Контрольная работа по биологии для 11 класса
материал по биологии (11 класс) на тему

Иванова Елена Владимировна

Годовая контрольная работа для 11 класса по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_11_klass.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1.

Часть 1.

При выполнении заданий этой части обведите кружком номер правильного ответа в каждом задании.

1. Термин ноосфера ввел в науку:

   1) В.И.Вернадский

   2) Ч.Дарвин

   3) Э.Леруа

   4) Ж.Б.Ламарк

2. Леса в России занимают:

   1) 10% суши

   2) 20% суши

   3) 30% суши

   4) 40% суши

3. Причина попадания SО2   в атмосферу:

   1) производство серной кислоты

   2) сжигание топлива

   3) распашка земель

   4) осушение болот

4. Сброс теплых вод в водоемы приводит к:

   1) уменьшению растворимости кислорода

   2) увеличению численности животных

   3) увеличению растворимости кислорода

   4) улучшению условий обитания

5. Санитарную функцию в природе выполняет:

   1) слон

   2) овод

   3) лягушка

   4) ворона

6. Формирование приспособленности и образование новых видов в природе происходит в

    результате:

   1) стремления особей к самоусовершенствованию

   2) сохранения человеком особей с полезными наследственными изменениями

   3) сохранения естественным отбором особей с полезными им наследственными

       изменениями

   4) сохранения естественным отбором особей с разнообразными ненаследственными

       Изменениями

7. При определении принадлежности организма к тому или иному виду нужно учитывать:

   1) комплекс критериев вида

   2) знания о входящих в него популяциях

   3) род, к которому принадлежит вид

   4) историю развития вида

8. Биологический прогресс характерен для современных популяций:

   1) снежного барса

   2) серой крысы

   3) морского котика

   4) белого медведя

9. Примером ароморфоза является развитие у земноводных:

   1) двух кругов кровообращения

   2) плавательных перепонок

   3) маскирующей окраски

   4) предостерегающей окраски

10. Агроценоз считают искусственной экосистемой, так как он:

   1) существует только за счет энергии солнечного света

   2) не может существовать без дополнительной энергии

   3) состоит из продуцентов, консументов и редуцентов

   4) не включает консументов и редуцентов

11. Единицей эволюции является:

   1) особь

   2) популяция

   3) вид

   4) род

12. В какую эру возникли на Земле живые организмы:

   1) Кайнозой

   2) Протерозой

   3) Архей

   4) Палеозой

13. К факторам эволюции НЕ ОТНОСИТСЯ:

   1) борьба за существование

   2) наследственная изменчивость

   3) естественный отбор

   4) ненаследственная изменчивость

14. Древнейшие люди:

   1) добывали огонь

   2) владели членораздельной речью

   3) использовали огонь

   4) овладели наскальной живописью

15. Предками земноводных считают:

   1) птиц

   2) млекопитающих

   3) пресмыкающихся

   4) рыб

16. Автор первой эволюционной идеи:

   1) Ж.Б.Ламарк

   2) Ч.Дарвин

   3) К.Линней

   4) М.В.Ломоносов

17. К ароморфозам у млекопитающих относят появление:

   1) легочного дыхания и условных рефлексов

   2) четырехкамерного сердца и теплокровности

   3) покровительственной окраски

   4) пятипалой конечности и свода в стопе

18. Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека:

   1) уплощенной грудной клетки

   2) прямохождения

   3) членораздельной речи

   4) S-образных изгибов позвоночника

19. Сколько видов перечислено: Журавль серый, Журавль черный, Собака лайка, Собака

      овчарка, Сова белая:

   1) 2

   2) 3

   3) 4

   4) 5

20. Какая группа организмов в истории развития Земли была первой, освоившей сушу:

   1) мхи

   2) грибы

   3) плауны

   4) псилофиты

21. Действуют ли сейчас на человека биологические факторы эволюции:

   1) действуют в полной мере

   2) не действуют

   3) их действие сильно ослаблено за счет социальных факторов

   4) на эволюцию человека они никогда не влияли

22. Искусственный отбор, в отличие от естественного:

   1) завершается получением новых культурных форм

   2) осуществляется природными факторами

   3) завершается возникновением новых видов

   4) происходит среди особей природных популяций

23. Структурной единицей вида является:

   1) колония

   2) популяция

   3) стая

   4) стадо

24. Характерная черта австралопитеков:

   1) прямохождение

   2) изготовление орудий труда

   3) наскальная живопись

   4) умение поддерживать огонь

25. Ветер, осадки, пыльные бури – это факторы:

   1) антропогенные

   2) биотические

   3) абиотические

   4) ограничивающие

26. В биогеоценозе главными связями между зайцами и растениями являются:

   1) антропогенные

   2) генетические

   3) эволюционные

   4) пищевые

27. Назовите тип взаимоотношений лисиц и полевок в биогеоценозе:

   1) конкуренция

   2) хищник-жертва

   3) хозяин-паразит

   4) симбиоз

28. Найдите название критерия вида в указанном перечне:

   1) экосистемный

   2) гибридологический

   3) генетический

   4) популяционный

29. Организмы с гетеротрофным способом питания, которые не могут передвигаться,

      относятся к царству:

  1. Растения
  2. Животные
  3. Бактерии
  4. Грибы

30. Направляющий фактор эволюции:

   1) естественный отбор

   2) дрейф генов

   3) видообразование

   4) географическая изоляция

31. Сигналом к осеннему перелету птиц служит:

   1) понижение температуры воздуха

   2) сокращение длины светового дня

   3) увеличение количества осадков

   4) наступление первых заморозков

32. Какой организм отсутствует в приведенной цепи питания:

      трава --- … --- воробей --- лисица:

  1. крот
  2. кузнечик
  3. дождевой червь
  4. плесневый гриб

33. Сходное строение и химический состав клеток всех живых организмов

      свидетельствует о:

   1) происхождении всего живого из неживой природы

   2) способности всех клеток к фотосинтезу

   3) едином происхождении всего живого

   4) сходных процессах обмена веществ

34. К макроэлементам клетки относятся:

   1) сера, хлор, железо, калий

   2) натрий, магний, фосфор, кальций

   3) углерод, кислород, азот, водород

   4) медь, фтор, цинк, иод

35. Вещества, ускоряющие химические реакции в клетке, являются:

   1) белками

   2) солями

   3) жирами

   4) углеводами

Часть 2.

При выполнении заданий необходимо записать ответ в месте, указанном в тексте задания.

В заданиях 1 и 2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

  1. Какие признаки присущи только растениям:
  1. ограниченный рост
  2. рост в течение всей жизни
  3. наличие в клетках пластид
  4. гетеротрофный способ питания
  5. наличие клетчатки в оболочках клеток
  6. наличие хитина в оболочках клеток

Ответ:___________ .

  1. К первичным консументам в экосистеме смешанного леса относятся:
  1. лоси, зубры
  2. кроты, бурозубки
  3. зайцы, косули
  4. клесты, снегири
  5. волки, лисицы
  6. синицы, поползни

Ответ:____________ .

При выполнении заданий 3 и 4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу буквы выбранных ответов.

3.

    1. Возникновение автотрофного типа питания                                   А) ароморфоз

    2. Разная форма листьев у растений                                                     Б) идиоадаптация

    3. Исчезновение глаз у животных, населяющих пещеры                   В) дегенерация

    4. Появление разных типов конечностей у млекопитающих

    5. Отсутствие дыхательной и пищеварительной систем у паразитических червей

    6. Возникновение многоклеточности

         1

           2

           3

          4

          5

           6

4.

     1. Температура                                                             А) биотический фактор

     2. Влажность                                                                 Б) абиотический фактор

     3. Хищники

     4. Газовый состав атмосферы

     5. Паразиты

     6. Растительный опад

 

         1

          2

           3

          4

          5

          6

При выполнении задания 5  установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквенные обозначения выбранных ответов.

5. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы

    растений на Земле.

  А) голосеменные

  Б) цветковые

  В) псилофиты

  Г) папоротникообразные

  Д) водоросли

При выполнении задания 6 вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка, используя для этого цифровые обозначения.

6. Совокупность _____ , сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно

    скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, называют ________ .

    Все особи одного вида имеют одинаковый кариотип, сходное поведение и занимают

    определенный ______ .

      ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

  1. род
  2. ареал
  3. вид
  4. гибрид
  5. особь
  6. генофонд

Часть 3.

Для ответов на задания этой части используйте отдельный лист. Запишите номер задания, затем свой ответ к нему.

  1. Почему растения считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?
  2. Чем агроценоз отличается от природной экосистемы?
  3. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой, постройте пирамиду биомассы пищевой цепи: растение – кузнечик – лягушка – уж – ястреб, предполагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 тонн.
  4. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь?
  5. Галактоземия, характеризующаяся развитием катаракты, отставанием психомоторного развития, наследуется как аутосомно - рецессивный признак с частотой 1:4000. Какой процент абсолютно здоровых людей и сколько процентов людей являются носителями этого гена?

Вариант 2.

Часть 1.

При выполнении заданий этой части обведите кружком номер правильного ответа в каждом задании.

1. Автор первого эволюционного учения, изложенного в труде «Происхождение видов

    путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за

    жизнь»:

  1. К.Линней
  2. Ж.Б.Ламарк
  3. Ч.Дарвин
  4. М.В.Ломоносов

2. К неисчерпаемым ресурсам относится:

   1) энергия ветра

   2) пресная вода

   3) полезные ископаемые

   4) почва

3. Парниковые газы:

   1) СО2   и  Н2

   2) Н2      и  О2

   3) СО2   и  СН4

   4) СО   и  N2

4. Самый большой запас пресной воды на Земле:

   1) реки и озера

   2) ледники

   3) в атмосфере

   4) в живых организмах

5. Лес относится к:

   1) невозобновляемым исчерпаемым ресурсам

   2) неисчерпаемым ресурсам

   3) условно неисчерпаемым ресурсам

   4) возобновляемым исчерпаемым ресурсам

6. К движущим силам эволюции относят:

   1) многообразие видов

   2) борьбу за существование

   3) видообразование

   4) приспособленность

7. Упрощение внешнего и внутреннего строения организмов называют:

   1) дегенерацией

   2) ароморфозом

   3) идиоадаптацией

   4) прогрессом

8. К ароморфным изменениям у млекопитающих относят появление:

   1) легочного дыхания

   2) четырехкамерного сердца и теплокровности

   3) покровительственной окраски

   4) пятипалой конечности

9. Отношения паразита и хозяина состоят в том, что паразит:

   1) вступает с хозяином в симбиотическую связь

   2) становится конкурентом для хозяина

   3) приносит хозяину вред, но не приводит его к гибели

   4) во всех случаях приводит к  гибели хозяина

10. Главной причиной биологического регресса многих видов в настоящее время является:

   1) изменение климата

   2) изменение рельефа

   3) увеличение численности хищников

   4) хозяйственная деятельность человека

11. Реально существует в природе:

   1) вид

   2) род

   3) класс

   4) тип

12. Причина борьбы за существование:

   1) изменчивость особей популяции

   2) природные катаклизмы

   3) отсутствие приспособлений у особей к среде обитания

   4) ограниченность ресурсов среды и интенсивное размножение организмов

13. Примером ароморфоза у хвойных растений служит возникновение у них:

   1) плода

   2) семени

   3) цветка

   4) корней

14. Место возникновения рода Человек:

   1) Австралия

   2) Америка

   3) Европа

   4) Африка

15. К социальным факторам антропогенеза относят:

   1) прямохождение

   2) мутационный процесс

   3) появление речи

   4) борьбу за существование

16. В процессе эволюции паразитический образ жизни организмов приводит к:

   1) упрощению  уровня их организации

   2) повышению  уровня их организации

   3) биологическому регрессу

   4) их вымиранию

17. На какой период пришлось господство земноводных:

   1) Пермь

   2) Девон

   3) Карбон

   4) Триас

18. Сколько видов перечислено: Смородина черная, Смородина красная, Медведь белый,

      Медведь бурый, Рябина обыкновенная:

  1. 2
  2. 3
  3. 4
  4. 5

19. Какие животные исторически самые молодые:

   1) хордовые

   2) членистоногие

   3) кишечнополостные

   4) простейшие

20. Растения, господствующие в Кайнозойской эре:

   1) водоросли

   2) покрытосеменные

   3) мхи

   4) голосеменные

21. К ароморфозам относится:

   1) маскирующая окраска у тритонов

   2) появление ластов у китов

   3) появление хлорофилла

   4) появление сочной мякоти в плодах цветковых

22. Использовать огонь научился:

   1) австралопитек

   2) кроманьонец

   3) неандерталец

   4) синантроп

23. Непосредственными предками млекопитающих считают:

   1) рыб

   2) земноводных

   3) пресмыкающихся

   4) птиц

24. К факторам эволюции НЕ ОТНОСИТСЯ:

   1) наследственная изменчивость

   2) ненаследственная изменчивость

   3) борьба за существование

   4) естественный отбор

25. Объем мозга 1600 см3, членораздельная речь, наскальная живопись, изготовление одежды и жилищ – характерно для:

   1) австралопитеков

   2) неандертальцев

   3) питекантропов

   4) кроманьонцев

26. Лишайники – пример симбиоза:

   1) бактерий и вирусов

   2) вирусов и дрожжей

   3) грибов и водорослей

   4) бактерий и дрожжей

27. Животные, как правило, питаются:

   1) минеральными веществами

   2) органическими веществами, которые сами создают из неорганических

   3) готовыми органическими веществами растений и других организмов

   4) веществами, которые образуются в клетках тела при окислении органических веществ

28. Факторы, вызывающие загрязнение окружающей среды, связанные с деятельностью

       человека, называют:

   1) ограничивающими

   2) антропогенными

   3) биотическими

   4) абиотическими

29. Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве экосистем являются:

   1) бактерии

   2) грибы

   3) животные

   4) растения

30. Конкуренция – это взаимоотношения между:

   1) организмами со схожими потребностями

   2) хищниками и жертвами

   3) паразитами и хозяевами

   4) живыми организмами и абиотическими факторами

31. Определите правильно составленную пищевую цепь:

   1) кузнечик --- растение --- лягушка --- уж

   2) уж --- лягушка --- кузнечик --- растение

   3) растение --- кузнечик --- лягушка --- уж

   4) растение --- лягушка --- уж --- кузнечик

32. Показателем процветания популяции в экосистеме служит:

   1) ее связь с другими популяциями

   2) связь между особями популяции

   3) ее высокая численность

   4) колебания численности популяции

33. Плодовый сад – агроценоз, так как в нем:

   1) большое разнообразие видов

   2) большое разнообразие цепей питания

   3) замкнутый круговорот веществ

   4) регулирующим фактором является человек

34. Благодаря растениям и некоторым бактериям в атмосфере появился:

   1) аргон

   2) азот

   3) углекислый газ

   4) кислород

35. Первичная атмосфера Земли не могла быть:

    1) восстановительной

    2) окислительной

    3) нейтральной

    4) без кислорода  

Часть 2.

При выполнении заданий необходимо записать ответ в месте, указанном в тексте задания. В заданиях 1 и 2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

  1. Поле капусты – неустойчивая агроэкосистема, потому что:
  1. отсутствуют консументы
  2. преобладают продуценты одного вида
  3. небольшое количество видов
  4. нет пищевых цепей
  5. короткие цепи питания
  6. отсутствуют редуценты

Ответ: __________ .

  1. Результатом эволюции является:
  1. дрейф генов
  2. многообразие видов
  3. мутационная изменчивость
  4. приспособленность организмов к условиям внешней среды
  5. повышение организации живых существ
  6. борьба за существование

Ответ: ___________ .

При выполнении заданий 3 и 4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу буквы выбранных ответов.

3.

   1) обособление в клетке ядра                                                                 А) ароморфоз

   2) возникновение полового способа размножения                              Б) идиоадаптация

   3) превращение конечностей китов в ласты                                         В) дегенерация

   4) отсутствие листьев у паразитических растений

   5) возникновение покровительственной окраски у животных

   6) появление теплокровности

         1

          2

          3

           4

          5

          6

4.Установите соответствие между элементом и его количеством в составе веществ,

    образующих живой организм.

  1) кислород                                                                                               А) макроэлемент

  2) медь                                                                                                       Б) микроэлемент      

  3) цинк

  4) водород

  5) углерод

  6) фтор

         1

          2

          3

          4

          5

          6

           

При выполнении задания 5 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквенные обозначения выбранных ответов.

5. Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с

    поглощения углекислого газа из атмосферы.

   А) окисление органических веществ в клетках растений

   Б) выделение углекислого газа в атмосферу в процессе дыхания

   В) синтез высокомолекулярных органических веществ в растении

   Г) поглощение углекислого газа из атмосферы

   Д) образование глюкозы в процессе фотосинтеза

При выполнении задания 6 вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка, используя для этого цифровые обозначения.

6. В водных растворах молекулы органических веществ, окруженные водной оболочкой,

    образовали ______ - многомолекулярные комплексы, для которых был характерен

    простейший ______ , обуславливающий их ______ .

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

  1. клетка
  2. рост
  3. раздражимость
  4. коацерват
  5. обмен веществ
  6. размножение

Часть 3.

Для ответов на задания этой части используйте отдельный лист. Запишите номер задания, затем ответ к нему.

1. Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами

    ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции

    белок?

2. Чем опасно попадание нефти и нефтепродуктов в воды Мирового океана?

3. Используя правило экологической пирамиды, постройте пирамиду биомасс для

    пищевой цепи: злаки --- кузнечики --- лягушки --- змеи --- орел, исходя из того, что за

    период развития орла его масса составила 5кг.

4. Для каждой пары конкурирующих организмов подберите ресурс, за который они могут,

    с наибольшей вероятностью, конкурировать. Пары организмов: барсук – лисица,

    полевая мышь – обыкновенная полевка, канюк – сова-неясыть, волк – лисица. Ресурс:

    зайцы, мелкие грызуны, семена пшеницы, нора.

5. Альбинизм наследуется как аутосомно-рецессивный признак с частотой 1:10000. Каков

    процент носителей этого признака в человеческой популяции?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольная работа по биологии 9 класс

контрольная работа по теме "Наследственность и изменчивость"...

Контрольные работы по биологии 6 класса

Контрольные работы в виде тестов по биологии 6-го класса (учебник И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко "Биология")...

контрольные работы по биологии, 10 класс

Тематические контрольные работы по биологии, 10 класс УМК Н.И.Сонина....

Итоговая контрольная работа по биологии, 8 класс

Контрольная работа за курс 8 класса, УМК Н.И.Сонина....

Контрольная работа по биологии 9 класс "Клеточный уровень организации"

Контрольная работа содержит дифференцированные задания по теме "Клеточный уровень организации"....

Итоговая контрольная работа по биологии 8 класс

Контрольная работа выполнена в тестовой форме....

Контрольная работа по биологии 8 класс

Контрольная работа выполнена в формате ЕГЭ, рассчитана на 40 минут, может использоваться для итогового тестирования, по УМК под редакцией В.В.Пасечника...