Главные вкладки

    Программа по биологии 9 класс Пасечник развернутая
    календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) по теме

    Иванова Лидия Александровна

    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,

    ·         Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы  к комплекту учебников,  авт. сост. Г.М. Пальдяева .-2-е издание, стереотипное Москва Дрофа 2010

    Рабочая программа ориентирована на учебник:

    ·         Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.  Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2012 – 303 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ

    ·         Учебного плана школы 2014-2015 учебного года

    Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. 68 часов в год

    •                     Содержание обучения полностью совпадает с авторской программой по биологии

    ( Авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва Дрофа 2010)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3  г. Долгопрудного (МБОУ  СООШ №3)

                                                                                                  Утверждено:

                                                                                                          Директор школы

                                                                                                     (                   )  Смирнова Л.В      

                                                                             приказ №______________

                                                                                                «           »___________- 2014г.

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    по биологии

    для 8 класса

    на  2014-2015учебный год

    Составлена по УМК В.В.Пасечника

    к учебнику  Колесова В.Д., Маша Р.Д. и др. Биология. Человек. 8 класс.

    Составитель:  Иванова Л.А.

    учитель биологии, химии

    высшей квалификационной категории

       

    2014 г.

    Пояснительная записка

    Рабочая программа составлена с учётом следующих документов:

    • Федерального  компонента Государственного стандарта основного общего образования
    • Авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва Дрофа 2010
    • Учебного плана школы 2014-2015 учебного года
    • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образовании.

    Программа  рассчитана на 70 часов  в 8  классе, из расчета - 2  часа  в неделю, из них: для проведения контрольных уроков - 6 часов, лабораторных работ - 19

    Распределение уроков по темам изменено с учетом сложности тем, календарных сроков, индивидуальных особенностей класса.

    • Содержание обучения полностью совпадает с авторской программой по биологии( Авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва Дрофа 2010)
    • В программу внесены изменения на тему Нервная система 7 часов , за счет 2 часов. резерва

    Рабочая программа конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает  распределение часов по разделам курса. Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме в виде комбинированных, лабораторных, контрольных, и др. формах уроков.

    УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Тема

    Авторское планирование

    Рабочая программа

    В  том  числе

    к\р

    Л\р\

    1. 1.

    Введение

    1

    1

    1. 2.

    Раздел 1. Происхождение человека

    3

    3

    1. 3.

    Раздел 2. Строение и функции организма

    57

    57

    1. 4.

    Общий обзор организма

    1

    1

    1. 5.

    Клеточное строение организма. Ткани

    5

    5

    1

    1

    1. 6.

    Рефлекторная регуляция органов и систем организма

    1

    1

    1. 7.

    Опорно-двигательная система.

    7

    7

    1

    4

    1. 8.

    Внутренняя среда организма.

    3

    3

    1

    1. 9.

    Кровеносная и лимфатическая  системы.

    6

    6

    1

    4

    1. 10.

    Дыхание

    4

    4

    1

    2

    Пищеварение.

    6

    6

    1

    1

    Обмен веществ и энергии

    3

    3

    2

    Покровы организма. Терморегуляция

    3

    3

    Органы выделения.        

    1

    1

    Нервная система.

    5

    7

    1

    3

    Анализаторы. Органы чувств.

    5

    5

    1

    Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

    5

    5

    Эндокринная система

    2

    2

    Раздел 3.Индивидуальное развитие организма

    5

    5

    Резерв

    4

    2

    Итого

    70

    68+2 резерв

    6

    19

    Формы контроля знаний:  срезовые и итоговые тесты в форме ГИА , самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим  и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов). Формы и средства контроля

    Годовая аттестация осуществляется в форме итоговой контрольной работы

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Учебные единицы

    количество        количество

         уроков

    Введение. 

    Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

    2

    Происхождение человека.

     Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

    3

    Строение и функции организма

    66

    • Общий обзор организма

    Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

    1

    • Клеточное строение организма. Ткани

    Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

    Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

    3

    • Система опоры и движения.

    Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

    Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

    Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

    9

    • Внутренняя среда организма.

    Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

    Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунитет. Иммунная система. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

    4

    • Кровеносная и лимфатическая системы организма

    Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

    Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.

    7

    • Дыхательная система

    Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм

    4

    • Пищеварительная система

    Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

    6

    • Обмен веществ и энергии

    Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.

    4

    • Выделение.

    Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

    1

    • Покровные органы. Теплорегуляция

    Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

    Причины кожных заболеваний. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

    3

    • Нервная система

    Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

    6

    • Анализаторы

    Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.

    Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

    5

    • Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

    Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

    5

    • Эндокринная система

    Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

    3

    • Индивидуальное развитие организма

    Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

    Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

    Развитие ребёнка после рождения. Вред ранних половых контактов и абортов.

    Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности.

    5

    Требования к уровню подготовки
    В результате изучения биологии  ученик 8-ого класса должен

    Знать/понимать

    Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

    освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

    овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

    воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

    иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде,

    норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

    Курс биологии 8 класса строится на основе учебно-методического комплекта:

    Учебники и учебные пособия:

    - Колесов В.Д., Маш Р.Д. и др. Биология. Человек. 8 класс. М.: Дрофа- 2008.

    Методические пособия:

    - Колесов В.Д., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек.8 класс. Тематическое и поурочное планирование. М.: Дрофа-2004.

    - С.И.Гуленко, Т.А.Дмитриева. тестовые задания для проверки знаний по биологии. Человек ( анатомия, физиология, гигиена). – М.: ТЦ Сфера, 2001 г.

    - А.В.Зубрицкая. Занимательные материалы по биологии. 8 класс. – Волгоград: ИТЦ Корифей – 2007 г.

    www.bio.1september.ru

    www.bio.nature.ru

    www.edios.ru

    www.km.ru/educftion

    http://chemistry48.ru

    www.school.collecsion.ru

    .

    Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

    Оценка устного ответа учащихся

    Отметка "5" ставится в случае:

    1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

    2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

    3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

    Отметка "4": 

    1. Знание всего изученного программного материала.

    2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

    3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

    Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

    1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

    2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

    3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

    Отметка "2":

    1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

    2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

    3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

    Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

    Отметка "5" ставится, если ученик:

    1) правильно определил цель опыта;

    2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

    3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

    4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

    5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

    7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

    Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

    1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

    2. или было допущено два-три недочета;

    3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

    4. или эксперимент проведен не полностью;

    5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

    Отметка "3" ставится, если ученик:

    1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

    2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

    3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

    4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

    Отметка "2" ставится, если ученик:

    1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

    2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

    3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

    4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

    Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

    Отметка "5" ставится, если ученик:

    1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

    2) допустил не более одного недочета.

    Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

    1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

    2. или не более двух недочетов.

    Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

    1. не более двух грубых ошибок;

    2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

    3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

    4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

    5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

    Отметка "2" ставится, если ученик:

    1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

    2. или если правильно выполнил менее половины работы.

    ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    Программы и литература

    Учебники и учебные пособия

    Учебное оборудование

    1.Программно-методические материалы. Биология. Авторы: В.В.Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д.Маш. 8класс. Человек и его здоровье.

    2. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.Дрофа, 2010. -92,(4) с.

    3. Ишкина И. Ф. Биология 8 класс. Поурочное планирование по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева « Биология .Человек. 8 класс». Волгоград: Учитель- АСТ , 2003.- 1104с.

    4. .Пепеляева О.В. , Сунцова И. В. Поурочные разработки к учебным комплектам « Биология. Человек», 8 (9)класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева, А.С. Батуева и др. –М.: ВАКО, 2005.-416с.

     Учителю

    1. Биология. Человек: учеб. для 8кл. общеобразоват. учреждений/ Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.-7-е изд., стереотип. - М.,Дрофа,2009. - 332,(4)с.: ил.

    2.Резанова Е.А. , Антонова И. П., Резанов А.А., Биология человека. В таблицах и схемах. – М. « Издат- школа 2000», 1999г.- 208с.

     3 Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии 8 класс/ а.И. Никишов.2-е изд. , стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 93 с.

     4.Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Челоаек и его здоровье 6Кн. Для учителя: Из опыта работы. М- : Просвещение, 1989.- 192 с

    5.  Биология в таблицах. 6-11 классы : справочное пособие / авт. – сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко. – 9-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 234, /6/ с.

    Ученику:

    1.Рохлов В.С. Биология 8 кл. 44 Диагностических варианта/ М.: Национальное образование ,2011. _96с. (ГИА)

    2. Лернер Г.И. ГИА 2010 Биология: сборник заданий: 9класс / М. : Эксмо,2009.- 240с.

     3. Рохлов В.С ГИА- 2013 Биология: Типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/ М: .Издательство «Национальное образование»,   2012. -128 с

    1. Оптическая: Лупы ручные; микроскоп «Юннат 2П – 3.
    2. Комплект посуды и принадлежностей для опытов.
    3. Портреты выдающихся биологов
    4. Таблицы демонстрационные «Строение тела человека».
    5.   Микропрепараты по физиологии и анатомии человека.
    6. . МОДЕЛИ: глазное яблоко, гортани в разрезе, ДНК, мозга в разрезе, почки в разрезе, сердца ( лабораторная), сердца в разрезе (Демонстрационная), скелет человека на штативе, торс человека разборный, увеличенная модель ушной раковины.
    7. CD – диск Биология. Человек. 1С: Школа.
    1. .
    1. CD – disk Виртуальная школа КИМ «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8 класс.
    2. . Лабораторно-демонстрационно-экспериментальное оборудование

    Техническое обеспечение:

    1. Компьютер

    2.принтер

       Согласованно:                                                                 Согласованно

    на заседании ШМО                                                            заместителем директора

                                                                                                 по УВР

    протокол №__________                                            _____________ Чистикова С.Н.

    «         »                          2014г.                                             «       »                  2014г.

    Руководитель  ШМО                      

    Утверждено:

                                                                                      Заместителем директора по УВР

      (                   )  Чистикова С.Н.

                                                                        приказ №______________

    »___________- 2014г.

    Календарно – тематический план

    По предмету                                                                                   биология

    на                                                                                                   2014/2015 учебный год

    учитель                                                                                        Иванова Л.А.

    класс                                                                                                 8

    количество часов по учебному плану                         -68,  т.ч.

    лабораторных работ-                                                                   19

    контрольно - обобщающих уроков -                                           6

    Составлен в соответствии с программой,

    утвержденной директором                «           »    _______________2014,

    направленной на изучение предмета

    • на базовом уровне
    • на углубленном уровне
    • на профильном уровне
    • на расширенном уровне

    Наличие интегрированных связей                     география,    геометрия,   физика,   химия

    Рассмотрен на заседании методического объединения

    Протокол №1 от _____________________________2014

    Календарно - тематический план уроков по курсу «Биология » 8 класс.

    Учитель: Иванова Л. А.

    Количество часов в год – 68. В неделю – 2 часа.

    План составлен на основе авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереот..Дрофа, Москва-2010 г;

    Сборника нормативных документов Дрофа, Москва-2010 г,

    Учебника «Биология. Человек.» 8 класс. Автор: Маш Р.Д., Колесов Д.В. Дрофа 2012 год

    Наименование разделов и тем

    Плановые сроки прохождения

    Скорректированные сроки прохождения

    Введение(1ч)

    1 (1).

    Наука о человеке. История и методы изучения человека. 

    СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ. (3ч.)

    2 (.1)

    Систематическое положение человека.

    3.(2)

    Основные этапы эволюции человека.

    4. (3)

    Человеческие расы.

    СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. (57ч.)

    5 (4)

    Обзор систем органов тела человека

    СТРОЕНИЕ И СОСТАВ КЛЕТКИ – ТКАНИ. (5ч.)

    6.(1)

    Клеточное строение организмов.

    7.(2)

    Жизненные процессы клетки

    8.(3)

    Ткани, их строение и функции.

    9.(4)

    Л.р№1 Рассмотрение микропрепаратов Строение тканей

    10.(5)

    Контрольная работа №1по теме Строение организма человека.

    НЕРВНАЯ СИСТЕМА. РЕФЛЕКТОРИАЯ РЕГУЛЯЦИЯ. (8ч.)

    11.(1)

    Рефлекторная регуляция

    12.(2)

    Значение нервной системы.

    13.(3)

    Строение нервной системы. Спинной мозг.

    14.(4)

    Строение головного мозга.ЛР№2-3-Пальценосовая проба (на дом) Строение головного мозга

    15.(5)

    Функция переднего мозга.

    16.(6)

    Соматическая нервная система. Автономная нервная система.

    17.(7)

    Обобщающий урок по теме Нервная система. ЛР №4 Рефлексы продолговатого и среднего мозга.

    18.(8)

    К/ работа-2 по теме Нервная система

    ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА. (2ч.)

    19.(1)

    Роль эндокринной регуляции.

    20.(2)

    Строение и функция желез внутренней секреции

    ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. (7ч.)

    21.(1)

    Значение ОДС. Строение костей и их состав. ЛР-5 Строение костной ткани.

    22.(2)

    Общий обзор скелета Человека. Соединение костей.

    23.(3)

    Соединение костей.

    24.(4)

    Строение и работа мышц.ЛР-6-7 Мышцы человеческого тела. Утомление при статистической работе.

    25.(5)

    Заболевание, гигиена, 1-помощи при повреждении ОДС.

    26.(6)

    ЛР-8 Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия.

    27.(7)

    Контрольная работа-3 по теме ОДС

    Внутренняя среда организма.-3 часа

     Кровеносная система-6 часов

    28.(1)

    Кровь и остаточные компоненты внутренней среды.ЛР-9 Микроскопическое строение крови .

    29.(2)

    Иммунитет. Переливание крови.

    30.(3)

    Иммунология на службе здоровья.

    31.(4)

    Транспортные системы организма

    32.(5)

    Органы кровообращения, их строение. ЛР-10-11 Функция венозных клапанов. Функциональная проба.

    33.(6)

    Строение и работа сердца.

    34.(7)

    Движение крови. Регуляция кровообращения. ЛР-12 Выявление скорости кровотока.

    35.(8)

    Гигиена сердечно - сосудистой системы Лр13 Функциональная  проба.

    36.(9)

    Контрольная работа-4 по теме Внутренняя среда организма.

     Кровеносная система

    Дыхательная система 4 часа

    37.(1)

    Значение дыхательной системы. Строение органов дыхания и их функции.

    38.(2)

    Регуляция деятельности дыхательной системы. Механизм вдоха и выдоха

    39.(3)

    Гигиена органов дыхания. Болезни. ЛР14-15  Изменение обхвата грудной клетки. Функциональная проба.

    40 (4)

    Контрольная работа-5 по теме Дыхание.

    ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. (6ч.)

    41.(1)

    Строение и функция пищеварительной системы.

    42.(2)

    Пищеварение в ротовой полости  и желудке.ЛР16- Действие слюны на крахмал.

    43.(3)

    Кишечное переваривание. Всасывание

    44.(4)

    Регуляция пищеварения..

    45.(5)

    Гигиена пищеварения. . Заболевание 1- помощь

    46.(6)

    Контрольная работа-6 по теме Пищеварительная система

    ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. (3ч.)

    47.(1)

    Взаимосвязь систем органов. Пластический и энергетический обмен .ЛР -17 Установление зависимости между нагрузкой и и уровнем энергетического обмена.

    48.(2)

    Витамины.

    49.(3)

    Энерготраты человека и пищевой рацион.ЛР-18 Составление пищевого рациона.

    ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. КОЖА. (4ч.)

    50.(1)

    Выделение.

    51.(2)

    Строение и функция кожи.

    52.(3)

    Терморегуляция органов. Закаливание.  

    53.(4)

    Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

    АНАЛИЗАТОРЫ. (5ч.)

    54.(1)

    Анализаторы. Органы чувств.

    55.(2)

    Зрительный анализатор. ЛР-19 Опыты вызывающие иллюзии.

    56.(3)

    Гигиена зрения. Предупреждение глазных заболеваний.

    57.(4)

    Слуховой анализатор.

    58.(5)

    Органы равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния и вкуса.

    ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. (5ч.)

    59.(1)

    Вклад Отечественных ученых в разработке ученых о ВНД.

    60.(2)

    Врожденные и приобретенные программы поведения.

    61.(3)

    Сон и сновидение.

    62.(4)

    Особенности ВНД. Речь, сознание.

    63.(5)

    Воля, Эмоции. Внимание.

    ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. (5ч.)

    64.(1)

    Размножение.

    65.(2)

    Развитие зародыша. Беременность.

    66.(3)

    Наследственные и врожденные заболевания.

    67.(4)

    Развитие ребенка после рождения.

    68.(5)

    Интересы и склонности. Способности.

    ПОВТОРЕНИЕ. (2ч.)

    69(1)

    Обобщающий урок по теме Организм- единое целое.

    70(2)

    Нервная и гуморальная регуляция. Заключительный урок.

       Согласованно:                                                                 Согласованно

    на заседании ШМО                                                            заместителем директора

                                                                                                 по УВР

    протокол №__________                                                      _____________ Чистикова С.Н.

    «         »                          2014г.                                             «       »                  2014г.

    Руководитель  ШМО                      Наимова Т.Н..


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

    Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

    Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.

    Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника  по 6 классу ФГОС...

    Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

    Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

    Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)

    Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....

    Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

    Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

    Программа по биологии класс 5-9 ФГОС

    Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях,созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина...

    Рабочая программа по биологии. авторы: Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов М.: Дрофа ,2016г

    Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС. авторы: Пасечник, ВВ Латюшин М. Дрофа , 2016г....