Методическая разработка внеклассного мероприятия «Путешествие в страну Знаний на планету " Ботаническая"»
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Синёва С. А.

Цель: формирование интереса к изучению растительного мира, расширение кругозора, развитие у учащихся умений работать в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с Шпановка

Муниципального района Кошкинский Самарской области

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Путешествие  в страну Знаний  на планету Ботаническая»

Составитель: Астафьева  С. А.,

учитель биологии и химии

с. Шпановка

2012

Цель: формирование интереса к изучению растительного мира, расширение кругозора, развитие у учащихся умений работать в команде.

Мероприятие рассчитано на учащихся в возрасте 11-13 лет.

Подготовка к игре: В игре принимают участие 2 команды. За несколько дней до игры учащимся дается задание: придумать название, эмблему и девиз команды, избрать капитана.

Оформление зала:

  • зал и стол жюри украшены букетами цветов (в зависимости от времени года)
  • книжная выставка «Удивительные растения»
  • организуется фотовыставка «Цветы и я»
  • выставка гербария «Цветы родного края»

Ведущая одета в костюм богини Флоры.

Флора: Здравствуйте! Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие в Страну Знаний на планету Ботаническая. Кто знает, как переводится слово «ботаника»? Правильно, это слово переводится как «растение». А это значит, что я, богиня растительного мира Флора, поведу вас сегодня в увлекательный мир растений. В конкурсах вам придется проявлять эрудицию, смекалку, взаимопомощь. В путешествие мы отправляемся двумя экипажами. Каждый экипаж должен был придумать девиз, связанный с темой нашего путешествия. Прошу капитанов команд выйти на стартовую площадку.

Представление экипажей.

Перед началом путешествия надо проверить, готовы ли вы к нему. Наш первый конкурс.

Конкурс «Разминка»

  1. Как называется поле, на котором выращивают арбузы, дыни или тыквы? (Бахча)
  2. Как индейцы называли кукурузу? (Маис)
  3. Какое растение, зерна которого мы используем в пище, произрастает в воде? (Рис)
  4. У кого одна нога, да и та без башмака? (Гриб)
  5. Какую траву любят кошки? (Валериану)
  6. Из какого дерева делают спички? (Осина)
  7. Какого цвета цветки у папоротника? (Нет цветка)
  8. Кто всех богаче? (Лес)
  9. Название, какого цветка совпадает с наименованием кондитерского изделия? (Ирис)
  10. Дышит, растет, а ходить не может? (Растение)
  11. Название, какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (Вороний глаз)
  12. Как называется национальный цветок японцев? (Хризантема)
  13. У какого растения нет листьев? (Кактус)
  14. Это растение является символом горечи? (Полынь)

Конкурс «Ромашка»

На лепестках большой, склеенной из бумаги ромашки написаны задания на тему «Легенды о растениях». Команды по очереди отрывают лепестки и отвечают на вопрос.

Задание:

  1. Утверждают, что эти белые полевые цветки служили зонтиками для гномов. (Ромашки)
  2. Древнегреческая легенда гласит, что цветок назван по имени врача Пеона, который лечил людей отваром лепестков. (Пион)
  3. Предание гласит, что, когда Адам был изгнан из рая, он долго шел и плакал. На тех местах, куда падали его слезы, появлялись эти скромные и прекрасные цветы. (Фиалки)
  4. В странах Западной Европы было распространенно поверье, что шишки с этого дерева обладают магической силой и приносят удачу. Поэтому охотники всегда брали с собой на охоту горсть семян из этих шишек. Назовите дерево. (Ель)
  5. Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращен юноша с ярко-синими глазами. Цветок назвали по имени юноши. (Василек)
  6. Название этого красивого крупного цветка переводится с латинского как «Меч». По легенде, он вырос на месте гибели двух друзей – гладиаторов. (Гладиолус)
  7. Легенда гласит, что этот цветок ночью беседует со звездами, не случайно и его название переводится как «звезда». (Астра)
  8. По русской легенде, в этот цветок превратился юноша Иван. Можно только добавить, что из листьев данного растения готовят так называемый «капорский чай». (Иван-чай)
  9. Это дерево является символом счастья и мира в семье. Раньше молодожены должны были посадить именно это дерево перед своим домом. Ягоды на этом дереве висят всю зиму. (Рябина)
  10. Наши предки считали это дерево посвященным богу грома и молнии – Перуну, статую которого они вырубали из этого дерева, а его так и назвали «Перуновым деревом». (Дуб)
  11. В соцветиях этого растения уже много веков пытаются найти счастье – если найдешь цветок с 5 лепестками вместо 4, его надо съесть. Трех-лепестковые же цветки сулят несчастья и беды. (Сирень)
  12. Античный миф рассказывает о прекрасной нимфе Дафне, которую её отец, речной бог Пеней, превратил в это дерево, спасая от преследования полюбившего её Аполлона. С тех пор оно считалось, Аполлоновым. Его высаживали у храмов, венком из листьев этого дерева награждали победителей в творческих состязаниях. Его ветвь изображать на гербах многих государств как символ величия и славы. (Лавр благородный)

Конкурс «Лесная аптека»

Учащимся предлагается догадаться о целебных свойствах растений. Команды получают таблички, где в первой колонке написаны названия лекарственных растений, а во второй – заболевания. Дается время на обдумывание.

Ландыш

Бессонница

Чистотел

Заболевания сердца

Шиповник

Ангина

Малина

Нарушения зрения

Редька

Воспаление глаза

Земляника

Заболевания кожи

Василек

Радикулит

Одуванчик

Заболевания желудка

Подорожник

Заболевания сердца

Липа

Кашель

Крапива

Рана, язвы, порезы

Валериана

Простуда

Конкурс «Зеленый друг»

Отгадать загадки о деревьях и кустарниках.

  1. Что за дерево стоит

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)

  1. Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой

Стоит под горой. (Береза)

  1. Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

  1. Что за дерево, ответьте:

Всю весну, когда цветет,

Самый вкусный мед на свете

Щедро пчелам раздает? (Липа)

  1. Лишь пурга окрест завоет

И морозы станут злей,

Я столовую открою

Для клестов и глухарей. (Сосна)

  1. Будто снежный шар была,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха)

  1. А когда наступит осень,

Он, красавиц молодой,

Весь зальется солнцем

И станет покорять своей красой. (Клен)

  1. Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок.

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

  1. Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки

Опадают те иголки. (Лиственница)

  1. Я на розу так похож,

Разве что не так хорош,

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды. (Шиповник)

  1. Синий мундир, желтая подкладка,

А в середине сладко. (Слива)

Конкурс «Народный календарь»

Учащиеся предлагаются изречения, разбитые на две смысловые части, каждая из которых написана на отдельном листочке. Играющие за определенное время должны составить полное высказывание.

Из березы течет много сока

Надо ждать крутой зимы

Черемуха цветет

К долгой осени

Коль в мае дождь

к долгой осени

Много желудей на дубу

К лютой зиме

Поздний расцвет рябины

Ожидай холодов

Если листопад пройдет скор

К дождливому лету

У клена капельки воды появляются

Будет и рожь

Конкурс «Цветное шоу»

Ведущий зачитывает каждой команде вопросы. Игроки выбирают лишнее слово в строчке и объясняют свой выбор.

Задание:

  1. Незабудка, гладиолус, роза, ирис, пион.
  2. Тополь, клен, нарцисс, липа, дуб.
  3. Гусиный лук, подорожник, чертополох, кувшинка, одуванчик.
  4. Тюльпан, мать-и-мачеха, кедр, лилия, колокольчик.
  5. Ландыш, хризантема, астра, подснежник, мак.
  6. Ромашка, василек, Иван-чай, Анютины глазки, георгин.

Задание:

Найти в таблице 15 названий цветов. Названия зашифрованы либо по горизонтам, либо по вертикали.

Ф

М

А

В

А

С

И

Л

Ё

К

Н

Т

И

К

О

Л

О

К

О

Т

Л

Б

А

Ю

А

О

Д

У

В

А

Н

Ч

И

К

Р

Л

Л

Л

А

Н

Д

Ы

Ш

О

Л

А

Ц

Ь

Р

О

З

А

Г

В

О

З

И

С

И

П

П

К

Л

И

Л

И

У

К

Я

Т

С

А

Р

О

М

А

Ш

К

А

О

Д

Р

С

Н

П

Л

А

У

Ф

И

А

Л

К

А

З

Щ

И

Ь

К

С

Н

Е

Ж

Н

И

К

Л

Н

О

Ч

П

О

Д

С

Н

Е

Ж

Н

И

К

П

И

И

Н

К

Н

Ч

Г

И

М

А

Д

Ш

К

Ы

Г

В

О

З

Д

И

К

А

Ж

Ответы: василек, одуванчик, лилия, колокольчик, ландыш, роза, ромашка, мак, тюльпан, гвоздика, нарцисс, подснежник, астра, пион, фиалка.

Конкурс «Волшебный огород»

  1. Под каждым кустом сидит клубком? (Картофель)
  2. Красна девица, росла в темнице, а коса на улице? (Морковь)
  3. На земле трава, под землей – алая головка? (Свекла)
  4. В землю – крошка, а из земли – лепешка? (Репа)
  5. Летом – в огороде свежие, зеленые; а зимой – в бочке желтые, соленые. (Огурцы)
  6. Растет на грядке зеленая ветка, а на ней красные детки. (Помидор)
  7. Среди бахчи зеленые мячи, налетела детвора – от мячей одна кора (Арбуз)
  8. Рос ребенок – не знал пеленок, а как стал стариком – сто пеленок на нем. (Капуста)
  9. Хоть я сахарной зовусь, но дождя я не боюсь. (Сахарная свекла)
  10. Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели. (Лук)
  11. Лежит кубышка –

Желтая покрышка.

Лежит не спрятана,

Только запечатана. (Тыква)

  1. Все сестрицы кругленькие, хорошие,

Друг на друга похожие. (Фасоль)

Конкурс «Литературная викторина»

  1. Назовите сказку: «Колыбельную сделали из скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы». (Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»)
  2. Назовите сказку: «Порой ветер колыхал розовые кусты, росшие возле дома, и нашептывал розам:- Есть ли кто красивее вас? Розы качали головками и отвечали: Элиза. И это была сущая правда». (Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»)
  3. Назовите цветы, которые в одной волшебной стране едва не стали причиной гибели главных героев. ((Мак «Волшебник изумрудного города»)
  4. Что топтала кобылица в сказке «Конек-Горбунок»? (Пшеница)
  5. Из чего фея сделала карету Золушке? (Тыква)
  6. Назовите сказку: «Старушка повела девочку в свой цветник. У нее глаза разбежались: тут были цветы всех стран и всех времен года. В целом мире не нашлось бы книжки с картинками ярче и красивее этого цветника». (Г.Х. Андерсен)
  7. Что дала съесть Чернавка доброй девушке, после чего она уснула крепким сном в сказке «Спящая красавица»? (Яблоко)
  8. В названии, какого цветка надо удалить последнюю букву, чтобы получилось имя героя повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»? (Левкой)

Флора: Сегодня вы узнали много нового о растениях и их значении в жизни человека. И еще раз убедились в том, что человек должен бережно относиться ко всем растениям – и в природе, и в саду, и дома.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Литература:

  1. Артамонова Л. Е. Летний лагерь: организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. 1 – 11 классы. М.:ВАКО, 2006, 288с.
  2. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры-занятия и развлечения с детьми. М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 1999, 320с.
  3. Газета «Педсовет». №6,2003. №5 2006, №8 2007.
  4. Газета «Последний звонок». №9, 2003.
  5. Калейдоскоп школьных дел: методические разработки. Выпуск №4. М.: ТЦ Сфера, 2004. 160с.
  6. Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по биологии. М.: ТЦ Сфера, 2003. 96с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по стране Грамматике" для 5-го класса

Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-го класса ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в страну знаний"

Предлагается методическая разработка для проведения экономической игры во внеурочное время по экономическим дисциплинам спеццикла....

Методическая разработка внеклассного мероприятия: Путешествие по океану "Физика"

Данное «путешествие» является завершением проведенной предметной недели по физике.            Среди множества путей развития у обучающихся интере...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Путешествие в мир древнерусского искусства для учащиеся 10-х классов

Методическая рзработка внеклассного мероприятия "Путешествие в мир древнерусского искусства" для учащихся 10-х классов....

Разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в страну английского языка"

Данное мероприятие представляет собой командный конкурс, в ходе которого учащиеся должны показать знания в области английского языка: в чтении скороговорок, умении составлять диалоги о животных, трене...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в мир танцев народа мари"

Внеклассное мероприятие "Путешествие в мир танцев народа мари"для детей 7-9 лет...

Разработка внеклассного мероприятия «Путешествие в страну Знаний русского языка и чтения»

Данное мероприятие разработано с целью закрепления обучающимися специальной коррекционной школы полученных знаний и умений в занимательной форме.....