Главные вкладки

    Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.
    рабочая программа по биологии (6 класс)

    Баранова Елена Владимировна

    Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника  по 6 классу ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office spreadsheet icon 6_klass_planirovanie_dlya_6.xls24 КБ
    Microsoft Office document icon rp_6_klass_1chas.doc126.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    лицей № 486

    Выборгского района Санкт-Петербурга

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Директор ГБОУ лицея № 486

    _________________ Ю.В. Васильева

    Приказ №    141    от 31 августа 2019 г.

    Рабочая программа

    по биологии

    Для 6х классов

    на 2019/2020 учебный год

    Разработчик:

    Баранова Елена Владимировна,

    учитель биологии

    Обсуждена и согласована на методическом объединении учителей естественнонаучного цикла

    Протокол № 1  «29 » августа 2019 г.

    Принята на педагогическом совете

    Протокол № 1  « 30 » августа 2019 г.

    Санкт-Петербург

    2019 год


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Общая характеристика программы курса

    Рабочая программа составлена на основе авторской программы Пасечника В.В. для общеобразовательных учреждений, лицеев и гимназий. Биология. 5 – 9 классы - М., Дрофа, 2015.

    Цель изучения курса - формирование научного мировоззрения на основе данных о жизнедеятельности и многообразии растений. Изучение курса Биологии в 6 классе направлено на достижение следующих задач:

    • формирование системы научных знаний о царстве растения, закономерностях его развития;
    • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
    • приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения растений, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
    • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений;
    • формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
    • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

    Место курса в учебном плане

    Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год.

    Внесенные изменения:

    За счет объединения уроков «Строение семян однодольных растений» и «Строение семян двудольных растений» был добавлен обобщающий урок в рамках темы «Строение и многообразие покрытосеменных растений» в связи с обширностью материала в рамках данной темы.

    Условия реализации курса, учебно-методический комплект

    Ресурсное обеспечение программы

    Литература для учителя:

    • Основная:
    1. Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.
    2. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6  класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
    • Дополнительная:
    1. «Актуальные проблемы биологии». Сборник статей №1. Составитель Морзунова И.Б. - М., Дрофа, 2010.
    2.  Демьянков Е.Н. Биология. Мир растений: 6 кл.: Задачи. Дополнительные материалы

    Литература для обучающихся:

    • Основная:
    1. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.
    2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2012 г.
    • Дополнительная:
    1. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
    2. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6 – 11 классы. - М., Дрофа, 2006.
    3. А. И. Никитов, В. С. Кумченко, Т. А. Козлова Большой справочник школьника. 5-11 классы
    4. Новиков B.C., Губанов И. А. Популярный атлас - определитель. Дикорастущие растения.

    Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы:

    • http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?class=6&discipline_oo=19&moduletypes[]= - цифровые образовательные ресурсы ФЦИОР по биологии 6 класса
    • www.km.ru/education-Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
    • Электронное приложение для 5 класса (www.drofa.ru)

    Оборудование:

    • Компьютер
    • Интерактивная доска с проектором
    • Комплект приборов, посуды и принадлежностей для микроскопирования
    • Комплект влажных препаратов "Особенности строения организмов"
    • Комплект гербариев разных групп растений
    • Комплект карточек "Эволюция растений и животных"

    Формы и методы контроля достижения планируемых результатов.

    Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала.

    Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль. Используются такие формы контроля как дифференцированный индивидуальный письменный опрос, тестирование, самостоятельная проверочная работа, биологический диктант, письменные домашние задания.

    Для текущего  контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены:

    • тестирование,
    • задания в рабочей тетради;
    • устный контроль;
    • представление докладов;
    • лабораторные работы:

    Л/р №1 «Изучение  строения семян цветковых растений»

    Л/р№ 2 «Виды корней. Типы корневых систем».

    Л/р№ 3 «Строение почек. Расположение почек на стебле».

    Л/р№ 4 «Внутреннее строение ветки дерева».

    Л/р№ 5 «Изучение видоизменённых побегов  (корневище, клубень, луковица)

    Л/р№ 6 «Строение цветка. Различные виды соцветий».

    Л/р №7 «Передвижение воды и минеральных веществ по побегу растения»

    Л/р №8 «Определение всхожести семян растений и их посев».

    Л/р №9 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».

    Требования к результатам обучения и освоения содержания

    Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

    Личностные результаты обучения биологии:

    • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
    • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
    • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
    • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
    • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
    • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

    Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД (Р. УУД):

    • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
    • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
    • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
    • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
    • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    Познавательные УУД (П. УУД):

    • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
    • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
    • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
    • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
    • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
    • Вычитывать все уровни текстовой информации.
    • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

    Коммуникативные УУД (К. УУД):

    • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

    Предметными результатами обучения биологии в 6 классе являются:

    1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
    • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков различных групп растений, органов растений);
    • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями
    • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
    • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
    • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах – органов растений, наиболее распространенных растений; опасных для человека растений;
    • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
    • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения и функциями растительных органов;
    • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

     2. В ценностно-ориентационной сфере:

    • знание основных правил поведения в природе;
    • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

     3. В сфере трудовой деятельности:

    • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
    • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

     4. В сфере физической деятельности:

    • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;

     5. В эстетической сфере:

    • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Общий обзор организма растения

    Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)

    Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.  Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

    Демонстрация 

    Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

    Лабораторные и практические работы

    Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий.

    Раздел 2. Жизнь растений (11 часов)

    Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

    Демонстрация

    Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

    Лабораторные и практические работы

    Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Определение всхожести семян растений и их посев.

    Раздел 3. Классификация растений (4 часа)

    Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

    Демонстрация

    Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

    Лабораторные и практические работы

    Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

    Раздел 4. Природные сообщества (2часа)

    Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

    Экскурсии

    Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

    Повторение 2часа


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по учебному курсу биологии "Бактерии. Грибы. Растения" для 6 класса (по программе В.В.Пасечника)

    Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, нача...

    Рабочая программа по учебному курсу биологии "Животные" для 7 класса (по программе В.В.Пасечника)

    Рабочая  программа по биологии для 7 класса составлена на  основе  авторской  программы В.В. Пасечника и федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образ...

    Рабочая программа по учебному курсу биологии "Человек и его здоровье" для 8 класса (по программе В.В.Пасечника)

    Рабочая  программа по биологии для 8 класса составлена на  основе  авторской  программы В.В. Пасечника и федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образ...

    Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009

    В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...

    Рабочая программа «Линия жизни» авторов: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. издательство «Просвещение», 2013 г.

    Рабочая программа  «Линия жизни» авторов: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. издательство «Просвещение», 2013 г. для 5 класса с календарно-тематическим п...

    Рабочая программа по биологии (Пасечник В.В., 9 класс, 68 часов)

    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. Биология....

    Рабочая программа по биологии (Пасечник В.В.)

    Рабочая программа по биологии (Пасечник В.В.).Рабочая программа VIII вид  (7-9 классы)...