Проведение сетевого урока
статья по биологии на тему

В статье раскрывается технология проведения сетевого урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Кантемировская СОШ №2

Разработка и проведение уроков с использованием СДО НП «Телешкола»

Выполнила:

Бутурлакина Н. Н.

Универсальная технология проведения сетевого урока

Сетевому преподавателю, работающему на основе ДОТ и пользующемуся образовательным ресурсом НП «Телешкола», необходимо освоить содержание преподаваемого предмета и курса в полном объёме до начала осуществления методического сопровождения школьников в учебном процессе.

В зависимости от педагогических целей и задач, стоящих перед сетевым преподавателем, он осуществляет выбор той или иной дидактической модели.

При конструировании урока на основе любой выбранной модели учитель осуществляет следующую последовательность действий:

1) определяет цели и задачи урока с ориентацией на навыки, на развитие которых направлена данная дидактическая модель;

2) составляет план урока с включением дидактических моделей;

3) разрабатывает сценарий и ход урока с использованием дидактических моделей;

4) разрабатывает организационные элементы урока;

5) определяет средства (методические и информационные), которые будут задействованы на уроке;

6) выстраивает последовательность действий учащихся с чередованием форм работы, желательно с включением контролирующих процедур;

7) составляет информационную карту урока с указанием соответствующих номеров интернет-уроков, разделов и фрагментов, которые будут задействованы в уроке;

8) информирует учащихся о ходе урока и предстоящих видах работ;

9) наблюдает за освоением учебного материала учащимися (в онлайн- или офлайн-режимах);

10) консультирует учащихся по мере их продвижения по разделам изучаемого материала;

11) обсуждает с учащимися итоги урока;

12) проверяет домашнее задание, оценки за которое выставляет в электронный журнал;

13) проводит консультации с учащимися с целью устранения их пробелов в знаниях;

14) в случае пожеланий учащихся назначает урок для освоения заново с обновлёнными в результате ротации тестами.

Таким образом, сетевой преподаватель, составляя сценарий урока, может занять всё его пространство сконструированной им самим дидактической моделью или использовать её как вспомогательное средство обучения в одном из фрагментов урока. Использование разнообразных дидактических моделей может оказаться целесообразным в условиях реализации личностно-ориентированного подхода в образовании, так как в течение урока для каждого учащегося может быть составлено индивидуальное задание, учитывающее лично его образовательную ситуацию.

Конструирование различных дидактических моделей на базе образовательного ресурса НП «Телешкола» осуществляется двумя способами (в зависимости от педагогических задач).

Первый способ ― навигационный, в рамках которого учитель составляет сценарий урока, указывая соответственно номера задействованных интернет-уроков, наименование рубрик, заданий и т. д.

 Второй способ ― комбинированный, в рамках которого формируется, по сути, новый урок в программе Word, который и поступает через локальную сеть на АРМ учащихся.

Однако для работы учащихся над тестами в интерактивном режиме необходимо адресовать их к определённым тестам в интернет-уроках. Также во втором варианте становится невозможным использовать сноски и гиперссылки. Поэтому второй способ целесообразен в случаях, когда учитель хочет акцентировать внимание учащихся строго на освоении и закреплении конкретных знаний, не отвлекая их на формирование сопутствующих умений, в то время как первый способ конструирования дидактических моделей более эффективен в ситуациях, когда учащиеся, помимо изучения собственно материала урока, должны освоить и механизмы поиска информации из различных источников, а также свободного осознанного и эффективного движения в интернет-пространстве.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЕТЕВОГО УРОКА В ОНЛАЙН- И ОФЛАЙН-РЕЖИМАХ

Планирование работы сетевым преподавателем над сетевым уроком происходит в несколько этапов.

  1. Обращение к календарно-тематическому планированию.
  2. Изучение материала интернет-урока.
  3. Корректировка количества времени, необходимого для изучения данной темы.
  4. Отбор материала для проведения онлайн-урока.
  5. Составление сценария проведения сетевого урока.
  6. Составление модифицированных рекомендаций для ученика по работе с интернет-уроком.
  7. Составление рекомендаций для проведения онлайн-урока.
  8. Определение варианта домашнего задания.
  9. Продумывание индивидуальной траектории прохождения интернет-урока для различных категорий учащихся.

Рассмотрим подробнее каждый из этапов.

  1. Обращение к календарно-тематическому планированию курса.

С целью получения информации, необходимой для подготовки к проведению цикла онлайн- и офлайн-уроков по материалу интернет-урока, сетевой преподаватель просматривает составленное в начале учебного года календарно-тематическое планирование: образовательные и воспитательные задачи темы в целом, место онлайн-урока в данной теме, основные дидактические цели каждого урока цикла, материал интернет-урока, выносимый на онлайн-урок.

Дальнейшая работа сетевого преподавателя по подготовке цикла уроков будет направлена на конкретизацию и корректировку данных, извлечённых из планирования.

  1. Изучение материала интернет-урока.

На данном этапе подготовки цикла уроков сетевой преподаватель более подробно изучает содержание интернет-урока, нежели при составлении календарно-тематического планирования.

Особое внимание уделяется при этом КИМ, содержащимся в уроке. Тестовые задания ориентированы, прежде всего, на проверку понимания учениками темы интернет-урока, той информации, которая содержится в основном тексте урока, рубриках, иллюстративном материале. С помощью их осуществляется проверка степени усвоения знаний, полученных учащимися в ходе урока. Задания с открытым ответом способствуют формированию умения свободно мыслить вне заданных вариантов ответа и аргументированно высказывать свою точку зрения, способствуют развитию речевой культуры ученика, навыка грамотного и связного изложения мысли.

В результате проделанной работы у сетевого преподавателя создаётся общая картина о насыщенности интернет-урока материалом, необходимым для достижения поставленных им целей и задач. В случае необходимости сетевой преподаватель на данном этапе подготовки должен подобрать дополнительный материал к интернет-уроку, с которым необходимо ознакомиться ученику.

  1. Корректировка количества времени, необходимого для изучения данной темы с учётом специфики группы учащихся.

Составляя календарно-тематическое планирование курса в начале учебного года, сетевой преподаватель определяет примерное количество часов, необходимых для изучения материала интернет-урока. Однако в ходе организации учебного процесса может возникнуть необходимость пересмотра числа уроков, запланированного ранее.

  1. Отбор материала для проведения онлайн-урока.

Онлайн-урок является неким механизмом, предназначенным для выявления уровня освоения учащимися учебного материала и определения направления коррекционных педагогических воздействий с целью ликвидации пробелов в знаниях. Помимо этого, организация работы группы в таком режиме позволит осуществить деловое взаимодействие между учащимися группы по теме урока, произвести обобщение системы знаний учащихся и т. п.

Отбор учебного материала для проведения урока в режиме онлайн должен вестись с учётом места онлайн-урока в цикле онлайн- и офлайн-уроков при изучении интернет-урока курса.

Дата проведения онлайн-урока является фиксированной и определяется в соответствии с расписанием учебных занятий группы учащихся. Перед тем как отбирать материал к онлайн-уроку, необходимо определить, какое место занимает данной урок в системе уроков по изучению данного материала, т. е. является он уроком изучения нового учебного материала, уроком совершенствования знаний, умений и навыков (урок формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.), уроком обобщения и систематизации, комбинированным уроком или уроком контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Представляя законченное целое, каждый урок вместе с тем является звеном единой цепи уроков. Поэтому для правильного построения любого урока необходимо осознать всю систему уроков по данной теме и место отдельного урока в данной системе.

  1. Цели и задачи урока.

Определение места онлайн-урока в цикле уроков позволяет видеть перспективу учебной деятельности, чётко представить логическое содержание, образовательное и воспитательное значение темы в целом и на этом основании определить основную дидактическую цель каждого урока, как будут конкретизированы образовательные и воспитательные задачи темы на каждом уроке. Таким образом, отбор материала для проведения онлайн-урока должен производиться сетевым преподавателем в соответствии с целями и задачами, которые ставятся им на этом уроке.

  1. Формы организации учебной деятельности.

Отбирая материал для проведения онлайн-урока, необходимо учитывать, что форма организации учебной деятельности учащихся на уроке в рамках дистанционного обучения имеет особое значение. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три такие формы — фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая — самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая — учащиеся работают в группах из 3—6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

При планировании онлайн-урока необходимо учитывать, что удельный вес групповой работы, в пределах которой распределяются соответствующие роли между её членами, формируются лидеры, повышается самостоятельность учеников в роботе, вырабатываются привычки поисковой деятельности, очень велик.

Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке, в частности на онлайн-уроке, очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Однако при выборе формы деятельности учащихся на уроке необходимо помнить, что каждая из обозначенных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.

Интернет-курсы, представленные НП «Телешкола», содержат задания с открытым ответом, которые целесообразно использовать для организации работы в онлайн-режиме: проблемный вопрос, ролевая игра, дебаты и т. д.

Подбор их ведётся в соответствии с целями и задачами, которые ставит сетевой преподаватель.

Эти задания целесообразно использовать для проведения:

  • диктантов и разминок на этапе актуализации знаний на уроке;
  • дискуссий на форуме по уроку по заданной теме в задании с открытым ответом;
  • дебатов, которые разрабатываются сетевым преподавателем на основе материала, изложенного в соответствующем задании с открытым ответом;
  • различных видов игр (ролевых, деловых, эвристических и т. п.);
  • презентации работ учащихся группы, выполнявших мини-исследование на основе темы, сформулированной в задании с открытым ответом, и т. д.

Особое внимание следует уделить интенсивности наполнения онлайн-урока материалом. Так при организации работы в режиме онлайн в течение 45 минут сетевому преподавателю целесообразно вынести на обсуждение одно или два задания с открытым ответом, разместив их на форуме по уроку, получить ответы на них и обсудить полученные результаты. Большое количество вопросов, носящих дискуссионный или проблемный характер, за это время обсудить очень сложно. При организации работы в течении 1,5 часов в режиме онлайн (рекомендуемая длительность проведения онлайн-урока) возможно проведение дебатов, игр разных типов и т. п.

  1. Составление сценария проведения интернет-урока.

После того как из содержания интернет-урока вычленен материал, на основе которого будет организовываться и проводится онлайн-урок, сетевой преподаватель может приступить к составлению сценария проведения сетевого урока.

Сценарий проведения сетевого урока ― это пошаговое отображение освоения учебного материала интернет-урока учеником. В процессе его составления сетевой преподаватель имеет возможность объективно оценить учебный материал интернет-урока (сложность, объём и т. п.) и выявить его особенности для реализации личностно-ориентированного, деятельностно-компетентностного подхода в учебном процессе.

Сценарий проведения интернет-урока может содержать:

  • количество часов, предназначенных для изучения материала интернет-урока;
  • формат проведения урока (он- или офлайн);
  • последовательность шагов по усвоению учебного материала;
  • количество времени, отводимое на выполнение каждого шага последовательности;
  • вид деятельности учащихся на каждом этапе;
  • формы деятельности учащихся.

Составление сценария урока позволит сетевому преподавателю определить сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы при изучении материала интернет-урока, продумать осуществление контроля за ходом усвоения материала учащимися, обеспечить активность и работоспособность всех учеников группы на протяжении каждого урока (независимо от режима его проведения) из цикла, спланировать отдых учащихся, меняя виды работы или обращаясь к рубрике «Улыбнёмся», обдумать момент подведения итогов работы с интернет-уроком, распределить время на уроке и т. п.

  1. Составление модифицированных рекомендаций для ученика по работе с интернет-уроком.

К каждому интернет-уроку сетевого образовательного ресурса НП «Телешкола» должны составляться рекомендации для ученика по освоению его материала. Рекомендации для учащихся по изучению интернет-урока включают:

  1. количество часов, рекомендуемых для изучения материала интернет-урока;
  2. определение места онлайн-урока при изучении материала данного интернет-урока;
  3. перечень учебного материала, который ученику необходимо освоить к онлайн-уроку;
  4. формулировку ключевого вопроса урока, который должен мотивировать учащихся в изучении нового материала и придать этой работе личностно-значимый смысл, или целей и задач урока, понятных ученику;
  5. указание на то, что учащиеся должны запомнить; опорный материал для запоминания;
  6. указание на места в интернет-уроке, где было бы целесообразно остановиться и осуществить первичное закрепление знаний посредством прямого повторения или формулировки частичных выводов;
  7. акценты на фрагментах содержания, задействованного в контрольных тестах урока;
  8. ссылки на материалы, которые могут потребоваться учащимся при ответе на проблемные вопросы, содержащиеся в тексте урока, а также на вопросы, которые предложены в инструкции или сформулированы преподавателем по ходу урока;
  9. критерии оценивания ответов на проблемные вопросы (например, полнота содержания, уровень аргументации, информационная насыщенность, рациональность в подходе к решению и т. п.) и индивидуальных заданий;
  10. рекомендации по выполнению домашнего задания;
  11. дополнительную литературу и ссылки на сетевые ресурсы по данной теме.

При составлении рекомендаций к уроку сетевому преподавателю необходимо помнить, что эмоционально-психологический климат, созданный им в образовательном пространстве, должен быть побуждающим к действию, лишённым какого бы то ни было стресса. Поэтому учащиеся должны знать, что в случае неудачи при выполнении заданий для желающих отметка не будет занесена в электронный журнал. Тут должен действовать метод «что удалось», а не «что не получилось». Ведь «учитель не должен забывать, что познание есть процесс, оно растянуто во времени, связано с этапами. Подвергать оценке баллом то, что находится ещё в стадии становления, что будет изменяться, уточняться в дальнейшем при усвоении новых знаний, психологически неоправданно». (В.В. Гузеев)

При освоении учащимися нового материала может быть рекомендован линейный путь, однако возможно и индивидуально сконструированное учащимися движение в образовательном пространстве интернет-урока. В этом случае сетевой преподаватель должен запросить у учащегося аргументацию того способа освоения учебного материала, которую он выбрал. Это целесообразно для развития у учащихся навыка рефлексии и осознанного отношения к учебной деятельности.

  1. Составление рекомендаций для проведения онлайн-урока.

Для проведения урока в режиме онлайн сетевому преподавателю необходимо составить рекомендации для ученика, которые будут содержать чёткий перечень действий, обязательных для выполнения, с указанием времени, отведённого на их выполнение.

  1. Продумывание индивидуальной траектории прохождения интернет-урока для различных категорий учащихся.

Информационные технологии дают преподавателю широкие возможности для определения индивидуальной траектории обучения учащегося с учётом его личностных способностей, запросов, стремлений к достижению учебных целей.

При выстраивании индивидуальной траектории прохождения интернет-уроков сетевой преподаватель должен выделять задания из материала интернет-урока (или формулировать свои задания) для организации деятельности учащегося как на стадии изучения им нового материала, так и на этапе обобщения знаний и применения их на практике.

Онлайн-урок целесообразно проводить в режиме видеоконференции в СДО НП «Телешкола».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)

План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...

Методическая разработка проведения интегрированного урока «Лучший урок письма», 6 класс

6  класс«Лучший урок письма»Тема: Р/Р Сочинение  «  Cпорт в моей жизни».  (1ч.)...

Методическая разработка "Проведение сетевой диагностики качества знаний"

В методической разработке описывается опыт сетевой диагностики качества предмтной обученности обучающихся училища...

«Красиво говорить – красиво мыслить» Сетевой урок по теме: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Каждому учителю, работающему в условиях нашего сурового северного климата, приходилось сталкиваться с такой проблемой, как выполнение учебных программ.  Что делать, если ударили морозы и объявлен...

Сетевой урок "Время, стиль, эпоха"

Существует огромное разнообразие стилей и направлений в искусстве. Часто они не имеют четко выраженных границ и плавно переходят из одного в другой, находясь в непрерывном  противодействии....