Интегрированное изучение дисциплин
материал по теме

Полушкина Мария Ивановна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_integrirovannoe_izuchenie_distsiplin.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40»

Доклад

на тему «Интегрированное изучение дисциплин»

            Учитель: Полушкина М.И.

Г. Саранск

2011 - 2012  учебный год

   На  развитие  педагогической  идеи  процесса  интеграции  существенно

влияет прогресс научного познания. Интеграция тесно связана с дифференциацией.  Эти процессы отражаются  на  построении  системы

учебных предметов и поиске способов обобщения знаний учащихся.   «Интеграция

- есть процесс сближения и связи  наук,  происходящий  наряду  с  процессами

дифференциации.  Процесс  интеграции  представляет   собой   высокую   форму

воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения».            Корни  процесса интеграции лежат в далеком  прошлом  классической  педагогики  и  связаны  с идеей  межпредметных  связей.  В  основе  своей  идея  межпредметных  связей родилась в ходе поиска путей  отражения  целостности  природы  в  содержании учебного материала.

              Со второй половины 80-х годов интегративные подходы в

отечественном  образовании  вновь  начинают  играть  доминирующее  значение.

Как правило, используются четыре основных подхода:

         -    объединяют  содержание  образования  отдельных   дисциплин   в

интегративные курсы (родиноведение, мир сведение);

         -  решают все дисциплины изучать  только  в  творчески  развивающей

парадигме (интеграция по методу);

         -    переводят  образовательный  процесс  на  компьютерную   основу

(интеграция по технологии);

         -   договариваются   об   общих   для   всех   педагогов   способах

коммуникативного общения с учащимися на уроках (герменевтика).

     Создаются и новые предметы как изначально синтетического характера  ("Мировая   художественная   культура"),    так     искусственно сконструированные метапредметы ("Знак",  "Число", "Символ").

         Таким  образом,  стремление  к   интеграции   учебного   материала,

несомненно,  является  естественной  и  ведущей  тенденцией   всемирного   и

отечественного образовательного процесса.

         И в настоящее время проблеме  интеграции  вновь  уделяется  большое

внимание в процессе организации обучения и образования.

         Однако  интеграция как явление появилась прежде всего в Большой науке, в фундаментальных  и  прикладных  её отраслях.  А в настоящее время под интеграцией в современной школе понимается одно  из  направлений  активных  поисков  новых педагогических  решений,  способствующих  улучшению  дел  в  ней,  развитию творческих потенциалов педагогических коллективов  и  отдельных  учителей  с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Интеграция  как  педагогическое  явление  имеет  давние   традиции.

         В чём же заключается суть интеграции в обучении?

Применительно к системе обучения "интеграция" как  понятие  может  принимать

два значения:

         во-первых,  это создание у школьников целостного  представления  об

окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

         во-вторых, это  нахождение  общей  платформы  сближения  предметных

знаний (здесь интеграция - средство обучения).

         Интеграция предметов в современной  школе  -  одно  из  направлений

активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению  дел

в  ней,  развитию  творческих  потенциалов  педагогических   коллективов   и

отдельных учителей с  целью  более  эффективного  воздействия  на  учащихся.

Интеграция  как  явление  появилась,  прежде  всего,  в  "большой"  науке,  в

фундаментальных и прикладных  её  отраслях.   Она  возникла  на  фоне  своей

противоположности - дифференциации наук  и  их  отраслей,  растущего  объема

знаний  к  требованиям в  каждой  отрасли,   ведущих  к   углублению

специализации в науках и внутри науки,  неизбежному  при углублении  сужению

круга профессиональных  интересов  узких  специалистов,  перестающих  подчас

понимать друг друга,  рождению на этой  базе   все  нового  и  нового  числа

наук,  отпочковавшихся от  одного древа, бывшего прежде единым.

         Таким образом,  интеграция между учебными  предметами  не  отрицает

предметной системы.   Она является  возможным  путем  ее  совершенствования,

преодоление  недостатков  и  направлена   на   углубление   взаимосвязей   и

взаимозависимостей между предметами.

         Задача  педагогической  науки   -   помочь   учителю   осуществлять

интегрирование,  направленное  на  восстановление  и  объединение  отдельных

элементов и частей разных предметов в единое целое при однотипности целей  и

функций обучения.

         Многолетние наблюдения показывают,  что учащиеся,  получив подготовку  по  тем  или  иным предметам,  затрудняются применять "частные"  знания,  умения  при  изучении других предметов на практике.  Им  не  хватает  умений переносить полученные знания в сходные или  иные  ситуации.  Все  это происходит из-за взаимной несогласованности  занятий  по  различным  учебным предметам начальной школы.

         В данном случае игнорируется закономерность,  заключающаяся в  том,

что интеграция - не смена  деятельности  и  простое  перенесение  знаний  из

одного  предмета  в  другой,  а   процесс   создания   новых   дидактических

эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современного научного знания.

         В настоящее время используются различные способы  интеграции.  Это,

прежде всего, объединение нескольких учебных дисциплин в  единый  предмет.  И

следует иметь в виду, что  различные  способы  осуществления  интеграции  не

могут быть абстрактно хорошими или плохими. Суть проблемы в  том,  чтобы  не

отвергать один из них и применять другой, а  ввести  систему  интеграционных

мер с учётом возрастных особенностей учащихся всех уровней образования.

         Введение такой системы, не отвергающей дифференциацию в обучении, а

дополняющую её, может, быть в большей степени, чем традиционное   предметное   обучение,   способствовать   воспитанию   широко эрудированного молодого  человека,   обладающего  целостным  мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать  имеющиеся  у  него  знания  и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

         Создание у школьника целостного представления  об  окружающем  мире

рассматривается как цель обучения. Интеграция как цель должна  дать  ученику

те же  знания,  которые  отражают  связанность  отдельных  частей  мира  как

системы, научить ребёнка  с  первых  шагов  обучения  представлять  мир  как

единое целое, в котором все элементы  взаимосвязаны.  Реализация  этой  цели

должна начаться уже в начальной школе.

         Интеграция также - средство получения новых представлений на  стыке

традиционных предметных знаний.

         В первую очередь они  призвана  дополнить  незнание  на  стыке  уже

имеющихся дифференцированных знаний,  установить  существующие  связи  между

ними.

         Она направлена на  развитие  эрудиции  обучающихся,  на  обновление

существующей узкой специализации в обучении. В то  же  время  интеграция  не

должна заменить обучение классическим учебным  предметам,  она  должна  лишь

соединить получаемые знания в единую систему.

         Интеграция в школе носит  количественный  характер,  т.е.

немного обо всём и  это  значит,  что  дети  получают  всё  новые  и  новые

представления о, понятиях,  систематически  дополняя  и  расширяя  круг  уже

имеющихся знаний. Для этого необходима способность  к  синтезу  разрозненных

знаний и умений. Результатом же обучения выступает необходимость знать  "всё

о немногом", а это уже специализация на новом интеграционном уровне.

         В конечном счёте, интеграция должна  способствовать  воссоединению

целостности мировосприятия - единства мира и человека, живущего в нём и  его

познающего, единство земли и космоса, природы и человека. Здесь имеет  место

общегуманистическая  основа  процесса  -  постановка  в  центр  современного

человека, с его местом и ролью в природной и социальной среде.

         Для интеграции в обучении  и  воспитании  существуют  как

благоприятные,  так  и  неблагоприятные  факторы.  Эти  факторы  во   многом

определяют тактику интеграции. К позитивным факторам следует,  прежде  всего

отнести наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта

ребёнка, которые в традиционном обучении используются недостаточно.

         Первый же негативный фактор - ограниченное число учебных  предметов

- можно компенсировать тем, что содержание  небольшого   объёма  усваиваемых

знаний должно отражать действительную картину мира, взаимосвязь её частей.

         И второй негативный фактор - трудность  изложения  интегрированного

курса так, чтобы детали данного возраста было понятно и интересно.        

      При интеграции возрастает темп изложения учебного  материала,  что

концентрирует внимание учащихся и стимулирует их познавательную деятельность.  Снимается проблема отношения учащихся   к   "мелкому",    "второстепенному"   предмету    и   существенно облегчается система контроля. Интеграция способствует  формированию  научной картины мира.

         Таким образом, интеграция учебных предметов  представляется  весьма

перспективным средством совершенствования учебного плана и тем самым -  всей

системы образования.        

         Поскольку интеграция – это не самоцель, а определенная система в

деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат

интегрированного обучения:

               . В повышении уровня знаний по предмету, который проявляется

                 в глубине усваиваемых понятий, закономерности за счет их

                 многогранной интерпретации с использованием сведений

                 интегрируемых наук.

               . В изменении уровня интеллектуальной деятельности,

                 обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции

                 ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей

                 между изучаемыми проблемами.

               . В эмоциональном развитии учащихся, основанном на

                 привлечении музыке, живописи, лепки, литературы и т.д.

               . В росте познавательного интереса школьников, проявляемого

                 в желании активной и самостоятельной работы на уроке.

               . Во включении учащихся в творческою деятельность,

                 результатом которой могут быть их собственные

                 стихотворения, рисунки, панно, поделки,  являющиеся

                 отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и

                 процессам.

Результаты интеграции.

    1. Знания приобретают качества системности.

    2. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению

       знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую,

       что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной      деятельности человека в современных условиях.

    3.Усиливается   мировоззренческая   направленность   познавательных

       интересов учащихся.

    4.Более эффективно формируются их убеждения и достигается всестороннее развитие личности.

    5. Способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической         деятельности.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Использование MathCad в формировании профессиональной компетентности специалиста при изучении дисциплины Элементы высшей математики

Применение системы компьютерной математики MathCad при изучении дисциплин математического цикла значительно повышает эффективность учебного процесса, помогает преодолеть негативное отношение студентов...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Доклад по теме «Компьютерные технологии в изучении дисциплины Основы сестринского дела».

В докладе освещаются инновационные педагогические технологии, используемые на занятиях по основам сестринского дела....

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в пределах ППССЗ по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки) на базе основного

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»  в пределах ППССЗ  по спе...