Методическая разработка История родного края. Русский народный костюм.
методическая разработка (5 класс) на тему

Володина Елена Васильевна

      Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с историей, культурой и традициями  нашей страны и Тамбовского края. Мы познакомимся с русским народным костюмом и историей некоторых вещей. Проведем занятие в школьном краеведческом музее, где  широко представлены экспонаты, о которых мы будем сговорить.

  Издавна на землях Тамбовского края селились славянские племена. Какими были наши предки?  Во что одевались? Какой посудой пользовались? Какие были традиции?

      Объяснение нового материала.

     В наши дни мы смотрим на старинный народный костюм с восхищением и недоумением. Почему наши предки тратили столько времени на свою одежду? Почему они делали такой нарядной? Как в курной избе крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, создавался народный костюм. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Булгаковский филиал МБОУ 2- Гавриловской

средней общеобразовательной школы

Методическая разработка

История родного края.

Русский народный костюм.

Музейный урок.

                                                         5 класс

Составитель: Володина Елена Васильевна

Педагог дополнительного образования

                                                       2017 г.

Цель: познакомить детей с особенностями русского костюма,

           дать представление, что костюм отражал тесную связь

           человека далекого прошлого с природой.

.

Задачи: - пробудить интерес к истории родного края;

               - познакомить с традициями русского народа и особен

                  ностями  народного костюма;

                -показать уровень высокого мастерства предков, что

                 ставит костюм в ряд ценнейших источников мате

                  риальной и художественной культуры;

                - воспитать чувство патриотизма, гордости за своих

                  земляков, любовь к малой родине.

Оборудование: ИКТ, слайды, материалы  экспозиции школьного краеведческого музея

                                             Ход урока.

1.Организационный момент.

 Звучит мелодия песни «Даль великая» муз. Птичкина слова

Рождественского.

.

      Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с историей, культурой и традициями  нашей страны и Тамбовского края. Мы познакомимся с русским народным костюмом и историей некоторых вещей. Проведем занятие в школьном краеведческом музее, где  широко представлены экспонаты, о которых мы будем сговорить.

  Издавна на землях Тамбовского края селились славянские племена. Какими были наши предки?  Во что одевались? Какой посудой пользовались? Какие были традиции?

      Объяснение нового материала.

     В наши дни мы смотрим на старинный народный костюм с восхищением и недоумением. Почему наши предки тратили столько времени на свою одежду? Почему они делали такой нарядной? Как в курной избе крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, создавался народный костюм. Представим такую картину.

Еле заметный свет мелькает в маленьком окошечке. У окна сидит молодая женщина. Сколько сердечного тепла вкладывает молодая мама в создание первой детской рубашки, выбирая хороший холст и начиная вышивать на нем узоры. Узоры на рубашке были простые, как жизнь ребенка. Тонкие цветные полоски символизировали прямые и удачливые дороги его жизни. Волнообразные линии и различные зигзаги изображали воду, легкие, перекрещивающиеся под углом стежки - ряд маленьких елочек. Ель – дерево жизни и добра, оно всегда должно охранять человека, помогать ему на жизненном пути.

     Рубаха была основной частью костюма на Руси. Ее носили и дети, и женщины, и мужчины. Женскую рубаху крестьянки шили из белого  домотканного полотна. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными внизу рукавами. На рукавах вышивали замысловатые, необыкновенной красоты узоры. Как вы думаете, с какой целью они вышивали?

     Рассмотрим женский костюм. Где выполнены узоры? Что старались защитить женщины от злых духов? Да, действительно, узором «ограждали» ворот, так как он примыкает к шее, а шея держит голову. Оберегали руки, так необходимые в крестьянском быту. Вышивали низ рукава, оплечье, ластовицы (подмышки). Подол рубахи расшивался, чтобы оградить ноги от зла и неудачи.

     Узоры имели глубокий смысл. Ромбы и квадраты с точками посередине – символы засеянного поля, невиданные цветы и диковинные деревья – символы плодоносящей почвы: птицы и животные- символы тепла и солнца. Главной фигурой вышитых узоров является изображение женщины с поднятыми к небу руками. Это жест обращения н небу и солнцу.

     Чем же украшали рубахи?  Посмотрите на экспонаты музея и определите.  Да, действительно, орнаментом. Какой цвет преобладал в орнаменте?

     Русская народная одежда различалась не только по назначени (будничная, праздничная, свадебная), но и по возрасту, семейному положению, месту жительства. В каждом уезде (районе), в каждом селе были свои особенности  в одежде.

К праздничной одежде относились очень бережно,  боясь испачкать или помять. Для русского костюма характерны два основных типа: южный и северный.

     В южнорусском костюме самой главной деталью была понева. Она одевалась поверх рубахи и в основном ее носили замужние женщины. Главной частью женского костюма северного типа является сарафан. Его носили на Руси с 14 века. В ненастную погоду деревенские девушки надевали телогреи – кофты с воротником и длинными рукавами. По силуэту они напоминали маленькие шубки. Замужние женщины прятали волоса, заплетенные в две косы, от «дурного глаза». Молодые девушки оставляли волосы непокрытыми. Кокошники носили в северных регионах страны. Их богато украшали жемчугом, перламутром, бисером. На головные уборы часто наносились солнце, землю, композиции, связанные с небесным «ярусом» мира.

     Мужской крестьянский костюм не имел значительных отличий. Посмотрите, из чего он состоял? Из рубахи и портов (штанов). Рубаха шилась длиною до колена и подпоясывалась кушаком, к которому подвешивали все необходимые в быту предметы: кошелек, кисет. Почему так делали? Карманов не было.

     Праздничную рубаху украшали ярко. Порты шили из темной ткани, иногда – в полоску.

     Верхней одеждой крестьянам служили зипун или кафтан из домотканного сукна. В холодное время – свита. Зимой одевали теплую одежду из овчины, мехом внутрь с большим воротником и рукавами. Посмотрите на представленные здесь иллюстрации. Чем женский тулуп отличается от мужского? А что носили зимой на голове? Обычно носили войлочный колпак с отворотом и без отворота, позже появился картуз.

     А что вы знаете о старинной русской обуви? В чем ходили на Руси?  Да, действительно, ходили в лаптях.  Посмотрите, как они выглядят? Подержите в руках лапти. Чем они отличаются от современной обуви?  Подошвы лаптей для крепости прошивали веревкой. Внутрь для тепла клали солому,  а ноги обматывали онучами (кусками ткани, портянки). Намного позже на Руси появились валенки. Но они стоили дорого, поэтому в бедных семьях на всех детей могла быть одна пара и носили их по очереди.

     Шили на Руси и кожаную обувь: различные сапоги, чеботы, коты (женские туфли).

     Сегодня иногда кажется, что народный костюм и современная одежда – совершенно противоположные вещи. Но старинная одежда тесно связана с обычаями и образом жизни старой деревни, а современный костюм привлекает своей новизной. Но все чаще и чаще перенимаем мы то узор, то оборочку, то фасон старого платья.

     Итог занятия

Сегодня ми познакомились  с историей русского народного костюма. Закончу наше занятие словами благодарности тем безымянным русским женщинам прошлых времен, которые из поколения в поколение создавали, несли в будующее свое искусство, которое является сегодня гордостью национальной культуры.

                            Литература:

  1. Воронова Н.А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры/ Е.А.Воронова.-Изд. 2-е, перер. и дополн.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 282 с.
  2. Составитель: Праздникова Г.З. Краеведение как основа воспитания гражданина и патриота. Тамбов: изд-во ТОИПКРО, 2002.- 79 с.
  3.  Журнал  Начальная школа №2- 2008г.
  4. 4. Журнал Начальная школа №11-2009 г.

 

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему "Русский народный костюм"

Методическая разработка для занятий с детьми 6 -7 классов в системе дополнительного образования....

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

презентация к уроку "Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма"

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение". История развития русского народного костюма,  характерные особенности и отличительные признаки народного костюма Липецкой о...

Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение"....

История русского народного костюма на территории Старооскольского края

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма, как части духовного...

Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...