Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Киселева Наталья Александровна

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по биологии курса «Основы общей биологии » для 9 класса авторов  И.Н. Пономаревой, Н.М.Черновой  Биология в основной школе М., «Вентана-Граф» 2008г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_biologiya_9_klass.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по биологии курса «Основы общей биологии » для 9 класса авторов  И.Н. Пономаревой, Н.М.Черновой  Биология в основной школе М., «Вентана-Граф» 2008г. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа  для 9 класса предусматривает  обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, в ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии.

            Содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Для формирования современной естественно - научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, процессы и объекты, закономерности, законы. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний  в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками  к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.  Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки обобщения знаний.  

           Для реализации Рабочей программы используется учебно- методический комплект, включающий: учебник  Биология . Авторы И.Н.Пономарева , О.А.Кучменко  М., «Вентана- Граф» 2006г и методическое пособие для учителя  : И.Н.Пономарева «Уроки общей биологии» 9 класс., М., « Вентана- Граф» 2006г.

Цель программы обучения:

  • Формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности.
  • Воспитание позитивного ценностного отношения к природе.

Задачи программы:

  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии.

Наиболее предпочтительными  выступают формы обучения, направленные на раскрытие и использование субъективного опыта каждого ученика и подчинены становлению личностно-значимых способов познания через организацию целостной учебной деятельности. Усвоение учебных знаний из целей превращается в средства саморазвития ученика с учетом его жизненных ценностей и реальных индивидуальных возможностей. К таким формам относится эвристическая беседа,  проблемное изложение, элементы технологии развития критического мышления.

В таких условиях реализуется личностный аспект, под которым понимается  развитие у учащихся  умения мыслить, или овладение такими мыслительными операциями, как классификация, синтез, сравнение, развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание, формирование потребностей, мотивов поведения и системы ценностей.

Организация учебно-воспитательного процесса включает  три основных этапа: мотивационный, организационный и контрольно-оценочный. Мотивационный этап включает в себя приемы формирования потребностей, мотивов и целей; организационный - приемы овладения операциями; контрольно-оценочный -  формы и методы  оценки результатов.

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

Текущий контроль -  позволяет дать оценку результатам повседневной работы. В процессе данного вида контроля устанавливается не только результат предшествующей работы, качество усвоения знаний, умений, навыков, но и готовность учащихся к восприятию нового материала. Текущий контроль как наиболее оперативная и динамичная проверка результатов позволяет выяснить сдвиг в развитии учеников и содействует организации ритмичной работы учащихся. Основная цель данного контроля – анализ хода формирования ЗУН, что дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины, принять необходимые меры к устранению, возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям.

  • Устный контроль – предназначен для проверки умения воспроизводить изученное, обосновывать отдельные понятия, законы, явления.

            При фронтальной работе опрашивается весь класс. Желающие отвечают на вопросы с места, уточняя, дополняя друг друга.

   Индивидуальная форма представляет ответы на серию вопросов. Ученики следят за ответами друг  друга, расширяют, углубляют их, дают про себя оценку уровню сформированности знаний

Беседа — форма организации урока, при которой ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и развития.

  • Письменный контроль -  осуществляется в конкретные отрезки времени. Находясь в жестком лимите времени, ученики должны проявить готовность мобилизовать усилия, знания и умение на безошибочное выполнение работы. Уроки письменного контроля обладают большой мобилизирующей силой, требуя от каждого ученика проявления наибольшей активности в выполнении предложенных заданий, что содействует формированию ответственного отношения к учебе.

Контрольная работа – используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний, умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.

              Предлагая проверочные контрольные работы, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Учащимся предлагаются учебные задания в соответствии с их учебными возможностями, уровнем подготовки. Например, учащиеся могут решить более простую или сложную задачу, если рассчитывать трудность заданий таким образом, чтобы они были ориентированы на зону ближайшего развития учащегося.

Практическая работа, лабораторная работа – используется для формирования практических умений по проведению и описанию опытов, наблюдений, исследований с целью закрепления теоретических знаний

Формами  промежуточной аттестации являются задания, нацеленные на проверку трех уровней усвоения.

      1 уровень воспроизведения (вопросы репродуктивного характера). Обучаемый может воспроизвести (повторить) информацию, операции, действия, решить типовые задачи, рассмотренные при обучении. Он обладает знанием-копией.

      2 уровень умений и навыков (вопросы на  установление последовательности,  соответствия, задачи на применение ЗУН в стандартной ситуации). На этом уровне усвоения обучаемый умеет выполнять действия, общая методика и последовательность (алгоритм) которых изучены на занятиях, но содержание и условия их выполнения новые.

    3 уровень применения ЗУН в нестандартной ситуации,  прогнозирования, творчества (проблемные, исследовательские задачи).

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
    ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности  организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию фастений и жижотных (ѽ䐰 ిримерҵсопоставления отдельؽых групп9; роль†различных оргаЭизоов в жизни челОвека и собственной дҵятельнксти; взаимосвязи орг԰низмов и жкружающейࠠсреды; биолог萸чещ萺ого разнообразия в сохранении0биосферы; необходимость защитыĠокружающей среды; родство человека с млекопитающиЬи ␶иԲотныԼи, место и рмль чصловека в`природ5; взаимосвязи человека и окᑀужающей среды; зависимость!собственново здоровьЏ от состояния окружаNщей среды; причины наследственности и изменӇивости, проявления наследственных заرолеваний, иммунитета ك Ї␵ловекᐰ; роль гормонов и витѰминов в организм5;
  • изучатՌ  биологическиѵ обᑊекты и проెессы耺 ставить биологичᐵские эксперименты, опసсыв␰ць и`объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием расъений и животных, повеشением животных, сезонными изменен8ями в природе; рассматривать на готов⑋х микропрепаратах и описывать биолог䐸чзскиЕ объекты;
  • распознавать и описыватькна таблицах Ҿсновные части и органоиды клетки, осганы$и системы органов человѱка{ на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, оЀганизмы, представит䐵лей отдельных 葁8стематичҵских групп) и делать выводя!на основе сравнения;
  • опреде䐻ять принадлежность биологических объектов кࠠопределенной систем԰тической группе (ҺлАссификация);
  • анализироватф и оценивать ␲оздействие факторов окружающей среды, фдкторов риска на"зԴоровье, пᐾследствкй деятельности челожека ز экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и эко䑁истемы;
  • проводҸть самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличитель␽ые ҿризнаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование

темы/раздела

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

Контроль

Введение

3

3

1

1

Основы учения о клетке

10

9

1

2

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

6

3

1

1

3

Основы учения о наследственности и изменчивости

11

8

3

4

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

6

5

5

Происхождение жизни и развитие органического мира

5

4

1

6

Учение об эволюции

11

8

2

1

7

Происхождение человека (антропогенез)

6

6

8

Основы экологии

11

10

2

9

Заключение

1

1

Итого

70

60

7

3

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение в основы общей биологии (4 ч.)

Биология – наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Особенность региональной флоры и фауны.

Экскурсия 1: Биологическое разнообразие вокруг нас.

                     В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                     учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общие свойства живого
  • многообразие форм жизни
  • уровни организации живой природы

                на повышенном уровне:

  • причинно-следственные связи в возникновении многообразия живого мира на Земле

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • объяснять значение биологических знаний для современного человека
  • давать характеристику уровням организации живой природы

на повышенном уровне:

  • доказывать, что любой организм – это биосистема

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • самовоспроизведение – с. 6
  • автотрофы – с. 7
  • гетеротрофы – с. 7
  • рост – с. 8
  • развитие – с.8
  • биосистема – с. 10
  • уровни организации жизни – с.12

на повышенном уровне:

  • гидробионты – с.9
  • аэробионты – с. 9
  •  террабионты – с.9
  • педобионты – с.9
  • эндобионты – с.9

Тема 1 «Основы учения о клетке» - 10 часов.

   Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

   Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки.Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке).Строение клетки: строение и функции основных компонентов.Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы.Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез.

В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                     учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • основные положения клеточной теории
  • химическая организация клетки: строение и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ
  • строение и функции основных органоидов клетки
  • особенности клеток про- и эукариот
  • сущность пластического и энергетического обмена веществ
  • фотосинтез, его значение

                на повышенном уровне:

  • историю развития учения о клетке
  • строение и функции НАДФ
  • взаимосвязи строения и функций органоидов клетки
  • сходства и различия у растительной, животной  и грибной клеток
  • этапы энергетического и пластического обмена
  • свойства генетического кода

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться цитологической терминологией
  • характеризовать основные положения клеточной теории
  • объяснять роль химических веществ в жизни клетки
  • пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты
  • рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом
  • читать схематичные рисунки, схемы процессов, воспроизводить их

на повышенном уровне:

  • сравнивать строение клеток
  • находить взаимосвязь между строением и функциями
  • делать выводы о клетке как структурной и функциональной единице
  • находить и объяснять причины внутриклеточных превращений веществ
  • применять знания и умения по химии для объяснения протекающих в клетках процессов
  • уметь объяснять наблюдаемые явления и процессы

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • углеводы – с. 18
  • липиды – с.18
  • белки – с. 19
  • фермент – с. 19
  • мономер – с.19
  • полимер- с. 19
  • ДНК – с.21
  • нуклеотид – с. 22
  • комплементарность – с.22
  • РНК (Т-РНК, И-РНК, Р-РНК) – с.22
  • АТФ – с. 31
  • мембрана – с.27
  • цитоплазма – с.23
  • ядро – с.24
  • рибосома – с.29
  • митохондрии – с.28
  • ЭПС- с.27
  • аппарат Гольджи – с. 28
  • лизосомы – с.28
  • пластиды - с.28
  • ассимиляция  - с. 30
  • диссимиляция – с. 30
  • фотосинтез – с.36
  • транскрипция – с.33
  • трансляция – с.33
  • биосинтез – с.32
  • ген -  с. 32
  • генетический код – с. 33
  • триплет – с.33

на повышенном уровне:

  • репликация – с.22
  • микротрубочки – с. 29
  • матричный синтез – с. 33
  • метаболизм – с. 30
  • катаболизм- с. 30
  • анаболизм – с. 30
  • строма – с.36
  • грана – с. 36
  • тилакоид – с. 36
  • ламелла – с.36

2. Основы учения о клетке (10 ч.)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ  и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа:

  1. Сравнение растительной и животной клеток.  Многообразие клеток.

В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                     учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • формы размножения организмов: бесполое и половое
  • способы деления клеток
  • фазы митоза
  • видовое постоянство числа хромосом
  • диплоидный и гаплоидный набор хромосом
  • биологическое значение митоза и мейоза
  • оплодотворение
  • развитие оплодотворенной яйцеклетки: бластула, гаструла
  • постэмбриональное развитие: прямое и непрямое

                на повышенном уровне:

  • фазы мейоза
  • сравнительная характеристика  митоза и мейоза
  •  зародышевые листки и органогенез

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться терминологией
  • определять на микропрепарате и характеризовать фазы митоза

на повышенном уровне:

  • давать сравнительную характеристику  процессам митоза и мейоза
  • раскрывать причины постоянства числа хромосом (устанавливать причинно-следственные связи)

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • вегетативное размножение – с50
  • спора – с.51
  • почкование – с. 50
  • половое размножение – с. 48
  • яйцеклетка – с.48
  • сперматозоид – с.49
  • гамета – с.48
  • зигота – с. 49
  • диплоидный набор хромосом - с. 56
  • гаплоидный набор хромосом  56
  • клеточный цикл – с. 52
  • митоз – с.53
  • мейоз – с.54
  • интерфаза – с. 54
  • профаза - с. 54
  • метафаза – с.54
  • анафаза – с.54
  • телофаза – с.54
  • онтогенез – с. 59
  • эмбриональное развитие – с.60
  • постэмбриональное развитие 62

на повышенном уровне:

  • конъюгация – с. 49
  • партеногенез
  • овогенез – с.58
  • сперматогенез –с.58
  • кроссинговер – с. 58

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5ч)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.

Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. 

Лабораторные работы:

  1. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                     учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • генетическую символику и терминологию
  • законы Менделя
  • схемы скрещивания
  • хромосомное определение пола
  • особенности изучения наследственности человека
  • модификационную и мутационную изменчивость, их причины
  • значение генетики для медицины и здравоохранения

                на повышенном уровне:

  • цитогенетическое обоснование законов Г. Менделя
  • причины отклонения от них (закон Т. Моргана)
  • хромосомную теорию наследственности
  • взаимодействие генотипа и среды при формировании признака
  • норма реакции
  • взаимосвязь наследственности и изменчивости в процессе эволюции
  • закон гомологических рядов

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • характеризовать методы и законы наследственности
  • решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание
  • строить вариационный ряд и вариационную кривую

на повышенном уровне:

  • находить причинно-следственные связи в генетических явлениях
  • сравнивать генотипы и фенотипы, гомо- и гетерозигот, модификационную и мутационную изменчивость
  • объяснять генетические законы с позиций цитологии
  • определять сферу действия генетических законов применительно к конкретной ситуации
  • обосновывать вредное влияние на наследственность человека загрязнения природной среды мутагенами
  • решать задачи на наследование, сцепленное с полом и группы крови

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • генетика – с.66
  • наследственность – с. 69
  • изменчивость – с.71
  • ген – с. 67
  • генотип – с. 71
  • фенотип – с.71
  • аллельные гены - с.70
  • альтернативные признаки  с.70
  • гомологичные хромосомы с.70
  • гомозиготная особь – с. 70
  • гетерозиготная  особь – с.70
  • доминантный признак – с. 74
  • рецессивный признак – с. 74
  • моногибридное скрещивание73
  • дигибридное скрещивание – 74
  • гибрид – с.74
  • модификация – с. 99
  • вариационный ряд
  • вариационная кривая
  • мутация – с.96
  • мутагенный фактор – с. 98

на повышенном уровне:

  • неполное доминирование – с.76
  • анализирующее  скрещивание
  • сцепленное наследование – с. 81
  • взаимодействие генов – с.83
  • полимерия – с. 84
  • цитоплазматическая наследственность
  • норма реакции – с. 101
  • хромосомные мутации
  • генные мутации
  • геномные мутации

4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.

Лабораторные работы:

3. Решение генетических задач.

4. Изучение изменчивости у организмов.

5. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях.

В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                     учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • основные методы селекции растений: гибридизация и отбор (массовый и индивидуальный)
  • основные методы селекции животных: родственное и неродственное скрещивание
  • что такое биотехнология

                на повышенном уровне:

  • учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений
  • полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез
  • основные местные сорта и породы
  • методы работы И. В. Мичурина
  • основные направления развития биотехнологии

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться научной терминологией
  • характеризовать основные методы селекции, приводить примеры

на повышенном уровне:

  • применять знания законов наследственности и изменчивости для обоснования выбора методов селекции
  • раскрывать практическую значимость генетических законов в народном хозяйстве и на этой основе обосновывать развитие биотехнологии

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • сорт - с.106
  • порода - с.106
  • гибридизация – с.107
  • индивидуальный отбор – с. 107
  • массовый отбор – с. 107
  • биотехнология – с.122

на повышенном уровне:

  • чистая линия
  • инбридинг – с. 118
  • аутбридинг – с. 119
  • гетерозис – с.107
  • полиплоидия – с. 108
  • мутагенез – с. 108
  • генная инженерия – с. 121
  • клоновая селекция

5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Исторические особенности развития сельского хозяйства Среднего Урала. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.

В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                     учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • развитие взглядов на возникновение жизни
  • основные этапы возникновения жизни по А. И. Опарину
  • основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события
  • факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных

                на повышенном уровне:

  • современные гипотезы возникновения жизни
  • характеристику основных этапов
  • периоды в разных эрах развития жизни на Земле

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • давать определение понятия жизни
  • характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни

на повышенном уровне:

  • приводить доказательства в пользу абиогенного происхождения жизни

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • жизнь
  • биогенез – с. 125
  • абиогенез – с. 125
  • антропогенез – с. 171

на повышенном уровне:

  • коацерваты – с. 128

6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.

 Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Памятники природы Среднего Урала (ботанические, геологические).

Экскурсия 2. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).

В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                     учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • эволюционную теорию

      Ч. Дарвина

  • движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор
  • доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические
  • вид, его критерии
  • популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции
  • формирование приспособлений в процессе эволюции
  • видообразование: географическое и экологическое
  • главные направления эволюции: прогресс и регресс
  • пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

                на повышенном уровне:

  • различные точки зрения на эволюцию
  • взгляды К. Линнея и Ж. Б. Ламарка на природу
  • гомологичные и аналогичные органы
  • биогенетический закон
  • биогеографические доказательства эволюции (реликты)
  • взаимосвязь движущих сил эволюции
  • другие факторы эволюции: изоляция и дрейф генов
  • относительность критериев вида
  • формы естественного отбора
  • механизм возникновения приспособлений организмов к среде обитания

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться научной терминологией
  • характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида
  • иллюстрировать примерами главные направления эволюции
  • выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных

на повышенном уровне:

  • давать сравнительную характеристику взглядов К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина
  • сравнивать естественный и искусственный отбор
  • показывать причины и следствия борьбы за существование
  • показывать взаимосвязь движущих сил эволюции
  • применять знания о движущих силах эволюции для объяснения процессов возникновения приспособлений и видообразования

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • эволюция – с. 141
  • движущие силы эволюции – с. 144
  • сравнительная анатомия
  • рудименты – с. 174
  • атавизмы
  • палеонтология
  • ископаемые переходные формы
  • биологический прогресс – с. 161
  • биологический регресс – с. 161
  • ароморфоз – с. 161
  • идиоадаптация – с.162
  • дегенерация – с.161
  • вид – с. 151
  • популяция – с. 149
  • микроэволюция – с. 154
  • макроэволюция – с. 154
  • видообразование  - с. 154
  • адаптации – с. 166
  • систематика

на повышенном уровне:

  • гомологи
  • аналоги
  • онтогенез
  • филогенез
  • изоляция – с.151
  • дивергенция
  • конвергенция

7. Учение об эволюции (11ч)

Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный  и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

Лабораторные работы:

6. Приспособленность организмов к среде обитания.

Экскурсии

3.  Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер.

4. Борьба за существование в природе.

8. Происхождение человека (антропогенез) (6ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы  эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Основные способы взаимодействия человека с природной средой. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                     учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных
  • движущие силы антропогенеза: биологические и социальные
  • этапы антропогенеза
  • расы, их краткая характеристика

                на повышенном уровне:

  • работы Ф. Энгельса
  • различные точки зрения на происхождение человека

 

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • характеризовать биологические и социальные факторы антропогенеза
  • давать характеристику древнейшим, древним и первым современным людям
  • определять по рисункам расы человека

на повышенном уровне:

  • делать выводы о происхождении человека от животных
  • давать сравнительную характеристику особенностей строения и образа жизни палеонтологических предков человека
  • использовать теорию антропогенеза для доказательства антинаучной сущности расизма

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • антропогенез – с. 171
  • социальные и биологические факторы – с. 172
  • австралопитек – с. 179
  • питекантроп – с. 180
  • синантроп – с. 180
  • неандерталец – с. 181
  • кроманьонец – с. 182
  • расы – с. 185
  • расизм

на повышенном уровне:

  • парапитек
  • дриопитек – с. 177
  • социальный дарвинизм

9. Основы экологии (12ч)

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Среднего Урала, влияние на окружающую природу. Источники получения информации об экологической ситуации в стране, Свердловской области. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Организации и учреждения Среднего Урала экологической направленности. Экологические акции, программы, направленные на сохранение природы родного края и улучшения экологической ситуации. Понимание здоровья как высшей ценности. Учёт природно-климатических особенностей Урала при организации деятельности по сохранению и укреплению психофизического здоровья человека. Исторический опыт и традиции, обеспечивающие сохранение здоровья жителей Урала. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации.

Лабораторные работы:

  1. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места..

Экскурсии:

5. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды

В соответствии со cтандартом биологического образования

                                                     учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • предмет и задачи экологии
  • основные экологические факторы
  • структуру и функции биогеоценозов
  • основные пищевые цепи
  • что такое биосфера
  • границы биосферы
  • биомассу поверхности суши и Мирового океана
  • функции живого вещества
  • роль человека в биосфере

                на повышенном уровне:

  • характер приспособлений организмов  к различным экологическим факторам
  • сезонные изменения
  • фотопериодизм
  • биоритмы и биочасы
  • способы саморегуляции живых систем
  • агроценозы
  • плотность жизни
  • круговорот веществ в биосфере

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться научной терминологией
  • характеризовать экологические факторы
  • приводить примеры биогеоценозов
  • составлять цепи питания
  • определять границы биосферы
  • характеризовать функции живого вещества
  •  приводить положительные и отрицательные примеры влияния деятельности человека на биосферу

на повышенном уровне:

  • выявлять взаимосвязь организмов с экологическими факторами
  • выявлять биотические взаимосвязи
  • вскрывать причины сезонных изменений в природе
  • показывать возможные пути применения экологических знаний в практической деятельности человека
  • устанавливать связи между основными компонентами биосферы
  • обосновывать значение круговорота веществ
  • доказывать относит. устойчивость биосферы

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • экология
  • экологические факторы – с. 195
  • абиотические – с. 195
  • биотические – с. 195
  • антропогенный – с. 195
  • биогеоценоз – с. 221
  • биотоп – с. 217
  • экологическая ниша – с. 218
  • продуценты – с. 222
  • консументы – с. 222
  • редуценты – с. 222
  • цепи питания -  с. 223
  • биосфера – с. 224
  • атмосфера – с. 225
  • гидросфера – с. 225
  • литосфера – с. 225
  • ноосфера
  • заповедники

на повышенном уровне:

  • оптимальный фактор – с. 199
  • ограничивающий фактор – с. 200
  • фотопериодизм – с. 201
  • мутуализм – с. 208
  • комменсализм – с. 208
  • емкость среды – с. 215
  • самоизреживание – с. 215
  • миграционные процессы – с. 215
  • жизненные стратегии – с. 220
  • правило экологической пирамиды –с. 224
  • сукцессии – с. 227
  • мониторинг
  • круговорот веществ – с. 229
  • национальные парки
  • памятники природы

Заключение (1ч)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

В 9 классе проводится 6 лабораторных работ согласно инструктивным карточкам, изложенным в учебнике: Биология 9 класс. И.Н.Пономарева, О.А.Кучменко  М., «Вентана- Граф» 2006г.

Запланировано проведение двух письменных контрольных работ: по итогам I полугодия и учебного года.

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Задания по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)»

  1. Вариант 1

1. Опишите формы бесполого размножения организмов

2. Почему для образования гамет у животных необходим мейоз?

3. Сравните овогенез и сперматогенез.

  1. Вариант 2

1. Опишите  основные этапы эмбрионального развития животных.

2. Почему партеногенез считают  половым размножением?

3.Сравните митоз и мейоз.

Задания по теме: «Основы учения о наследственности и изменчивости»

Тестовый контроль (моногибридное скрещивание)

Вариант 1.

   У гороха высокий рост доминирует над низким. Гомозиготное растение высокого роста опылили пыльцой гороха низкого роста. Получили 20 растений. Гибридов первого поколения самоопылили и получили 96 растений второго поколения.

  1. Сколько различных типов гамет могут образовать гибриды первого поколения?                                      

                                 А) 1     Б) 2     В) 3     Г) 4

  1.  Сколько разных генотипов может образоваться во втором  поколении?    

                                 А) 1     Б) 2     В) 3     Г) 4

  1. Сколько доминантных гомозиготных растений выросло во втором поколении?                                      

                                 А) 24    Б) 48   В) 72   Г) 96

  1. Сколько во втором поколении гетерозиготных растений?                    

                                 А) 24    Б) 4     В) 72   Г) 96

  1. Сколько растений во втором поколении будут высокого роста?    

                                 А) 24    Б) 48   В) 72   Г) 96

Вариант 2.

     У овса раннеспелость доминирует над позднеспелостью. Гетерозиготное раннеспелое растение скрестили с позднеспелым. Получили 28 растений.

1.Сколько различных типов гамет образуется у раннеспелого родительского растения?    

         А) 1     Б) 2      В) 3      Г) 4

  1. Сколько различных типов гамет образуется у позднеспелого родительского растения?    

                                   А) 1      Б) 2      В) 3       Г) 4

  1. Сколько гетерозиготных растений будет среди гибридов?            

                               А) 28    Б) 21    В) 14     Г) 7

  1. Сколько среди гибридов будет раннеспелых растений?        

                               А) 28    Б) 21    В) 14     Г) 7

  1. Сколько разных генотипов будет у гибридов?

                                    А) 1      Б) 2      В) 3       Г) 4

Вариант 3.

        У гороха гладкие семена – доминантный признак, морщинистые – рецессивный. При скрещивании двух гомозиготных растений с гладкими и морщинистыми семенами получено 8 растений. Все они самоопылились и во втором поколении дали  824 семени.

1.Сколько растений первого поколения будут гетерозиготными?      

                               А) 2      Б) 4     В) 6     Г) 8

2. Сколько разных фенотипов будет в первом поколении?      

                               А) 1     Б) 2      В) 3    Г) 4

3. Сколько различных типов гамет могут образовать гибриды первого поколения?                                    

                                     А) 1     Б)  2     В)  3     Г)  4

4.Сколько семян во втором поколении будут гетерозиготными?      

                               А) 206     Б) 412      В) 618      Г) 824

5.Сколько во втором поколении будет морщинистых семян?          

                               А) 206     Б) 412      В) 618      Г) 824

Вариант 4.

У моркови оранжевая окраска корнеплода доминирует над жёлтой. Гомозиготное растение  с оранжевым корнеплодом скрестили с растением, имеющим жёлтый корнеплод. В первом поколении получили 15 растений. Их самоопылили и во втором  поколении получили 120 растений.    

  1. Сколько различных типов гамет может образовывать родительское растение с оранжевым корнеплодом?                          

                                        А) 1            Б) 2         В) 3         Г) 4

  1. Сколько растений с жёлтым корнеплодом вырастет во втором

      поколении?    

                                        А) 120       Б) 90        В) 60       Г) 30

     3.  Сколько во втором поколении будет гетерозиготных растений?      

                                             А) 120        Б) 90        В) 60      Г) 30

4.  Сколько доминантных гомозиготных растений будет во втором поколении?    

                                       А) 120       Б) 90        В) 60      Г) 30

  1. Сколько растений из второго поколения будет с оранжевым корнеплодом?

                                       А) 120       Б) 90        В) 60      Г) 30

Вариант 5.

      У томатов красная окраска плодов доминирует над жёлтой. Гетерозиготное растение с красными плодами опылили пыльцой жёлтоплодного растения. Получили 100 гибридов.

1.Сколько различных типов гамет может образовать красноплодное родительское растение?      

                            А) 1     Б) 2       В) 3      Г) 4

  1. Сколько различных типов гамет образуется у жёлтоплодного   родителя?          

                            А) 1     Б) 2       В) 3       Г) 4

3.  Сколько разных генотипов будет у гибридов?

                                 А) 1     Б) 2       В) 3       Г) 4

4.  Сколько среди гибридов будет желтоплодных растений?        

                           А) 100    Б) 75     В) 50     Г) 25

5.Сколько  гетерозиготных растений будет среди гибридов?      

                           А) 100    Б) 75     В) 50     Г) 25        

Ответы:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

1.Б

2.В

3.А

4.Б

5.В

1.Б

2.А

3.В

4.В

5.Б

1.Г

2.А

3.Б

4.Б

5.А

1.А

2.Г

3.В

4.Г

5.Б

1.Б

2.А

3.Б

4.В

5.В

Тестовый контроль (дигибридное скрещивание)

Вариант 1.

   У гороха высокий рост доминирует над карликовым, гладкая форма семян – над морщинистой. Гомозиготное высокое растение с морщинистыми семенами скрестили с гетерозиготным растением, имеющим гладкие семена и карликовый рост. Получили 640 растений.

  1. Сколько будет среди гибридов высоких растений с гладкими семенами?  

                                А) нет     Б) 160     В) 640     Г) 320

  1. Сколько разных типов гамет может образовать родительское растение с гладкими семенами и карликовым ростом?  

                               А) 1         Б) 2          В) 3       Г) 4

  1. Сколько среди гибридов будет низкорослых растений с гладкими семенами?      

                               А) 320     Б) 640      В) 160   Г) нет

  1. Сколько разных генотипов будет у гибридов?

                                     А) 1        Б) 2          В) 3       Г) 4

     5. Сколько гибридных растений будет высокого роста?

                                     А) 160     Б) нет     В) 640      Г) 320      

Вариант 2.

     У кур оперённые ноги доминируют над неоперёнными, а гороховидный гребень – над простым. Скрестили дигетерозиготных  кур и гомозиготных петухов с простыми гребнями и оперёнными ногами. Получили 192 цыплёнка.

  1. Сколько типов гамет образует курица?

                                   А) 1     Б) 2     В) 3     Г) 4

  1. Сколько разных генотипов будет у цыплят?

                              А) 1     Б) 2     В) 4     Г)16

  1. Сколько цыплят будут с оперёнными ногами?

                                   А) 192     Б) 144     В) 96     Г) 48

  1. Сколько цыплят будет с оперёнными ногами и простыми гребнями?  

                              А) 192     Б) 144     В) 96     Г) 48

  1. Сколько разных фенотипов будет у гибридов?

                              А) 1        Б) 2      В) 3      Г) 4

Вариант 3.

   У кур укороченные ноги доминируют  над нормальными, а гребень розовидной формы – над простым. В результате скрещивания гетерозиготной по этим признакам курицы и петуха с нормальными ногами и простым гребнем получено 80 цыплят.

  1. Сколько разных типов гамет может образовать курица?  

                              А) 1     Б) 2     В) 3      Г) 4

  1. Сколько разных типов гамет может образоваться у петуха?      

                             А) 1      Б) 2     В) 3      Г) 4

  1. Сколько различных генотипов будет у гибридов?

                                  А) 4      Б) 8     В) 12    Г) 16

  1. Сколько цыплят будет с нормальными ногами и простым гребнем?  

                             А) 80    Б) 60    В) 40     Г) 20

  1. Сколько цыплят будет с розовидными гребнями?

                            А) 80     Б) 60    В) 40     Г) 20

Вариант 4.

         У коров комолость (безрогость) доминирует над рогатостью, а чёрная масть – над рыжей. Чистопородного комолого быка чёрной масти скрестили с дигетерозиготными коровами. Получили 64 телёнка.

1. Сколько разных типов гамет образует бык?

                            А) 1       Б) 2       В) 3        Г) 4

  1. Сколько разных типов гамет образует корова?

                                 А) 1       Б) 2        В) 3       Г) 4

  1. Сколько различных фенотипов образуется при этом скрещивании?    

                           А) 1        Б) 4        В) 8       Г) 16

  1. Сколько различных генотипов будет у телят?

                           А) 1        Б) 2        В) 3       Г) 4

  1. Сколько будет комолых чёрных дигетерозиготных телят?    

                           А) 64      Б) 48       В) 32      Г) 16

Вариант 5.

   У кроликов чёрная масть доминирует над белой, а длинная шерсть – над короткой. Дигетерозиготного кролика скрестили с белыми короткошерстными крольчихами. Получили 56 крольчат.

  1. Сколько разных типов гамет может образовать крольчиха?          

                           А) 1      Б) 2       В) 3       Г) 4

  1. Сколько разных типов гамет может образовать кролик?    

                           А) 1      Б) 2       В) 3       Г) 4

  1. Сколько разных генотипов может быть у крольчат?

                                А) 16    Б) 8       В) 4       Г) 1

  1. Сколько фенотипов будет у крольчат?

                                А) 16    Б) 8       В) 4       Г) 1

  1. Сколько крольчат будут с длинной шерстью белого цвета?      

                          А) 56    Б) 42     В) 28      Г) 14

Ответы:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

1.Г

2.Б

3.Г

4.Б

5.В

1.Г

2.В

3.А

4.В

5.Б

1.Г

2.А

3.А

4.Г

5.В

1.А

2.Г

3.А

4.Г

5.Г

1.А

2.Г

3.В

4.В

5.Г

Задания по теме: «Учение об эволюции»

Проверочная работа

  1. Вариант 1

1. В чем заключается причина появления у вредителей сельского хозяйства устойчивости  к ядохимикатам?

2. Сравните 2 формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий.

3. Почему биологические виды существуют в форме популяций?

  1. Вариант 2

1. В чем преимущества теории Ч. Дарвина перед теорией Ж. Б. Ламарка?

2. Сравните механизмы основным путей видообразования.

3. Почему одни животные имеют яркую предупреждающую окраску, а другие – наоборот – покровительственную?

Задания по теме: «Основы экологии»

Проверочная работа

  1. Вариант 1

1. Приведите примеры биотических взаимоотношений, которые существуют в сквере.

2. Сравните понятия «жизненная форма» и «экологическая группа»

3. Почему  при увеличении видового разнообразия уменьшается вероятность вспышек увеличения  численности  отдельных видов в биогеоценозе?

  1. Вариант 2

1. Какие приспособления к недостатку воды развиты у растений и животных?

2.  Сравните хищничество и

    паразитизм.

3. Почему агроценоз нельзя считать саморегулирующейся системой?

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

 литература для учащихся:

  1. Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.

 "Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2006г.)

  1. Киселева З. С., Мягкова А. Н. «Генетика: учебное пособие по

   факультативному курсу для учащихся» (М., «Просвещение», 1983 год)

  1. Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. «Эволюция органического мира»  

          (М., «Наука», 1996 год)

  1. Киселева Э. А.  Книга для чтения по дарвинизму

     (М., «Просвещение», 1970 год)

 литература для учителя:

  1. Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. «Методика обучения общей биологии»  (М., «Просвещение», 1985 год)
  2. Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии»

          (М., «Просвещение», 1981 год)

  1. Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания»

(«Аквариум» ГИППВ, 2000 год)

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология – в 3 томах»

          (Москва, «Мир», 1993 год)

  1. Быков В. Л. «Цитология и общая гистология»

     (Санкт-Петербург, СОТИС, 1998 год)

  1. Ауэрбах Ш. «Генетика» (Атомиздат, 1979 год)
  2. Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982 год)
  3. Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981 год)
  4. Грант В. «Эволюция организмов»  (М., «Мир», 1980 год)
  5. Алексеев В. П. «Становление человечества» (М., Издательство политической литературы, 1984 год)
  6. Чернова Н. М., Былова А. М. «Экология» (М., «Просвещение», 1981 год)

Приложение

Характеристика цифровой отметки и словесной оценки.

         Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Следует не допускать тенденции формального «накопления» отметок, ориентировки на «среднюю» отметку, выведенную путем арифметических подсчетов. Она  выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик имеет право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость.

         С учетом современных требований к оценочной деятельности в школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо»                  (отметка «1»).

Нормы оценок (итоговые и текущие) по предметам  соответствует общим требованиям.

Критерии оценки ЗУН учащихся

Балл «5»  ставится, когда  ученик обнаруживает  усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебной программы; выделяет главные положения  в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных работах,   выполняет их уверенно и аккуратно.

Балл «4» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательно и частично повышенного уровня сложности учебной программы; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки.

         Знания, оцениваемые «5» и «4» баллами, как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них обобщений.

Балл «3» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебной программы, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую, находятся на уровне представлений, сочетающихся с элементами научных понятий.

Балл «2»  ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебной программы не усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...