Главные вкладки

    Тесты для подготовки к ЕГЭ по биологии
    тест по биологии на тему

    Столярова Светлана Валерьевна

    Тесты

    для подготовки к ЕГЭ по биологии

     

     

    Тесты составлены по материалам ЕГЭ прошлых лет. Задания выбирались из сборников с грифом ФИПИ (институт – разработчик ЕГЭ). Ответы приводятся по тем же источникам. К некоторым даны мои комментарии.

    Все задания разбиты по темам, соответствущим главам школьных учебников. Предназначены как для самостоятельной подготовки к ЕГЭ, так и для школьных факультативов.

    Каждый тест представлен в двух файлах – 1) без ответов и 2) с овтетами. Правильные ответы помечены знаком  +  или даны в таблице соответствий.

    Рекомендуется сначала прорешать задания в файле без ответов, расставить плюсики у тех ответов, которые вы считаете правильными, а потом сравнить свой результат с ответами, данными разработчиками экзамена.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 11_botanika_mv_s_otvetami.doc235 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подготовка к ЕГЭ по биологии. Тема 11..Ботаника. С ответами.  стр.  из

    Тесты

    для подготовки к ЕГЭ по биологии

    Составитель – доцент СУНЦ НГУ  к.б.н.  М.А. Волошина

    Новосибирск 2008

    Тесты составлены по материалам ЕГЭ прошлых лет. Задания выбирались из сборников с грифом ФИПИ (институт – разработчик ЕГЭ). Ответы приводятся по тем же источникам. К некоторым даны мои комментарии.

    Все задания разбиты по темам, соответствущим главам школьных учебников. Предназначены как для самостоятельной подготовки к ЕГЭ, так и для школьных факультативов.

    Каждый тест представлен в двух файлах – 1) без ответов и 2) с овтетами. Правильные ответы помечены знаком  +  или даны в таблице соответствий.

    Рекомендуется сначала прорешать задания в файле без ответов, расставить плюсики у тех ответов, которые вы считаете правильными, а потом сравнить свой результат с ответами, данными разработчиками экзамена.

    Литература.

    При составлении были использованы следующие источники:

    1. ЕГЭ 2008. Биология. Федеральный банк экзаменационных материалов. / Автор-составитель Р.А. Петросова. – М.: ЭКСМО, 2008. – 272 С.    
    2. Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2007. Биология. Составитель: Манамшьян Т.А. М.: ООО РУСТЕСТ, 2006. С грифом ФИПИ.                                            доступна в сети    http://metodik.bryanskedu.net/?id=777 
    3. Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. ЕГЭ 2008. Выполнение заданий части 3 (С). М.: Экзамен, 2009. – 350 С.    (без грифа ФИПИ, но есть хорошие задачи)
    4. Варианты ЕГЭ с сайта  http://down.ctege.org/ege/  (без ответов)
    5. Демоверсии на сайте ФИПИ  http://www.fipi.ru/view/sections/91/docs/

    Авторские права.

    Составление и комментарии.

    © М.А. Волошина 2008

    http://biologii.net 


    Тема 11. Ботаника

    Задания части А

    Выберите один ответ, который является наиболее правильным

    1. Растения какой группы образовали залежи каменного угля?

    А)  моховидные  

    В)  цветковые  

    Б)  папоротниковидные   +

    Г)  древние водоросли  

    демоверсия 2009

    1. Приспособленность растений к опылению насекомыми хараетеризуется
    1. образованием большого количества пыльцы  
    2. наличием легкой неклейкой пыльцы  
    3. цветением до распускания листьев  
    4. наличием в цветках нектара, яркого венчика   +
    1. Правильная схема классификации растений
    1. вид → род → семейство → порядок → класс → отдел   +
    2. вид → семейство → порядок → род → класс → отдел
    3. вид → отдел → класс → порядок → род → семейство
    4. вид → класс → отдел → порядок → род → семейство
    1. Грибы по сравнению с бактериями имеют более высокий уровень организации, так как
    1. по способу питания они являются гетеротрофами  
    2. их можно встретить в разных средах обитания  
    3. их клетки содержат органические вещества  
    4. их клетки имеют оформленное ядро   +
    1. Выберите верное утверждение.
    1. Грибы состоят из клеток, в которых отсутствует оформленное ядро.  
    2. Грибы, как и животные, имеют ограниченный рост.  
    3. В клетках грибов имеются пластиды, в которых накапливаются питательные вещества.  
    4. Грибы, как и животные, питаются готовыми органическими веществами.   +

    демоверсия 2009

    1. Гриб, тело которого представлено разветвленным многоядерным мицелием, не разделенным на клетки –

    А)  пеницилл  

    В)  мукор   +

    Б)  дрожжи  

    Г)  головня  

    1. Двудольные растения в отличие от однодольных имеют
    1. сетчатое жилкование листьев   +
    2. мочковатую корневую систему  
    3. цветки трехчленного типа  
    4. стебель соломину  
    1. Первыми наземными растениями были

    А)  риниофиты   +

    В)  плауны  

    Б)  хвощи  

    Г)  голосеменные  

    1. Эволюция предков покрытосеменных растений сопровождалась следующим ароморфозом
    1. развитием пыльцевой трубки  
    2. образованием семени  
    3. формированием плода   +
    4. образованием многоклеточного зародыша  
    1. Видоизменение листьев у хвойных растений служит приспособлением к
    1. улучшению минерального питания растений  
    2. повышению интенсивности фотосинтеза  
    3. экономному расходованию воды   +
    4. улавливанию солнечного света  
    1. В симбиоз с деревьями вступают

    А)  трутовики  

    В)  плесневые грибы  

    Б)  бактерии гниения  

    Г)  шляпочные грибы   +

    1. Кпубень и луковица— это

    А)  органы почвенного питания  

    В)  генеративные органы  

    Б)  видоизмененные побеги   +

    Г)  зачаточные побеги  

    1. Грибы длительное время считали растениями, так как они
    1. имеют сходное клеточное строение с растениями  
    2. неподвижны, растут в течение всей жизни   +
    3. относятся к группе гетеротрофных организмов  
    4. имеют сходный процесс обмена веществ  
    1. В состав лишайников входят водоросли

    А)  бурые  

    В)  диатомовые  

    Б)  зеленые   +

    Г)  красные  

    1. Тело, состоящее из слоевища, имеют

    А)  водоросли   +

    В)  папоротниковидные  

    Б)  голосеменные  

    Г)  хвощевидные  

    1. В отличие от голосеменных растений у плауновидных отсутствует

    А)  опыление   +

    В)  образование гамет  

    Б)  оплодотворение  

    Г)  развитие гаметофита  

    1. К споровым растениям относятся

    А)  голосеменные  

    В)  моховидные   +

    Б)  покрытосеменные  

    Г)  зеленые водоросли  

    1. Мужские гаметы — спермии лишены жгутиков и неподвижны у

    А)  зеленых водорослей  

    В)  моховидных  

    Б)  красных водорослей   +

    Г)  плауновидных  

    1. Ткань, проводящая минеральные соли из почвы к листьям, входит в состав

    А)  древесины   +

    В)  луба  

    Б)  сердцевины  

    Г)  пробки  

    1. Злаки чаще всего относятся к растениям

    А)  ветроопыляемым   +

    В)  самоопыляемым  

    Б)  насекомоопыляемым   +

    Г)  опыляемым птицами  

    1. Утолщенные боковые и придаточные корни растений -

    А)  корневые шишки   +

    В)  клубни  

    Б)  корневища  

    Г)  корнеплоды  

    1. Корни, развивающиеся на стеблевой части побега, называются

    А)  главными  

    В)  придаточными   +

    Б)  боковыми  

    Г)  мочковатыми  

    1. У можжевельника обыкновенного развиваются

    А)  орешки  

    В)  шишки   +

    Б)  ягоды  

    Г)  зерновки  

    1. Если удалить верхушку корня растения, то
    1. растение погибнет   +
    2. корень будет продолжать рост в длину   +
    3. образуются корневые шишки   +
    4. вырастает много боковых корней   +
    1. Семязачаток расположен в завязи у

    А)  папоротниковидных  

    В)  голосеменных  

    Б)  хвощевидных  

    Г)  покрытосеменных   +

    1. Спермии у покрытосеменных растений образуются из
    1. вегетативной клетки пыльцевого зерна  
    2. генеративной клетки пыльцевого зерна   +
    3. центральной диплоидной клетки зародышевого мешка  
    4. гаплоидной клетки зародышевого мешка  
    1. Возникновение двойного оплодотворения, развитие триплоидного эндосперма, появление плода - ароморфозы, возникшие в процессе эволюции у

    А)  голосеменных  

    В)  папоротниковидных  

    Б)  покрытосеменных   +

    Г)  хвощевидных  

    1. Корневые волоски расположены
    1. между зоной растяжения и проведения   +
    2. над зоной всасывания  
    3. между зоной деления и зоной растяжения  
    4. сразу над корневым чехликом  
    1. Наиболее крупной систематической единицей Царства растений является

    А)  тип  

    Б)  отдел   +

    В)  класс  

    Г)  порядок  

    1. Только древесными формами в современной флоре представлены

    А)  папоротниковидные  

    В)  голосеменные   +

    Б)  хвощевидные  

    Г)  покрытосеменные  

    1. Для двудольных растений характерно:
    1. хорошо развитый эндосперм семени  
    2. дуговое жилкование листьев  
    3. мочковатая корневая система  
    4. вторичный рост стебля в толщину   +
    1. Приспособлением у растений, обеспечившим независимость оплодотворения от водной среды, явилось возникновение

    А)  плода  

    В)  пыльцевой трубки   +

    Б)  цветка  

    Г)  спороносных колосков  

    1. Укажите количество отделов в представленном списке растений: нивяник обыкновенный, донник лекарственный, кукушкин лен, щитовник мужской, папоротник орляк, сосна обыкновенная.

    А)  3  

    Б)  4   +

    В)  5  

    Г)  6  

    Мхи, Папоротники, Голосеменные, Покрытосеменные

    1. У голосеменных растений в образовании семени участвует

    А)  завязь  

    В)  зародышевый мешок  

    Б)  семязачаток   +

    Г)  околоцветник  

    1. Соцветие кисть и плод стручок или стручочек характерны для

    А)  пасленовых  

    В)  мотыльковых  

    Б)  сложноцветных  

    Г)  крестоцветных   +

    1. Эволюция предков покрытосеменных растений сопровождалась следующим ароморфозом
    1. развитием пыльцевой трубки  
    2. образованием семени  
    3. формированием плода   +
    4. образованием многоклеточного зародыша  
    1. Укажите количество классов в представленном списке растений: ежа сборная, мятник луговой, тростник сахарный, ландыш майский, бамбук обыкновенный, алоэ древовидный

    А)  1   +

    Б)  2  

    В)  4  

    Г)  6  

    Класс Однодольные ?

    1. Эндосперм покрытосеменных растений развивается из
    1. тканей семязачатка  
    2. центральной клетки зародышевого мешка   +
    3. стенок завязи  
    4. оплодотворенной яйцеклетки  
    1. Плод ягода или коробочка характерен для

    А)  пасленовых   +

    В)  сложноцветных  

    Б)  мотыльковых  

    Г)  крестоцветных  

    1. Особенностью раннецветущих растений является
    1. повышенное содержание сахаров в клетках   +
    2. пониженная концентрация сахаров в клетках  
    3. толстые клеточные стенки  
    4. отсутствие в клетках вакуолей  
    1. Наличие в клетках высших споровых растений хлорофилла b свидетельствует о их происхождении от

    А)  бурых водорослей  

    В)  цианобактерий  

    Б)  зеленых водорослей   +

    Г)  багрянок  

    1. Водоросли в отличие от хвощевидных растений

    А)  размножаются спорами

    В)  не формируют настоящие ткани +

    Б)  не имеют клеточного строения

    Г)  не содержат в клетках ядро

    1. Для однодольных растений характерно(-а)
    1. стержневая корневая система  
    2. отсутствие эндосперма в семени  
    3. перистое жилкование листьев  
    4. отсутствие камбия   +

    Комментарий [2]. Для однодольных растений характерно отсутствие камбия, обеспечивающего рост осевых органов в толщину.

    1. Дня производства лекарственных препаратов выращивают гриб

    А)  мукор  

    В)  спорынью  

    Б)  трутовик  

    Г)  пеницилл   +

    1. Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав

    А)  споры  

    В)  почки  

    Б)  семени   +

    Г)  заростка  

    1. В семейство объединяют растения на основе

    А)  строения корневой системы  

    В)  строения цветка и плода   +

    Б)  жилкования листьев  

    Г)  строения стебля   +

    1. Выберите верное утверждение.
    1. Грибы состоят из клеток, в которых отсутствует оформленное ядро.  
    2. Грибы, как и животные, имеют ограниченный рост.  
    3. В клетках грибов имеются пластиды, в которых накапливаются питательные вещества.  
    4. Грибы, как и животные, питаются готовыми органическими веществами.   +

    демоверсия 2009

    Задания части В

    Выберите три верных ответа из шести предложенных

    1. По каким признакам грибы можно отличить от животных?
    1. питаются готовыми органическими веществами
    2. имеют клеточное строение
    3. растут в течение всей жизни   +
    4. имеют тело, состоящее из нитей-гифов   +
    5. всасывают питательные вещества поверхностью тела   +
    6. имеют ограниченный рост
    1. В отличие от голосеменных, у покрытосеменных растений
    1. яйцеклетка развивается в архегонии  
    2. отсутствует околоплодник  
    3. эндосперм семени триилоидный   +
    4. семязачаток расположен внутри завязи   +
    5. оплодотворение происходит в зародышевом мешке   +
    6. пыльцевая трубка обеспечивает доставку спермия к яйцеклетке  
    1. Важнейшие ароморфозы у покрытосеменных растений – это появление

    A) пыльцевой трубки  

    Г) сосудов в древесине   +

    Б) цветка   +

    Д) двойного оплодотворения   +

    B) семени  

    Е) неподвижных спермиев  

    1. К высшим споровым растениям относятся

    A)  зеленые водоросли

    Б)  моховидные   +

    B)  папоротниковидные   +

    Г)  багрянки  

    Д) покрытосеменные  

    Е) хвощевидные   +

    1. Появление голосеменных растений сопровождалось следующими ароморфозами

    A) формированием зародышевого мешка

    Б) возникновением завязи

    B) двойным оплодотворением

    Г) формированием эндосперма — питательной ткани для зародыша   +

    Д) возникновением пыльцевой трубки   +

    Е) образованием семени   +

    1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен

    ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ

    ОТДЕЛ

    1) в большинстве – травянистые растения

    А) Папоротниковидные

    2) преобладают деревья и кустарники

    Б) Голосеменные

    3) размножаются спорами

    4) размножаются семенами

    5) оплодотворение не связано водной средой

    Ответ

    1

    2

    3

    4

    5

    А

    Б

    А

    Б

    Б

    1. Установите соответствие между признаком растений и семейством, для которого этот признак характерен

    ПРИЗНАК

    СЕМЕЙСТВО

    1) чашечка из пяти сросшихся чашелистиков

    А) Крестоцветные

    2) чашечка из четырех свободных чашелистиков

    Б) Пасленовые

    3) плод коробочка или ягода

    4) плод стручок или стручочек

    5) венчик из пяти сросшихся лепестков

    6) шесть тычинок

    Ответ

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Б

    А

    Б

    А

    Б

    А

    1. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен

    ПРИЗНАК

    ОТДЕЛ

    1) преобладание в жизненном цикле гаметофита

    А) Моховидные

    2) наличие ризоидов

    Б) Плауновидные

    3) тело образовано стеблем, корнем и листьями

    4) развитие спорофита на гаметофите

    5) гаметофит представлен заростком

    6) развитие спор в спорангиях, находящихся в спороносных колосках

    Ответ

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    А

    А

    Б

    А

    Б

    Б

    1. Установите последовательность ярусного расположения растений в широколиственном лесу, начиная с самых тенелюбивых растений.

    А) липа

    5

    Б)  рябина

    4

    В)  мох

    1

    Г)  крушина

    3

    Д)  ветреница

    2

    Ответ

    1

    2

    3

    4

    5

    В

    Д

    Г

    Б

    А

    Задания части С

    Вопросы со свободным ответом. Примечание. Ключевое слово здесь – развернутый. Потому что оценка дается по присутствию двух-трех «элементов ответа», записанных в ключе. При этом, однако, следует строго придерживаться вопроса, не уходя в сторону.

    Ответы даны по сборникам Петросовой и Манамшьяна.

    1. В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков.

    ЭЛЕМЕНТЫ  ОТВЕТА

    1)   у папоротников появились корни

    2)   у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань

    3)   в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком

    демоверсия 2009

    1. Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

    ЭЛЕМЕНТЫ  ОТВЕТА

    1)   буквой А обозначен сосудисто-волокнистый пучок (жилка), в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань

    2)   сосуды обеспечивают транспорт воды в листья

    3)   ситовидные трубки обеспечивают транспорт органических веществ из листьев в другие органы

    4)   клетки механической ткани придают прочность и являются каркасом листа

    демоверсия 2009

    1. Объясните, как происходит процесс раскрывания устьиц на свету.

    ЭЛЕМЕНТЫ  ОТВЕТА

    1)   замыкающие клетки устьиц содержат хлорофилл, и на свету в них происходит фотосинтез

    2)   повышение концентрации глюкозы в клетках вызывает поступление в них воды

    3)   объем замыкающих клеток увеличивается и, вследствие разной толщины клеточных стенок, форма клеток изменяется, и устьица открываются

    [2]

    1. Объясните, почему подберезовики нельзя выращивать на искусственных питательных субстратах, а шампиньоны можно.

    ЭЛЕМЕНТЫ  ОТВЕТА

    1)   подберезовики образуют микоризу с корнями деревьев

    2)   органические вещества, необходимые для питания, подберезовики получают от растений

    3)   шампиньоны не образуют микоризу и питательные вещества поглощают из субстрата

    [2]

    1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

    1. Папоротники - древние споровые растения.

    2 Из споры у них развивается заросток.

    3. Заросток папоротников не содержит хлорофилла.

    4. Он питается за счет питательных веществ, запасенных в споре.

    5. Папоротники цветут один раз в году.

    ЭЛЕМЕНТЫ  ОТВЕТА

    ошибки в предложениях 3, 4, 5

    3)   заросток папоротников содержит хлорофилл

    4)   он питается за счет питательных веществ, синтезируемых при фотосинтезе

    5)   папоротники не цветут

    [2]

    1. Укажите, какие признаки характерны для цветков насекомоопыляемых растений.

    ЭЛЕМЕНТЫ  ОТВЕТА

    1)   цветки или соцветия яркие и относительно крупных размеров

    2)   цветки могут содержать нектарники и обладают ароматом

    3)   пыльца относительно крупных размеров, клейкая или с выступом для прикрепления к насекомым

    [2]

    1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

    1.Тело лишайников представлено слоевищем.

    2. Оно состоит из водоросли и гриба.

    3. Водоросль снабжает лишайник водой с растворенными минеральными солями.

    4. Гриб снабжает водоросль органическими веществами.

    5. Гриб, входящий в состав лишайника, может встречаться в свободноживущем виде.

    ЭЛЕМЕНТЫ  ОТВЕТА

    ошибки в предложениях 3, 4, 5

    3)   водоросль снабжает лишайник органическими веществами, синтезированными при фотосинтезе

    4)   гриб снабжает водоросль водой с растворенными минеральными солями

    5)   гриб, входящий в состав лишайника, не встречается в свободноживущем виде

    [2]

    1. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

    1.К голосеменным растениям относятся хвойные.

    2. В качестве проводящей ткани у них сосуды и трахеиды.

    3, У голосеменных развивается пыльцевая трубка, обеспечивающая доставку спермия к яйцеклетке.

    4. Спермии голосеменных имеют два жгутика и подвижны.

    5. У голосеменных семя содержит зародыш и питательную ткань для него — триплоидный эндосперм.

    ЭЛЕМЕНТЫ  ОТВЕТА

    ошибки в предложениях 2, 4, 5

    2)   проводящая ткань голосеменных представлена трахеидами, сосуды у них отсутствуют

    4)   спермии голосеменных без жгутиков и неподвижны

    5)   эндосперм голосеменных гаплоидный

    [2]

    1. Школьники находились на поле поздней осенью, когда стебли растений уже пожухли. Учитель дал им задание найти участок поля, на котором произрастали бобовые растения. Как они смогут это сделать?

    ЭЛЕМЕНТЫ  ОТВЕТА

    1)   Так как стеблей у растений уже нет, то задача состоит в том, чтобы отличить бобовые растения по корням..

    2)   Бобовые растения образуют симбиоз с азотофиксирующими клубеньковыми бактериями

    3)   Следовательно, на корнях бобовых будут клубеньки.

    Деркачева


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии. Тема: "Химический состав клетки".

    Тест предназначен для подготовительных занятий к ЕГЭ по биологии. Тема:"Химический состав клетки"....

    Тренировочный тест для подготовки к ЕГЭ по биологии.

    Тест предназничен для подготовке к ЕГЭ по биологии. Он содержит задания по различным темам курса ботаники....

    Тесты для подготовки к ЕГЭ по биологии. Темы: "Память", "Чувства и эмоции".

    Данные тесты содержат по 10 вопросов по темам "Память" и "Чувства и эмоции". К каждому вопросу даётся 4-5 вариантов ответов, один из которых правильный. За каждый правильный ответ ученик получает 1 ба...

    Тесты по подготовке к ЕГЭ по биологии

    Выборка тестов из ФИПИ по теме "Животные"...

    Тренировочный тест ждя подготовки к ОГЭ по биологии по теме: "Эндокринная система"

    Данный тест состоит из 40 вопросов по названной теме разного уровня сложности. Среди них есть вопросы, которые предусматривают узнавание изображения на рисунке и описание функций отранов, которые изоб...

    Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии в 10 классе. Тесты к теме: "Тип Плоские черви"

    Разноуровневые задания предназначены для подготовки к ЕГЭ по зоологии в 10 классе....