.)

VII. Домашнее задание (2-3 мин.)

VIII. Уборка помещения (3-4 мин.)

Ход урока:

I. Организационный момент: проверка присутствующих.

II. Сообщение темы: «Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и «эскиз» с применением их законов в одежде.

Цели: Познакомить с понятиями «костюм» и «эскиз» и применением их законов в одежде, историей зарождения женских брюк и в частности брюк из джинсовой ткани, научить воплощать в жизнь конструктивную идею, как идею выразительности декоративной композиции, создание костюма из старых вещей, комбинируя «джинс» и «шотландку» в соответствии с направлением моды; обработать изделие в нестандартных ситуациях (из старых вещей), выполнить коллективный творческий проект «Вторая жизнь вещей».

III. Сообщение познавательных сведений (5-6 мин.)

Проверка знаний учащихся:

Вопросы: 

  1. Дайте историческую справку о возникновении ткани «джинс».
  2. Как появились брюки? (историческая справка).
  3. Почему юбка в складку из ткани в  клетку называется «шотландка»?
  4. Что такое «костюм» и «эскиз».

III.1. Изложение нового материала

Одежда во все времена определяла наци ональную, региональную, профессиональную, имущественную принадлежность человека. Способ жизни общества на каждом этапе его исторической эволюции отражался на характере использования одежды, поэто му можно сказать, что разнообразные функции одежды складывались исторически.

В ходе общественного развития постепенно одежда усложнялась и совершенствовалась, расширяя спектр своего назначения. Определенный образный строй одеж ды становился образцом для подражания. Так возника ло понятие костюма, который отражал общественные представления, нормы поведения, индивидуальные осо бенности личности. Костюм в отличие от одежды нес в себе образную характеристику не только отдельного че ловека, но и нации, народности и даже целой эпохи.  Он, как произведение искусства, всегда отражал определенный этап развития культуры, был тесно связан с архи тектурой, скульптурой, живописью, музыкой, театром. Историческую эволюцию костюма можно проследить по смене художественных стилей в искусстве.

Французское слово «костюм» в России впервые ста ли употреблять в XVII в. после петровских реформ. Зна чение этого слова связывалось тогда с обычаем, привыч кой, определяющими характер эпохи, стиля, и, вместе с тем, включало в себя способ и манеру ношения одежды. В XX столетии это понятие несколько видоизмени ло свой первоначальный смысл и теперь оно употребля ется в значении исторического или театрального костю ма, а также ансамблевого решения, наиболее полно и ярко характеризующего индивидуальный образ челове ка. Сегодня модный костюм в силу частой сменяемости её форм не успевает стать обычаем даже на короткий период. Теперь под термином «костюм» понимается на бор элементов одежды и аксессуаров, который несет информацию об образе отдельного человека или социаль ной группы людей.

(Показать файлы «Коллекция костюмов»).

Очевиден вывод: понятие «костюм» является более емким, чем понятие «одежда», так как костюм не всегда по сути своей одежда, тогда как одежда  всегда может быть костюмом. В отличие от других произведений архитектонических искусств костюм имеет наиболее тесные связи с человеком, приобретая значение только будучи надетым, на его тело.

Таким образом, он и большей степени, чем другие предметы, способен влиять на эстетическое воспитание людей, формирование их вкуса, представлений о красо те. Выразительный, образно решенный костюм способствует раскрытию внутреннего богатства человека, его индивидуальных достоинств. Образность же предметов, проектируемых дизайне ром, не может основываться только на внешних парамет рах и возникает лишь при функционировании системы че ловек — вещь. Как бы свободна ни была фантазия художника-дизайнера при поиске новой формы проекти руемой вещи, она всегда должна подчиняться требовани ям целесообразности, продиктованным функциональным назначением предмета. Пожалуй, в еще большей степени это можно отнести к созданию костюма. Ведь одежда, будучи «второй ко жей» человека, лишь тогда сохраняет свою сущность, когда ее форма подчинена логике строения человеческой фигуры. Как бы красив ни был костюм внешне, он бес полезен, если человек в нем не чувствует себя комфортно. Зритель должен воспринимать не одежду, надетую на некого человека, а самого человека в одежде, помогающей подчеркнуть достоинства его внешности.

     Такое впечатление, что можно всё. Мода уже не дик тует определенные рецепты, а предлагает каждому из не виданного до сих пор в истории костюма многообразия выбрать то, что ему подходит больше всего. Однако сво бода выбора собственного варианта комплектации одеж ды таит в себе и определенную опасность - человек, не знакомый с закономерностями построения гармоничес кого и грамотного в художественном отношении костю ма, может не только не улучшить свой внешний вид, но и сделать его нелепым и даже отталкивающим. Поэто му сейчас, чтобы выглядеть привлекательным, уже не до статочно просто листать модный журнал, необходимо также развивать свой природный вкус и пополнять тео ретические знания в области художественного проекти рования костюма. Главным в творческой деятельности художника-моде льера является, безусловно, создание новых форм кос тюма, которые бы отвечали требованиям современной моды и совершенствовали внешний облик человека. Од нако не менее важное качество профессионального мо дельера — умение грамотно и выразительно изобразить придуманную модель на бумаге в виде эскиза.

 Слово «эскиз» (esquisse) французского происхождения и озна чает предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части.

(Показать эскизы костюмов, юбок).

Предварительные зарисовки являются очень важным этапом работы над костюмом, этапом накопления инфор мации, анализа собранного материала, способствующе го образному раскрытию темы, возникновению творчес ких замыслов, поиску оригинальных решений. Наброски на этом этапе могут выполняться с использованием са мых разнообразных изобразительных средств в зависи мости от цели художника: хочет ли он зарисовать общую форму, отдельные ее детали, пластику линий, орнамент декора, или же стремится запечатлеть цветовое решение, фактуру и т. д. Главное требование к первоначальным зарисовкам — быть как можно более точными и выра зительными.

На основе изучения накопленной информации у ху дожника-модельера возникает образное решение проек тируемого костюма или целой коллекции, которое он воплощает в эскизах.

Итак, эскизирование — это графический этап рабо ты дизайнера, требующий от него достаточного уровня изобразительной грамотности. Разрабатывая эскизы, ху дожник обращается к различным средствам и приемам изобразительной выразительности, причем арсенал их весьма широк. Лучше всего способствуют раскрытию со держания эскиза графические средства, которыми являются карандаши, чернила, тушь, фломастеры, пастель, краски (акварель, гуашь, темпера), цветная бумага для аппликации.

Каждая графическая техника обеспечивает свой ил люзорный эффект передачи фактуры материалов изоб ражаемых костюмов, например, акварельная заливка имитирует мягкость, шелковистость ткани, сухая кисть создаст ощущение жесткого меха. Это должен обяза тельно учитывать художник, особенно при выполнении творческого эскиза. Сочетание различных приемов вы полнения эскиза позволяет разносторонне и наиболее полно раскрыть замысел костюма уже на первоначаль ном этапе его создания. 

Сегодня на уроке мы выполним видеоряд эскизов на тему «Вторая жизнь вещей». Меня всегда волновала дальнейшая судьба моих старых, но очень любимых мною вещей. К сожалению, в какой-то момент любимые брюки теряют свой блеск, обносились, протерлись в коленях, стали короткими, а любимая юбка стала маленькой в талии, и длина такая уже не в моде. А блузка, которая еще не успела износиться, лежит в шкафу, так как несмываемое пятно не дает мне никаких шансов. Что делать? Примерно такие мучительные вопросы возникают у многих женщин, не избалованных жизнью и практичных. На протяжении многих столетий женщины перешивали из больших платьев - маленькие для дочек, а боярские платья - для менее богатых родственников. Даже известен такой факт, что платья царских особ, вышитые золотой нитью и кружевами, покупались купчихами для дальнейшей носки, соответственно с ремонтом, или перешивались на нужный размер. Также крепостным отдавались уже ненужные боярские платья.

 Но и сегодня наши практичные родители переделывают, к примеру, отцовские брюки, у которых еще хорошая ткань, для сына или ставят латку на коленях какой-то отделочной тканью и тем временем удлиняют брюки манжетами такого же цвета, добавляют карман сзади, что полностью меняет внешний вид брюк.

Сегодня на уроке мы постараемся создать юбку из старых вещей, уже не модных, но из хорошей ткани. Я предлагаю вам джинсовые брюки и юбку в клетку. На основе этих вещей вам нужно разработать  видеоряд моделей юбок.

IV. Закрепление нового материала:

Выполнение моделей юбок на основе старых вещей (листы формата А-4) (Каждая ученица должна выполнить по две модели) (10-12 мин.)

V. Вводный инструктаж (Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, иглами, электрооборудованием) (2 мин.)

 ( Каждая из девочек рассказывает по одному пункту.)

  1. Включать и выключать электрооборудование сухими руками, держась за корпус вилки, предварительно проверив розетку, вилку и шнур на поломки.
  2. Убрать все инструменты с платформы швейной машины.
  3. Не оставлять иголки и булавки в изделие  при шитье.
  4. Хранить иголки и булавки в специальной коробочке или игольнице.
  5. Ножницы держать закрытыми и передавать, держась за лезвие.

VI. Практическая работа: Выполнение коллективного творческого проекта «Вторая жизнь вещей». (35-40 мин.)

Задача: выполнить юбку из предложенных вещей.

1. Текущий инструктаж

  1. Выбор модели.
  2. Распределение работы среди учениц.
  3. Выбор методов обработки узлов и деталей.
  4. Обработка костюма с учётом требований технологии обработки ткани, а также с учетом современной моды.
  5. Решить задачи в нестандартных ситуациях (порванная коленка, протертые карманы ит.д.).
  6. Выбор материала, инструментов.
  7. Последовательность выполнения юбки.
  8. Эколого-экономическое обоснование проекта. (На листе формата  А-4)

(Показать образцы выполнения эколого-экономического обоснования в других творческих проектах).

  1. Разработка рекламного проспекта:
  1. Название фирмы;
  2. Товарный знак;
  3. Реклама (на телевидении, радио, на досках объявлений);
  4. Адрес фирмы.

(выполнить на листах формата А-4).

Показать образцы выполненных рекламных листов в других творческих проектах.

2. Защита творческого проекта (5-8 мин.)

Распределить защиту проекта по пунктам.

 (Каждая ученица отвечает за свою часть и оценивается качество выполнения узла или, к примеру, лист рекламы…)

3. Подведение итогов урока (2-3 мин.)

  1. Выставить оценки за работу на уроке;
  2. Похвалить за хорошие рисунки и т. д.;
  3. Указать на ошибки, если такие имелись, и пути их решения.

VII.   Домашнее задание (2-3 мин.)

Нарисовать модель изделия на листе формата А-4 на эту же тему, но из тех вещей, которые у вас найдутся дома.

VIII.   Уборка помещения (3-4 мин.)

  1. Убрать рабочие места (каждая ученица);
  2. Убрать класс (дежурная).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему "Русский народный костюм"

Методическая разработка для занятий с детьми 6 -7 классов в системе дополнительного образования....

методическая разработка открытого урока по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» на тему «Воинские звания и военная форма одежды Вооруженных Сил Российской Федерации»

План-конспект открытого урока по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»  тему «Воинские звания и военная форма одежды Вооруженных Сил Российской Федерации»...

Методическая разработка урока по истории стилей в костюме на тему "Испанские моды в 16 веке"

Данный урок разработан по дисциплине "История стилей в костюме" для студентов, обучающихся по специальности 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий. В методической разработк...

Методическая разработка История родного края. Русский народный костюм.

    Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с историей, культурой и традициями  нашей страны и Тамбовского края. Мы познакомимся с русским народным костюмом и историей некото...

Методическая разработка урока "Второй признак равенства треугольников"

В разработке рассматриваются задачи на повторение первого признака, доказательство, самостоятельная работа...

Методическая разработка урока ИЗО в 6 классе по теме "Эскиз русского народного костюма"

Технологическая карта урока ИЗО в 6 классе по теме "Эскиз русского народного костюма" - 1 час...

Методическая разработка урока "Вторая мировая война: союзники"

Методическая разработка фрагмента урока "Вторая мировая война: союзники" предназначена для изучения в 10 классе в рамках изучения всеобщей истории...