Урок биологии по теме "Плесневые грибы" в 6 классе
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Масликова Ольга Васильевна

Урок-исследование по теме "Плесневые грибы". К уроку имеется презентация " Плесневые грибы и дрожжи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie.docx17.83 КБ
Office presentation icon plesnevye_griby_i_drozhzhi.ppt2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Урок - исследование

Тема: "Царство Грибов. Плесневые грибы" 6кл.

Цель:  расширить представления о многообразии Царства Грибов с помощью исследовательской деятельности учащихся;

Тип урока: комбинированный( изучения нового материала и первичное закрепление);

Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный;

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная

Форма проведения урока: исследование

Время проведения: 40 минут

Участники: 6 класс

Задачи:

Обучающие: актуализировать и расширить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, о роли их в природе и жизни человека.

Развивающие:  формировать умения и навыки работы с информацией, формирования и решения проблем: развивать учебно- познавательные  и коммуникативные способности обучать активному восприятию изучаемого материала, умению соотносить старые знания с новыми, самостоятельно обобщать и классифицировать изученный материал.

Воспитательные: воспитание учащихся как людей критически думающих;

формирование представлений о необходимости соблюдения гигиенических норм в повседневной жизни.

Оборудование:

Таблица «Плесневые грибы и дрожжи», культура мукора,  препаровальные иглы, пипетки, лупа, предметные и покровные стекла, микроскоп, презентация урока, рисунки с изображением  Плесневых грибов;

Ключевые слова и понятия:

Плесневые грибы, дрожжи, пеницилл,  мукор, грибы-сапрофиты,  гифы, спорангии, почкование.

План урока.

  • Орг. момент -------------------------   2.мин
  • Введение в тему-----------------------7 мин
  • Вызов -----------------------------------5 мин
  • Осмысление содержания ---------      19 мин
  • Рефлексия ------------------------      5 мин
  • Д\З----------------------------------------2мин

Ход урока

 (Введение в тему)          (Дать полный ответ)

  • Какое Царство мы изучаем?
  • Строение изученных  грибов?.
  • Способы питания грибов?
  • Способы размножения?
  • Значение грибов?

Слайд 3-10

На столах перед учащимися стоят микроскопы и чашки с выращенной заранее ими  плесенью и дрожжами.

Учитель:

  • Рассмотрите предложенные образцы

Подумайте над следующими вопросами и дайте ответы на эти вопросы:

  • Какое отношение к Царству Грибов, имеют выращенные  культуры?
  •  Культуры относятся к живой или неживой природе?
  • Это один организм или колония( много)?
  • Приносят вред или пользу?
  • Есть грибы, которые каждый день живут рядом с нами. Кто же они?

Учитель:

  • Сформулируйте тему нашего урока?
  • Зачем нам нужно изучать данные объекты

На экран выводятся изображения плесени и дрожжей.

На доске Плакат  Плесневые грибы

Учитель:  Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. Она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение – и называют  ее плесень.

Слайд 11

ПРИЁМ « ПЯТЬ УТВЕРЖДЕНИЙ «ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ» 3 мин

 

Каждой паре учащихся выдаются вопросы, на которые они должны ответить:

Верю   -   поставить  (+),

 не верю  -                   (-),

сомневаюсь  - знак    (?

ВОПРОСЫ        

Работа  в паре.

1.Плесень и дрожжи - микроскопические  грибы.

2.Размножаются только спорами.

3.Плесень и дрожжи питаются только за счёт других живых организмов. Они паразиты.

4.Плесень и дрожжи живут только там, где тепло, влажно, много питательных веществ

5.Плесень и дрожжи приносят только вред.        

 ФАЗА  ОСМЫСЛЕНИЯ

Учитель: «Почему плесень и дрожжи это микроскопические грибы?»

  • малые размеры, нет зелёного цвета, неподвижны, имеют плодовые тела, грибницу.

Учитель: Какой прибор нам поможет их рассмотреть? (микроскоп)

Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке.

Лабораторная работа стр-43

1.Инструктаж по технике безопасности.

2. Рассмотрите микропрепараты  при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, плодовое тело и споры.

3.Зарисуйте их строение.

СЛАЙД12       МУКОР     Таблицы              СЛАЙД 13  ДРОЖЖИ

Учитель:

  • Чем отличаются рассматриваемые объекты от ранее изученных грибов?
  • Есть ли сходства? Совместно формулируется вывод.

Вывод: Плесневые грибы   и дрожжи не имеют плодового тела. Мукор имеет грибницу и спорангии. Дрожжи состоят из множества клеток.

СЛАЙД 14

 

Учитель предлагает учащимся индивидуально поработать с текстом учебника

Статьи «Гриб Мукор» стр.42-43, « Дрожжи» стр.44. Учащиеся читают текст, используя

ПРИЁМ «ИНСЕРТ» по ходу чтения ставятся значки:

«З»-уже знал;

«Н»-новое для меня;

 «-»-думал иначе;

 «?»-не понятно, хочу разобраться (эти места в тексте нужно подчеркнуть)

Подведение итогов (фронтально)

-Что нового узнали из текста?

-Что было непонятно (возможно какие – либо термин

Вывод:

 1.Плесень и дрожжи  имеют малые размеры. Их строение можно рассмотреть в микроскоп.

2. Размножается плесень не только спорами, но и обрывками грибницы. Дрожжи  -почкованием.

3.Дрожжи и  отдельные виды плесени по способу питания сапрофиты.

4.Для развития им нужно тепло, влага и питательная среда.

Прочитайте текст «Гриб пеницилл» стр. 43 и ответьте на вопрос

- Только ли вред приносит человеку  плесень  ?

Рассмотрите следующие слайды и прокомментируйте  то, что видите

Слайд 20-22.

Вывод: Плесневые грибы развиваются на поверхности органических материалов. Они сильно разрастаются. Вызывают порчу продуктов, разрушают многие промышленные материалы. Некоторые плесневые грибы вызывают болезни растений.

III. Фаза рефлексии

Приём "Синквейн"                                                                                                            

Структура:

1-я строка - одно существительное

2-я строка- 2 прилагательных

3-я строка-3 глагола

4-я строка - вывод из слов

5-я строка завершающее слово.

Учащиеся составляют в паре  и выносят их на  всеобщее обсуждение.

Пример  синквейн:

1.Грибница

2.Микроскопическая, ветвящиеся

3.Портит, размножается, лечит

4.Приносит вред и пользу человеку.

5.Плесень

V.Домашнее задание :  Параграф 9

Найти следующую информацию: 1.Возможно, вы слышали о "Проклятье Фараонов"? Какие организмы и почему получили такое название?

2.В природе можно увидеть растения, которые словно покрыты сажей или обуглились. Почему они так выглядят?

3.Могут ли растения ржаветь?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии "Отдел Настоящие грибы"

Данная разработка составлена для 6 класса к уроку по теме: "Многообразие грибов".Структура урока содержит вопросы к самостоятельной работе, рассматривается классификация отдела Настоящие грибы, в през...

Урок биологии по теме «Грибы»

Урок биологии по теме «Грибы»  (ФГОС)...

Презентация к уроку биологии на тему "Грибы"

Презентация к уроку биологии на тему "Шляпочные грибы" по программе В.Пасечника. 6 класс. В презентации представлено строение шляпочного гриба, характеристика пластинчатых и трубчатых грибов, отличите...

презентация у уроку биологии на тему "Грибы"

ГРИБЫ, ОДНО ИЗ ЦАРСТВ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (РАНЕЕ ОТНОСИЛИСЬ К НИЗШИМ РАСТЕНИЯМ)....

Методическая разработка обобщающего урока биологии для учащихся 6 класса "Лишайники.Грибы.Бактерии"

P { margin-bottom: 0.21cm; }H1 { margin-top: 0.05cm; margin-bottom: 0.13cm; color: rgb(25, 144, 67); line-height: 0.18cm; }H1.western { font-family: "Arial",sans-serif; font-size: 14pt; font-weigh...

Урок биологии: «Общая характеристика грибов»

Место урока в теме ׃  урок «Общая характеристика грибов» это первый урок в разделе «Царство Грибы»...

Презентация к уроку биологии на тему "Грибы"

Тип урока: урок открытия нового знания...