Рабочая программа по учебному курсу биологии "Животные" для 7 класса (по программе В.В.Пасечника)
рабочая программа (биология, 7 класс) по теме
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника и федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования. Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №14»
«Согласовано» Руководитель ШМО _____________________________ Протокол № ____от «____»___________________2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УМР МБОУ МО г.Нягань «СОШ №14» ______________ « »_________________2012г. | «Утверждаю» Директор МБОУ МО г.Нягань «СОШ №14» Е.Т.Савельева________________ Приказ № ____ от «___»__________2012г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу биология «Животные»
7 класс
Базовый уровень
Составлена учителем биологии
МБОУ МО г.Нягань «СОШ №14»
Малкиной О.В.
высшая квалификационная
категория
г.Нягань
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- Закон «Об образовании»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089 (на основании п.6, ч. 2, ст.32 закона РФ «Об образовании»);
- Рабочие программы учебных дисциплин созданы на основе примерных программ ФГОС РФ по заказу Министерства просвещения России (п.7, часть 2, статья 32 закона РФ «Об образовании»;
- Распоряжение Правительства ХМАО – Югры № 458-рп от 31 августа 2005 г. «Об утверждении перечня предметов и количества учебных часов на изучение учебных предметов регионального компонента государственных образовательных стандартов общего, начального и среднего профессионального образования»;
- Региональный базисный учебный план образовательных учреждений ХМАО – Югры, реализуемых программы общего образования, утверждённый приказом ДОиН ХМАО – Югры № 99 от 30. января 2007 года;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (п.23, ч.2, ст.32, закона РФ «Об образовании»);
- Образовательная программа МБОУ СОШ № 14 на 2012 – 2013 учебный год (п.6, ч.2, ст.32, закона РФ «Об образовании»);
- Учебный план МБОУ СОШ № 14 на 2012 – 2013 учебный год;
- Примерная программа основного общего образования по биологии (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).
- Примерная программа основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные», авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172.
Уровень программы (базовый стандарт/профиль/ продвинутый): базовый стандарт
Место предмета в Федеральном базисном учебном плане:
Объём часов: 68 ч (в год), 2 ч (в неделю).
Количество часов регионального компонента, встроенного в базовый курс и специфика работы с ним: нет
Количество часов школьного компонента, встроенного в базовый курс: нет
Вид программы: компилятивная
Принцип обучения: концентрический
Для каких обучающихся составлена: общеобразовательные классы
Характеристика особенностей программы:
Рабочая программа по биологии для 7 классов составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника с внесенными в неё изменениями. Изменения сделаны с учетом примерной программы по биологии и стандарта основного общего образования по биологии. В содержание авторской программы внесены следующие изменения: часы резервного времени использованы на изучение наиболее трудных тем, увеличено количество часов на темы: «Многообразие животных» – 37 часов вместо 34, «Развитие животного мира на Земле» – 3 часа вместо 2, «Биоценозы» – 4 часа вместо 2, «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» – 5 часов вместо 3, уменьшено количество часов на тему «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных» – 12 часов вместо 14. Такое распределение часов достаточно на основании учета требований к уровню подготовки учащихся.
Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой). Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Цель и задачи курса:
Цель: формировать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека.
Образовательные:
- освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Воспитательные:
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период:
В результате изучения биологии ученик должен
Знать/ понимать
- Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
- Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
- Особенности строения организмов животных разных систематических групп
Уметь
- Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
- Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты
- Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
- Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
- Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- Определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
- Оказания первой помощи при укусах животных
- Соблюдения правил поведения в окружающей среде
- Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними
Практическая деятельность (какие виды деятельности предусмотрены для практической направленности). Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, конференции, деловые игры, встречи с интересными людьми, семинары, изучение нового материала, уроки обобщения знаний, предусмотренные программой.
Контроль уровня обученности:
Вид работы | I четв | II четв | III четв | IV четв | Итого в год |
Контрольная работа | 1 | 2 | 0 | 2 | 5 |
самостоятельная | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 |
тест | 2 | 2 | 3 | 1 | 8 |
лабораторная | 4 | 3 | 6 | 0 | 13 |
экскурсии | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 |
всего | 7 | 8 | 9 | 6 | 30 |
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: технология проблемного обучения
Цель:
Повышение интереса к предмету, развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся.
Задачи:
1. Совершенствование форм и методов обучения.
2. Провести диагностику обучающихся на владение учебно-организационными умениями.
3. Применение элементов развивающего обучения с целью развития интеллектуальных умений и навыков.
4. Обучить приемам работы с техническими средствами дополнительной литературой, картами.
5. Контроль влияния технологии обучения на качество знаний.
Результат:
1.Технология должна способствовать формированию личности, полностью работающей самостоятельно.
2. Повышение качества обучения до 60 %.
3.Повышение качества обучения у обучающихся позволит вовлечь детей в активную учебную деятельность и повысить их профессиональную направленность.
Основные методы работы на уроке (продуктивные и репродуктивные и т.д.): продуктивные и репродуктивные, словесный, наглядный, практический, проблемно- поисковый, репродуктивный, самостоятельная работа.
Формы организации деятельности учащихся: практические работы, самостоятельные работы, зачет, лекции, беседы, конференции, экскурсии.
Критерии оценивания различных видов работ:
Оценка знаний учащихся
Отметка | Критерии оценки |
«5» |
|
«4» |
|
«3» |
-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий |
«2» |
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии |
Критерии оценки устного ответа:
Отметка | Критерии оценки |
«5» | - Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос. - Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии. - Приведены самостоятельно примеры. - Ответ содержит логику изложения. - Ответ полностью самостоятельный. |
«4» | - Конкретный ответ на поставленный вопрос. - Приведены самостоятельно примеры. - Ответ содержит логику изложения. - Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка. |
«3» | - Ответ неконкретный, излишне пространный. - Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя. |
«2» | - Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы. |
Критерии оценки лабораторных работ:
Отметка | Критерии оценки |
«5» | - ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов. Соблюдает требования правил безопасного труда. |
«4» | - ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета. |
«3» | - ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки; |
«2» | - ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно; |
Оценка практических умений учащихся
- Оценка умений проводить опыты
Отметка | Критерии оценки |
«5» |
|
«4» |
|
«3» |
|
«2» |
|
Оценка умений проводить наблюдения
Отметка | Критерии оценки |
«5» |
|
«4» | -правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
|
«3» | - допущены неточности 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; - допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов. |
«2» | - допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов. |
Оснащение учебного процесса
( учебно – методический комплекс (УМК)
Программа курса: Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. (Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2006, -172.)
Учебник: Учебник В.В.Латюшин, В,А, Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005
Методическое пособие:
- В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева «Биология. Животные» 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 класс. – М.: Дрофа, 2004, - 192с.;
- Сборник нормативных документов. Биология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
- Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007;
- Биология. 7-8 классы: тесты / авт.-сост. М.В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. – 150с.;
- Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.:Дрофа, 2001. – 192с.;
Другие учебные пособия:
- Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 144с.: ил;
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание),
- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Интернет-ресурсы;
- Презентации к урокам;
- Таблицы, муляжи, гербарии, влажные препараты, микроскопы, микропрепараты и др.
- Технические средства обучения: компьютер, проектор, цифровой микроскоп, цифровая лаборатория «Архимед».
Основное содержание программы курса биологии
«Животные» 7 класс.
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
1. Многообразие животных (37ч)
Простейшие
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Лабораторная работа
Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.
Многоклеточные животные
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием круглых червей.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Внешнее строение дождевого червя.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип хордовые. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения птиц.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (12ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторные работы
Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.
Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных.
3. Индивидуальное развитие животных (3ч)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа
Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
4. Развитие животного мира на Земле (3ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
5. Закономерности размещения животных на Земле (2ч)
Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
6. Биоценозы (4ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5ч)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
Календарно – тематическое планирование по биологии для 7 класса
на 2012 – 2013 учебный год
Название программы: Примерная программа основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные»
Автор программы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В.М. Пакулова Год издания: 2006 г. Издательство: «Дрофа»
Учебник: В.В.Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005
Количество часов за год: 68 ч, (в неделю – 2 ч)
Выполнение программы
Перечень четвертей | Количество часов по плану | Количество проведенных часов по факту |
1 четверть | 18 | |
2 четверть | 14 | |
3 четверть | 20 | |
4 четверть | 16 | |
Итого за год: | 68 |
Выполнение практической части программы
Перечень четвертей | Контрольные работы | Практические работы | Лабораторные работы | Самостоятельные работы | Тесты | Экскурсии | Развитие речи | Другие виды | Итого | ||
1 четверть | по плану | 1 | 4 | 2 | 7 | ||||||
фактически | |||||||||||
2 четверть | по плану | 2 | 3 | 1 | 2 | 8 | |||||
фактически | |||||||||||
3 четверть | по плану | 6 | 3 | 9 | |||||||
фактически | |||||||||||
4 четверть | по плану | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | |||||
фактически | |||||||||||
Итого за год: | по плану | ||||||||||
фактически | 5 | 13 | 2 | 8 | 2 | 30 |
№ урока | Количество часов | Дата | Темы | Формирование компетенций | Практическая часть программы | |||||||
знаний | умений и навыков | |||||||||||
Раздел: «Введение. Общие сведения о животном мире.» - 2 часа | ||||||||||||
1 | 1 | 1 н 09 | 1. История развития зоологии. | Этология, зоогеография, энтомология, орнитология, эхтиология, эволюция животных. | Формулировать определение термина. Выделять признаки классификации наук о животных. Сравнивать растения и животных. Доказывать свою точку зрения о роли зоологии в практической деятельности людей. | |||||||
2 | 1 | 2 н 09 | 2. Современная зоология. | Входная контрольная работа | ||||||||
Раздел 1 « Многообразие животных» - 37 часов | ||||||||||||
3 | 1 | 2 н 09 | 1. Общая характеристика простейших. | Корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина, простейшие, инфузории, колония, жгутиконосцы. | Работать с живыми культурами, готовить микропрепараты с живыми животными, распознавать микроскопических животных. Анализировать содержание таблиц. Выделять особенности жизнедеятельности. Приводить аргументы, доказывающие единство происхождения животных и растений. Доказывать свою точку зрения. | |||||||
4 | 1 | 3 н 09 | 2. Многообразие простейших. | Л.р.№1 «Наблюдение многообразия водных многоклеточных животных» | ||||||||
5 | 1 | 3 н 09 | 3. Тип Губки. Особенности строения и жизнедеятельности. | |||||||||
6 | 1 | 4 н 09 | 4. Тип Кишечнополостные. Строение и образ жизни Гидры пресноводной. | Губки, специализация клеток, эктодерма, энтодерма, полость кишечная, лучевая симметрия, полип, медуза, коралл, регенерация, кожно-мышечный мешок, гермафродит, хозяин промежуточный и окончательный, параподия, полихеты, олигохеты, пиявки, гирудин, анабиоз, моллюски, брюхоногие, двустворчатые, головоногие, иглокожие, хитин, мозаичное зрение, партеногенез, отряды насекомых. | Вести наблюдение за животными, ставить простейшие опыты, определять систематическое положение животного, распознавать изученных животных, пользоваться простейшим лабораторным оборудованием. Выделять особенности строения и признаки систематики беспозвоночных. Объяснять усложнение беспозвоночных в процессе эволюции. анализировать содержание таблиц. Объяснять значение терминов. Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и средой обитания. Доказывать принадлежность представителей к одному типу. Сравнивать строение и жизнедеятельность беспозвоночных. Используя современные компьютерные технологии готовить сообщения и создавать презентации о беспозвоночных. | |||||||
7 | 1 | 4 н 09 | 5. Многообразие кишечнополостных, их значение. Общая характеристика типа. | |||||||||
8 | 1 | 5 н 09 | 6. Тип Плоские черви. Общая характеристика типа | |||||||||
9 | 1 | 5 н 09 | 7. Тип Круглые черви. Особенности строения и жизнедеятельности. | Л.р.№2 «Знакомство с многообразием круглых червей» | ||||||||
10 | 1 | 1 н 10 | 8. Тип Кольчатые черви. Особенности строения и жизнедеятельности дождевого червя. | Л.р. №3 «Внешнее строение дождевого червя» | ||||||||
11 | 1 | 2 н 10 | 9. Многообразие кольчатых червей. | Тест «Типы плоские, круглые, кольчатые черви» | ||||||||
12 | 1 | 2 н 10 | 10. Тип Моллюски, особенности строения и жизнедеятельности. | |||||||||
13 | 1 | 3 н 10 | 11. Многообразие моллюсков. | Л.р. №4 «Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков» | ||||||||
14 | 1 | 3 н 10 | 12. Тип Иглокожие, особенности строения и жизнедеятельности. | |||||||||
15 | 1 | 4 н 10 | 13. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. | |||||||||
16 | 1 | 4 н 10 | 14. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Клещи. | |||||||||
17 | 1 | 5 н 10 | 15. Класс насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. | |||||||||
18 | 1 | 5 н 10 | 16. Отряды насекомых (таракановые, прямокрылые) | Тест по теме «Класс насекомые» | ||||||||
19 | 1 | 2 н 11 | 17. Отряды насекомых (стрекозы, жуки, вши, клопы) | Л.р. №5 «Изучение представителей отр. насекомых». | ||||||||
20 | 1 | 2 н 11 | 18. Отряды насекомых (бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи). | |||||||||
21 | 1 | 3 н 11 | 19. Отряды насекомых (перепончатокрылые) | КР по теме «Тип Членистоногие» | ||||||||
22 | 1 | 3 н 11 | 20. Характеристика хордовых животных. | Хорда, бесчерепные, ланцетник, позвоночные, хрящевые робы, костные рыбы, отряды рыб, земноводные, отряды земноводных, головастик, пресмыкающиеся, отряды пресмыкающихся, гнездовые и выводковые птицы, инкубация, отряды птиц, млекопитающие, отряды млекопитающих, первозвери, сумчатые, настоящие звери. | Вести наблюдение за животными, ставить простейшие опыты, определять систематическое положение животного, распознавать изученных животных, пользоваться простейшим лабораторным оборудованием. Выделять особенности строения и признаки систематики позвоночных. Объяснять усложнение позвоночных в процессе эволюции. Анализировать содержание таблиц. Объяснять значение терминов. Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и средой обитания. Доказывать принадлежность представителей к одному типу. Сравнивать строение и жизнедеятельность позвоночных. Используя современные компьютерные технологии готовить сообщения и создавать презентации о позвоночных | |||||||
23 | 1 | 4 н 11 | 21. Надкласс Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности. | Л.р.№6 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб» | ||||||||
24 | 1 | 4 н 11 | 22. Класс Хрящевые рыбы. | |||||||||
25 | 1 | 5 н 11 | 23. Класс Костные рыбы | Самостоятельная работа «Строение и жизнедеятельность рыб» | ||||||||
26 | 1 | 1 н 12 | 24. Класс Земноводные или Амфибии. Особенности строения и жизнедеятельности. | |||||||||
27 | 1 | 2 н 12 | 25. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии, отряд Чешуйчатые. | |||||||||
28 | 1 | 2 н 12 | 26. Отряды пресмыкающихся. Черепахи и крокодилы, их характеристика. | Тест «Класс Земноводные и Пресмыкающиеся» | ||||||||
29 | 1 | 3 н 12 | 27. Класс Птицы, общая характеристика класса. | Л.р.№7 «Изучение внешнего строения птиц» | ||||||||
30 | 1 | 3 н 12 | 28. Нелетающие птицы. | |||||||||
31 | 1 | 4 н 12 | 29. Водоплавающие птицы и птицы околоводных пространств. | Тест «Класс Птицы» | ||||||||
32 | 1 | 4 н 12 | 30. Хищные птицы. | Промежуточная контрольная работа | ||||||||
33 | 1 | 5 н 12 | 31. Куриные и воробьинообразные. | |||||||||
34 | 1 | 2 н 01 | 32. Класс млекопитающие. Первозвери. | |||||||||
35 | 1 | 3 н 01 | 33. Сумчатые. Насекомоядные. Рукокрылые. | |||||||||
36 | 1 | 3 н 01 | 34. Грызуны. Зайцеобразные. | |||||||||
37 | 1 | 4 н 01 | 35. Копытные. Хоботные. | |||||||||
38 | 1 | 4 н 01 | 36. Китообразные. Ластоногие. Хищные. | |||||||||
39 | 1 | 5 н 01 | 37. Приматы. | Тест «Тип млекопитающие» | ||||||||
Раздел 2. «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных» - 12 часов | ||||||||||||
40 | 1 | 5 н 01 | 1. Покровы тела. Сравнительная характеристика. | Покровы тела, наружный и внутренний скелет, осевой скелет, кости скелета, полости тела: первичная, вторичная и смешанная, диффузия, газообмен, органы дыхания, альвеолы, диафрагма, обмен веществ, ферменты, кровеносная система: замкнутая, незамкнутая, кровеносные сосуды, круги кровообращения, фагоцитоз, клетки крови, виды крови, органы выделения, раздражимость, строение нервной системы, рефлекс, инстинкт, органы чувств, регуляция нервная и гуморальная. | Выявлять сходства и различия в строении тела животных. Находить черты сходства в строении животных. Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов животных. Анализировать содержание таблиц и рисунков. Доказывать, что организм – открытая система. Прогнозировать последствия повреждения различных органов животных. | Л.р. №8 «Изучение особенностей различных покровов тела». | ||||||
41 | 1 | 1 н 02 | 2. Опорно-двигательная система. Сравнительная характеристика. | |||||||||
42 | 1 | 1 н 02 | 3. Опорно-двигательная система различных классов животных | Л.р. №9 «Наблюдение за способами передвижения животных». | ||||||||
43 | 1 | 2 н 02 | 4. Способы передвижения животных. Полости тела. | |||||||||
44 | 1 | 2 н 02 | 5. Органы дыхания и газообмен у б/п и позвоночных животных. | Л.р. №10 «Наблюдение за способами дыхания животных». | ||||||||
45 | 1 | 3 н 02 | 6. Органы пищеварения, усложнение в процессе эволюции. Обмен веществ и превращение энергии. | Л.р. №11 «Наблюдение за особенностями питания животных». | ||||||||
46 | 1 | 3 н 02 | 7. Кровеносная система, усложнение в процессе эволюции. Кровь. | |||||||||
47 | 1 | 4 н 02 | 8. Органы выделения, сравнительная характеристика. | Тест «Эволюция органов пищеварения, кровеносной системы и органов выделения» | ||||||||
48 | 1 | 4 н 02 | 9. Нервная система животных, усложнение в процессе эволюции. | |||||||||
49 | 1 | 1 н 03 | 10. Нервная система. Рефлекс. Инстинкты. | |||||||||
50 | 1 | 1 н 03 | 11. Органы чувств, их строение и значение. | Л.р.№12 «Знакомство с различными органами чувств у животных». | ||||||||
51 | 1 | 2 н 03 | 12. Регуляция деятельности организма, обобщение и повторение. | |||||||||
Раздел 3. «Индивидуальное развитие животных» - 3 часа | ||||||||||||
52 | 1 | 2 н 03 | 1. Продление рода. Органы размножения. | Размножение: бесполое, половое, половые органы, гермафродитизм, раздельнополость, почкование, живорождение, оплодотворение, метаморфоз, развитие с превращением и без превращения. | Распознавать стадии развития животного, определять возраст некоторых животных. Обосновывать взаимосвязь строения органов размножения и типа развития животного. Доказывать эволюционное преимущество оплодотворения и развития зародыша в материнском организме перед внешним. Наблюдать за развитием своих домашних животных. | |||||||
53 | 1 | 3 н 03 | 2. Способы размножения животных. Оплодотворение | Л.р. №13 «Изучение стадий развития животных и опред. их возраста» | ||||||||
54 | 1 | 3 н 03 | 3. Развитие и продолжительность жизни животных. | Тест «Способы размножения» | ||||||||
Раздел 4. «Развитие животного мира на Земле» - 3 часа | ||||||||||||
55 | 1 | 4 н 03 | 1. Доказательства эволюции животных. | Филогенез, переходные формы, эмбриональное развитие, гомологичные органы, рудиментарные органы, атавизм, наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, дивергенция, видообразование, ареал, миграции. | Анализировать доказательства эволюции, находить палеонтологические доказательства в природе, разбираться в причинах и результатах эволюции, характеризовать условия обитания. Сравнивать рудименты и атавизмы. Находить различия в палеонтологических, сравнительно-анатомических и эмбриологических доказательствах. | |||||||
56 | 1 | 1 н 04 | 2. Сравнительно-анатомические доказательства животных. | |||||||||
57 | 1 | 2 н 04 | 3. Дарвин о причинах эволюции животных. Многообразие видов как результат эволюции. | Тест «Эволюционное учение» | ||||||||
Раздел 5. «Закономерности размещения животных на Земле» - 2 часа | ||||||||||||
58 | 1 | 2 н 04 | 1. Ареалы обитания. | Ареал. Виды ареалов. Эндемики. Виды-космополиты. Механизм образования ареалов. Миграция. Зоогеографические области. | Объяснять механизм образования ареалов. Анализировать содержание таблиц. Объяснять причины миграций. | |||||||
59 | 1 | 3 н 04 | 2. Миграции. | |||||||||
Раздел 6. «Биоценозы» - 4 часа | ||||||||||||
60 | 1 | 3 н 04 | 1. Естественные и искусственные биоценозы. | Биоценоз, ярусность, продуценты, консументы, редуценты, факторы среды, цепи питания, пирамида биомассы, энергетическая пирамида. экологическая группа. | Определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу, выявлять влияние окружающей среды на биоценоз, распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания. Аргументировать целесообразность сложной структуры консументов в отличие от продуцентов. Сравнивать продуктивность естественного и искусственного биоценозов. | |||||||
61 | 1 | 4 н 04 | 2. Факторы среды и их влияние на биоценозы. | Самостоятельная работа «Структура БГЦ» | ||||||||
62 | 1 | 4 н 04 | 3. Цепи питания. Поток энергии. | Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза». | ||||||||
63 | 1 | 1 н 05 | 4. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | КР по теме «Биоценозы» | ||||||||
Раздел 6. «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» - 5 часов | ||||||||||||
64 | 1 | 2 н 05 | 1. Воздействие деятельности человека на животных. | Промысел, промысловые животные, одомашнивание, отбор, селекция, разведение, мониторинг, заповедники, заказники, памятники природы, Красная книга, акклиматизация. | Осознанно относиться к одному из главных природных ресурсов - животному миру, правильно пользоваться Красной книгой, понимать причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу. Объяснять вред браконьерства. Раскрывать сущность законов России об охране животного мира. Обосновывать целесообразность мониторинга. Готовить презентации. | |||||||
65 | 1 | 3 н 05 | 2. Одомашнивание животных. | Экскурсия «Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных». | ||||||||
66 | 1 | 3 н 05 | 3. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | |||||||||
67 | 1 | 4 н 05 | 4. Охрана и рациональное использование животного мира. | |||||||||
68 | 1 | 4 н 05 | 5.Контрольно- обобщающий урок. | Итоговая котрольная работа. | ||||||||
Итого: 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/13/picture-79434-1592018024.jpg)
Рабочая программа по учебному курсу биологии "Бактерии. Грибы. Растения" для 6 класса (по программе В.В.Пасечника)
Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, нача...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/13/picture-79434-1592018024.jpg)
Рабочая программа по учебному курсу биологии "Человек и его здоровье" для 8 класса (по программе В.В.Пасечника)
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника и федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/31/picture-192840-1359624659.jpg)
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой
Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/13/picture-79434-1592018024.jpg)
Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 10 класса профильный уровень (по программе В.В.Пасечника)
Программа разработана на основе авторской программы изучения биологии (автор – В.В.Пасечник), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, тр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/13/picture-79434-1592018024.jpg)
Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 10 класса (35 часов) базовый уровень (по программе В.В.Пасечника)
Программа разработана на основе авторской программы изучения биологии (автор – В.В.Пасечник), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, тр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/13/picture-79434-1592018024.jpg)
Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 10 класса (70 часов) базовый уровень (по программе В.В.Пасечника)
Программа разработана на основе авторской программы изучения биологии (автор – В.В.Пасечник), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, тр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/08/picture-358364-1594235544.gif)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...