Главные вкладки

    Методическая разработка внеклассного мероприятия Путешествие в мир древнерусского искусства для учащиеся 10-х классов
    методическая разработка по истории (10 класс) на тему

    Серебренникова Татьяна Владимировна

    Методическая рзработка внеклассного мероприятия "Путешествие в мир древнерусского искусства" для учащихся 10-х классов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

    Автор: Серебренникова Татьяна Владимировна,

    учитель истории МБОУ “Школа  №185” города

    Нижнего Новгорода

    ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ДРЕВНЕРУССКОГО ИСКУССТВА

    Участники: учащиеся 10-х классов

    Место проведения: Нижегородский художественный музей, отдел древнерусского искусства.

    Цель: углубить знания учащихся по истории древнерусского искусства.

    Задачи:

    Образовательная: продолжить формирование знаний учащихся об особенностях древнерусского искусства; познакомить учащихся используя экспонаты музея с наиболее почитаемыми на Руси иконами.

    Развивающая: развивать навыки работы с научной литературой, выбирать, систематизировать, обобщать материал; развивать коммуникативные умения, умение слушать, аргументировано высказываться.

    Воспитательная: эстетическое воспитание через знакомство с произведениями искусства; соблюдение общепринятых правил поведения при посещении музея; способствовать развитию интереса учащихся к истории русской культуры.

    Подготовка к экскурсии

    Класс делится на группы:

    1. Экскурсоводы;
    2. Посетители музея;
    3. Корреспонденты.

    Экскурсоводам предлагаются следующие темы выступлений:

    1. «Святое ремесло» (иконописное искусство)
    2. Символика русской православной иконы
    3. Особо чтимые иконы на Руси:
    • Илья Пророк
    • Святой Николай
    • Богоматерь Владимирская
    • Богоматерь Одигитрия
    • Святой Георгий Победоносец
    • Богоматерь Казанская
    • Троица
    • Спас Нерукотворный
    1. Искусство рукописной книги
    1. Ювелирное искусство древнерусских мастеров.

    Время выступления – 5-7 минут

    Задача корреспондентов: подготовить статьи для школьной газеты

    Задачи посетителей музея: подготовить отзывы об экскурсии, проголосовать за лучшего экскурсовода.

    Критерии оценки выступлений экскурсоводов:

    • познавательная эмоциональная эффективность – 2 балла
    • доступность – 2 балла
    • раскрытие темы а отведённое время– 2 балла
    • контакт со слушателями.

    ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

    «Святое ремесло» (иконописное искусство)

    Много премудростей необходимо было усвоить чтобы стать настоящим мастером «святого ремесла». Обучение продолжалось 15 лет. Иконописец – «творец святыни». Им не мог быть убийца, сквернослов, заносчивый, грубый или нечестный человек. Иконописец занимал достойное место в обществе. Ему оказывали почёт не меньший, чем носителям священного сана.

    Школ, где бы обучали иконописному мастерству, не существовало. Учились иконописи поступая если не с детства, то с очень молодых лет в дружину художников. Между учителем и учеником устанавливались особые отношения. Не подлежащим прощением грехом, считалось, если учитель сознательно утаит от ученика что-либо из своих знаний и умений или скроет его талант, станет из зависти преуменьшать его.

    Иконы писались на досках, чаще всего липовых. На лицевой стороне теслом выдалбливали углубление – ковчег. В этой глубине быть изображению, а по краям получаются поля. Затем готовили основание для живописи – левкас. Меловой раствор смешивали с клеем, приготовленным из пузырей осетровых рыб. Приготовленнные для иконы доски покрывали горячим осетровым клеем и приклеивали на лицевую сторону паволоку – чистый новый холст. Затем на паволоку наносили меловой левкас – грунт. Сухой левкасный слой тщательно полировали высушенной связкой хвоща.

    Особое внимание уделялось краскам. В них добавляли яичный желток, вишнёвую смолу, осетровый клей, ладан. Получалась краска, которую называют темперной.

    Считалось, что икону пишет не иконописец, его рукой водит сам бог. Поэтому прежде чем приступить к работе иконописец постился, молился, исповедовался в грехах. Для начала работы выбирали погожий, солнечный день.

    Сначала мастер размечает жидкой темной краской где и как расположиться изображению. Иконописец должен работать быстро. Икона пишется за 1-2 дня. Красочный слой для сохранности покрывают олифой. Олифу готовят в начале лета. Кипело не по одному дню льняное или маковое масло. Сыпали в него мел, цедили, студили, затем опять варили.

    Для особо чтимой иконы вырили олифу. Для особо чтимой иконы варили олифу янтарную. Для этого толкли янтарь, нагревали его на огне и смешивали с олифой. День нанесения олифы на икону – особый. Мастера надевали чистое льняное бельё, убирали помещение. Густой слой олифы застывает медленно. В ожидании когда олифа застынет, принято рассказывать о чудесах и таинственных случаях. Среди любимых историй – рассказы о родоначальнике русского иконописания старце Алимпии . Он считал даже сам материал своего художества, краски, освященными и целебными и лечил больных, смазывая их кистью, которой писал.

    Иконы – эти своего рода картины далёких времён – теперь занимают почётное место в музеях. Ценным собранием древнерусской живописи обладает наш художественный музей.

    И не случайно. Нижний Новгород был одним из видных культурных центров. С Нижегородским краем связаны имена выдающихся древнерусских художников начиная от старца Прохора (он родом из Городца), сподвижника великого Андрея Рублёва и заканчивая Никитой Павловцем, современником Симона Ушакова.

    Символика русской православной иконы

    Слово икона происходит от греческого «изображение», «образ». Для православного человека библия – записанное слово Божие, а икона – запечатлённый образ Божий. Православному художнику разрешается писать изображение Христа «по человеческому» виду. Икона – подтверждение догмата о вочеловечивании Бога, средство просвещения человека. Икона – «Библия» для неграмотных, чудодейственная сила («чудотворные иконы»). Благоговейное отношение к иконе есть почитание её первообраза. Икона помогает сосредоточиться, направляет внимание человека на предмет молитвенного размышления.

    Христианская церковь создала систему жестких правил написания икон («иконографический канон»). Икона – это не портрет святого или бога, а отображение их духовной сущности. Поэтому канон фиксировал те особенности иконописного изображения, которые отделяли божественный мир от мира земного. Этой цели служили:

    • подчёркивание «духовного», неземного облика изображаемых лиц (фигура – бесплотная тень, тело аскетично, одеяния ниспадают линейными складками, круги под глазами, золотой нимб над головой: у ангелов и святых это блестящий кружок, у богородицы его часто украшают звёздами, у бога-отца имеет форму шестиконечной звезды);
    • особая система изображения пространственных и временных соотношений (увеличение предметов при их удалении, объединение нескольких точек зрения, условный золотой фон, заменяющий трёхмерное пространство, неподвижность изображаемых фигур; ели на иконе присутствует изображение дерева, растения, горы или холма, они обычно имеют геометрические очертания, кристаллические формы);
    • главное в иконе – привлечь внимание смотрящего к одной точке – глазам святого, между ними и молящимся устанавливается невидимая связь.

    Древнерусская икона имеет несколько смысловых рядов:

    явный

    тайный

    символический

    нравственный

    Православные богословы называют иконы «богословием в красках». Икона включена в систему религиозного культа, в то же время представляет собой произведение изобразительного искусства.

    Икона «Святой Николай»

    Перед нами икона одного из наиболее почитаемых на Руси святых, покровителя плотников и путешественников. Николай изображён в епископском облачении-омфоре, с Евангелием в левой руке, с благословляющим жестом правой. Время жизни Николая предание относит к 1-й половине 4 века. Предания рассказывают, что Николай сразу же после рождения обнаруживает чудесную способность стоять. Уже в младенчестве он был образом христианской добродетели, до сумере воздерживаясь от материнской груди по средам и пятницам.

    Получив родительское наследство, Николай раздаёт его нуждающимся. Однажды Николай подбрасывает в окно впавшему в нищету отцу трёх дочерей три узелка с золотом – на приданое каждой. В связи с этим эпизодом возник обычай подкладывать детям подарки на Новый год от лица Санта Клауса, т. е. Святого Николая. Предание рассказывает, что Николай был избран епископом города мира в Ликии (отсюда обозначение святого как Мирликийского). Ко времени правления римского императора Константина относятся многочисленные рассказы о заступничестве Николая за несправедливо осуждённых. Например, явившись на место казни трёх горожан Миры, Николай выхватывает меч из рук палача и всенародно обличает подкупленного судью. Легенды рассказывают о творимых Николаем (как при жизни, так и после кончины) многочисленных чудесах избавления мореплавателей и утопающих, а также вызволения заключённых и пленников. Характерный портретный облик любимого народом святого – высокий лоб, заботливый взгляд, в котором преобладает то мягкость, то строгая проницательность.

    Икона «Илья Пророк»

    Перед нами икона 14 века «Огненное восхождение Ильи Прорака с житием в 16 клеймах». По преданию Илья жил в 9 веке до н. э. в Израиле. Он выступал против поклонения языческим богам, против несправедливости властей и принимал активное участие в политической жизни страны. Рассмотрим клейма, в которых рассказывается об основных эпизодах жизни пророка. Илья предсказал стране три года засухи за поклонение языческим богам. Царь разгневался на Илью, пророку пришлось бежать. Во время скитаний его кормили вороны, которые приносили хлеб и мясо утром и вечером. В этом клейме рассказывается о том, как Илья устроил спор с языческими пророками. Договорились, что истинный бог тот, кто сумеет зажечь огонь в жертвенниках. 450 пророков напрасно взывали к языческим богам, огня не было. Зато единственной молитвы Ильи оказалось достаточно для того, чтобы с неба пал огонь. Видя это чудо народ стал почитать бога Яхве, а языческие пророки были казнены. В следующих клеймах рассказывается о чудесах сотворённых Ильёй. Он умножил муку и масло бедной вдовы, а когда умер её сын, то пророк трижды простёршись над телом, воскресил отрока.

    В среднике (центр иконы) изображено главное событие в жизни Ильи – огненное восхождение. Когда подошло время, Илья отдал свои пророческие одежды ученику Елисею, тем самым передав ему пророческую власть. Затем появилась огненная колесница с огненными конями, и Илья в вихре поднялся в ней на небо. Предание гласит, что Илья жив и ещё вернётся на землю, чтобы умереть, так как он как и все люди смертен. Его возвращение будет предшествовать концу света. Илья – один из наиболее почитаемых святых на Руси. Ему поклоняются как покровителю кузнецов, артиллеристов и защитнику от молний.

    Икона Владимирской Богоматери

    По преданию, евангелист Лука написал три иконы Богоматери. Посмотрев на них Богородица сказала: «Благодать Родившегося от меня и моя да будет со святыми иконами». Одной из трёх этих икон была та, которую мы знаем как Владимирскую. Эта икона до 450 года находилась в Иерусалиме, затем была перенесена в Константинополь.

    В середине 12 века икона была послана в дар князю Юрию Долгорукому. Юрий передал икону Вышгородскому монастырю. С 1155 года Вышгород был уделом сына Юрия Долгорукого князя Андрея Боголюбского. В 1160 году произошло удивительное явление. Икона несколько раз сходила со своего места и пребывала в воздухе: из этого князь понял, что необходимо переменить место пребывания иконы. Андрей взял икону Богородицы и отправился в Суздальскую землю. Проехав от Владимира 10 вёрст, лошади остановились на берегу реки Клязьмы и, несмотря на понукания, не хотели идти дальше. Князь упал перед иконой на колени и молился. Богородица явилась князю со свитком в руке и повелела оставить её икону во Владимире. С этого времени икона стала именоваться иконой Владимирской Богоматери. Перед нами список иконы (то есть копия с чудотворной иконы) Владимирской Богоматери выполненный неизвестным мастером в конце 15 века.

    В смысле иконописания этот тип иконы называют Умиление (младенец охватывает мать рукой, ласково прильнув к её щеке). Левая нога младенца согнута так, что видна подошва ступни – это отличительная черта иконы Владимирской Богоматери. Эта икона почитается как заступница Московского государства. По преданию молитвы москвичей перед иконой Владимирской Богоматери трижды (в 1395, 1480 и 1521 г.) спасали город от врагов.

    Икона Казанской Богоматери

    Эта икона была найдена в Казани в подвале сгоревшего дома в 1579 году. Богородица указала во сне девятилетней девочке, где искать её икону. Науденная икона была помещена в Казанском Богородичном монастыре. В том же году с неё был сделан список и отправлен в Москву царю Ивану Грозному. Икона Казанской Богоматери стала символом спасения Руси от врагов. С иконой Казанской Богоматери нижегородское ополчение под руководством Минина и Пожарского в 1612 году отправилось освобождать Москву от поляков.

    Иконографически эта икона – Одигитрия, но не «поясная», а «оглавная». Основная особенность этой иконы – прямое (в фас) положение Иисуса Христа.

    Искусство рукописной книги

    При больших монастырях существовали мастерские, в которых существовали мастерские, в которых монахи переписывали книги. Рукописная книга была настоящим произведением искусства. На изготовление каждой из них уходило до 5 лет. материалом для письма служил пергамент - специально обработанная кожа с живота телёнка или овцы. На изготовление Библии требовалась кожа с 300 телят. Создателю книги - писцу - нужно было иметь чёткий и красивый подчерк. Писал он гусиным пером. Конец пера особым образом срезался и затачивался специальным ножом. Но прежде надо было размягчить и очистить перья от жира, воткнув их в горячий песок или золу. Для того, чтобы строчки были ровными пергамент разлиновывали свинцовыми  карандашами. Заглавные буквы затейливо украшали, вписывая в них целые рисунки. Заглавные буквы рисовали кисточкой красной краской. Отсюда происходит выражение "писать с красной строки", т. е. с нового абзаца. Художники украшали книги миниатюрами (от латинского "красная краска") - это иллюстрации, заставки, орнаменты. Готовые листы книги покрывали дощечками, обтянутыми кожей. Переплёт украшали драгоценными камнями, серебряными и золотыми пластинами с резным узором. Книгу снабжали застёжкой, т. к. от времени пергамент мог покоробиться.

    Книг было мало, они стоили очень дорого. В монастырской библиотеках их даже приковывали к полкам цепями.

    Ювелирное искусство древнерусских мастеров

    Ремёсла, отвечающие требованиям искусства называются художественными ремёслами. Каждая вещь, созданная ремесленником была неповторима, затавляла собой любоваться, явллялась истинным произведением искусства. Подтверждением тому служат представленнные в музее предметы для осуществления церковной службы:

    * Дарохранительница - ковчежец. изготовленный обычно в виде храма, в котором хранят запасные святые дары, находится на престоле церкви.

    * Дискос - небольшое блюдо для освященного хлеба, символизирующего плоть Христа.

    * Звездица - два металлических полукружия, которые устанавливаются на дискосе, чтобы воздух не прикасался к хлебу.

    * Чаша (потир) для вина, которое используют для причащения верующих.

    * Панагия - небольшая икона, которая находится на груди епископа как знак его сана.

    Древнерусские мастера были искусны в разного вида техниках:

    * Зернь - на изделие напаивали крохотные колечки из проволоки, они служили основой для зерни - украшения в виде зёрнышек из металла, отполированных так, что светились и играли при малейшем повороте изделия.

    * Скань - это узор из спаянных между собой завитков тонкой плоской или скрученной жгутом проволоки; узоры бывают ажурными и накладными, напаянными на металлический фон. Скань называют ещё филигранью. Сейчас если мы хотим сказать о тонкой, мастерски выполненной работе, мы говорим - филигранная работа.

    * Чернь - украшение изделий из серебра сплавом черного порошка: рельеф сохранялся серебряным, а фон заливали чернью.

    * Финифть (техника эмалей, выемчатых и перегородчатых):

    - выемчатая эмаль заполняет углубления в металле;

    - перегородчатая эмаль заполняет промежутки между металлическими ленточками, напаянными ребром на поверхность металла.

    Подведение итогов.

    Учащиеся-посетители музея путём голосования определяют экскурсоводов, занявших 1, 2 и 3 места. Затем проводится викторина.

    ВИКТОРИНА «ЗНАТОК ДРЕВНЕРУССКОГО ИСКУССТВА»

    1. Выдающийся иконописец, родом из Городца. Вместе с Андреем Рублёвым выполнял росписи в Благовещенском соборе города Москвы.

    (Прохор)

    1. Церковный сан святого Николая Мирликийского?

    (епископ)

    1. Каким веществом приклеивают сусальное золото к иконе?

    (соком чеснока)

    1. Первый иконописец запечатливший облик Богородицы?

    (апостол Лука)

    1. Сколько икон Богоматери написал Лука?

    (три)

    1. Какой краской работали иконописцы?

    (темперной краской, разведённой на яичном желтке)

    1. Икона, освятившая перенос княжеского престола из Суздаля в Нижний Новгород в середине 14 века. (Спас Нерукотворный)
    1. Как называется копия сделанная с почитаемой иконы. (список)
    1. Отличительная черта иконы Владимирской Богоматери?
    1. Что представляет из себя тип иконы «Умиление»?

    Список использованной литературы:

    1. Гёче Г. Библейские истории. – М.: Политиздат, 1990.
    2. Московский патерик. – М.: Столица, 1991.
    3. Мень А. Таинство, слово и образ. – Л.: Ферро-Логас, 1991.
    4. Наш край. – Нижний Новгород: Изд-во «Нижегородская ярмарка», 1997.
    5. Мифологический словарь- М., 1990.
    6. Сергеев В. Рублёв. – М.: Молодая гвардия, 1981.
    7. Шарун Н. И. По залам художественного музея. Горький: Волго-Вятское кН. Изд-во, 1985.
    8. Ильина Т. В. Русское и советское искусство. – М.: Высшая школа, 1989.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по стране Грамматике" для 5-го класса

    Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-го класса ...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "От игры-к спорту!" для учащихся 5-6 классов по предмету: "Физическая культура"

    Внеклассное мероприятие включает в себя игры-эстафеты на внимание, силу, ловкость, быстроту, меткость, находчивость и направлено на популяризацию здорового образа жизни....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия “Путешествие на Олимп”.

    Мероприятие "Путешествие на Олимп"  - литературная викторина, разивающая у учащихся мотивацию к чтению....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «МИР Ребусов» для учащихся 5-6 классов

    Среди различных направлений внеклассной работы по математике особое место занимают РЕБУСЫ. Они увлекательны, развивают память и логическое мышление....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия «Путешествие в страну Знаний на планету " Ботаническая"»

    Цель: формирование интереса к изучению растительного мира, расширение кругозора, развитие у учащихся умений работать в команде....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "А, ну-ка, девушки!" для учащихся 8 классов

    Внеклассное мероприятие "А, ну-ка, девушки!" для учащихся 8 классов проводилось в рамках декады по предмету "Технология"....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия «Коррупция – шаг в пропасть!» для учащихся 10-11 классов

    Цель мероприятия: сформировать у учащихся собственное мнение и позицию по отношению к антикоррупции, а так же четкую гражданскую позицию, основывающуюся на противостоянии коррупции.Задачи:Познакомить ...