Средства формирования личностных ууд в процессе изучения биологии
статья по биологии на тему
Эта статья - небольшой накопленный опыт работы по стандартам нового поколения, которые активно внедряются в учебный процесс. Автор делится некоторыми приемами, используемыми на уроках для формирования личностных УУД, а также каких результатов успели добиться на этом этапе работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства формирования личностных ууд в процессе преподавания биологии.
Горячева Г. М., учитель биологии и химии МБУ гимназии № 48 городского округа Тольятти
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, умениями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Задача школы научить учащихся правильно ориентироваться в информационном пространстве находить нужное и уметь правильно использовать материал для решения различных задач. В этом и помогает мне выработка универсальных учебных действий на уроках биологии и географии.
Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития. Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов: Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. В программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД:
В блок личностных ууд входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Первый тип – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него. Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.
В блок регулятивных ууд входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование, определение цели, функций участников, способов взаимодействия; составление плана и последовательности действий; прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
В блоке познавательных ууд выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем. В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.) Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
В блоке коммуникативных ууд выделяют социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Задания для диагностики и формирования УУД
Приёмы формирования личностных универсальных учебных действий обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Ценностно-смысловая ориентация учащихся направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся.
Развитие познавательных мотивов учащихся осуществляется от широких познавательных мотивов к учебно-познавательным и, наконец, к мотивам самообразования. Применительно к учебной деятельности, действие смыслообразования формируется через учебную мотивацию. Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся
- Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.
Так в 5 классе при изучении биологии можно приводить огромное количество фактов и интересных сведений, загадок, кроссвордов
Древнейшим в мире гербарием считается настенная роспись в одном из фиванских храмов в Египте, где изображено 275 различных растений. Роспись восходит к 1450 году до нашей эры
- Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.
Этому способствуют обучающие видеоролики, которые я беру на сайте инфоурок http://infourok.ru/biologija.html
А также на специально выпущенном к учебнику CD-диску «Биология 5 – 9 класс» - Образовательная система «Школа2100», диски, выпущенные издательством «Дрофа», и презентациями, подготовленными А. В. Пименовым
- Прием создания проблемной ситуации. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. Учебник 5 класса устроен так, что каждый новый параграф начинается с диалога Антошки и Биолога, с помощью которых возникает ситуация создания проблемного вопроса
Рассмотрим несколько примеров:
Выдвижение проблемного вопроса
5 класс: На самом первом уроке мы знакомимся с признаками живого. И те знания учащихся, которые они приобрели в курсе окружающего мира в начальной школе, подвергаются большому сомнению. На каждое их высказывание я нахожу опровержение, что этим свойством обладает и неживые тела тоже, например, что камень – это тоже живой объект (он движется, размножается, в нем происходит обмен веществ и энергии)
5 класс: Как устроена бактерия? Как она питается? или
Создание проблемной ситуации
«При увеличении в 1000 раз выглядят как очки, запятые, чёрточки, скопления точек. Увеличенные в 10 000 раз, они выглядят как цистерны, шары, шланги, заполненные жидкостью» О каких организмах идёт речь? Что мы знаем о них? Где обитают? Как выглядят? Какова их роль в экосистеме?
Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту
9классПриспособленность живых организмов к определенным условиям среды объясняют: а) как результат создания видов творцом (К.Линней); б) как способность организмов изменяться соответственно изменяющимся условиям среды (Ж.Б.Ламарк); в) как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости развились признаки, лучше соответствующие данным условиям среды (Ч.Дарвин). Какую точку зрения вы выберите и почему?
Сообщение парадоксального факта
5 класс Чем объяснить такой парадоксальный факт: «Цветение воды – массовое размножение водорослей – сопровождается гибелью (замором) рыбы?»
- Выполнение творческих заданий
5 класс Подготовка и защита творческих работ по теме: Значение грибов (бактерий, лишайников, водорослей и т.д.) в природе и в жизни человека (в виде презентаций, сообщений, рисунков.)
Выполнение в любом материале (рисунок, пенопласт, пластилин) моделей молекул простых и сложных веществ при изучении темы «В живых организмах одни вещества превращаются в другие»
- Самостоятельную работу я использую на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений, выполнения домашних заданий.
Самостоятельная работа может быть:
- индивидуальной;
- в парах;
- групповой.
Содержание предмета биологии позволяет применять разнообразные формы самостоятельных работ. Это и:
- проведение биологического эксперимента (опыты и лабораторные работы);
- работа с учебной литературой и наглядностью;
- использование рабочих тетрадей;
- работа со средствами ИКТ и др.
Важное педагогическое условие организации самостоятельных работ – необходимость контроля и оценка ее результатов. При этом создаются условия для формирования навыков самоанализа и взаимоконтроля. Для этого дается детям возможность самим оценивать свою работу, ее результаты или использовать взаимоконтроль, когда ребята оценивают работу своих товарищей.
Сущность контролирующих функций проверки заключается в выявлении:
Знаний (их объем, систематизация и фундаментальность, глубина овладения); уровня сформированности личностных УУД;
Степени усвоения приемов самостоятельной деятельности, навыков рационального учебного труда.
В соответствии с формами обучения на практике выделяют три формы проверки: индивидуальная, групповая и фронтальная.
В соответствии с местом проверки в процессе обучения выделяют следующие ее формы: текущая, тематическая, периодическая и итоговая.
Формы проверки могут быть классифицированы по способу деятельности: письменная, устная, практическая.
В зависимости от того кто именно осуществляет контроль за результатами деятельности учащегося выделяют следующие его формы:
- внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика);
- взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища);
-самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).
Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:
– участие в проектах – здесь учащиеся имеют возможность самореализоваться
– подведение итогов урока – принимают участие наиболее активные учащиеся
– творческие задания;
– самооценка события, происшествия, т.е. рефлексия «Для чего это нужно знать, применять и т. д.»
Как учителю отследить формирование личностных универсальных учебных действий? В нашей гимназии применяется следующая карта сформированности УУД
Программное обеспечение для выявления уровня сформированности личностных УУД была приобретена гимназией в начале этого учебного года. На данный момент классные руководители проводят в классах анкетирование по вопросам диагностики и сдают результаты курирующему заместителю директора.
По прошлому учебному году можно сказать следующее: в гимназии была создана «Карта сформированности УУД», где каждый учитель, работающий в 5 «А, Б» классах вел эту карту. В конце года все учителя представили свои полученные результаты. В среднем получилась более или менее объективная оценка сформированности УУД
сформированность учебно-познавательного интереса | принятие и соблюдение норм школьного поведения | самооценка | нравственно-этическая ориентация | эмоциональная отзывчивость | |
5 «А» | «2» - 6 «1» - 18 «0» - 3 | «2» - 6 «1» - 21 «0» - 0 | «2» - 6 «1» - 21 «0» - 0 | «2» - 6 «1» - 21 «0» - 0 | «2» - 11 «1» - 16 «0» - 0 |
5 «Б» | «2» - 8 «1» - 14 «0» - 1 | «2» - 14 «1» - 9 «0» - 0 | «2» - 11 «1» - 12 «0» - 0 | «2» - 8 «1» - 14 «0» - 0 | «2» - 18 «1» - 5 «0» - 0 |
всего по гимназии (%) | «2» - 28% «1» - 64% «0» - 8% | «2» - 40% «1» - 60% «0» - 0% | «2» - 34% «1» - 66% «0» - 0% | «2» - 29% «1» - 69% «0» - 0% | «2» - 58% «1» - 42% «0» - 0% |
Кроме этого, для меня является показателем – какое количество учащихся принимает участие в различных конкурсах, играх, мероприятиях эколого-биологической направленности. Так среди пятиклассников из двух классов в начале учебного года лишь одна ученица проявляла интерес, а к концу года их число возросло до 10.
интеллектуально-познавательная направленность эколого-биологического содержания | 5 «А» класс | 5 «Б» класс |
Всероссийский конкурс «Шагая по свету» | 1 | 0 |
Всероссийская акция «Протяни руку помощи» | 2 | 4 |
Школьная акция «Домик для птиц» | 1 | 2 |
Всероссийская предметная олимпиада «Инфо-урок» | 1 | 2 |
Всероссийский конкурс «Это знают все» | 4 | 6 |
Итак, что же дают универсальные учебные действия?
обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,
уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
позволяет проявлять активность в познании окружающего мира;
быть контактным в различных социальных группах;
уметь отстаивать собственное мнение;
быть терпеливым к мнению других;
работать в коллективе;
предотвращать конфликтные ситуации;
быть социально успешной личностью.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Используемая литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. А.Г. Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010
3. Н. Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006
4. Н. Н. Жукова «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011 г.
5. Г.И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011
6. Г.И. Лернер «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии». Журнал «Биология в школе», №8, 2010
7. Г. И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011
8. А. Е. Богоявленская «Активные формы и методы обучения биологии». Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.: - М. «Просвещение» АО «Учебная литература», 1996.
9. Эта занимательная ботаника (элементы занимательности в преподавании),сост. Н. Г. Боброва, Министерство образования России, Информационно – производственный центр, Самара, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/11/picture-40859.jpg)
«Формирование индивидуального стиля здорового образа жизни в процессе изучения биологии как средство укрепления личного здоровья».
Перед современной школой стоит множество задач, которые зачастую вступают в противоречие с существующим положением дел. С одной стороны – интенсификация учебного процесса, с другой – прогрессирующее у...
Практико-ориентированный проект «Формирование ценностных здоровьесберегающих мотиваций в процессе изучения биологии»
При прохождении курсов "Модернизация биологического образования" В ПАПО (г. Москва) мною был подготовлен для курсовой защиты Практико-ориентированный проект по теме: Формирование ценно...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-141191-1352657316.jpg)
Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения биологии в 6-8 классах на основе использования технологии проблемного обучения.
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/01/picture-293026-1383281777.jpg)
Самостоятельная работа как средство формирования личностных УУД на уроках биологии
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии при формировании личностных УУД....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/07/picture-46804-1554657711.jpg)
Формирование экологической культуры школьников в процессе изучения биологии
Экологическая культура...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/16/picture-883675-1487270634.jpg)
"Поисково-исследовательская деятельность как средство развития мыслительных способностей учащихся в процессе изучения биологии"
Обобщение педагогического опыта работы учителя....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-352395-1385206854.jpg)
«Особенности формирования метапредметных и личностных компетенций в процессе изучения предметов эстетического цикла»
Метапредметные результаты деятельности-универсальные способы деятельности. В основе лежит полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и служит существенным фактором улучшения качества о...