внеклассное занятие по теме Вода
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Шишова Лилия Михайловна

данная разработка может использоваться при подведении итогов после прохождения раздела биологии 6 класса "Вода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное   специальное   (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными  возможностями  здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида «Надежда»

Разработка внеклассного мероприятия по биологии

 по теме «Вода»,

проводимого в рамках недели естественно – научных дисциплин.

  Разработано Шишовой Л.М.

Октябрь 2014 г.

Дата проведения: 9.10.2014

Место проведения: каб. № 18

Время проведения: 11.50 – 12.35

Цели:

1.расширять кругозор учащихся.

2.развивать интерес к изучению того, что рядом.

3. формировать опыт экологически ориентированного поведения по отношению к воде, воспитывать любовь к природе, к своей малой Родине, развивать наблюдательность;

4. закрепить полученные на уроках знания по данной теме.

Задачи:

  1. расширение знаний детей о воде как о природном богатстве;
  2. развитие речи, расширение словарного запаса, кругозора.

Ход занятия:

Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня мы проведем с вами занятие, в ходе которого  вы покажете, что узнали на уроках биологии.  В самом начале я предлагаю вам отгадать загадку, отгадка которой и будет являться темой нашего сегодняшнего занятия.

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать

Без чего мы скажем прямо

Человеку – умирать?

Правильно, это вода.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

СЛАЙД 1              

Название «ВОДА»

СЛАЙД 2

 Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

СЛАЙД 3

Как сосулька замерзает,

СЛАЙД 4

В лес туманом заползает,

СЛАЙД 5

Ледником в горах зовётся,

СЛАЙД 6

Лентой серебристой вьётся.

СЛАЙД 7

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

СЛАЙД 8

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

СЛАЙД 9

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

СЛАЙД 10

«Пить» это слово люди произносят одним из первых, едва только научатся говорить. «Пить» - просит ребёнок, обращаясь к матери.

СЛАЙД 11

С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода - и жизнь становится невозможной. Потому что вода – эликсир жизни. Подарив людям воду, природа дала нам бесценное богатство.

СЛАЙД 12

 Почти всё живое  на земле не может обойтись без воды. Звериные тропы в лесу ведут к водопою. Птицы летят к рекам, озёрам.

СЛАЙД 13

Люди издавна выбирали себе место у воды, селились по берегам рек, озёр, там, где питья вдоволь.

СЛАЙД 14

Без воды не вырастишь ни пшеницы, ни хлопка. Яблони и груши погибнут, если человек вовремя не польёт их корней.

СЛАЙД 15

Тысячи лет может пролежать в сухой земле зерно. Но придёт вода – и зерно прорастёт. Безжизненны и страшны пустынные степи. Но стоит провести воду – и они превращаются в цветущий сад.

СЛАЙД 16

А что такое градинка? Да это та же дождевая капля, застывшая в высоте.  Но иную, весом в полкилограмма, так не назовёшь. В ней тысячу каплей сразу.

СЛАЙД 17

Лёд катка, по которому так приятно скользить на коньках, тоже из застывшей воды.

СЛАЙД 18

Круговорот воды в природе

СЛАЙД 19

Свойства воды

СЛАЙД 20

А  знаете ли  вы,  что  

По нормам на каждого жителя города приходится  220 литров воды в сутки. Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды. Каждый раз, когда вы чистите зубы, вы  расходуете 1 литр воды.

СЛАЙД 21

Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете не менее 150 литров воды. Разовый смыв в туалете – 8 – 10 литров. Каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды.

СЛАЙД 22

Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту. Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.

СЛАЙД 23

Вы поняли, каким богатством владеете? Тогда научитесь защищать его. Над водой нависла угроза – загрязнение.

Учитель зачитывает детям сказку о воде.

История одной Капли (грустная сказка о воде)

Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву.

Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь.

Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими  сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди  шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.

 Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.  

Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.

И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту. По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов – кабан со своим выводком -  был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.

 Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды.

А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши  и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость.

Всё это было. Но было, кажется, так давно!

За столько лет Капелька многое повидала.  Узнала она и то, что РОДНИКИ И РЕКИ НЕ НЕИССЯКАЕМЫ. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.

Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее.

«А ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ БУДУЩЕЕ? – с ужасом подумала Капля. – Ведь я отправляюсь, кажется, в НИКУДА»

Разве озеро – свалка? (современная сказка о Рыбаке и Рыбке)

Жил Старик со своею Старухой у самого синего озера.

Жили уже тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу, а Старуха пряла свою пряжу.

Раз пошёл Старик к озеру.

Закинул он невод в воду – пришёл невод с тиной тёмною.

Он в другой раз закинул свой невод – пришёл невод с мусором,

и было его тут видимо-невидимо.

В третий раз закинул он невод – показалась

из воды старая автомобильная шина.

Удивился Старик, испугался:

«Тридцать лет я рыбачил и три года,

а такого ни разу не лавливал.

Раньше-то всё рыбка попадалась».

Хотел  уж было Старик

воротиться к своей Старухе,

да услышал за спиной всплеск слабый.

Вновь закинул Старик в воду невод.

Пришёл невод с одной Рыбкою.

С непростою Рыбкою – еле живою.

Как тут взмолится Рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Спаси, старче, озеро наше,

сохрани живым для потомков».

Задумался Старик:

«Жил я у озера тридцать лет и три года

и  не ведал,

что творится у самого моего порога.

Уничтожали озеро постепенно,

сваливая мусор у берегов,

забрасывая его в прозрачную воду

и не думая о том,

что губят озеро и его обитателей».

Отбросил Старик невод,

собрал вдоль берегов банки, бутылки,

бумагу и целлофановые пакеты,

выкатил из воды автомобильные шины.

Стал он кликать Рыбку.

Приплыла к нему Рыбка,

но ничего не сказала,

лишь хвостом по воде плеснула

и ушла в глубокое озеро.

И с тех пор приходит Старик к озеру,

но не рыбачить,

а охранять покой Рыбки,

ведь очень сильно обидели её люди,

ПРЕВРАТИВ ОЗЕРО В СВАЛКУ.

СЛАЙД 24

Источники загрязнения воды

-сточные воды заводов

-разливы нефти

-мусор с кораблей

1 л сточных вод приводит в негодность 100 л чистой воды. Завод за 1 минуту сбрасывает 25 л отходов. 5 граммов нефтепродуктов затягивают плёнкой 50 квадратных метров поверхности воды.

СЛАЙД 25

Научно доказано, что вода меняет свои свойства  в канун праздника Богоявления (Крещения Господня) 19 января. Именно тогда рекомендуется проводить водные процедуры такой водой, а также запасаться ею для питья.

 Всплеск уникальных свойств воды начинается, как правило, в Крещенский сочельник примерно с 17.30 до 23.30 и продолжается в сам праздник Крещения - с 12.30 до 16.00. После этого вода в природных водоемах быстро возвращается в свое обычное состояние. Изменения ее качества в праздник Крещения наблюдается и регистрируется в течение нескольких лет, метод наблюдений отражает структуру воды. Происходит это изменение ежегодно с периодичностью

СЛАЙД 26

Вода  и информация

Вода из-за своего необычного строения способна нести и передавать информацию. Об этом знали еще в глубочайшей древности. Именно водой пользовались для снятия порчи халдейские маги, воду применяли колдуны для совершения заклятий, водой лечили и убивали. В отличие от множества материальных субстанций, вода способна длительное время хранить «память», то есть она служит передатчиком информации, при этом она нейтральна к качеству информации: запоминает и «дурную», и «хорошую». Вот почему колодец с хорошей информацией будет поить вас полезной для организма водой, налаживать все жизненно важные процессы, а колодец с плохой информацией, а следовательно, водой окажется хуже яда. И главное, вы-то не сразу разберетесь, что в плохом самочувствии виновата простая водичка...

СЛАЙД 27

Кроссворд

Учитель:

А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд.

СЛАЙД 28

Зимой в поле лежал,

Весной в речку побежал.

СЛАЙД 29

Я бегу струёй из крана,

Бью ключом из-под земли.

Я качаю в океанах

Великаны-корабли

СЛАЙД 30

Утром падаю всегда  -

Не дождинка, не звезда -
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах.

СЛАЙД 31

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко.

СЛАЙД 32

Зимой он был крышей для речки, пруда,

Весной не осталось от крыши следа.

СЛАЙД 33

С неба пришёл,

В землю ушёл

СЛАЙД 34

Над лесами, городами,

Над просторами полей

Проплывают караваны

Небывалых кораблей.

СЛАЙД 35

Посыпался горох

на тысячу дорог,

Никто его не соберёт.

СЛАЙД 36

Ребус

Ответ РУЧЕЙ

СЛАЙД 37

Ребус

Ответ РЕЧКА

СЛАЙД 38

КОНЕЦ

Учитель:

А теперь я предлагаю вам разделиться на 2 команды – команда 6 а класса и команда 6 б класса.

Выберите себе капитанов команд. Придумайте название своим командам. Неотъемлемое условие, чтобы название команды как – то было связано с водой.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Твитсер». На доске находится игровое поле с кружками разного цвета. На каждом кружке прикреплён вопрос. Каждый вопрос имеет свою цену. Капитан команды выходит к доске и вращает барабан. Например: если стрелка остановилась на красном кружке, капитан вправе выбрать вопрос с кружка этого цвета и принести его совей команде. Обратите внимание, что чем больше стоимость вопроса, тем труднее он будет. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. У каждой команды будет 11 вопросов. На каждый вопрос предлагается 3 варианта ответа. Ваша задача выбрать правильный ответ.

Чтобы определиться, чья команда начнёт первой вращать барабан, я предлагаю отгадать загадку.

В  белом бархате деревня

И заборы и деревья

А как ветер нападёт

Этот бархат опадёт.

Правильно. Это иней.

Как можно получить чистую воду из мутной?

А) фильтрованием

Б) кипячением

В) охлаждением

Круговорот воды в природе это -:

А) испарение воды – образование пара – охлаждение пара – образование облаков – выпадение осадков

Б) образование облаков – испарение воды – выпадение осадков – образование пара – испарение воды

В) охлаждение пара – выпадение осадков – образование облаков – образование пара – испарение воды

Где в природе находится вода?

А) в кране

Б) в водоёмах

В) в стакане

Как называются воды, находящиеся глубоко под землёй?

А) глубинные

Б) грунтовые

В) подземные

Почему вода в стакане имеет форму стакана, а вода в колбе – форму колбы?
А) это свойство воды – текучесть

Б) это свойство воды – непостоянство формы

В) это свойство воды – способность растворять некоторые вещества

Чем обычная вода по вкусу отличается от воды, в которую добавлен сахар?
А) она горькая

Б) она сладкая

В) она безвкусная

Воду, которая не имеет вкуса и находится в реках, озёрах называют

А) пресной

Б) речной

В) озёрной

Как называется прибор для измерения температуры воды?

А) глюкометр

Б) термометр для измерения температуры воды

В)  спидометр

Температура кипения воды

А) 100 градусов

Б) 75 градусов

В) 50 градусов

Что происходит с водой при нагревании?

А) замерзает

Б) закипает

В) расширяется

Что происходит с водой при охлаждении?

А) превращается в лёд

Б) становится мутной

В) сужается

Вода в твёрдом состоянии это –

А) компот

Б) лёд

В) суп

При каких условиях вода из жидкого состояния переходит в твёрдое?

А) при варке картофеля

Б) при замерзании

В) при охлаждении

Где встречается лёд в природе?

А) в холодильнике

Б) в палатке с мороженым

В) на поверхности водоёмов, высоко в горах

Почему по льду можно кататься на коньках?

А) он скользкий, гладкий, ровный

Б) он толстый, прочный

В) это безопасно

Какой процесс называется испарением?

А) процесс кипения воды

Б) процесс превращения воды в пар

В) процесс охлаждения воды

Туман это –

А) мелкие капельки воды, которые образуются при охлаждении пара в воздухе

Б) пар из чайника

В) дымок из выхлопной трубы автомобиля

Что происходит с крупинками соли и сахара в воде?

А) они окрашивают воду в белый цвет

Б) они растворяются в ней

В) они не растворяются в ней

Какую воду называют чистой?

А) с растворённой в ней морской солью

Б) из реки

В) прозрачную и бесцветную

Какую воду называют питьевой?

А) не очищенную из озера

Б) морскую

В) воду, которую мы пьём и используем для приготовления пищи

Какое значение в жизни человека имеет  вода?

А) без неё человек не сможет жить

Б) без неё человек не сможет вымыть посуду

В) без неё человек не сможет приготовить пищу

Как называется вода, с растворёнными в ней веществами?

А) раствор

Б) компот

В) газировка

Учитель:

Отлично. А теперь подведём итоги нашей игры.

Гимн единственной!

Михаил Гуськов

Она журчит мне речью ласковой,
И голос нежный и грудной
Рисует жизнь цветными красками,
Как будто я ей брат родной,

Иль даже больше – так доступная,
Готова для меня на все,
А то вдруг станет неприступная,
И жить нельзя мне без нее.

Она простая, безыскусная,
Но нет ее, и я грущу,
И до чего ж бывает вкусная,
Когда с ней встречи сам ищу.

Я к ней привык, и даже кажется,
Что вместе будем мы всегда,
И мне не дышится, не пляшется,
Когда ее нет – мне беда.

Теперь, пожив, я понял многое,
Какая радость, что она,
Такое существо высокое,
На жизнь и счастье мне дана.

И каждый день губами жадными
Ее целую, даже пью,
Словами самыми парадными
К ней славлю я любовь мою.

О, ты, подруга незаметная,
Сестра, товарищ, мать, жена,
Без вида, запаха, бесцветная,
Такая в мире, ты – одна.

Вода! Целую, пью, приветствую,
Я каждый день тебя всегда,
Пока ты есть, и я не бедствую,
Вода, привет тебе, вода!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное занятие на тему "конфликт и пути его разрешение"

Цель: выяснить сущность конфликта;обучать детей умению благополучно   выходить   из   конфликтных   ситуаций;   учить заботиться о своем душевно...

внеклассное занятие на тему "Волшебная поляна"

      Изучить правила поведения на природе;            Познакомить с цветами и бабочками луга;     ...

Внеклассное занятие на тему "Поговорим о доброте и вежливости"

Формирование у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках; умение видеть.Умение находить в людях, героях и персонажах художественных произведений такие качества личности, как доб...

Внеклассное занятие на тему "Поговорим о доброте и вежливости"

1.Формирование у детей представление о доброте, о хороших, добрых поступках; умение видеть.2 .Умение находить в людях, героях и персонажах художественных произведений такие качества личности, ка...

Конспект внеклассного занятия на тему: «Ich liebe die Heimat, die schöne»

Задачи урока: - познакомить с историей достопримечательностей станицы и памятных мест - прививать любовь к своей малой родине - развивать интерес к изучаемому языку - практиковать учащихся в чте...

Внеклассное занятие по теме «Вода и здоровье»

Цель: настроить детей и родителей на здоровый образ жизни, вызывать интерес к вопросам здоровья, подвести к мысли, что самое главное в жизни – это здоровье, что именно они, дети, ответствен...