Методическая разработка урока "Вторая мировая война: союзники"
методическая разработка по истории (10 класс)

Ягофарова Людмила Маратовна

Методическая разработка фрагмента урока "Вторая мировая война: союзники" предназначена для изучения в 10 классе в рамках изучения всеобщей истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antigitlerovskaya_koalitsiya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока «Вторая мировая война: союзники»

Тип урока: комбинированный с элементами практической  работы с источниками

Цель урока:  проследить процесс складывания антифашисткой коалиции; выяснить, как осуществлялось сотрудничество,  какие задачи решали союзники на разных этапах войны и оценить роль антифашисткой коалиции в победе.

Задачи: 

  • подвести учащихся к пониманию того что, несмотря на все различия в подходах и позициях, сотрудничество в рамках антигитлеровской коалиции возможно и необходимо.
  • продолжить знакомство учащихся с материалом о причинах сотрудничества между странами Запада и СССР, встречах «большой тройки» и их историческом значении.
  • способность развитию  у учащихся умений понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать самостоятельно, находить в источнике подтверждения своим предположениям, аргументировать свою точку зрения – учить историческому мышлению на конкретных примерах.
  • продолжить работу над формированием умений и навыков учащихся: развернутого ответа на вопрос и умения задавать вопрос; работать с первоисточником с целью его анализа; рецензирования ответа одноклассника; логического мышления.
  • пробудить интерес к изучаемому периоду истории, формировать чувство гордости и патриотизма.

Формы, методы работы: работа в паре  и в группе, анализ источников, составление таблицы.

Класс: 10

1. Опережающее задание для 1 варианта. Проанализировать заявление премьер-министра Великобритании У. Черчилля от 22.06.1941

1. Определите главную идею документа. Какие слова представляются вам ключевыми в документе?

2. Как вам кажется, к кому обращается Черчилль? В чем состоит его главная задача?

2. Прокомментируйте слова: «Прошлое…исчезает»? Почему изменилось отношение Черчилля к Советскому Союзу?

Выступление У.Черчилля по радио  22 июня 1941 г.

…За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но все бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое, с его преступлениями, безумствами и трагедиями, отступает. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен. Я вижу их охраняющими свои дома; их матери и жены молятся - о да, потому что в такое время все молятся о сохранении своих любимых, о возвращении кормильца, покровителя и защитника... Я вижу, как на все это надвигается гнусная нацистская военная машина с ее щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами, с ее искусными агентами, только что усмирившими и связавшими по рукам и ногам десяток стран. Я вижу также серую вымуштрованную послушную массу свирепой гуннской солдатни, надвигающейся подобно тучам ползущей саранчи...
         Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского режима. Ничто не сможет отвратить нас от этого, ничто. Мы никогда не станем договариваться, мы никогда не вступим в переговоры с Гитлером или с кем-либо из его шайки.
Любой человек или государство, которые борются против нацизма, получат нашу помощь. Любой человек или государство, которые идут с Гитлером — наши враги...
Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем…
        Мы предложили правительству Советской России любую техническую или экономическую помощь, которую мы в состоянии оказать и которая будет ему полезной…

Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций, без различия расы, вероисповедания или партии.  Не мне говорить о действиях Соединенных Штатов, но я скажу, что если Гитлер воображает, будто его нападение на Советскую Россию вызовет малейшее расхождение в целях или ослабление усилий великих демократий, которые решили уничтожить его, то он глубоко заблуждается. Напротив, это еще больше укрепит и поощрит наши усилия спасти человечество от тирании. Это укрепит, а не ослабит нашу решимость и наши возможности.

      Нападение на Россию - не более, чем прелюдия к попытке завоевания Британских островов. Он надеется еще раз повторить, хотя и в больших масштабах, тот самый процесс уничтожения своих противников поодиночке… Поэтому опасность, угрожающая России, — это опасность, грозящая нам и Соединенным Штатам, точно так же как дело каждого русского, сражающегося за свой очаг и дом, — это дело свободных людей и свободных народов во всех уголках земного шара. Так давайте выучим уроки, которые нам уже преподал жестокий опыт. Удвоим наши старания и ударим с объединенной силой, пока есть силы и возможности.

Опережающее задание для 2 варианта.

1. Проанализируйте послание президента Ф.Рузвельта и определите главную идею документа. Выделите ключевые слова. Перечислите те аргументы, с помощью которых Рузвельт обосновывает свое отношение к войне в Европе.

2. Можете ли вы согласиться  с доводами президента США и говорить о том, что политика США на данном этапе войны вела к созданию антифашистской коалиции?

Из послания президента Ф. Рузвельта Конгрессу США от  6 января 1940 г.

      ...Мы оказываем повсюду самую решительную поддержку тем народам, которые борются против агрессии и тем самым не дают войне распространиться на наше полушарие... Сейчас перед нами стоит неотложная необходимость быстрого и всестороннего увеличения производства вооружений... Я прошу Конгресс предоставить мне полномочия и денежные фонды, необходимые для организации производства дополнительных количеств всевозможных видов вооружений и боеприпасов, чтобы передать их тем народам, которые уже сражаются с агрессивными державами. Сейчас мы можем играть наиболее полезную роль, если мы станем их и своим собственным арсеналом. Им не нужна людская сила. Им нужно оружие защиты, стоимость которого равняется миллиардам долларов.

Опережающее задание для 3 варианта.

1. Проанализируйте отрывок из Атлантической хартии и подумайте, почему президент США и премьер-министр Великобритании «после совместных обсуждений сочли целесообразным обнародовать некоторые принципы национальной политики их стран»?

2. В чем выразилась всемерная поддержка США и Великобритании в частности СССР?

Из текста Атлантической хартии, 12 августа 1941 г.

«Президент Соединенных Штатов Америки и премьер-министр Черчилль, представляющий правительство его величества в Соединенном королевстве, после совместного обсуждения сочли целесообразным обнародовать некоторые общие принципы национальной политики их стран – принципы, на которых они основывают свои надежды на лучшее будущее для мира:

  1. их страны не стремятся к территориальным или другим приобретениям;
  2. они не согласятся ни на какие территориальные изменения, не находящиеся в согласии со свободно выраженным желанием заинтересованных народов;
  3. они уважают право всех народов избирать себе форму правления, при которой они хотят жить; они стремятся к восстановлению суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путем;
  4. соблюдая должным образом свои существующие обязательства, они будут стремиться обеспечить такое положение, при котором все страны, великие и малые, победители или побежденные, имели бы доступ на равных основаниях к торговле и к мировым сырьевым источникам, необходимым для экономического процветания этих стран;
  5. они стремятся добиться полного сотрудничества между всеми странами в экономической области с целью обеспечить для всех более высокий уровень жизни, экономическое развитие и социальное обеспечение;
  6. после окончательного уничтожения нацистской тирании он надеются на установление мира, которые даст возможность всем странам жить в безопасности на своей территории, а также обеспечить такое положение, при котором все люди во всех странах могли бы жить всю свою жизнь, не зная страха и нужды;
  7. такой мир должен предоставить всем возможность свободно, безо всяких препятствий плавать по морям и океанам;
  8. они считают, что все государства мира должны по соображениям реалистического и духовного порядка отказаться от применения силы. Поскольку никакой будущий мир не может быть сохранен, если государства, которые угрожают или могут угрожать агрессией за пределами своих границ, будут продолжать пользоваться сухопутными, морскими и воздушными вооружениями, они считают, что впредь до установления более широкой и надежной безопасности должны быть разоружены. Они будут также помогать и поощрять все осуществимые мероприятия, которые облегчат миролюбивым народам избавление от бремени вооружения».

Франклин Д. Рузвельт

Уинстон С. Черчилль

4.1. Первичное осмысление новых знаний.

Работа с документами по группам.

Учащиеся знакомятся с материалами конференций.

Заполняют таблицу: дата, участники, обсуждаемые вопросы, итоги.

1. Почему документ содержит подробное перечисление военных организаций и учреждений, связанных с нацистской партией Германии?

2. Как вы думаете, какие обсуждаемые вопросы вызвали наибольшие разногласия?

3. Какие решения были приняты?

Проверка работы в группах. Подведение итогов. Что общего в этих документах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Мировой океан"

Обобщающий урок по теме "Мировой океан" с использованием групповой работы....

Методическая разработка урока "Отечественная война 1812 года"

Разработка урока истории для 8 -го класа на тему "Отечественная война 1812 года". Используются различные виды и формы учебной деятельности. Подача материала как лекцией, так и самостоятельное изу...

Методическая разработка урока-конференции "Война все спишет..." (по повести В.Распутина "Живи и помни"

Произведения В.Г.Распутина читаются на одном дыхании, а после прочтения – вопросы, вопросы – к самому себе. Это книга о войне, драма ещё одной жизни. Распутин обнажил ещё одну сторону войны...

Методическая разработка урока Мировой художественной культуры на тему: «Храмовое зодчество древней и средневековой Индии: верность традиции.» 10 класс

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель ...

Методическая разработка интегрированного урока «Война глазами великого писателя (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" и историческим материалам)

Цели:·         показать историческое значение Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, Бородинской битвы,  её стратегическое значение в ходе Отечественной ...

Методическая разработка урока "Мировой океан и его части"

Методическая разработка урока "Мировой океан и его части"...

Методическая разработка урока "Мировой океан и его части"

Методическая разработка урока "Мировой океан и его части"...