Методическая разработка интегрированного урока «Война глазами великого писателя (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" и историческим материалам)
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Маркова Юлия Александровна

Цели:

·         показать историческое значение Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, Бородинской битвы,  её стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г.; научиться сравнивать взгляды историков и писателей, делать выводы;

·         проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу;

·         развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русских воинов, готовности защищать свою Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrir_urok_metod_razrabotka.docx601.12 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (литература + история) по теме: «Война глазами великого писателя (по роману            

Л.Н. Толстого "Война и мир" и историческим материалам)

Цели:

  • показать историческое значение Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, Бородинской битвы,  её стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г.; научиться сравнивать взгляды историков и писателей, делать выводы;
  • проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу;
  • развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русских воинов, готовности защищать свою Родину.

Оборудование:

  • роман Л. Толстого “Война и мир” (3 том), иллюстрации к роману;
  • мультимедиа; проекты, презентации и сообщения учащихся;
  • схема-тезисы “Бородино” содержания 3 тома романа;
  • карта и схема сражения “Бородинская битва”;
  • таблицы.

Методические приёмы: комментированное чтение, анализ эпизодов, беседа по вопросам, тест, составление опорных схем-конспектов, заполнение таблицы, работа в группах, викторина.

Эпиграф:

Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима, иль русский Бог?
А.С. Пушкин.

Ход 1-го урока (история)

1. Сообщение темы урока, целей, задач; внимание на таблицу

2. Работа с эпиграфом урока

Учитель: А.С. Пушкин события 1812 называет “грозой”. Гроза двенадцатого года настала… Как вы понимаете слова Пушкина? Почему такой образ начавшейся войны?

3. Вступительное слово учителя истории и вопросы для фронтальной беседы (повторение пройденного)

– Вспомним события, предшествовавшие “грозе двенадцатого года”.

М. Сперанский писал: “Вероятность войны между Россией и Францией возникла почти вместе с Тильзитским миром. Самый мир заключал в себе почти все элементы войны. В августе 1811 года Наполеон прямо заявил русскому послу в Париже: “Не знаю, разобью ли я вас, но мы будем драться!”.

– Прав ли был Сперанский, считая Тильзитский мир не прочным? Ответ обоснуйте.

– Объясните, почему Наполеон был уверен в неизбежности военного столкновения Франции и России?

– В условиях начавшейся войны, что стало для Наполеона неожиданным?

C:\Users\DNS\Desktop\Шенграбен и Аустерлиц.jpg C:\Users\DNS\Desktop\Шенграбен и Аустерлиц1.jpg

М.Ю. Лермонтов в поэме “Бородино” писал: “Мы долго молча отступали, досадно было, Боя ждали …”. Как вы понимаете эти слова?

Все ждали генерального сражения, которое расставит все точки. Так, по крайней мере, казалось.

Генеральное сражение войны 1812 года – Бородинское. Бородинская битва – тема нашего разговора.

1. Сообщение плана изучения нового материала (планы на каждом столе).

П л а н

  1. Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил (по историческим материалам).
  2. Ход Бородинской битвы, её итоги и историческое значение (по историческим материалам).
  3. Викторина “Бородино”.
  4. Л.Н.Толстой о своих разногласиях с историками по поводу целей и подготовки сражения (по роману “Война и мир”).
  5. Описание Бородинской битвы (по историческим материалам и роману “Война и мир”).
  6. Проверка составленной в ходе урока таблицы, обсуждение, выводы.

 

Исторические материалы о Бородинском сражении

Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе “Война и мир”

1. Цели, преследуемые русской армией

 

 

2. Подготовка к сражению

 

 

3. Соотношение сил накануне сражения

 

 

4. Ход сражения

 

 

5. Итоги сражения, значение.

 

 

1. Изучение нового материала начнём с зарисовок о полководцах, руководивших битвой.

Презентации о Наполеоне и Кутузове.

C:\Users\DNS\Desktop\БОРОДИНО.jpg   C:\Users\DNS\Desktop\БОРОДИНО1.jpg

11 августа Кутузов, назначенный главнокомандующим, выехал к войскам. Узнал о падении Смоленска. “Ключ к Москве взят”, – отреагировал на это известие полководец. Армия ждала боя, и Кутузов не мог не считаться с этим. Он должен был дать генеральное сражение. Этого “требовали благо государства и честь русского оружия”.

Сообщения учащихся.

1. Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил.

2. Ход Бородинской битвы, её итоги и историческое значение

Класс работает с таблицей.

Проверка таблицы:

 

Исторические материалы о Бородинском сражении

Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе “Война и мир”

1. Цели, преследуемые русской армией

Обескровить противника, добиться изменения в соотношение сил, не допустить к Москве. В случае победы – преследовать французов.

 

2.Подготовка к сражению

Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления. Наполеон не сможет применить излюбленную тактику: прорыв на флангах(р.Москва, лес, болота, Р.Колоча).

 

3. Соотношение сил накануне сражения

120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова.

135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона

 

4. Ход сражения

Схема сражения навязана Наполеону Кутузовым.

Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями.

 

5. Итоги сражения, значение.

Русские потеряли 38 тыс. человек (30 %), французы – 58 тыс. человек (43 %).

Наполеон отвёл войска на 1,5–2 км.

Кутузов: “Французская армия не превозмогла твёрдость духа российского солдата…”

Наполеон: “Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.

 

Беседа по вопросам:

Вопрос об итогах битвы является спорным. Почему историки до сих пор спорят?

– Как вы считаете, кто одержал победу?

– Как вы объясните слова Наполеона: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой… Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех”?

Александр I не видел в оставлении Бородино поражения: 30 августа Кутузову было присвоено звание генерал – фельдмаршала. А в Париже нет ни одной улицы с именем “Бородино”. Ни Наполеон, ни потомки не увидели здесь победы.

Викторина “Бородино”

  1. В одном историческом источнике указано: “Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года”. Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: “8 сентября 1812 года завязался бой”. Как объяснить это расхождение в источниках? (Оба источника правы: дата в первом случае указана по старому стилю, во втором – по новому.)
  2. Ни во Франции, ни у нас перед нашествием французов не знали, где это – Бородино. “Бородино” стало известно одной русской женщине, вся дальнейшая жизнь которой оказалась связана с этим святым местом. С чьим женским именем неразрывно соединено название безвестной деревеньки, Бородинского поля? (С игуменьей Марией, в миру – Маргаритой Михайловной Тучковой, урождённой Нарышкиной. Ещё в июне 1812 г., при переходе полка её мужа, генерал-майора Александра Алексеевича Тучкова из Минской губернии к Смоленску, ей приснился вещий сон. Она видела висящую перед ней в рамке надпись, чётко начертанную кровавыми буквами на французском языке: “Ton sort se desidera a Borodino!” – Твоя участь решиться в Бородине!”.)
  3. Как назвал Наполеон Бородинское сражение? (“Московская битва – моё самое великое сражение: это схватка гигантов”.)
  4. Назовите первый памятник на Бородинском поле, возведённый “для вечного поминовения воинов, на сем месте убиенных”. (Это храм Спаса нерукотворного, построенный в 1820 г. М.М. Тучковой.)
  5. Рецепт какого продукта питания родился в Бородине? (Бородинского хлеба, название его – от Спасо-Бородинского монастыря.)
  6. Кто из французских маршалов получил титул князя Московского? (Мишель Ней, за доблесть, проявленную в сражении.)
  7. Кому принадлежало село Бородино и земли, где произошло сражение? (Семейству Д.В. Давыдова.)
  8. Трагическая, необычайная судьба была уготована Бородинскому полю ещё задолго до героической битвы. Четыре речки текут здесь; особую значимость их названий заметил Фёдор Глинка: “День битвы Бородинской, день войны, битвы, стона, огня!”. Назовите эти реки и ручьи. (Войня, Колоча, Стонец, Огник)
  9. Мы знаем музей-панораму “Бородинская битва” в Москве. А где была открыта ещё одна панорама “Бородино”? (В Париже в 1835г. ; автор Ж.-Ш. Ланглуа)

C:\Users\DNS\Desktop\БОРОДИНО2.jpg        C:\Users\DNS\Desktop\БОРОДИНО3.jpg

 Ход 2-го урока (литература)

4. Взгляд Л.Н.Толстого на Бородинское сражение.

1. Вступительное слово учителя литературы (слайд):

Л.Н.Толстой писал: “Разногласие моё в описании исторических событий с рассказами историков… Оно не случайное, а неизбежное. Историк имеет дело до результатов события, художник – до самого факта события. Художник, из своей ли опытности или по письмам, запискам и рассказам, выводит своё представление о совершившемся событии, и весьма часто оно оказывается противоположным выводу историка. … Для историка главный источник есть донесения частных начальников и главнокомандующего. … Художник отворачивается от них, находя в них необходимую ложь.

Итак, задача художника и историка совершенно различна и разноголосие с историком в описании событий и лиц в моей книге – не должно поражать читателя”.

Л.Н.Толстой был не удовлетворён тем, как историки дают объяснения причин наполеоновских войн. Не согласен был великий писатель и со взглядами учёных историков на цели, подготовку и ход Бородинского сражения.

О целях, подготовке Бородинского сражения прочитайте в 3 томе (гл.19, ч. 2): “Для чего было дано Бородинское сражение?..”

2. Составляем таблицу “Спор Толстого с историками о ходе Бородинского сражения и его значении”:

 

Мнение Толстого

Мнение историков

Было ли продумано Бородинское сражение?

Бородинское сражение не было продумано, более того, Кутузов не хотел принимать его.

Бородинское сражение было заранее продумано.

Какую роль играло Бородинское поле?

Бородинское поле не имело никаких стратегических достоинств.

Бородинское поле- лучшее место для сражения. Наполеон не смог применить прорыв на флангах: не позволял рельеф местности.

Проходило ли сражение там, где было запланировано?

Сделал важное военно-историческое открытие: сражение происходило не там, где должно было состояться

Сражение проходило там, где было запланировано.

Бородинское сражение: победа или поражение?

Утверждал, что это была победа, т.к. французы понесли не только большие потери, но и проиграли психологически, стратегически

Бородинское сражение было проиграно, это было тактическое поражение русской армии. Наполеон вошёл в Москву.

Роль военачальников

От действий полководцев мало что зависело

Превозносили роль военачальников.

Вывод: Да, Толстой был не согласен с историками по вопросам целей, подготовки, хода сражения. Но вот в чём они были едины, так это во взглядах на итоги и следствия Бородинской битвы: “Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена… победа нравственная была одержана русскими под Бородиным”; “Прямым следствием Бородинского сражения было…” (т.3 ч.2 гл.39, заключительные строки).

3. Беседа по вопросам (фронтальная):

– Как объяснить слова Толстого о том, что “Бородино” Лермонтова – зерно, из которого вырос роман?

– Как вы понимаете слова Толстого: “Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение”? (3 том, ч. 2, гл. 19)

– Как Толстой доказывает, что Кутузов и Наполеон, давая сражение, поступили “непроизвольно и бессмысленно”? Какие соображения автора кажутся убедительными? Какие – неприемлемыми? Насколько органически подтверждаются эти рассуждения текстом?

4. Работа в группах по вопросам (проекты, презентации, сообщения):

  1. Образ Кутузова и его роль в романе. ОСК “Кутузов”.
  2. Образ Наполеона и его роль в романе. ОСК “Наполеон”.

Сравнительная характеристика полководцев. Составление таблицы:

Кутузов

Наполеон

  1. Полководец народной войны, вместе с армией и народом защищает Россию. Воплощение народной мудрости и патриотического чувства (т.3, ч.2, гл. 15-16, 35, назначение Кутузова в армию)
  1. Армия, вдохновлённая идеей грабежа, возглавляема человеком, одержимым идеей мирового господства, культом своей личности и манией величия (т.3 ч.1, гл.2, 26, 34, 38; т. 3, ч.3, гл.19)
  1. Полное подчинение интересам России и армии: скромность, простота, искренность, близость к простым людям, знание и понимание их чувств. Поддержка “нравственного духа” русского войска (на Бородинском поле: т.3, ч.2, гл. 35). Единение Кутузова и армии во время молебна (т.3, ч.2, гл.21). Гуманное отношение к пленным (т.4, ч.4, гл.6)
  1. Высокомерие, тщеславие, фальшь и позёрство императора (Наполеон перед портретом сына и на Поклонной горе – т.3 ч.2 гл.26; т.3 ч.3 гл.19). Глубокое равнодушие к судьбам окружающих его людей (переправа –т.3 ч.1 гл.2, Бородинское сражение – т.3 ч. 2 гл.34, 38). Предательство по отношению к армии (т.4 ч.3 гл.18)
  1. “Простота, добро и правда” во внешнем облике Кутузова
  1. Сатирические краски в изображении Наполеона.

Вывод: Одно из важнейших мест в романе отводится изображению полководца народной войны – М.Кутузова. “Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России, с памятью о величайшем событии новейшей истории – писал А.Пушкин. – Его титло: спаситель России; его памятник: скала святой Елены! Имя его не только священно для нас, но не должны ли мы ещё радоваться, мы, русские, что оно звучит русским звуком?.. ибо Кутузов один обречён был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал!”

Подвиг русского полководца нашёл отражение в стихах Державина, Жуковского, Рылеева, Пушкина…

Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!..
В. Жуковский

Когда в виду ты всей вселенны
Наполеона посрамил,
Языки одолел сгущены,
Защитником полсвета был…
Г. Державин

  1. Как относятся к битве простые солдаты, как они воюют?
  2. Какой увидел битву П.Безухов, человек сугубо штатский, не разбирающийся в военном деле? (т.3 ч.2 гл.31-32). Что пережил Пьер, находясь в самом центре сражения? Что заставляет его прийти к выводу: “Нет, теперь они оставят это. Теперь они ужаснутся того, что они сделали!”
  3. Какой видится битва Андрею Болконскому, опытному военному, участнику многих сражений? (т.3 ч.2 гл.36,37)
  4. Каков же результат сражения? (т.3 ч.2 гл.39). Таблица.

5. Проверка таблицы, составленной в течение урока:

 

Исторические материалы о Бородинском сражении

Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе “Война и мир”

1. Цели, преследуемые русской армией

Обескровить противника, добиться изменения в соотношение сил, не допустить к Москве

“…не имело ни малейшего смысла…”

2.Подготовка к сражению

Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления

“Русские не отыскивали лучшей позиции…”;

“…сражение…принято было русскими на открытой, почти не укреплённой местности…”

3. Соотношение сил накануне сражения

120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова.

135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона

100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов

4. Ход сражения

Схема сражения навязана Наполеону Кутузовым.

Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями

Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова

5. Итоги сражения, значение

Русские потеряли 38 тыс. человек (30 %), французы – 58 тыс. человек (43 %). Наполеон отвёл войска на 1,5–2 км. Кутузов: “Французская армия не превозмогла твёрдость духа российского солдата…”

Наполеон: “Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.

“Нравственная сила французской армии была истощена…победа нравственная была одержана русскими”.

5. Подведение итогов

Изучая исторические документы, касающиеся войны 1812 г., Бородинского сражения, мы не можем не обратиться к роману Л.Толстого “Война и мир”. Толстовское описание Бородинской битвы позволяет нам воссоздать целостную картину конкретного исторического события и. несмотря на разногласия Толстого с учёными и военачальниками, лучше понять историю России, проникнуться чувством благодарности к “богатырям русским”, защищавшим Родину в 1812 г. Читая роман “Война и мир”, убеждаешься в правоте великого писателя-гуманиста, заявившего, что “…вопрос, не решённый дипломатами, ещё меньше решается порохом и кровью”, “…война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания”.

Вернёмся к эпиграфу урока. Поэт говорит о “грозе” и задаёт вопрос: Кто тут нам помог? Классик даёт ответ на этот вопрос.

Переведите эти слова на язык исторической науки. (Причины войны, факторы, обстоятельства, способствовавшие успеху России в разгроме нашествия.)

Домашнее задание: Опираясь на исторический материал и роман Толстого написать эссе “Гроза двенадцатого года…”.

Эссе – разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока истории и исторического краеведения по теме «История народов Поволжья»

Интегрированный  урок истории и исторического краеведенияпо теме «История народов Поволжья» демонстрирует систему работы в школе по формированию универсальных учебных действий посредством краевед...

"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне

Данная  работа  посвящена  годовщине  снятия блокады Ленинграда  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В  работе...

Блокада Ленинграда методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне

Данная  работа  посвящена  годовщине  снятия блокады Ленинграда  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В  работе...

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия «Первая мировая война глазами её участников»

Данный классный час представляет собой интегрированное занятие, рассчитанное на учащихся 10 класса социально-гуманитарного профиля. В ходе проведения мероприятия встречаются задание и учебный материал...

Методическая разработка. Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке истории как инновационного метода работы с учебным историческим материалом на примере уроков в 7 классе при изучении учебной темы «Внутре

  Содержание методической разработки представляется мне особенно актуальным  в связи с переходом основной школы на концентрическую структуру изучения предмета «История», так как конце...

Интегрированный урок "Войной испытанные строки..." (Отражение Великой Отечественной войны в произведениях русских поэтов)

Интегрированный урок по истории и литературе с использованием ИКТ-технологий, технологии критического мышления, технологии сотрудничества...

Методическая разработка Урок- практикум на тему: « Великая Отечественная война в исторических источниках».

Урок- практикум на тему:« Великая Отечественная война в исторических источниках»....