Биология и ИЗО
статья по биологии по теме

Киселева Наталья Александровна

Окружающий мир полон чудесных ве­щей, радующих нас своим многообразием форм и цвета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_i_izo.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир полон чудесных вещей, радующих нас своим многообразием форм и цвета. Это гибкие травы, стройные деревья, нежные цветы и сочные плоды. Объекты флоры вызывают у детей естественные чувства удивления и любознательности. Но, как правило, интерес детей часто сопровождается сбором огромных букетов полевых цветов, плетением венков или обрыванием первых весенних побегов. Бережное отношение и любовь к природе можно привить детям путем интеграции уроков биологии и изобразительного искусства.

Изучение ботаники начинается со знакомства с жизненными формами растений во время экскурсий в лес или парк. Первые ботанические исследования сопровождаются беседой о строении трав, кустарников и деревьев, а также о их красоте и разнообразии, о колоре и удивительных формах. Такие экскурсии заканчиваются грамотным сбором гербария, который будет необходим для изучения тем "Стебель", "Лист", "Цветы", "Плоды", а кроме того, послужит прекрасным натурным материалом для уроков ИЗО при выполнении графических, декоративных, живописных работ.

Очень часто дети, рисуя природу, располагают листья на ветвях без черешков, направление стеблей у многих произвольно, кроны деревьев имеют одинаковую, как правило, шарообразную форму. Поэтому трудно понять, какие породы на рисунках составляют лес.

Связь уроков биологии и ИЗО поможет переступить порог от интуитивного творчества, похожего на хождение в темноте, к целенаправленному.

Учитель-биолог может образно рассказать о том, что листья на деревьях словно одежда на человеке. И недаром, когда наступает осень, говорят, что деревья обнажаются. В это время года особенно видно как растут и тянутся к свету ветви — руки. Сколько изящества и красоты в их изгибах и поворотах. Учитель-биолог раскрывает суть такого движения — это завоевание необходимого жизненного пространства, влияние атмосферных воздействий и окружающих объектов, порой причудливо изгибающих побеги, что придает уникальность их облику.

На уроках биологии ребята узнают, что травянистые растения бывают прямостоячие, стелющиеся, вьющиеся и цепляющиеся. Усы, прицепки и выросты на стеблях помогают им крепиться к опорам. Жилкование листовых пластинок и форма листьев абсолютно индивидуальны, хотя и имеют систематическое деление. На занятиях изобразительного искусства уточняется, что каково бы ни было жилкование и листорасположение, они подчиняются закону симметрии, что изображаемые травы не должны быть похожи на забор, а кроны деревьев — на шляпки грибов.

Цветы также имеют различия, они могут быть одиночными или собраны в соцветия, их венчики — сростнолепестные или раздельнолепестные; количество чашелистиков, тычинок и пестиков характерно для каждого вида растений.

Восхищение учащихся природой и любовь к ней переходят в желание запечатлеть увиденные образы и передать свои чувства, вызванные ими. В изобразительный род деятельности учеников входят: графика, живопись и декоративное творчество.

Удивление и восхищение природой во время ботанической экскурсии переходит в желание запечатлеть увиденное красками. Предварительно на уроках ботаники осмысливается значение колора в жизни данного вида растения. Например, зелень растений, их цветков светолюбивых экземпляров теплее и прозрачнее теневыносливых. Это связано с тем, что у листьев на свету меньше клеток с зеленым пигментом, улавливающим свет для фотосинтеза, чем в тени. И часто у экземпляров одного и того же вида растения, которые выросли в неодинаковых условиях освещенности, зеленая окраска будет различной. У растений, опыляемых насекомыми, цветки яркие, а у ветроопыляе-мых — мелкие, блеклые, невзрачные. Неяркие пастельные оттенки имеют венчики цветов, которые раскрываются вечером, так как они лучше заметны в темноте для опыления ночными насекомыми. Таким образом, в пейзажах школьников, запечат-ляющих сумеречное время суток, не появятся, например, красные, оранжевые цветы, а будут преобладать белые.

При написании работы выполняются после внимательного изучения цветовой гаммы флористической натуры. Вначале создаются эскизы красками с целью поиска лучшей выразительности и своеобразия растительного материала.

Светлые и нежные цветы лучше изображать на темном фоне, а тонально-насыщенные — на светлом. Неменьшее значение имеет передача фактуры цветов: одни имеют мягкую бархатистую поверхность лепестков, другие — гладкую, бликуюшую.

Собранный природный материал можно использовать и для создания декоративных произведений. Следует обратить внимание на размеры, форму, цвет и фактуру используемых для творчества компонентов. Школьниками создаются композиции, натюрморты, портреты из зерен, косточек, семян, засушенных листьев и цветов. При этом внимание ребят обращается на возможность передачи характера выполняемого портрета с помощью растительных компонентов. Например, для лирических портретов приемлемы полевые цветы пастельных тонов; эмоциональность можно передать не только мимикой лица, но и буйством красок тех растений, которые используются для создания прически; грусть выражается однотонностью, прямолинейностью форм используемого флористического материала.

Эпиграфом урока может стать высказывание К.Моне: "Тем, что я стал художником, я обязан цветам".

Предварительно на уроке ботаники ученики познакомились с семейством лилейных, представителем которого является тюльпан. Было отмечено, что появление полосатого рисунка на лепестках тюльпанов связано с заражением растения вирусом. Именно такие цветы в Голландии пользовались неслыханным спросом в XVI-XVII вв., поэтому на всех картинах того времени изображены пестрые тюльпаны.

И тут кто-то из учеников обращает внимание на букет живых тюльпанов в вазе на столе. Сколько впечатлений — все хотят рассказать о них.

Ярко-красные и желтые тюльпаны вдохновили юных художников на создание картин. Дети в нетерпении берутся за карандаши, кисти.

Учитель просит их не торопиться, продумать, в какой технике каждый из них хочет передать свои переживания от соприкосновения с красотой. При этом нельзя забывать и о композиции — важном элементе выражения своих ощущений.

Ребята приступают к творчеству. Кто-то пишет акварелью по увлажненной бумаге, кто-то создает отвлеченную композицию, основанную на контрастных цветовых сочетаниях. Многие рисуют, подчеркивая форму тюльпанов. Несколько детей решили создать общее декоративное панно из цветной бумаги.

В процессе работы учитель акцентирует внимание на грациозность стеблей, на движение вверх одних, на ниспадание вниз других. Листья и цветы имеют также различное положение в пространстве. Живое одухотворенное движение цветов оживит всю картину, не будет жесткости и безжизненности.

В конце урока законченные работы анализируются.

В заключение хочется отметить: мой многолетний опыт работ в данном направлении позволяет с уверенностью констатировать — межпредметная связь ИЗО и ботаники эффективно влияет на освоение и запоминание основ науки о природе и способствует формированию навыков в области изобразительного искусства. Кроме того, развитие воображения тоже не может происходить на пустом месте, для этого нужны знания, на основе которых расцветает творчество учащихся.

Такой подход помогает детям понять, каким образом природа влияет на их эмоциональное состояние, почему одни пейзажи успокаивают и радуют глаз, а другие — возбуждают или вызывают щемящее чувство восхищения, третьи — навевают дорогие сердцу воспоминания, и почему на сопереживания с природой влияют формы, краски и запахи.

Человек — неотъемлемая часть природы, уродливое отношение к которой приводит к разрушению как физическому, так и духовному его самого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...