Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Сальникова Татьяна Константиновна

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое  общеобразовательное  учреждение

«Ермоловская  средняя  общеобразовательная  школа»

 «Рассмотрено»                             «Согласовано»                                 «Утверждаю»

На заседании МО                             Зам. директора по УВР                  Директор школы

__________Руководитель                __________ Солодина И.Н.             ________Скоробогатов В.А.

«____» _________ 20__г.                  «___» _________20___г.                  «___» _________20___г.

Рабочая программа

по предмету «биология»

к учебнику

под редакцией И. Н. Пономарёвой,

О. А. Корнилова, В. С. Кучменко.

«Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

6 класс

на 2014 – 2015 учебный год

Составила: Сальникова Татьяна Константиновна

С. Ермоловка

2014 г.

Пояснительная   записка.

          Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6 - го класса авторов Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

      В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 6 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.

 Данная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе - 35 часов (1 час в неделю), 7 - 9 классах – по 70 часов (по 2 часа в неделю). Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и сельскохозяйственных животных, грибов, рекомендуется использовать 35 часов учебного времени из регионального компонента. Таким образом, биология в школе изучается: 1 час -федеральный компонент, 1 час - школьный компонент итого 2 часа в неделю.

        Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их историческом и индивидуальном развитии, структуре и функционировании фитоценозов и их изменении под влиянием деятельности человека. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

        Для приобретения практических навыков и повышения мотивации учащихся в программу включены лабораторные и практические работы.

        Данная программа составлена в полном соответствии с примерной программой по биологии для основного общего образования, с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

        Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

     -) нормализация учебной нагрузки учащихся, устранение перегрузок, оказывающих негативное воздействие на физическое и психическое здоровье учащихся;

     -) соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся;

     -) личностная ориентация;

     -) усиление воспитывающего потенциала;

    -) способствование готовности учащихся использовать полученные знания на практике.

Обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков.

Цели  и  задачи  изучаемого  раздела:

1. Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении и многообразии растительного мира, об его историческом развитии.

2. Обеспечить понимание научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений.

3. Обеспечить экологическое образование и знание, формирование знаний об организации и эволюции органического мира.

4. Осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.

5. Сформировать умение учебного труда, как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, необходимого условия успешного решения задач,  развития логического мышления школьников, их воспитания.

Вклад  биологии  в  достижение  целей  основного  общего  образования.

  Основная цель биологии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать биологические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Изучение  биологии  в основной  школе  должно  обеспечить:

  • формирование посредством биологических знаний мировоззренческой ценностно-смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности;
  • формирование целостной картины мира через познание многообразия современного биологического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);
  • понимание роли окружающей среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора формирования общества и личности;
  • понимание взаимосвязи между природными и социально-экономическими явлениями, их влияния на жизнь человека, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
  • приобретение знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём;
  • формирование умений использования приборов и инструментов, технических и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для получения и адекватной оценки полученных результатов.

Содержание курса биологии в основной школе позволяет формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения биологии находят отражение в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладевают в процессе освоения предметного содержания.

Результаты  обучения  биологии.

Личностными результатами обучения биологии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие  личностные  результаты  обучения  биологии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства  пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  3. формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  4. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  9. формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
  11. развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие  метапредметные  результаты  обучения биологии:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое  чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).

Предметными  результатами  освоения  выпускниками  основной  школы программы  по  биологии   являются:

  1. формирование представлений о биологической науке, её роли в освоении планеты человеком, о биологических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её биологического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  3. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов окружающей  среды, в том числе её экологических параметров;
  4. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации биологической  информации;
  5. формирование умений и навыков использования разнообразных биологических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  6. формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.  

    Организуя учебный процесс по биологии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение биологии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных биологических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  •  сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования  в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

     А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за всё, что он сам делает в окружающем его мире.

     Специфика биологии как учебного предмета предполагает обязательную практическую (лабораторную) деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

    Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические (лабораторные) работы в курсе биологии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические (лабораторные) работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков, грамотного биологического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с основными источниками биологической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчётов и графических материалов.

    Биологические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических (лабораторных)  работ.

    Большое внимание уделяется изучению окружающей среды своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. 

Структура   документа.

   Рабочая программа по биологии включает несколько разделов: пояснительную записку; учебно – тематический план, содержание рабочей программы; календарно – тематическое планирование; требования к уровню подготовки обучающихся, заканчивающих 6 класс; контроль уровня обучения; нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся; ресурсное обеспечение программы.

   Структура рабочей программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными приборами и природными объектами, проведению наблюдений, постановке опытов, описанию окружающей среды и навыков оценивания её состояния. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности.

    Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

Учебно - тематический  план - 6 класс  биология.

№ п/п

Наименование разделов.

Всего

часов

В том числе на:

Уроки

(часы)

Лабор.

Обобщающий,

итоговый урок.

Контр.

Урок – семинар.

Вводное повторение.

1

1.

Вводное повторение. Ботаника – наука о растениях. Общие сведения о многообразии, значении и охране растений.

1

1

Тема 1. Общее знакомство с цветко-выми растениями.

4

2.

Тема 1. Общее знакомство с цветко-выми растениями.

4

3,5

Тема 2. Химический состав и кле-точное строение растений.

8

3.

Тема 2. Химический состав и кле-точное строение растений.

8

5

2

1

Тема 3. Строение цветовых расте-ний.

18

4 .

Подтема 3 – А. Вегетативные ор-ганы растений.

10

7

2

1

4 -Б.

Подтема 3 – Б. Генеративные ор-ганы растений их строение и значение.

8

5,5

0,5

1

Тема 4. Основные процессы жиз-недеятельности цветковых расте-ний.

7

5.

Тема 4. Основные процессы жиз-недеятельности цветковых расте-ний.

7

6

1

Тема 5. Классификация цветковых растений.

25

6.

Подтема 5 – А. Понятие о система-тике растений.

1

1

6-А .

Подтема 5 – Б. Бактерии. Водорос-ли.  Грибы. Мхи. Лишайники. Па-поротниковидные.

9

8

1

6- Б.

Подтема 5 – В. Отдел голосемян-ные.

1

1

6-В.

Подтема 5 – Г. Отдел покрытосе-мянные.

1

1

6-Г.

Подтема 5 – Д. Отдел цветковые растения. Семейство класса Дву-дольные.

8

5,5

2

0,5

6-Д.

Подтема 5 – Е. Отдел цветковые растения. Семейство класса Одно-дольные.

5

3

1

1

Тема 6. Многообразие и историче-ское развитие растительного мира.

4

7.

Тема 6. Многообразие и историче-ское развитие растительного мира.

4

2

2

Тема 7. Природные сообщества.

3

8.

Тема 7. Природные сообщества.

3

1

1

Итого:                                                       70

50,5

8,5

3,5

3

2

Содержание   рабочей   программы.

Вводное повторение  - 1 час.

Вводное повторение. Ботаника – наука о растениях. Общие сведения о многообразии, значении и охране растений -1 час.

Тема 1. «Общее  знакомство  с  цветковыми  растениями» - 4 часа.

Мир цветковых растений. Мир растений вокруг нас. Экскурсия на тему: «Осенние явления в их жизни  растений». Разнообразие растений. Растение – живой организм. Четыре среды жизни на Земле. Условия жизни растений.

Тема 2. «Химический состав и клеточное строение растений» - 8 часов.

Химический состав растений. Лабораторная работа на тему: «Химический состав растений». Увеличительные приборы и приёмы работы с ними. Приготовление микропрепарата. Лабораторная работа: на тему: «Увеличительные приборы и приёмы работы с ними.  Приготовление микропрепарата». Строение растительной клетки. Строение растительной клетки. Лабораторная работа на тему: «Изучение клеток кожицы лука». Жизнедеятельность клетки. Растительные ткани и их виды. Контрольная работа по темам: «Общее  знакомство  с  цветковыми  растениями». «Химический состав и клеточное строение растений».

Тема 3. «Строение цветковых растений» -18 часов.

Подтема 3 – А. «Вегетативные органы растений» -10 часов.

Органы цветкового растения. Лабораторная работа на тему: «Изучение органов цветкового растения». Корень: внешнее строение и функции. Лабораторная работа на тему: «Типы корневых систем». Внутреннее строение корня. Значение корней и их разнообразие. Побег. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег растения. Лабораторная работа на тему: «Строение вегетативных и генеративных почек». Лист: внешнее и внутреннее строение и функции. Лабораторная работа на тему: «Внешнее строение листа». Значение листа в жизни растений. Строение и функции стебля. Многообразие стеблей у надземных побегов. Видоизменённые подземные  побеги. Вегетативное размножение растений. Использование вегетативного размножения человеком. Урок обобщения знаний на тему: «Вегетативные органы и их значение в жизни цветкового растения».

Подтема 3 – Б. «Генеративные органы растений их строение и значение» - 8 часов.

Цветок – генеративный орган, его строение и значение.  Лабораторная работа на тему: «Главные компоненты цветка и их строение». Соцветие и их биологическое  значение. Разнообразие соцветий. Цветение и опыление растений. Размножение и оплодотворение у растений. Образование плодов и семян. Строение семян. Условия произрастания семян. Значение семян. Классификация плодов. Распространение плодов и семян. Экскурсия на тему: «Зимние явления в жизни растений». Контрольная работа по темам: «Приспособленность строения растений к условиям окружающей среды», «Строение цветковых растений».

Тема 4. «Основные  процессы  жизнедеятельности цветковых  растений»  - 7 часов.

Почвенное (корневое) питание растений. Воздушное питание растений (процесс фотосинтеза). Космическая роль зелёных растений. Дыхание растений и обмен веществ. Передвижение веществ по растению. Испарение воды растениями. Листопад. Значение воды в жизнедеятельности растений. Рост и развитие растительного организма. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Контрольная работа по теме: «Растение – живой организм».

Тема 5. « Классификация  цветковых  растений» - 25 часов.

Подтема 5 – А.  «Понятие о систематике растений» - 1 час.

Понятие о систематике растений.

Подтема 5 – Б. « Бактерии.  Водоросли.  Грибы.  Мхи.  Лишайники.  Папоротнико-видные»  - 9 часов.

Бактерии. Общая характеристика. Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека. Болезнетворные бактерии. Водоросли. Общая характеристика. Водоросли. Общая характеристика. Лабораторная работа на тему: «Строение многоклеточной зелёной водоросли спирогиры». Грибы. Общая характеристика грибов. Многообразие грибов (шляпочные, плесневые, дрожжи, грибы-паразиты) и их значение. Моховидные. Зелёные и торфяные мхи. Лабораторная работа на тему: «Строение зелёный мхов на примере мха кукушкин лён». Лишайники. Общая характеристика и значение. Папоротниковидные. Общая характеристика и значение.

Подтема 5 – В. «Отдел голосемянные» - 1 час.

Отдел голосемянные. Особенности строения и жизнедеятельности их многообразие и значение.

Подтема 5 – Г. «Отдел покрытосемянные»  - 1 час.

Отдел покрытосемянные. Общая характеристика  и значение.

Подтема 5 – Д. «Отдел цветковые растения. Семейство класса  Двудольные» - 8 часов.

Семейство Розоцветные. Лабораторная работа на тему: «Определение растений семейства розоцветные по определительным карточкам. Яблоня – важнейший представитель семейства розоцветных». Семейство Мотыльковые (Бобовые). Семейство Крестоцветные (или Капустные). Общие признаки и многообразие растений семейства. Экологическая роль и хозяйственное значение в жизни человека. Семейство Паслёновые. Общие признаки и многообразие растений семейства паслёновые. Экологическая роль и хозяйственное значение в жизни человека. Лабораторная работа на тему:  «Определение растений семейства паслёновые по определительным карточкам». Семейство Сложноцветные (или Астровые). Общие признаки и многообразие растений семейства сложноцветные. Экологическая роль и хозяйственное значение в жизни человека. Семейство Зонтичные, Лютиковые, Губоцветные. Экологическая роль и хозяйственное значение в жизни человека.

Итоговый урок по теме: «Семейства растений класса Двудольные (с использованием лабораторной работы)». Лабораторная работа на тему:  «Определение принад-лежности растений к различным семействам класса двудольные по внешнему виду цветка или соцветия».

Подтема 5 – Е. «Отдел цветковые растения. Семейство класса  Однодольные» - 5 часов.

Семейство Лилейные. Общие признаки и многообразие растений. Экологическая роль и хозяйственное значение в жизни человека. Семейство Злаки или (Мятликовые). Общие признаки и многообразие растений. Экологическая роль и хозяйственное значение в жизни человека. Лабораторная работа на тему: «Определение растений семейства злаки по  определительным карточкам». Семейства орхидные, осоковые, пальмовые и другие. Урок обобщения знаний по теме: «Семейства растений класса Однодольные» (просмотр диафильма и закрепление материала).

Тема 6. «Многообразие  и историческое развитие растительного мира»  - 4 часа.

Понятие об эволюции растительного мира на Земле. Эволюция высших растений. Многообразие и происхождение культурных растений. Урок – семинар на тему: «Дары Старого и Нового Света». Продолжение урока – семинара на тему: «Дары Старого и Нового Света».

Тема 7. «Природные сообщества» - 3часа.

Понятие биогеоценозе и экососитеме. Типы фитоценозов. Влияние деятельности человека на фитоценозы. Экскурсия на тему: «Жизнь растений весной в растительном фитоценозе». Экскурсия на тему: «Жизнь растений весной в растительном фитоценозе». Итоговое повторение.

Требования  к  уровню  подготовки   обучающихся.

    В  результате  изучения  биологии  в  6  классе  ученик  должен

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, этапы водообмена, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; особенности приспособления растений, стадии развития растений, внешнее строение бактерий, водорослей, грибов, лишайников, высших растений.

 Уметь объяснять:

 роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды.  

Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов.

Наблюдать за ростом и развитием растений: сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.

Распознавать и описывать:

на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные.

Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения.

Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации:

находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Контроль  уровня  обучения.

Пакет   контрольно-измерительных   материалов.

уро-ка.

Тема  урока.

Дата

прове-дения.

Экс-сии.

Лабор.

работ.

Ообщен.

знаний.

Итогов.

урок.

Контр.

работ.

Уроки – семинар.

3.

Мир растений вокруг нас. Экскурсия по теме: «Осенние явления в их жизни  растений».

12.09.

0,5

6.

Химический состав растений. Лабора-торная работа на тему: «Химический состав растений».

22.09.

1

8.

Лабораторная работа на тему: «Увеличительные приборы и приёмы работы с ними. Приготовление микро-препарата».

29.09.

1

10.

Строение растительной клетки. Лабо-раторная работа на тему: «Изучение клеток кожицы лука».

06.10.

0,5

13.

Контрольная работа по темам: «Общее  знакомство  с  цветковыми  растения-ми. Химический состав и клеточное строение растений».

17.10.

1

14.

Органы цветкового растения. Лабора-торная работа на тему: «Изучение орга-нов цветкового растения».

20.10.

0,5

15.

Корень: внешнее строение и функции. Лабораторная работа на тему: «Типы корневых систем».

24.10.

0,5

18.

Почка – зачаточный побег растения.

Лабораторная работа на тему: «Строе-ние вегетативных и генеративных по-чек».

31.10.

0,5

19.

Лист: внешнее и внутреннее строение и функции. Лабораторная работа на те-му: «Внешнее строение листа». Значе-ние листа в жизни растений.

03.11.

0,5

23.

Урок обобщения знаний на тему: «Вегетативные органы и их значение в жизни цветкового растения».

21.11.

1

24.

Цветок – генеративный орган, его стро-ение и значение.  Лабораторная работа на тему: «Главные компоненты цветка и их строение».

24.11.

0,5

30.

Экскурсия на тему: «Зимние явления в жизни растений».

12.12.

1

31.

Контрольная работа по темам:«Прис-пособленность строения растений к условиям окружающей среды», «Стро-ение цветковых растений».

15.12.

1

38.

Контрольная работа по теме: «Растение – живой организм».

21.01.

1

43.

Многообразие и значение водорослей. Лабораторная работа на тему: «Строе-ние многоклеточной зелёной водорос-ли спирогиры».

06.02.

0,5

46.

Моховидные. Зелёные и торфяные мхи. Лабораторная работа на тему: «Строе-ние зелёный мхов на примере мха ку-кушкин лён».

13.02.

0,5

51.

Семейство Розоцветные. Лаборатор-ная работа на тему: «Определение растений семейства розоцветные по определительным карточкам. Яблоня – важнейший представитель семейства розоцветных».

06.03.

0,5

55.

Лабораторная работа на тему:  «Опре-деление растений семейства паслёно-вые по определительным карточкам».

20.03.

1

58.

Итоговый урок по теме: «Семейства растений класса Двудольные (с исполь-зованием лабораторной работы)». Ла-бораторная работа на тему:  «Опреде-ление принадлежности растений к раз-личным семействам класса двудольные по внешнему виду цветка или соцве-тия».

10.04.

0,5

0,5

61.

Лабораторная работа на тему: «Опре-деление растений семейства злаки по  определительным карточкам».

17.04.

1

63.

Урок обобщение знаний по теме: «Се-мейства растений класса Однодоль-ные» (просмотр диафильма и закрепле-ние материала).

24.04.

1

66.

Урок – семинар на тему: «Дары Старо-го и Нового Света».

15.05.

1

67.

Продолжение урока – семинара на те-му: «Дары Старого и Нового Света».

18.05.

1

69.

Экскурсия на тему: «Жизнь растений весной в растительном фитоценозе».

25.05.

1

70.

Итоговое повторение.

29.05.

1

Итого: 19,5.

2,5

8,5

3,5

3

2

Критерии  и  нормы  оценки  знаний,  умений  и  навыков  обучающихся.

 

  1. При  оценивании  устного  ответа  основанием  служат  следующие  критерии:

Оценка «5» ставится, при полном, четком ответе с грамотным использованием биологических терминов, 100-%-ом ответе на дополнительные вопросы. Учитываются способности ученика пользоваться таблицами, схемами, наглядными пособиями, муляжами. Хорошая ориентировка ученика в наглядных пособиях.

Оценка «4» ставится при недостаточно полном ответе с использованием биологических терминов, 80-90-%-ом ответе на дополнительные вопросы. Учитываются способности ученика пользоваться таблицами, схемами, муляжами.

Оценка «3» ставится при нечетком ответе на поставленный вопрос, при затруднительном ответе на дополнительные вопросы, без навыков работы с таблицами и биологическими терминами. При этом объем ответа должен составлять 50-60%.

  1. При оценивании письменного ответа  (работа по карточкам, тестирование, самостоятельная работа, контрольная работа) основанием служат следующие критерии:

Оценка «5» - 85-100% выполнения работы.

Оценка «4» - 65-84 % выполнения работы.

Оценка «3» - 50-64% выполнения работы.

  1. При оценивании выполнения лабораторной работы основанием служат следующие  критерии:

Оценка «5» ставится при безупречном оформлении работы в тетради, при правильно сформулированном выводе, при грамотном описании биологических процессов, живых организмов. Учитывается своевременное оформление и сдача работы на проверку.

Оценка «4» ставится при незначительных погрешностях  в оформлении практической, либо лабораторной работы, при недостаточно содержательном выводе. Но при этом сохраняется грамотное владение биологическими терминами, и своевременное оформление и сдача работы на проверку.

Оценка «3» ставится при выявлении ошибок в работе, при неаккуратном оформлении и несвоевременной сдаче работы на проверку.

     4.  Оценка  умений  проводить  наблюдения  в  природе  на  экскурсии.

 

    Оценка «5» - правильно по плану проведено наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.

   Оценка «4» - правильно, по плану проведено наблюдение; недочёты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.

    Оценка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

Ресурсное  обеспечение  программы.

Литература  для  учителя (основная и дополнительная).

Программа  ориентирована  на  использование  учебника:

Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники: учебник для учащихся  6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И. Н. Пономарёвой. – М.: Вентана – Граф, 2008;

а  также  методических  пособий  для  учителя:

  1. Биология: 6 класс: рабочая тетрадь № 1 и 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С.; под ред. проф. И. Н. Пономарёвой. – 3 – е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2010.
  2. Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Растения.  

Бактерии, Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класс. Методическое пособие для учителя – М.: Вентана – Граф, 2008;

  1. Природоведение. Биология. Экология. Программы. 5 -11 классы. – М.: Вентана –

Граф, 2009;

  1. Бодрова Н. Ф. Изучение курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» за 68 часов. Поурочное планирование: Книга для учителя. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический  университет, 2002. – 152 с.

дополнительная  литература  для  учителя:

  1. Дмитриева Т. А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа. 2002;
  2. Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2006;
  3. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением / Авт. – сост. С. Н. Лебедев. – 2-е изд., испр. – М.: Глобус, 2009;
  4. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т. А. Козловой, В. И. Сивоглазова, Е. Т. Бровкиной и др. издательства Дрофа;
  5. Фросин В. Н., Сивоглагов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004;

Литература  для  обучающихся  (основная и дополнительная).

Основная:

  1. Биология: 6 класс: рабочая тетрадь № 1 и 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С.; под ред. проф. И. Н. Пономарёвой. – 3 – е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2010.
  2. учебник Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники: учебник для учащихся  6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И. Н. Пономарёвой. – М.: Вентана – Граф, 2008;

Дополнительная:

  1. Акимушкин И.Н. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972;
  2. Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн. 1. – М.: Агропромиздат, 1989;
  3. Артамонов В. И. Занимательная физиология. -  М.: Агропромиздат, 1991;
  4. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк. / Сост. А. А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995;
  5. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 1994;
  6. Верзилин Н. М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. Возраста. – М.: Просвещение, 1994;
  7. Воронина Г. А., Исаков С. Н. Биологический тренажёр. Дидактические материала. 6 – 11 классы. - М.: Вентана – Граф, 2008;
  8. Гарибова  Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М., 1997;
  9. Головкин Б. Н. О чём говорят  названия растений. – 2 – е изд. – М.: Колос, 1992;
  10.  Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения.

 Справочное издание. - М.: 1996;

  1.  Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002;
  2.  Мир культурных растений. Справочник./ В. Д. Баранов, Г. В. Устименко. -  

 М.: Мысль, 1994;

           13)  Новиков В. C. Губанов И. А. Школьный атлас – определитель высших  

                  растений: Кн. для учащихся. – 2 – е изд. - М.: Просвещение, 1991.

Материалы  на  электронных  носителях  и   ИНТЕРНЕТ – ресурсы.

  1. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное  издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана – Граф», 2007;
  2. Кроме того, при ведении курса в 6 классе на  уроках используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Мяделец М. В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .
  3. Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

Адреса  сайтов  в  ИНТЕРНЕТЕ:

www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»;

www.bio.nature.ru - научные новости биологии;

www.edios.ru -Эйдос - центр дистанционного образования;

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

Дидактическое  обеспечение  учебного  процесса  наряду

с  учебной  литературой  включает:

- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты,  

  схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по

  организации самостоятельной работы учащихся);

- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства

  текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися

  содержания биологического образования);

- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;

- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по  

  предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной

  дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).

Информационно – техническая  оснащенность  учебного  кабинета.

   Кабинет биологии является неотъемлемой частью информационно – образовательной среды по предмету. В нём  также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Поэтому он необходим в каждой школе, а его оснащение должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта. Кабинет биологии должен иметь специальное смежное помещение – лаборантское, предназначенное для хранения учебного оборудования и подготовки занятий. Основа кабинета – рабочие места для учащихся и учителя.

 Оборудование  кабинета  должно  включать следующие типы средств обучения:

  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций, лабораторных  и практических занятий, приборы системы глобального позицирования;

  • стенды для постоянных и временных экспозиций;

  • комплект технических и информационно – коммуникативных средств обучения:

             - графопроектор,

             - аппаратура для записи и воспроизводства аудио- и видео- информации,

             - компьютер,

             - мультимедиа – проектор,

             - интерактивная доска,

             - коллекция медиаресурсов, в том числе электронные приложения к

               учебникам, обучающие программы,

             - выход в Интернет,

             - учебная биоинформационная система;

  • комплекты биологических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся ботаников, зоологов, физиологов) по всем разделам школьного курса биологии;

  • комплект экранно-звуковых пособий и слайдов;

  • библиотека учебной, программно – методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно- популярной литературы;

  • картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации лабораторных, практических и самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ, уроков обобщения знаний и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...