Рабочая программа по биологии (Пасечник В.В., 9 класс, 68 часов)
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему

Будченко Михаил Андреевич

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. Биология. 5 – 11 классы - М., Дрофа, 2010, полностью отражающих содержание  программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_09.docx41.42 КБ

Предварительный просмотр:

II. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. Биология. 5 – 11 классы - М., Дрофа, 2010, полностью отражающих содержание  программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
  • Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по биологии.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2013 г. № 253.
  • Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
  • Закон об образовании Курской области.
  • Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. А. Невского» Курского района Курской области.
  • Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. А. Невского» Курского района Курской области.

Согласно действующему Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ, рабочая программа для 9 класса рассчитана на изучение химии в объеме 2 часов в неделю (68 часов в год). Из них:

  • контрольные работы  - 3 часа;
  • практические работы - 3 часа.
  • экскурсии – 1 час

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса школы

В результате изучения, биологии обучающийся должен

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
  • строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
  • использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);
  • современную биологическую терминологию и символику.

уметь:

находить:

  • в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
  • в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
  • в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

объяснять:

  • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
  • родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
  • взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

проводить простые биологические исследования:

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

IV. Содержание программы.

Введение (3 часа)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Раздел 1.Уровни организации живой природы(48 часов)

        Тема 1.1.Молекулярный уровень (10 часов)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

        

Тема 1.2.Клеточный уровень (15 часов)

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

  • Лабораторная работа        

Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

        Тема 1.3.Организменный уровень (13 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

  • Лабораторная работа        

Выявление изменчивости организмов.

        Тема 1.4.Популяционно-видовой уровень (2 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

  • Лабораторная работа        

Изучение морфологического критерия вида.

        Тема 1.5.Экосистемный уровень (5 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

        Тема 1.6.Биосферный уровень (3 часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».

Раздел 2.Эволюция (7 часов)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Причины многообразия видов в природе.

Раздел 3.Возникновение и развитие жизни(6 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

  • Экскурсия

В краеведческий музей или на геологическое обнажение.

Повторение(3 часа)

V. Календарно – тематическое планирование.

Дата

Тема урока

планируемая

фактическая

    1

2

3

4

Введение (3 ч.)

1/1

Биология наука о жизни.

2/2

Методы исследования в биологии.

3/3

Сущность жизни и свойства живого.

Уровни организации живой природы (48 ч).

1. Молекулярный уровень (10 ч.)

1/4

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.

2/5

Углеводы.

3/6

Липиды.

4/7

Состав и строение белков.

5/8

Функции белков.

6/9

Нуклеиновые кислоты.

7/10

АТФ и другие органические соединения клетки.

8/11

Биологические катализаторы.

9/12

Вирусы.

10/13

Контрольно-обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».

2. Клеточный уровень (15 ч.)

11/14

Основные положения клеточной теории.

12/15

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

13/16

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

14/17

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

15/18

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

16/19

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

17/20

Различия в строении клеток эукариот прокариот.

18/21

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

19/22

Энергетический обмен в клетке.

20/23

Типы питания клетки.

21/24

Фотосинтез и хемосинтез.

22/25

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

23/26

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

24/27

Деление клетки. Митоз.

25/28

Контрольно-обобщающий по теме «Клеточный уровень организации живой природы».

3. Организменный уровень (13 ч.)

26/29

Размножение организмов. Оплодотворение.

27/30

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

28/31

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

29/32

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

30/33

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

31/34

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

32/35

Дигибридное скрещивание.

33/36

Сцеплённое наследование  признаков. Закон Т. Моргана.

34/37

Модификационная изменчивость.

35/38

Мутационная изменчивость.

36/39

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.

37/40

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

38/41

Контрольно-обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого».

4. Популяционно-видовой уровень (2 ч.)

39/42

Вид. Критерии вида.  Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида».

40/43

Популяции.

5. Экосистемный уровень (5 ч.)

41/44

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

42/45

Состав и структура сообщества.

43/46

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

44/47

Саморазвитие экосистемы.

45/48

Контрольно-обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень».

6. Биосферный уровень (3 ч.)

46/49

Биосфера. Среды жизни.

47/50

Круговорот веществ в биосфере.

48/51

Контрольно-обобщающий урок по теме «Биосферный уровень».

Эволюция (7 ч).

7. Основы учения об эволюции (7 ч.)

1/52

Развитие эволюционного учения.

2/53

Изменчивость организмов.

3/54

Борьба за существование.  Естественный отбор.

4/55

Видообразование.

5/56

Макроэволюция.

6/57

Основные закономерности эволюции.

7/58

Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции».

Возникновение и развитие жизни (6 ч).

8. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 ч.)

1/59

Гипотезы возникновения жизни.

2/60

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы.

3/61

Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.

4/62

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

5/63

Контрольно-обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле».

6/64

Экскурсия «Биогеоценоз широколиственного леса».

Повторение (3 ч.)

1/65

Повторение темы «Организменный уровень».

2/66

Повторение темы «Экосистемный уровень».

3/67

Итоговый урок.

Резервное время

1/68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по биологии для 6-9 классов по УМК В.В.Пасечника

Рабочие программы по биологии для 6-11 классов составлены в соответствии с авторскими  рекомендациями учебно-методического комплекта В.В.Пасечника. Содержание рабочих программ соответствует Федер...

Рабочая программа по биологии (базовый уровень) 6 класс (2 часа) В.В. Пасечник

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандартаАвторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е ...

Рабочая программа по биологии (базовый уровень) 9 класс В.В Пасечник

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биол...

Рабочая программа по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» автора Пасечника В. В.

Рабочая программа по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» автора Пасечника В. В....

Рабочая программа по биологии «Животные» для 7 класса авторов В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Уровень: общеобразовательный.

В 7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функци...

рабочая программа по биологии фкгос 6-9 класс линия Пасечник

Рабочая программа по биологии разработана на основе: 1)Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по биологии; 2) примерной программы по биологии основного общего образова...

Аннотация к рабочей программе по биологии для 5 - 11 класса (по авторской программе В.В.Пасечника)

middot;         Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта среднего ( полного) образования. За основу рабочей программы взят...