Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)
    методическая разработка по английскому языку на тему

    Иванова Юлия Евгеньевна

     

    Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.

    Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных форм контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов, определяют ее  сущность и назначение. Данные рекомендации имеют практическую основу и опробированы в ходе работы со студентами специальности 050144.52 Дошкольное образование с дополнительной подготовкой в области иностранного языка на лекционных, семинарских и внеаудиторных занятиях.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Комитет общего и профессионального образования

    Ленинградской области

    Автономное образовательное учреждение высшего

    профессионального образования

    «Ленинградский государственный университет

    имени А. С. Пушкина»

    Бокситогорский институт (филиал)

    Колледж

    Ю. Е. Иванова

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

    ПРИ ИЗУЧЕНИИ

    ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка»

    (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

    Бокситогорск

     2012

    Рецензенты: Русскина Г.И., кандидат педагогических наук, доцент

    (Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина);

    Беспятых Н.Г., кандидат филологических наук, доцент      (Санкт-Петербургский государственный университет).

    Иванова Ю.Е. Организация самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Детская литература страны изучаемого языка»: метод. рекомендации / Иванова Ю.Е. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012.

    Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.

    Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных форм контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов, определяют ее  сущность и назначение. Данные рекомендации имеют практическую основу и опробированы в ходе работы со студентами специальности 050144.52 Дошкольное образование с дополнительной подготовкой в области иностранного языка на лекционных, семинарских и внеаудиторных занятиях.

    Содержание

    Общие положения                                                                                         4             

    Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе                                                                                                    4      

    Основные понятия и определения.                                                         4 

    О мотивации самостоятельной работы студентов.                               6

    Организация и формы самостоятельной работы.                                 8

    Методическое обеспечение и контроль  самостоятельной

              работы.                                                                                                     13                                                                                                                                                     

    Методические рекомендации по организации самостоятельной

         работы студентов при изучении дисциплины дополнительной  подготовки «Детская английская литература».                                        15

    Примерные схемы анализа литературных произведений                       30

    Список литературы                                                                                     37

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

    1.1. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе.

    Основная задача среднего профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. 

    Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

    1.2. Основные понятия и определения.

    В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

     Самостоятельная работа реализуется:

    1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий: на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ. 
    2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания: на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д. 
    3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач. 

    Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются. 

    Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду, в основном, внеаудиторную работу. Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. Особенно на младших курсах сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Кафедры и лекторы часто преувеличивают роль логического начала в преподнесении своих дисциплин и не уделяют внимания проблеме его восприятия студентами. Слабо высвечиваются внутри и междисциплинарные связи, преемственность дисциплин оказывается весьма низкой даже несмотря на наличие программ непрерывной подготовки. Знания студентов, не закрепленные связями, имеют плохую сохраняемость. Особенно опасно это для дисциплин, обеспечивающих фундаментальную подготовку. 

    Хотя в образовательных стандартах на внеаудиторную работу отводится половина учебного времени студента, этот норматив во многих случаях не выдерживается. Количество и объем заданий на самостоятельную работу и число контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем или кафедрой во многих случаях исходя из принципа "Чем больше, тем лучше". Не всегда делается даже экспертная, т.е. обоснованная личным опытом преподавателей, оценка сложности задания и времени, требуемого на его подготовку. Не всегда согласованы по времени сроки представления домашних заданий по различным дисциплинам, что приводит к неравномерности распределения самостоятельной работы по времени. Все эти факторы подталкивают студентов к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию и, как это ни парадоксально, к уменьшению времени, реально затрачиваемого студентом на эту работу.

    1.3. О мотивации самостоятельной работы студентов.

    Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. 
             Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие: 

    1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа. 

    Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, например, если студент получил задание на дипломную (квалификационную) работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.

    2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре. 
    3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием ЭВМ.

    4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д. 

    5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента. 

    6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.

    7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление. 

    8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста. 

    9. Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение ("метод погружения"). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач.

    1.4. Организация и формы самостоятельной работы.

    Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности. 

    Простейший путь - уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы - не решает проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровне качества образования, ибо снижение объемов аудиторной работы совсем не обязательно сопровождается реальным увеличением самостоятельной работы, которая может быть реализована в пассивном варианте.

    В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. 
             Второй - повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства студентов, так и преподавателей, причем и в профессиональном и в психологическом аспектах. Кроме того, существующее информационное обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективной организации самостоятельной работы. 
             Основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

    Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.

    При изучении каждой дисциплины организация СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

    1. Внеаудиторная самостоятельная работа.

    2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

    3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
             Виды внеаудиторной СРС разнообразны:

    · подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы;

    · выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач; перевод и пересказ текстов; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.;

    · выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы;
    ·  выполнение курсовых проектов и работ;

    · подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

    Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели. Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и  во время чтения лекций.

      При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры “Что? Где? Когда?” и т.д.

    На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе. 
    По материалам модуля или раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу или модулю подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу в целом по модулю), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестра ставится по текущей работе только, а рейтинговая оценка на конец зачетной недели учитывает все дополнительные виды работ.

    Из различных форм СРС для практических занятий на старших курсах наилучшим образом подходят “деловые игры”. Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения.

    При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.                    

    Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации СРС на основе индивидуального подхода.
    При проведении лабораторного практикума необходимо создать условия для максимально самостоятельного выполнения лабораторных работ. Поэтому при выполнении работы необходимо:

    1. Провести экспресс-опрос (устно или в тестовой форме) по теоретическому материалу, необходимому для выполнения работы (с оценкой).

    2. Проверить планы выполнения лабораторных работ, подготовленные студентом дома (с оценкой).

    3. Оценить работу студента в лаборатории и полученные им данные (оценка).

    4. Проверить и выставить оценку за отчет.

    Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных. При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по курсу. В ряд работ целесообразно включить разделы с дополнительными элементами научных исследований, которые потребуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала.

    ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

    Виды самостоятельной работы

    Руководство преподавателю

    1. Конспектирование

    Выборочная проверка

    2. Реферирование литературы

    Разработка тем и проверка

    3. Выполнение заданий поискового характера

    Разработка заданий, создание поисковых ситуаций, спецсеминар, составление картотеки.

    4. Анализ художественных произведений, сказок, поэтических произведений, статей

    Образцы алгоритмов анализа произведений, проверка

    5. Углубленный анализ научно-методической литературы

    Собеседование по проработанной литературе, составление планов работы, разработка методики получения информации

    6. Дополнение конспекта лекций рекомендованной литературой

    Предложение -  составить свой план в заключение лекции

    7. Участие в работе семинаров

    Подготовка выступлений на семинаре, рефератов, проверка знаний

    8. Лабораторно- практические занятия: в соответствии с инструкциями и методическими указаниями

    Составление алгоритма действий, показателей уровня достижения результата

    9. Научно-исследовательская работа при выполнении курсовых и квалификационных работ

    Разработка тематики курсовых и квалификационных работ, консультирование

    10. Контрольная работа

    Разработка тематики контрольных работ, проверка выполнения

    11. Выполнение заданий по сбору материалов в процессе практики

    Разработка заданий, поверка отчетов по практике

    1.5. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы.

    Психолого-педагогическая сущность мониторинга самостоятельной работы выражается в организации и корректировке учебной деятельности студентов, в помощи при возникающих затруднениях. Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса. 
             Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:

          - входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;

          - текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях; 

          - промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса; 

          - самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям; 

          - итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена; 

          - контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

              Весьма полезным, на наш взгляд, может быть тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.

    Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз. 
             Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют студенту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала. 
             В заключение отметим, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель - помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы.

    2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

    Детская английская литература

    Раздел: Мировые тенденции и специфика развития детской литературы. Английский фольклор.

    Тема: Влияние фольклора на становление детского мифологизма.

    Смысловое поле: развитие, мотив, миф, ребенок, детский мифологизм, сказка, игра, организация учебной деятельности дошкольников.

    I. Работа с основными понятиями раздела

    1. Прочитайте следующие фрагменты из работы В.В. Зеньковского «Психология детства»: «Сказки», «Мифологизм детского мышления», «Сказочное творчество детей», «Работа фантазии и сказки» (с. 194-199).

    2. Составьте конспект по результатам прочтения, отразив следующее содержание:

    · Детский мифологизм – это …

    · Сказка – это …

    · Различия между мифом и сказкой заключаются в …

    · Задачи сказки: ….

    · Задачи мифа: …

    3. Закончите цитаты, оформив источник их цитирования в соответствии с правилами библиографических ссылок.

    · «Игра - это есть воплощенная …»

    · «Дитя не ищет, прежде всего, знания – а ищет …»

    · «Когда дитя овладевает речью, оно именует весь мир …»

    · «Различие между «сказочной» и «познавательной» установкой идет … »

    4. Обоснуйте, в чем, по мнению В.В. Зеньковского, «тайна» сказочного мира и его влияния на детскую душу?

    5. Определите, в каких терминах (педагогических, психологических) может быть раскрыто понятие этой «тайны»?

    6. Подумайте, имеют ли эти понятия связь с вашей исследовательской работой? В чем выражается данная связь?

    7. Инсценируйте ситуации: «Мать/ старшая сестра/ учитель читает сказку ребенку/ детям». Используйте при инсценировке следующие методы: метод заинтересованного (недоумевающего, понимающего, сомневающегося) собеседника; тактильно-чувственный метод (дифференциация сферы прикосновения к ребенку – рука, плечо, голова – в зависимости от роли), который способствует пробуждению эмоциональной сферы ребенка; метод оживления детских эмоций (с помощью литературных, музыкальных и изобразительных образов), частным проявлением данного метода является прием «вхождения в образ», где ребенку/студенту, исполняющему роль ребенка, предлагается представить себя на месте героя; метод формирования личностного отношения (подготовьте вопросы по содержанию избранной сказки, которые активизируют мыслительную деятельность ребенка).

    Вы можете (по желанию) разработать подобный блок заданий для подготовки к семинарскому занятию по выбранному Вами источнику из предлагаемого списка литературы. Вы также можете предложить пополнить список литературы к данному разделу найденными Вами источниками (тип носителя не ограничивается).

    II. Вопросы для самоконтроля

    1. Назовите фольклорные жанры (малые и большие).

    2. Что такое баллада (дайте определение)?

    3. Раскройте закономерности создания фонда сказок в национальной культуре на примере английского или американского фольклора.

    4. Что составляет основу балладного творчества? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из баллады о Робине Гуде.

    5. Назовите морфологические разновидности сказок. Приведите примеры сказок различных типов из детской литературы Великобритании (по выбору).

    6. Назовите основные источники американского фольклора. Приведите примеры.

    7. Назовите правила сочинения лимериков. Прочитайте один из лимериков

    Э. Лира или народный лимерик (по выбору).

    8. Как называется сборник фольклорных произведений североамериканских индейцев? Расскажите одно из сказаний из этого сборника.

    9. Как называется сборник стихов для детей, вышедший в 1760–65 гг. в Англии? Расскажите одно из стихотворений наизусть.

    10. Как называется сборник негритянского фольклора, составленный

    Дж. Харрисом? Расскажите одну из сказок из этого сборника.

    11. Назовите по-английски эквивалент малых фольклорных форм: колыбельная, канон, песня-загадка. Приведите примеры.

    12. Как называется герой авантюрных сказок? Приведите пример авантюрной сказки.

    III. Анализ содержания учебного материала

    1. Обоснуйте новизну содержания учебного материала.

    2. Вычлените культурно-исторический аспект, личностную и практическую значимость учебной информации, полученной в ходе выполнения заданий.

    3. Обоснуйте терминологическую наполняемость, построение содержания, его логику и структуру.

    IV. Алгоритм анализа литературного текста

    Анализ изобразительных средств:

    1) выявите, какие изобразительные средства способствуют созданию основных образов в произведении (эпитеты, сравнения, гиперболы, метафоры);

    2) выявите дополнительные художественные средства и приемы (особенности ритма, интонация, наличие инверсии, повтора). Обратите внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа.

    Раздел: Английская детская литература XVII – XVIII веков

    Тема: Отражение педагогических взглядов пуританской эпохи, а также эпохи Просвещения в художественной литературе для детей.

    Смысловое поле: интересы, внушение, самовнушение, игра слов – «мнимая ложь, псевдо-ложь», детские фантазии, организация учебной деятельности дошкольников.

    I. Работа с основными понятиями раздела

    1. Определите свою позицию в отношении следующих тезисов, аргументируя ее цитатами из произведений писателей XVII–XVIII веков: «Дитя изначально порочно», «Дитя – воплощение чистоты и невинности» – два мнения одной эпохи. Где Истина?

    2. Прочитайте из работы Дж. Локка «Мысли о воспитании» п. 1 (С. 182) и ответьте на следующие вопросы: Какой тезис, по мнению Дж. Локка, кратко, но полно описывает «счастливое состояние в этом мире»? Благодаря чему «девять десятых людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или бесполезными …»?

    3. Прочитайте следующие фрагменты из работы В.В. Зеньковского «Психология детства»: «Детская фантазия», «Развитие ее понимания в современной психологии детства», «Детская ложь, ее социальные корни», «Настоящая ложь, ее формы» (С. 200–220).

    4. Составьте конспект по результатам прочтения, отразив следующее содержание:

    · Тайна детской фантазии состоит …

    · Ложь у детей имеет не индивидуальный, а …

    · Мы вкладываем в слова детей не тот смысл, какой в них вкладывают дети …

    · Быть может, важнейшим источником «ошибок» в высказываниях детей является ….

    5. Закончите цитаты, оформив источник их цитирования в соответствии с правилами библиографических ссылок.

    · «Итак, у ребенка довольно рано выступает нечто близкое ко лжи (с внешней точки зрения, но по субъективному своему смыслу)… »

    · « Тот момент, когда дитя в процессе игры прибегает к лукавству и к намеренному введению в заблуждение в целях игры, является, несомненно, опасным поворотом в душевной жизни ребенка …»

    6. Сталкивались ли Вы с данной проблематикой (в контексте определенного в данном разделе смыслового поля) на практике?

    7. Проиллюстрируйте смысловое поле данного раздела примерами из истории создания романа «Робинзон Крузо» и «Путешествие Гулливера».

    8. Прочитайте стихи У.Блейка из двух циклов «Песни Невинности», «Песни Опыта». Выберите и выучите стихотворения, которые, на Ваш взгляд, наиболее ярко раскрывают идею каждого цикла, проиллюстрируйте выбранное стихотворение (видеоряд, цвет, музыка …).

    9. Инсценируйте ситуации: «Дети устали после многочасовых занятий, внимание их рассеянно, они часто отвлекаются». Организуйте подвижную игру (аутентичную).

    Вы можете (по желанию) разработать блок заданий для подготовки к семинарскому занятию по выбранному Вами источнику из предлагаемого списка литературы. Вы также можете предложить пополнить список литературы к семинару найденными Вами источниками (тип носителя не ограничивается).

    II. Вопросы для самоконтроля

    1. Дайте характеристику теоретическим основам Пуританизма. Какое влияние они оказали на развитие детской английской литературы 17 в.?

    2. Дайте характеристику теоретическим основам Просвещения. Какое влияние они оказали на развитие детской английской литературы 18 в.?

    3. Назовите произведения 17-18 вв., вошедшие в круг детского чтения.

    4. Кто является родоначальником жанра романа-приключения? Назовите основные закономерности построения приключенческого романа. Приведите пример.

    5. Какой жанр преобладал в литературе ХVIII века?

    6. Установите соответствие:

    1. Д. Дефо                           а. «Шотландская слава»

    2. Д. Свифт                         б. «Песни Невинности»

    3. У.Блейк                           в. «Путешествие Гулливера»

    4. Р.Бернс                            г. «Робинзон Крузо»

    7. Восстановите смысл высказывания.

    У. Блейк в своем творчестве подчеркивает ………….. природы и ребенка в противоположность обществу взрослых людей.

    8. Какие путешествия Гулливера вошли в круг детского чтения?

    9. Определите жанр произведения, закончив предложение. По сюжетной канве «Робинзон Крузо» ................ произведение.

    10. Какие события из реальной жизни были положены в основу романа «Робинзон Крузо»?

    11. Кто является прототипом Робинзона Крузо?

    III. Анализ содержания учебного материала

    1. Обоснуйте новизну содержания учебного материала.

    2. Вычлените культурно-исторический аспект, личностную и практическую

    значимость учебной информации, полученной в ходе выполнения заданий.

    3. Обоснуйте терминологическую наполняемость, построение содержания, его логику и структуру.

    IV. Алгоритм анализа литературного текста

    Семантический анализ:

    1) выявите образы, противоположные по эмоциональному звучанию (они могут прямо называться автором, подразумеваться, возникать в ассоциациях, в подтексте);

    2) выявите лексическую цепочку, сопровождающую каждый образ;

    3) выявите сопутствующие образы, позволяющие расширить и конкретизировать значение и смысл основных образов;

    4) определите возможные ассоциативные ряды, позволяющие раскрыть оттенки основного смысла произведения.

    Раздел: Английская детская литература XIX в.

    Тема: «Униженные и оскорбленные» – трагедия маленького героя (столкновение сказки с реальностью)

    Смысловое поле: сострадание, ответственность, любовь.

    I. Работа с основными понятиями раздела

    1. Прочитайте отрывок из работы Д.Л. Андреева «Роза мира» (С. 105, 209, 240).

    2. Составьте конспект по результатам прочтения, отразив следующее содержание:

    · «Подмена понятия духовного понятием интеллектуальным» … и как следствие – «стремление вывести человеческую психику из области высших ценностей в область утилитарных» – это суть борьбы с ….

    · Следствием чрезмерной интеллектуальности является подавление чувства

    «сорадования и сопереживания» во время созерцания жестоких сцен ….

    · Главное – это «уменьшение страданий всех живых существ» и «возрастание в человечестве общей суммы любви и счастья» ….

    3. Прочитайте отрывок из работы В. Франкла «Человек в поисках смысла» (С. 195), закончите цитаты, оформив источник их цитирования в соответствии с правилами библиографических ссылок.

    · «Основной движущей силой в поведении человека является …».

    · «Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает у человека …».

    · «… У человека, который особенно добивается наслаждений и развлечений, оказывается в конечном счете …».

    3. Прочитайте отрывок из работы В.И. Тюпы «Анализ художественного текста», гл. 2 «Семиотическая природа художественности» (С. 20, 28), закончите цитаты, оформив их в соответствии с требованиями, предъявляемыми в ходе работы над ВКР:

    · «Принципиальное отличие эстетического (духовного) отношения от гедонистического (физиологического) наслаждения заключается в том, что …».

    · «Нравственное отношение как сугубо ценностное в противоположность логическому делает субъекта ….».

    · «Понятие вкуса, его наличия или отсутствия, степени развитости предполагает …. Ценностное и познавательное в отношениях вкуса выступают в их неразделенности, синкретической слитности».

    · «Эмоциональная рефлексия (эстетическое) является духовным истоком созидания произведения искусства (художественного). … »

    4. Сформулируйте собственную позицию в отношении прочитанного.

    5. Сформулируйте собственную позицию в отношении нижеприведенных категорий.

    Стыд – переживание как неудовлетворенность собой, своим поведением, осуждение и обвинение себя.

    Совесть – убежденность в том, что является добром и злом, способность человека осуществлять нравственный контроль.

    Сострадание – эмоция, означающая жалость, сочувствие, вызываемые чужими страданиями, трудностями.

    6. Проиллюстрируйте цитатами из произведений Ч. Диккенса ситуации, в которых герои испытывали данные эмоциональные состояния, вспомните, когда Вы сами испытывали подобные эмоциональные состояния.

    7. Задумывались ли Вы о том, какое значение имеют данные переживания, убеждения и эмоции в Вашей жизни.

    8. Проиллюстрируйте примерами из собственной жизни ситуации, в которых Вы испытывали данные эмоциональные состояния.

    9. Подумайте, имеют ли эти эмоциональные состояния связь с вашей профессиональной деятельностью? В чем выражается данная связь?

    10. Проиллюстрируйте художественный образ Оливера Твиста (видеоряд, цвет, музыка …).

    11. Придумайте иной конец для «Оливера Твиста». Ситуация: господин Браунло не смог помочь бедному ребенку.

    12. Инсценируйте ситуации: «Ребенок возмущен, поражен/эмоционально не откликается на содержание прочитанного». Ваши действия (формы, методы, приемы).

    Вы можете (по желанию) разработать подобный блок заданий для подготовки к семинарскому занятию по выбранному Вами источнику из предлагаемого списка литературы. Вы также можете предложить пополнить список литературы к семинару найденными Вами источниками (тип носителя не ограничивается).

    II. Вопросы для самоконтроля

    1. Назовите основные художественные направления в литературе 19в., назовите авторов, представляющих это направление в английской детской литературе.

    2. Назовите родоначальника жанра исторического романа. Перечислите отличительные черты исторического романа. Приведите примеры.

    3. Назовите романы Ч. Диккенса, вошедшие в круг детского чтения. Родоначальником какого литературного жанра является Ч. Диккенс?

    4. Что связывает следующие произведения: «Полковник Джек» Д.Дефо и «Оливер Твист» Ч. Диккенса?

    5. Назовите произведение Ч. Диккенса, в котором история «униженных и оскорбленных» заканчивается трагически. В чем заключается нравственный урок данной истории?

    6. Назовите основные жанры в английской литературе 19 в. Приведите примеры из детской английской литературы.

    7. Назовите представителей авантюрно-приключенческого жанра конца 19 в., а также их произведения, вошедшие в круг детского чтения.

    8. С именами каких английских писателей связаны два основных направления в развитии литературной сказки в 19 в.? Раскройте сущность этих направлений. Приведите примеры.

    9. В рамках какого литературного направления создавал Дж.Р. Киплинг «Книгу джунглей»?

    10. Назовите наиболее яркие произведения Дж.Р. Киплинга, вошедшие в круг детского чтения. Сделайте анализ одного из произведений.

    11. К какому жанру литературы относится произведение Л. Кэрролла «Алиса в стране Чудес»? Кто является родоначальником данного жанра в английской литературе? Аргументируйте свой ответ.

    III. Анализ содержания учебного материала

    1. Обоснуйте новизну содержания учебного материала.

    2. Вычлените культурно-исторический аспект, личностную и практическую значимость учебной информации, полученной в ходе выполнения заданий.

    3. Обоснуйте терминологическую наполняемость, построение содержания, его логику и структуру.

    IV. Алгоритм анализа литературного текста

    Анализ в контексте биографии автора:

    1) отметить изменение взглядов автора в контексте его биографических коллизий;

    2) найти произведения с аналогичными мотивами или образами и отметить своеобразие взгляда автора на мир людей своей эпох;

    3) объяснить и интерпретировать в контексте традиций, законов данной эпохи литературный факт представленный автором в произведении.

    Раздел: Современная английская детская литература

    Тема: Проблема «отцов» и «детей», учителя и ученика в современной детской литературе

    Смысловое поле: справедливость, педагогическая любовь, нравственные черты учителя, духовность, идеальная потребность познания, социальная потребность «для других».

    I. Работа с основными понятиями раздела

    1. Прочитайте отрывок из работы Н.А Добролюбова «Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью» (С. 91).

    2. Определите, какие качества личности учителя обеспечивают любовь и уважение к нему учащихся, по мнению Н.А. Добролюбова?

    3. Выразите свое личное отношение к позиции П.Ф. Каптерева.

    П.Ф. Каптерев следующим образом характеризует справедливого учителя, обладающего «нравственными чертами»: отсутствие неряшливости и лени в рассуждениях, тщательное взвешивание всех доводов за и против, устранение в рассуждении собственного самолюбия, пристрастий, слепой покорности авторитетам и принятым господствующим мнениям, стремление учиться, расширять свои знания, совершенствовать свой ум, смело высказывать свое мнение. П.Ф. Каптерев указывал ещё на одно важное нравственное качество учителя – это любовь к детям. Он подчеркивал, что следует отличать любовь к детям и юношеству от любви к учительской профессии. В его понятии учитель – человек с сильным характером, человек слова и чести. Он писал, что учитель, вступая во взаимоотношения со своими учениками, во многом успехом обязан «своим знаниям, своему педагогическому таланту, но не менее своей личности, своим общечеловеческим и нравственным качествам».

    4. Сформулируйте собственную позицию в отношении характеристик справедливого учителя, обладающего «нравственными чертами».

    5. Сформулируйте сжато собственную позицию в отношении нижеприведенных педагогических ценностей.

    Справедливый учитель – это … .

    Педагогическая любовь – это…

    6. Проиллюстрируйте цитатами из избранного Вами произведения (или любого произведения из списка литературы по данному разделу), ситуации, в которых герои поступали, по Вашему мнению, справедливо или несправедливо.

    7. Подумайте, какое значение имеют данные переживания, убеждения и эмоции в Вашей жизни, поставьте себя на место ребенка, испытывающего данные эмоции.

    8. Проиллюстрируйте примерами из собственной жизни ситуации, в которых справедливое отношение к Вам Вашего учителя сыграло определенную роль в жизни.

    9. Подумайте, как взаимосвязаны данные ценности с Вашей профессиональной деятельностью? В чем выражается данная связь?

    10. Инсценируйте ситуации: «Вы категорически не согласны с тем, как ребенок интерпретирует содержание произведения». Ваши действия (обратите внимание на стиль, модальность высказывания).

    Вы можете (по желанию) разработать подобный блок заданий для подготовки к семинарскому занятию по выбранному Вами источнику из предлагаемого списка литературы. Вы также можете предложить пополнить список литературы к семинару найденными Вами источниками (тип носителя не ограничивается).

    II. Вопросы для самоконтроля

    1. Назовите основные жанры в детской литературе ХХ века. Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

    2. Кому была посвящена сказка – повесть А. Милна «Винни-Пух и все-все», назовите шутливую классификацию стихов из сказки-повести. Выучите несколько стихотворений наизусть.

    3. Сформулируйте лаконично литературную концепцию добра и зла Р.Р. Толкина.

    4. Продолжением какой традиции в английской литературе является творчество Д. Биссета? Выучите одну из его сказок для иллюстрации своего ответа.

    5. Определите жанровую принадлежность романов Д. Роулинг о Гарри Поттере в современной детской литературе.

    6. Закончите характеристику именем поэта, которому она предназначена.

    · Мастер пародийных стихов, автор “назидательной” баллады “Матильда, Которая Врала и Сгорела на пожаре”____________________

    · Среди его литературных предшественников можно назвать Блейка и Стивенсона, английскую неоромантическую школу. Мир простых вещей поэта _______________.

    · Лауреат премии Карнеги и Ганса Христиана Андерсена. Звучные, весёлые стихи______________ как будто созданы в фольклорной стихии.

    · Эллинист, крупный английский переводчик с языков античности, автор ”Ночных размышлений одной черепахи, страдающей от бессонницы на лужайке”_______________________.

    III. Анализ содержания учебного материала

    1. Обоснуйте новизну содержания учебного материала.

    2. Вычлените культурно-исторический аспект, личностную и практическую значимость учебной информации, полученной в ходе выполнения заданий.

    3. Обоснуйте терминологическую наполняемость, построение содержания, его логику и структуру.

    IV. Алгоритм анализа литературного текста

    Анализ в контексте национального литературного процесса:

    1) найдите в произведениях английских писателей и поэтов, живших с автором в одну и ту же или иную эпоху, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставьте их с анализируемым текстом;

    2) выявите сходства и различия в выборе художественных средств;

    3) выявите динамику художественного мотива или образа во времени.

    СМЕШАННЫЕ АЛГОРИТМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ

    Анализ поэтического текста

    1. Впечатления от стихотворения и все, что связано с первоначальным восприятием: тема, идея стихотворения, образы; настроение, картины, возникающие в воображении при его чтении; ассоциации; как хотелось бы прочитать это стихотворение (вслух, про себя, с какой интонацией).

    2. Взгляд на стихотворение в целом: композиционные особенности (характер строфы, наличие анафоры (анафора – одинаковое начало поэтических строк), рефренами (рефрен – повтор одинаковых строк в стихотворении); движение поэтической мысли в стихотворении (логика развития поэтической мысли от начала стихотворения к финалу – построфный анализ); особенности синтаксиса, лексика стихотворения и ее особенности.

    3. Рассмотрим стихотворение внимательнее: ритм стихотворения (размер и рифма, их связь с замыслом автора, с темой стихотворения); звукопись, средства художественной выразительности, их самобытность, оригинальность; цветовое решение стихотворения.

    4. Включение стихотворения в биографический контекст: характер лирического героя (если в стихотворении есть лирический герой); личность автора: как отразилась, раскрылась она в стихотворении (в ситуации, изображенной в стихотворении, в характере лирического героя и т.д.); место стихотворения в творчестве автора (время и история его создания, цикл, в который оно, возможно, входит; как перекликается это стихотворение с другими стихотворениями того же автора на ту же тему – сходство, различие).

    5. Можно дополнить план сочинения еще одним пунктом: включить стихотворение в контекст русской лирики на ту же тему, показать общее и отличное.

    План разбора лирического произведения

    I. Дата написания.

    II. Реально-биографический и фактический комментарий.

    III. Жанровое своеобразие.

    IV. Идейное содержание.

    1. Ведущая тема.

    2. Эмоциональная окраска чувств.

    4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

    V. Структура стихотворения.

    1. Основные образы стихотворения.

    2. Основные изобразительные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, ирония, сарказм, олицетворение.

    3. Речевые особенности в плане: интонационно-синтаксический повтор, антитеза, инверсия, анафора и другие.

    4. Стихотворный размер.

    5. Рифма (мужская, женская, точная, неточная); способы (парная, перекрестная, кольцевая).

    6. Звукопись (аллитерация, ассонанс).

    7. Строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, сонет, Онегинская строфа).

    Схема анализа лирического произведения

    О стихотворении и его авторе.

    Кем и когда написано стихотворение, кому оно посвящено, как было воспринято читателями и критиками, особенности эпохи - вся та информация, которая относится к стихотворению вообще.

    2. Жанровое своеобразие стихотворения (ода, гимн, романс, элегия...).
    3. Структура образов и развитие конфликта.

    а) Тема и основная мысль произведения.

    б) Как развивается в тексте мысль и чувство автора (с чего стихотворение начинается и чем заканчивается, как вы думаете, почему автор выбирает именно такую композицию)

    в) Система художественных образов стихотворения (как эти образы соотносятся с жизнью человека и его чувствами).

    4.Черты лирического героя.

    5.Основные особенности поэтического языка. 

    а) Тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение,

    символ, гипербола, инверсия).

    б) Языковой поуровневый анализ

    * поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация.)

    * поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы).

    * Использование явлений морфологии и синтаксиса.

    6. Ритм. Стихотворный размер. Рифма.

    7. Мое восприятие произведения.

    План анализа литературной сказки

    1. Творческая история произведения.

    2. Тема.

    3. Сюжетная организация. Роль пролога и эпилога.

    4. Система образов. Образы основные и вспомогательные. Взаимоотношения между персонажами. Явный и скрытый конфликт.

    5. Речь монологическая, диалогическая. Приемы персонификации речи персонажей.

    6. Фраза: ее длина, степень осложненности, наличие тропов (эпитет, сравнение, гипербола, метафора …). Афористичность речи.

    7. Связь текста с фольклором, мифом, легендой.

    8. Педагогическая ценность сказки.

    Схема анализа сказки

    - авторство;

    - тип;

    - смысл заголовка;

    - тема;

    - проблема;

    - герои;

    - идея;

    - сказочный язык.

          Очередность этапов анализа в схеме выстраивается не произвольно, а логически и аргументировано, опираясь на сравнительную таблицу народной и авторской сказок.

    Сравнительная таблица народной и авторской сказок

     Сравнительная характеристика

    Народная сказка

    Авторская сказка

    Особенности композиции (присказка, зачин, концовка)

    Всегда присутствует, имеет варианты

    По замыслу автора, роль эпизодов и сцен

    Проблема

    Общечеловеческая, значимая для всех

    Может быть и узкой, важной для конкретного времени, автора, героя

    Идея

    Нравоучение, народная мудрость

    Авторская позиция, его отношение к поставленной проблеме

    Герои

    Четко делятся на положительных и отрицательных

    Характер героев противоречив, поступки неоднозначны

    Сказочные приемы (троекратные повторы, магические числа, нарушение запретов и т.д.)

    Обязательны в рамках жанра

    Авторское решение на их присутствие

    Язык (постоянные эпитеты, сравнения; устаревшая и диалектная лексика, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

    Встречаются часто, отражают народную речь, место и время создания сказки

    Являются авторским средством придания произведению сказочной формы. Наряду с ними присутствуют оценочные эпитеты, метафоры, описания природы, костюма, внешности, детали

    План анализа сказки

    (как вариант может быть предложен детям на обсуждение)

    Прочитай  сказку. Обрати  внимание  на  то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

    Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?

    Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

    Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

    Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли их основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

    Какому герою ты больше всего  сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

    Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

    Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характер у главного героя?

    Схема анализа  эпического произведения (рассказа, повести)

    1. История создания произведения:

    факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.

    связь произведения с исторической эпохой его создания;

    место произведения в творчестве автора.

    2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

    3. Название произведения и его смысл.

    4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

    5. Тема и идея произведения. Проблематика.

    6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

    7. Система образов произведения:

    персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;

    особенности имён и фамилий персонажей;

    поступки персонажей и их мотивация;

    предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;

    связь персонажа с общественным окружением;

    отношение к герою произведения других персонажей;

    самохарактеристика персонажей;

    авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

    8. Композиция произведения:

    деление текста произведения на части, смысл такого деления;

    наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;

    наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;

    наличие эпиграфов и их смысл;

    наличие лирических отступлений и их смысл.

    9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

    10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

    11. Особенности языка произведения.

    Список литературы

    Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М., 1999.

    Аникст А. Даниель Дефо: Очерк жизни и творчества. – М., 1957.

    Арзамасцева И.Н. Детская литература. – М., 2002.

    Белинский В. Робинзон Крузо. Роман для детей. – М., 1954. – В кн.: В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов о детской литературе.

    Белинский В. Романы Вальтера Скотта. – М., 1954. – В. кн.: В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов о детской литературе.

    Будур Н.В. Зарубежная детская литература. – М., 2004.

    Гюго В. О Вальтере Скотте. («Квентин Дорвард»). – В. кн.: Гюго В. Статьи о писателях. – М., 1956.

    Диккенс Ч. История Англии / пер. с англ. Д. Налепиной. – М., 2008.

    Демурова Н.М. Из истории английской детской литературы XVIII-XIX веков: Пособие по спецкурсу. – М., 1975.

    Зарубежная литература XX века: Учебн. для вузов / Л.Г. Андреев, А.В. Карельский и др.; под ред. Л.Г. Андреева. – М., 1999.

    Зарубежная литература XX века: Учебн. для вузов / Л.Г. Андреев, А.В. Карельский и др.; под ред. Л.Г. Андреева. – М., 2000.

    Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: Учебное пособие. / Под ред. Л.Г. Андреева. – М., 2001.

    Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века. – М., 1984.

    История западно-европейской литературы. Средние века и Возрождение: учеб. для вузов / М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский и др. – М., 1999.

    История всемирной литературы: в 9-ти т. – М., 1984.

    История зарубежного театра: в 4-х ч. – М., 1987.

    История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для филол. спец. вузов / Н.А. Жирмунская, З.И. Плавскин и др.; под ред. М.В. Разумовской. – М., 1999.

    История зарубежной литературы XVIII века: Учеб. для филол. спец. вузов / Л.В. Сидорченко, Е.М. Апенко, А.В. Белобратов и др.; под ред. Л.В. Сидорченко. – М., 1999.

    История зарубежной литературы XIX века: Учебн. для филол. спец.вузов / А.С. Дмитриев. – М., 2000.

    Катарский И. Диккенс: критико-биографический очерк. – М., 1960.

    Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития: в 2 кн. – М., 1994.

    Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003.

    Методическое пособие по истории британской литературы для учителей и учащихся. Ч.1/ Teachers & Students’ Guide to the British Literature / сост. Н.Н. Чесовой. – М., 2002.

    Методическое пособие по истории британской литературы для учителей и учащихся. Ч.2 / Teachers & Students’ Guide to the British Literature / сост. Н.Н. Чесовой. – М., 2003.

    Муравьев В. Джонатан Свифт. – М., 1968. (Б-ка словесника)

    Николаева С.А. Детская литература: Учебное пособие. – М., 1998.

    Паустовский К. Редъярд Киплинг. – В кн.: Паустовский К.Г. Близкие и далекие. – М., 1967.

    Урнов Д. Как возникла страна Чудес. – М.: Книга, 1969.

    Энциклопедии и словари.

    Зарубежные писатели: Библиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. – М., 1997.

    Зарубежные писатели: Библиографический словарь: в 2-х т. / Под ред. Н.П. Михальской. – М., 1999.

    Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978. – Т.1-9.

    Литературная энциклопедия терминов и понятий. / Сост. и гл. ред. А.Н. Николюкин. – М., 2001.

    Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

    Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. – М., 1997.

    Полная хрестоматия для начальной школы. /Сост. И. Сивохина. – М., 2002.

    Хрестоматия по литературе: 1-4 классы. 1,2 книги. – Ростов-на-Дону, 2002.

    Хрестоматия по детской литературе. / Сост. И.Н. Арзамасцева. – М., 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Литература»

    Методические рекомендации  предназначены для студентов ГБОУ НПО ПУ №69 КК.  Цель методических указаний – оказание помощи студентам в организации и выполнении самостоятельной работы по ...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

    Данные методические рекомендации помогут преподавателям профессионального училища и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе  компетентностного подходов...

    Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины "Математика"

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель...

    Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины "Информатика и ИКТ"

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель...

    Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель...

    Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «История»

    В методической разработке «Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «История»       дано теоретическое обоснование ...