Рабочая программа по биологии (Пасечник В.В., 9 класс, 68 часов)
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. Биология. 5 – 11 классы - М., Дрофа, 2010, полностью отражающих содержание программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_09.docx | 41.42 КБ |
Предварительный просмотр:
II. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. Биология. 5 – 11 классы - М., Дрофа, 2010, полностью отражающих содержание программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
- Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по биологии.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2013 г. № 253.
- Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
- Закон об образовании Курской области.
- Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. А. Невского» Курского района Курской области.
- Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. А. Невского» Курского района Курской области.
Согласно действующему Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ, рабочая программа для 9 класса рассчитана на изучение химии в объеме 2 часов в неделю (68 часов в год). Из них:
- контрольные работы - 3 часа;
- практические работы - 3 часа.
- экскурсии – 1 час
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса школы
В результате изучения, биологии обучающийся должен
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
- строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
- сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
- использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);
- современную биологическую терминологию и символику.
уметь:
находить:
- в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
- в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
- в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
объяснять:
- роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
- родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
- взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
проводить простые биологические исследования:
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
IV. Содержание программы.
Введение (3 часа)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Раздел 1.Уровни организации живой природы(48 часов)
Тема 1.1.Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2.Клеточный уровень (15 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
- Лабораторная работа
Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема 1.3.Организменный уровень (13 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
- Лабораторная работа
Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4.Популяционно-видовой уровень (2 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
- Лабораторная работа
Изучение морфологического критерия вида.
Тема 1.5.Экосистемный уровень (5 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
Тема 1.6.Биосферный уровень (3 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
Раздел 2.Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Причины многообразия видов в природе.
Раздел 3.Возникновение и развитие жизни(6 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
- Экскурсия
В краеведческий музей или на геологическое обнажение.
Повторение(3 часа)
V. Календарно – тематическое планирование.
№ | Дата | Тема урока | |
планируемая | фактическая | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение (3 ч.) | |||
1/1 | Биология наука о жизни. | ||
2/2 | Методы исследования в биологии. | ||
3/3 | Сущность жизни и свойства живого. | ||
Уровни организации живой природы (48 ч). | |||
1. Молекулярный уровень (10 ч.) | |||
1/4 | Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика. | ||
2/5 | Углеводы. | ||
3/6 | Липиды. | ||
4/7 | Состав и строение белков. | ||
5/8 | Функции белков. | ||
6/9 | Нуклеиновые кислоты. | ||
7/10 | АТФ и другие органические соединения клетки. | ||
8/11 | Биологические катализаторы. | ||
9/12 | Вирусы. | ||
10/13 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы». | ||
2. Клеточный уровень (15 ч.) | |||
11/14 | Основные положения клеточной теории. | ||
12/15 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | ||
13/16 | Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. | ||
14/17 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | ||
15/18 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | ||
16/19 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | ||
17/20 | Различия в строении клеток эукариот прокариот. | ||
18/21 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | ||
19/22 | Энергетический обмен в клетке. | ||
20/23 | Типы питания клетки. | ||
21/24 | Фотосинтез и хемосинтез. | ||
22/25 | Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. | ||
23/26 | Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция. | ||
24/27 | Деление клетки. Митоз. | ||
25/28 | Контрольно-обобщающий по теме «Клеточный уровень организации живой природы». | ||
3. Организменный уровень (13 ч.) | |||
26/29 | Размножение организмов. Оплодотворение. | ||
27/30 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | ||
28/31 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | ||
29/32 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | ||
30/33 | Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. | ||
31/34 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | ||
32/35 | Дигибридное скрещивание. | ||
33/36 | Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. | ||
34/37 | Модификационная изменчивость. | ||
35/38 | Мутационная изменчивость. | ||
36/39 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. | ||
37/40 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | ||
38/41 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого». | ||
4. Популяционно-видовой уровень (2 ч.) | |||
39/42 | Вид. Критерии вида. Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида». | ||
40/43 | Популяции. | ||
5. Экосистемный уровень (5 ч.) | |||
41/44 | Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. | ||
42/45 | Состав и структура сообщества. | ||
43/46 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | ||
44/47 | Саморазвитие экосистемы. | ||
45/48 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень». | ||
6. Биосферный уровень (3 ч.) | |||
46/49 | Биосфера. Среды жизни. | ||
47/50 | Круговорот веществ в биосфере. | ||
48/51 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Биосферный уровень». | ||
Эволюция (7 ч). | |||
7. Основы учения об эволюции (7 ч.) | |||
1/52 | Развитие эволюционного учения. | ||
2/53 | Изменчивость организмов. | ||
3/54 | Борьба за существование. Естественный отбор. | ||
4/55 | Видообразование. | ||
5/56 | Макроэволюция. | ||
6/57 | Основные закономерности эволюции. | ||
7/58 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции». | ||
Возникновение и развитие жизни (6 ч). | |||
8. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 ч.) | |||
1/59 | Гипотезы возникновения жизни. | ||
2/60 | Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. | ||
3/61 | Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. | ||
4/62 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | ||
5/63 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле». | ||
6/64 | Экскурсия «Биогеоценоз широколиственного леса». | ||
Повторение (3 ч.) | |||
1/65 | Повторение темы «Организменный уровень». | ||
2/66 | Повторение темы «Экосистемный уровень». | ||
3/67 | Итоговый урок. | ||
Резервное время | |||
1/68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по биологии для 6-9 классов по УМК В.В.Пасечника
Рабочие программы по биологии для 6-11 классов составлены в соответствии с авторскими рекомендациями учебно-методического комплекта В.В.Пасечника. Содержание рабочих программ соответствует Федер...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) 6 класс (2 часа) В.В. Пасечник
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандартаАвторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е ...
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) 9 класс В.В Пасечник
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биол...
Рабочая программа по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» автора Пасечника В. В.
Рабочая программа по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» автора Пасечника В. В....
Рабочая программа по биологии «Животные» для 7 класса авторов В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Уровень: общеобразовательный.
В 7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функци...
рабочая программа по биологии фкгос 6-9 класс линия Пасечник
Рабочая программа по биологии разработана на основе: 1)Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по биологии; 2) примерной программы по биологии основного общего образова...
Аннотация к рабочей программе по биологии для 5 - 11 класса (по авторской программе В.В.Пасечника)
middot; Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта среднего ( полного) образования. За основу рабочей программы взят...