Главные вкладки

    Методическая разработка внеклассного мероприятия «Коррупция – шаг в пропасть!» для учащихся 10-11 классов
    классный час (10 класс) на тему

    Нехай Фатима Аскербиевна

    Цель мероприятия: сформировать у учащихся собственное мнение и позицию по отношению к антикоррупции, а так же четкую гражданскую позицию, основывающуюся на противостоянии коррупции.

    Задачи:

    1. Познакомить учащихся с ситуацией сложившейся в мире, дать общее представление о коррупции.
    2. Сформировать комплекс знаний, в коррупционных ситуациях обеспе- чивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нор- мами;
    3. Стимулировать  мотивацию  антикоррупционного поведения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл antikorruptsiya_razrabotka.docx39.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка внеклассного мероприятия

    «Коррупция – шаг в пропасть!» для учащихся 10-11 классов

    Целевая аудитория: обучающиеся 10-11 классов.

    Оборудование: мультимедийное оборудование.

    Цель мероприятия: сформировать у учащихся собственное мнение и позицию по отношению к антикоррупции, а так же четкую гражданскую позицию, основывающуюся на противостоянии коррупции.

    Задачи:

    1. Познакомить учащихся с ситуацией сложившейся в мире, дать общее представление о коррупции.
    2. Сформировать комплекс знаний, в коррупционных ситуациях обеспе- чивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нор- мами;
    3. Стимулировать  мотивацию  антикоррупционного поведения.

                                            «Коррупция – шаг в пропасть(слайд № 1)

    План мероприятия (слайд № 2)

    1. Понятие «коррупция».
    2. Сообщения учеников.
    3. Формы коррупции.
    4. Ситуационные задания (групповая работа).
    5. Ответственность за совершение коррупционных правонарушений

    Ход внеклассного мероприятия

          Учитель:

    - Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие мне бы хотелось начать с притчи.

            Много лет назад жил в Монголии слепой музыкант. Триста шестьдесят пять дней в году странствовал он по стойбищам, ходил из юрты в юрту, играл людям на хуре, пел песни, сказывал былины. Слепой музыкант откладывал каждую лишнюю монетку на чёрный день, когда заболеет и не сможет бродить по стойбищам. Свои деньги он носил в мешочке, а мешочек прятал за пазухой и никогда с ним не расставался.


          Однажды, когда музыкант играл на многолюдном сборище и пел свои песни, подошёл к нему щегольски одетый незнакомец. Растолкав людей, он протиснулся вперёд, сел на корточки перед музыкантом и стал пристально смотреть на него своими чёрными глазами. На пришельце был шёлковый халат, а поверх него зелёная плисовая куртка, на ногах — добротные кожаные гутулы; шапка из чёрного шёлка сдвинута набок. Когда музыкант кончил играть и народ разошёлся, незнакомец воровато осмотрелся и запустил руку за пазуху музыканта. Слепой музыкант испугался, схватил вора за руку, стал кричать:
    — Люди! В ясный день, под золотыми лучами солнца человека грабят!
    Не успел грабитель вытащить руку из-за пазухи музыканта, как сбежались люди и схватили его.

    — Так хорошо одет, а кого вздумал грабить! — возмущались они. — Бедного слепого музыканта. Позор тебе! А пришелец и не думал выпускать из рук мешочек.
    — Подумайте, откуда у этого паршивого слепца может быть столько денег? — кричал он. — Это мои деньги! Он у меня хотел их отнять! Народ ещё пуще возмутился.
    — Мошенник, хочешь оклеветать бедного музыканта! — закричали люди и повели его к нойону.
    Выслушал нойон, что говорили ему люди, усадил слепого музыканта и стал допрашивать мошенника.
    — Встань на колени! — приказал он. — Ты, презренный вор, среди ясного дня, под золотыми лучами солнца вздумал ограбить бедного слепого музыканта. Как смеешь ты так поступать, живя под властью своего милостивого владыки?
    — Мой нойон, — ответил мошенник. — Я из самой благородной семьи. Мой отец — знатный человек. Зачем мне заниматься грязными делами? Неужели я стал бы грабить ничтожного музыканта и пятнать доброе имя своих родителей?

    — Придётся и твоего негодного отца привлечь к ответу. Говори его имя! — закричал нойон.
    Вор посмотрел на нойона, чуть заметно подмигнул ему и сказал:
    — Лицо моего отца бугристое, спина горбатая, а имя ему Старый Сребреник.
    Нойон задумался. Долго молчал он, потом улыбнулся:

    —Придётся завтра заняться вашим запутанным делом. И приказал посадить под замок слепого и вора, каждого в отдельности. Ночью вор попросил отвести его к нойону и дал ему взятку — тридцать серебряных монет с рельефной чеканкой на лицевой стороне.
    Утром оба предстали перед нойоном. На этот раз он обрушил свой гнев на слепого музыканта.
    — Презренный вор, как смел ты нарушить закон? Говори, что заставило тебя оклеветать честного человека? Музыкант ничего не ответил. Он сел и начал копать землю руками, изредка наклоняясь, словно прислушиваясь. «Что делает этот слепой чёрт?» — удивился нойон, а вслух спросил:

    — Эй, вор, ты что, с ума сошёл? — Мой нойон, — ответил слепой музыкант. — Только вчера здесь говорил закон. Сегодня закон онемел за тридцать сребреников, словно сквозь землю провалился. Вот я и рою, может, найду закон, а может быть, монеты…

    -  О чем притча? (ответы учащихся)

    - Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, как зло, творимое людьми, ведет к деградации нашего общества. Имя  этому  злу –  коррупция. Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или    зло.

    1. Понятие коррупция (слайд № 3)

    Учитель: Международная неправительственная организация Transparency International представила ежегодный рейтинг стран по уровню восприятия кор- рупции.

    В 2016 году аналитики компании подсчитали, что 68% стран имеют «се- рьезные проблемы с коррупцией». Лидером по отсутствию коррупции стала Дания.  В  первой  пятерке  также   оказались   еще   три   страны   Северной   Европы - Финляндия, Швеция и Норвегия.

    Самый высокий уровень коррупции был отмечен в Сомали, Афганистане, Северной Корее и Судане и Южном Судане, которые также входят в список наименее мирных стран мира. Россия в этом списке находится

    Мировая экономика теряет из-за коррупции около 2% ВВП, или $1,5-2 трлн, ежегодно, сообщил Международный валютный фонд (МВФ). Коррупция замедляет экономический рост, является причиной снижения налоговых по- ступлений и бедности. Однако косвенные издержки коррупции значительно выше: сокращение доходов государств путем поощрения уклонения от уплаты налогов и снижения стимулов к уплате налогов. В результате остается меньше

      денег для государственных инвестиций в инфраструктуру, здравоохранение и   образование. Кроме того, коррупция приводит к оттоку инвестиций из стран, где она широко распространена, отмечают эксперты фонда.

    Ежегодный ущерб от коррупционных преступлений в России составляет около 40 миллиардов рублей. Такую цифру озвучил официальный представи- тель Следственного комитета Владимир Маркин.

    Учитель: Так что же такое «коррупция»? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (слайд № 4)

    (Обучающимся предлагается выразить собственное понимание коррупции и дать определение. Наиболее характерные синонимы и определения должны фиксироваться на доске).

    Учащиеся: Предполагаемые ответы учащихся: (слайд № 4) Восприятие коррупции:

    Коррупция – ложь, аморальность. Коррупция – взяточничество.

    Коррупция – слишком много взяток. Коррупция – слияние криминала с властью

    Коррупция – комплекс коррупционных отношений. Коррупция – элемент любых соц. Отношений.

    Коррупция – система устройства власти и т. д.

    Термин «коррупция» раскрывают различные источники и различные подходы.

       Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положение; дача и получение взятки; злоупотребление полномочиями; коммерческий подкуп; иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства.

    Сообщения учеников:

    1-2 ученикам дано задание подготовить сообщение  из истории коррупции (план сообщения обсуждаются совместно с учителем)

    1-й ученик: В России, первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство», исходят из русских летописей XIII века.

    Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было осуществлено в царствование Ивана III Судебник 1497 г устанавливал розыскную форму процесса, предусматривал в качестве мер наказания смертную казнь, торговую казнь (битьё кнутом) Судебник расширил круг деяний, признавшихся уголовно наказуемыми: крамола, «церковная татьба» (святотатство), ябедничество; дал понятие преступления, а также особо опасного преступления

    Во время правления Ивана IV, впервые ввелась смертная казнь в наказание за чрезмерность во взятках

    Во время правления Алексея Михайловича, в Соборном Уложении 1649г, появилась статья «Наказание за преступление, попадающее под понятие коррупция»

    При Петре I в России был широкий размах и коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней. Так, Петр I совместно с коллегиями ввёл деятельность Тайной канцелярии (Тайной полиции)

    В истории России были разные периоды равного наказания и того, кто подкупает и кого подкупают. Петр I определял наказание дающим взятку наравне с получившим взятку "…чинить велено смертную казнь, без всякой пощады". Такой подход отмечается и за рубежом, например, в современной Японии. Несмотря на принимаемые жёсткие меры по борьбе с коррупцией, всё ещё много чиновников продолжают брать взятки. 

    Известен исторический анекдот: император решил сгоряча издать указ, согласно которому следует вешать любого чиновника, укравшего сумму, равную цене веревки. Однако его сподвижники в один голос заявили, что в таком случае государь останется без подданных. Интересно, что возглавивший по личному указанию императора борьбу с казнокрадством и взяточничеством Нестеров сам в конце концов был повешен за взятки.

    Иван Иванович Пущин служил в Московском надворном суде, боролся со взяточничеством. По словам современников, был «первым честным человеком, который сидел когда-либо в русской казенной палате».

    2-й ученик: Во время правления Николая I коррупция стала механизмом государственного управления, было создано III отделение для безопасности императора и борьбы с преступностью.

    По декрету о взяточничестве 1918 года полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества.

    В 1922 году по Уголовному кодексу за взяточничество – расстрел. В 1957 году официальная борьба с коррупцией приостановлена, так как коррупция считалась редким явлением.

    Коррупции может быть подвержен любой человек, чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.. Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

    1 февраля 2007 г. Россия официально вступила в «Группу государств против коррупции» (ГРЕКО). 7 мая 2009 г. наша страна подписала дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы по уголовной ответственности за коррупцию. Без массового осознания гражданами колоссального вреда коррупции не может произойти серьезных позитивных перемен.

    Учитель: действительно, на этих фактах мы убеждаемся, что коррупция – это одна из серьезнейших проблем нашего общества, которая требует немедленного решения.  Давайте рассмотрим, какие формы коррупции существуют.

    1. Формы коррупции (слайд № 5)

    Учитель:

    1. Основным коррупционным деянием является взятка.

        Взятка – это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды – так называемый «блат», – полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, также относятся к взяткам.

       Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый – должностное лицо, и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные выплаты, ссуды, любые услуги имущественного характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т. д. Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и должны передаваться гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он служит. Тем не менее, статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации позволено преподносить государственным и муниципальным служащим подарки стоимостью не выше трех тысяч рублей.

    1. Злоупотребление  полномочиями.

    Злоупотребление – это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

    1. Мошенничество - хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
    2. Другая  форма  коррупции – растрата.

    Растрата – это хищение (государственных/общественных) ресурсов упол- номоченным должностным лицом. В отличии от других форм коррупции, в растрате участвует только одна сторона – сам расхититель/расхитительница. Обладатель полномочий может совершать хищение путем систематического использования своей государственной должности в личных интересах.

    1. Фаворитизм – в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы.

    1. Ситуационные   задания

       Задание: Рассмотрите ситуации и ответьте на вопросы, о какой форме коррупции идет речь и каковы вредные последствия данного поступка.

      Учащиеся: Работают в группах, предлагают различные варианты ответов, высказывают собственное мнение. От имени группы выступает один человек, которые представляет коллективное мнение, так частные суждения отдельных учащихся.

       Учитель: Управляет творческим процессом. Выслушивает коллективные и частные мнения учащихся, при необходимости в корректной форме коммен- тирует их. Подводит итоги выполнения задания.

        Ситуации: (слайд № 6, 7, 8, 9).

    1. При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил водителя (Ответ на вопрос: взятка. Риск ДТП, падение авторитета ГИБДД, недоверие к ГИБДД).
    2. Государственный служащий отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам. (Ответ на вопрос: растрата – кража ресурсов людьми, облаченными властью или контролем над какими-либо ценностями. Растрата государственных средств – материальный урон бюджету государства).
    3. Вновь избранная администрация района назначила на различные долж- ности членов своих семей и близких, друзей. (Ответ на вопрос: фаворитизм – назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым, в соответствии с их принадлежностью к партии, религии и т. п. Кумовство – форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников).
    4. Мэр небольшого городка являющийся членом правящей партии, во время предвыборной кампании добился того, что существующие в городе первичные отделения других партий под разными предлогами были закрыты. (Ответ на вопрос: злоупотребление полномочиями. Последствия: причинен существенный вред охраняемым законом правам интересам граждан, подрыв веры людей в институты демократии, в справедливость).

    1.   Ответственность за совершение коррупционных правонарушений.

         Физические лица за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную от- ветственность, а юридические лица – административную и гражданско- правовую.

         Уголовная ответственность за совершение коррупционных преступлений предусмотрена рядом статей УК РФ, в том числе ст. 290 (получение взятки),   ст. 291 (дача взятки), ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), ст. 286 (превышение должностных полномочий), ст. 292 (служебный подлог). За совершение коррупционных преступлений предусмотрены различные виды наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, лишение свободы.

        К примеру, получение взятки в особо крупном размере (т.е. более 1 млн рублей) наказывается штрафом в размере от 80 до 100-кратной суммы взятки (но не более 500 млн. рублей) с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

    К числу дисциплинарных взысканий, в зависимости от вида службы, относятся замечание, выговор, строгий выговор (для сотрудников ряда правоохранительных органов), предупреждение о неполном должностном соответствии.

       Однако, наиболее строгим дисциплинарным взысканием за допущенные коррупционные нарушения, является увольнение, в связи с утратой доверия. Данная мера ответственности применяется к государственным и муниципаль- ным служащим за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, непредставление сведений о доходах и расходах служащего, осуществление предпринимательской деятельности и иные, наиболее серьезные нарушения установленных законом запретов и ограничений.

        Вывод: коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновник, судья, администратор, депутат, экзаменатор,

    врач и т. д. Всех их движет один стимул – получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания.

         Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?

        Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения кор- рупционных проявлений от окружающих. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.  

    Рефлексия (учащиеся делают вывод, как можно бороться с коррупцией).

    Поступайте правильно: (Предполагаемые ответы учащихся).

    1. Не давайте и не берите взятки;
    2. Старайтесь добиваться желаемых результатов на основе личной добро- порядочности;
    3. Предавайте гласности случаи  коррупции.

    Вы также можете:

    • изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции;
    • принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией.
    • изучать данное явление, знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.

    Учитель: На этом наш классный час закончен.

    Творческое задание на дом: подготовить буклет на тему «Коррупция – шаг в пропасть!» (слайд 10)

    СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Амиров К. Ф., Амирова Д. К. «Антикоррупционное и правовое воспитание: Учебное пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений, студентов колледжей и вузов». Казань, 2010.
    2. Уголовный кодекс Российской Федерации.
    3. infourok.ru
    4. http://to34.minjust.ru/ru/
    5. http://gtmarket.ru




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "От игры-к спорту!" для учащихся 5-6 классов по предмету: "Физическая культура"

    Внеклассное мероприятие включает в себя игры-эстафеты на внимание, силу, ловкость, быстроту, меткость, находчивость и направлено на популяризацию здорового образа жизни....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «МИР Ребусов» для учащихся 5-6 классов

    Среди различных направлений внеклассной работы по математике особое место занимают РЕБУСЫ. Они увлекательны, развивают память и логическое мышление....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "А, ну-ка, девушки!" для учащихся 8 классов

    Внеклассное мероприятие "А, ну-ка, девушки!" для учащихся 8 классов проводилось в рамках декады по предмету "Технология"....

    Методическая разработка внеклассного мероприятия «Сильное звено». Интеллектуальная игра для учащихся 8 класса.

    Методическая разработка внеклассного мероприятия«Сильное звено».Интеллектуальная игра для учащихся 8 класса.    Подготовилаучитель немецкого языкаМОУ «СОШ с.МироновкаПит...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Декады Науки "Мировые языки" (5-11 классы)

    Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Декады Науки "Мировые языки" (5-11 классы)...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Декады Науки "Страноведческая викторина" (5-7 классы)

    Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Декады Науки "Страноведческая викторина" (5-7 классы)...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия « Веселые старты: Тайга зовет » для учащихся начальной школы по предмету: «Физическая культура»

    Методическая разработка внеклассного мероприятия« Веселые старты: Тайга зовет »для учащихся начальной школыпо предмету: «Физическая культура»...