Контрольная работа по биологии для 11 класса
материал по биологии (11 класс) на тему
Годовая контрольная работа для 11 класса по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант 1.
Часть 1.
При выполнении заданий этой части обведите кружком номер правильного ответа в каждом задании. |
1. Термин ноосфера ввел в науку:
1) В.И.Вернадский
2) Ч.Дарвин
3) Э.Леруа
4) Ж.Б.Ламарк
2. Леса в России занимают:
1) 10% суши
2) 20% суши
3) 30% суши
4) 40% суши
3. Причина попадания SО2 в атмосферу:
1) производство серной кислоты
2) сжигание топлива
3) распашка земель
4) осушение болот
4. Сброс теплых вод в водоемы приводит к:
1) уменьшению растворимости кислорода
2) увеличению численности животных
3) увеличению растворимости кислорода
4) улучшению условий обитания
5. Санитарную функцию в природе выполняет:
1) слон
2) овод
3) лягушка
4) ворона
6. Формирование приспособленности и образование новых видов в природе происходит в
результате:
1) стремления особей к самоусовершенствованию
2) сохранения человеком особей с полезными наследственными изменениями
3) сохранения естественным отбором особей с полезными им наследственными
изменениями
4) сохранения естественным отбором особей с разнообразными ненаследственными
Изменениями
7. При определении принадлежности организма к тому или иному виду нужно учитывать:
1) комплекс критериев вида
2) знания о входящих в него популяциях
3) род, к которому принадлежит вид
4) историю развития вида
8. Биологический прогресс характерен для современных популяций:
1) снежного барса
2) серой крысы
3) морского котика
4) белого медведя
9. Примером ароморфоза является развитие у земноводных:
1) двух кругов кровообращения
2) плавательных перепонок
3) маскирующей окраски
4) предостерегающей окраски
10. Агроценоз считают искусственной экосистемой, так как он:
1) существует только за счет энергии солнечного света
2) не может существовать без дополнительной энергии
3) состоит из продуцентов, консументов и редуцентов
4) не включает консументов и редуцентов
11. Единицей эволюции является:
1) особь
2) популяция
3) вид
4) род
12. В какую эру возникли на Земле живые организмы:
1) Кайнозой
2) Протерозой
3) Архей
4) Палеозой
13. К факторам эволюции НЕ ОТНОСИТСЯ:
1) борьба за существование
2) наследственная изменчивость
3) естественный отбор
4) ненаследственная изменчивость
14. Древнейшие люди:
1) добывали огонь
2) владели членораздельной речью
3) использовали огонь
4) овладели наскальной живописью
15. Предками земноводных считают:
1) птиц
2) млекопитающих
3) пресмыкающихся
4) рыб
16. Автор первой эволюционной идеи:
1) Ж.Б.Ламарк
2) Ч.Дарвин
3) К.Линней
4) М.В.Ломоносов
17. К ароморфозам у млекопитающих относят появление:
1) легочного дыхания и условных рефлексов
2) четырехкамерного сердца и теплокровности
3) покровительственной окраски
4) пятипалой конечности и свода в стопе
18. Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека:
1) уплощенной грудной клетки
2) прямохождения
3) членораздельной речи
4) S-образных изгибов позвоночника
19. Сколько видов перечислено: Журавль серый, Журавль черный, Собака лайка, Собака
овчарка, Сова белая:
1) 2
2) 3
3) 4
4) 5
20. Какая группа организмов в истории развития Земли была первой, освоившей сушу:
1) мхи
2) грибы
3) плауны
4) псилофиты
21. Действуют ли сейчас на человека биологические факторы эволюции:
1) действуют в полной мере
2) не действуют
3) их действие сильно ослаблено за счет социальных факторов
4) на эволюцию человека они никогда не влияли
22. Искусственный отбор, в отличие от естественного:
1) завершается получением новых культурных форм
2) осуществляется природными факторами
3) завершается возникновением новых видов
4) происходит среди особей природных популяций
23. Структурной единицей вида является:
1) колония
2) популяция
3) стая
4) стадо
24. Характерная черта австралопитеков:
1) прямохождение
2) изготовление орудий труда
3) наскальная живопись
4) умение поддерживать огонь
25. Ветер, осадки, пыльные бури – это факторы:
1) антропогенные
2) биотические
3) абиотические
4) ограничивающие
26. В биогеоценозе главными связями между зайцами и растениями являются:
1) антропогенные
2) генетические
3) эволюционные
4) пищевые
27. Назовите тип взаимоотношений лисиц и полевок в биогеоценозе:
1) конкуренция
2) хищник-жертва
3) хозяин-паразит
4) симбиоз
28. Найдите название критерия вида в указанном перечне:
1) экосистемный
2) гибридологический
3) генетический
4) популяционный
29. Организмы с гетеротрофным способом питания, которые не могут передвигаться,
относятся к царству:
- Растения
- Животные
- Бактерии
- Грибы
30. Направляющий фактор эволюции:
1) естественный отбор
2) дрейф генов
3) видообразование
4) географическая изоляция
31. Сигналом к осеннему перелету птиц служит:
1) понижение температуры воздуха
2) сокращение длины светового дня
3) увеличение количества осадков
4) наступление первых заморозков
32. Какой организм отсутствует в приведенной цепи питания:
трава --- … --- воробей --- лисица:
- крот
- кузнечик
- дождевой червь
- плесневый гриб
33. Сходное строение и химический состав клеток всех живых организмов
свидетельствует о:
1) происхождении всего живого из неживой природы
2) способности всех клеток к фотосинтезу
3) едином происхождении всего живого
4) сходных процессах обмена веществ
34. К макроэлементам клетки относятся:
1) сера, хлор, железо, калий
2) натрий, магний, фосфор, кальций
3) углерод, кислород, азот, водород
4) медь, фтор, цинк, иод
35. Вещества, ускоряющие химические реакции в клетке, являются:
1) белками
2) солями
3) жирами
4) углеводами
Часть 2.
При выполнении заданий необходимо записать ответ в месте, указанном в тексте задания. В заданиях 1 и 2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания. |
- Какие признаки присущи только растениям:
- ограниченный рост
- рост в течение всей жизни
- наличие в клетках пластид
- гетеротрофный способ питания
- наличие клетчатки в оболочках клеток
- наличие хитина в оболочках клеток
Ответ:___________ .
- К первичным консументам в экосистеме смешанного леса относятся:
- лоси, зубры
- кроты, бурозубки
- зайцы, косули
- клесты, снегири
- волки, лисицы
- синицы, поползни
Ответ:____________ .
При выполнении заданий 3 и 4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу буквы выбранных ответов. |
3.
1. Возникновение автотрофного типа питания А) ароморфоз
2. Разная форма листьев у растений Б) идиоадаптация
3. Исчезновение глаз у животных, населяющих пещеры В) дегенерация
4. Появление разных типов конечностей у млекопитающих
5. Отсутствие дыхательной и пищеварительной систем у паразитических червей
6. Возникновение многоклеточности
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4.
1. Температура А) биотический фактор
2. Влажность Б) абиотический фактор
3. Хищники
4. Газовый состав атмосферы
5. Паразиты
6. Растительный опад
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
При выполнении задания 5 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквенные обозначения выбранных ответов. |
5. Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы
растений на Земле.
А) голосеменные
Б) цветковые
В) псилофиты
Г) папоротникообразные
Д) водоросли
При выполнении задания 6 вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка, используя для этого цифровые обозначения. |
6. Совокупность _____ , сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно
скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, называют ________ .
Все особи одного вида имеют одинаковый кариотип, сходное поведение и занимают
определенный ______ .
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
- род
- ареал
- вид
- гибрид
- особь
- генофонд
Часть 3.
Для ответов на задания этой части используйте отдельный лист. Запишите номер задания, затем свой ответ к нему. |
- Почему растения считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?
- Чем агроценоз отличается от природной экосистемы?
- Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой, постройте пирамиду биомассы пищевой цепи: растение – кузнечик – лягушка – уж – ястреб, предполагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 тонн.
- Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь?
- Галактоземия, характеризующаяся развитием катаракты, отставанием психомоторного развития, наследуется как аутосомно - рецессивный признак с частотой 1:4000. Какой процент абсолютно здоровых людей и сколько процентов людей являются носителями этого гена?
Вариант 2.
Часть 1.
При выполнении заданий этой части обведите кружком номер правильного ответа в каждом задании. |
1. Автор первого эволюционного учения, изложенного в труде «Происхождение видов
путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за
жизнь»:
- К.Линней
- Ж.Б.Ламарк
- Ч.Дарвин
- М.В.Ломоносов
2. К неисчерпаемым ресурсам относится:
1) энергия ветра
2) пресная вода
3) полезные ископаемые
4) почва
3. Парниковые газы:
1) СО2 и Н2
2) Н2 и О2
3) СО2 и СН4
4) СО и N2
4. Самый большой запас пресной воды на Земле:
1) реки и озера
2) ледники
3) в атмосфере
4) в живых организмах
5. Лес относится к:
1) невозобновляемым исчерпаемым ресурсам
2) неисчерпаемым ресурсам
3) условно неисчерпаемым ресурсам
4) возобновляемым исчерпаемым ресурсам
6. К движущим силам эволюции относят:
1) многообразие видов
2) борьбу за существование
3) видообразование
4) приспособленность
7. Упрощение внешнего и внутреннего строения организмов называют:
1) дегенерацией
2) ароморфозом
3) идиоадаптацией
4) прогрессом
8. К ароморфным изменениям у млекопитающих относят появление:
1) легочного дыхания
2) четырехкамерного сердца и теплокровности
3) покровительственной окраски
4) пятипалой конечности
9. Отношения паразита и хозяина состоят в том, что паразит:
1) вступает с хозяином в симбиотическую связь
2) становится конкурентом для хозяина
3) приносит хозяину вред, но не приводит его к гибели
4) во всех случаях приводит к гибели хозяина
10. Главной причиной биологического регресса многих видов в настоящее время является:
1) изменение климата
2) изменение рельефа
3) увеличение численности хищников
4) хозяйственная деятельность человека
11. Реально существует в природе:
1) вид
2) род
3) класс
4) тип
12. Причина борьбы за существование:
1) изменчивость особей популяции
2) природные катаклизмы
3) отсутствие приспособлений у особей к среде обитания
4) ограниченность ресурсов среды и интенсивное размножение организмов
13. Примером ароморфоза у хвойных растений служит возникновение у них:
1) плода
2) семени
3) цветка
4) корней
14. Место возникновения рода Человек:
1) Австралия
2) Америка
3) Европа
4) Африка
15. К социальным факторам антропогенеза относят:
1) прямохождение
2) мутационный процесс
3) появление речи
4) борьбу за существование
16. В процессе эволюции паразитический образ жизни организмов приводит к:
1) упрощению уровня их организации
2) повышению уровня их организации
3) биологическому регрессу
4) их вымиранию
17. На какой период пришлось господство земноводных:
1) Пермь
2) Девон
3) Карбон
4) Триас
18. Сколько видов перечислено: Смородина черная, Смородина красная, Медведь белый,
Медведь бурый, Рябина обыкновенная:
- 2
- 3
- 4
- 5
19. Какие животные исторически самые молодые:
1) хордовые
2) членистоногие
3) кишечнополостные
4) простейшие
20. Растения, господствующие в Кайнозойской эре:
1) водоросли
2) покрытосеменные
3) мхи
4) голосеменные
21. К ароморфозам относится:
1) маскирующая окраска у тритонов
2) появление ластов у китов
3) появление хлорофилла
4) появление сочной мякоти в плодах цветковых
22. Использовать огонь научился:
1) австралопитек
2) кроманьонец
3) неандерталец
4) синантроп
23. Непосредственными предками млекопитающих считают:
1) рыб
2) земноводных
3) пресмыкающихся
4) птиц
24. К факторам эволюции НЕ ОТНОСИТСЯ:
1) наследственная изменчивость
2) ненаследственная изменчивость
3) борьба за существование
4) естественный отбор
25. Объем мозга 1600 см3, членораздельная речь, наскальная живопись, изготовление одежды и жилищ – характерно для:
1) австралопитеков
2) неандертальцев
3) питекантропов
4) кроманьонцев
26. Лишайники – пример симбиоза:
1) бактерий и вирусов
2) вирусов и дрожжей
3) грибов и водорослей
4) бактерий и дрожжей
27. Животные, как правило, питаются:
1) минеральными веществами
2) органическими веществами, которые сами создают из неорганических
3) готовыми органическими веществами растений и других организмов
4) веществами, которые образуются в клетках тела при окислении органических веществ
28. Факторы, вызывающие загрязнение окружающей среды, связанные с деятельностью
человека, называют:
1) ограничивающими
2) антропогенными
3) биотическими
4) абиотическими
29. Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве экосистем являются:
1) бактерии
2) грибы
3) животные
4) растения
30. Конкуренция – это взаимоотношения между:
1) организмами со схожими потребностями
2) хищниками и жертвами
3) паразитами и хозяевами
4) живыми организмами и абиотическими факторами
31. Определите правильно составленную пищевую цепь:
1) кузнечик --- растение --- лягушка --- уж
2) уж --- лягушка --- кузнечик --- растение
3) растение --- кузнечик --- лягушка --- уж
4) растение --- лягушка --- уж --- кузнечик
32. Показателем процветания популяции в экосистеме служит:
1) ее связь с другими популяциями
2) связь между особями популяции
3) ее высокая численность
4) колебания численности популяции
33. Плодовый сад – агроценоз, так как в нем:
1) большое разнообразие видов
2) большое разнообразие цепей питания
3) замкнутый круговорот веществ
4) регулирующим фактором является человек
34. Благодаря растениям и некоторым бактериям в атмосфере появился:
1) аргон
2) азот
3) углекислый газ
4) кислород
35. Первичная атмосфера Земли не могла быть:
1) восстановительной
2) окислительной
3) нейтральной
4) без кислорода
Часть 2.
При выполнении заданий необходимо записать ответ в месте, указанном в тексте задания. В заданиях 1 и 2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания. |
- Поле капусты – неустойчивая агроэкосистема, потому что:
- отсутствуют консументы
- преобладают продуценты одного вида
- небольшое количество видов
- нет пищевых цепей
- короткие цепи питания
- отсутствуют редуценты
Ответ: __________ .
- Результатом эволюции является:
- дрейф генов
- многообразие видов
- мутационная изменчивость
- приспособленность организмов к условиям внешней среды
- повышение организации живых существ
- борьба за существование
Ответ: ___________ .
При выполнении заданий 3 и 4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу буквы выбранных ответов. |
3.
1) обособление в клетке ядра А) ароморфоз
2) возникновение полового способа размножения Б) идиоадаптация
3) превращение конечностей китов в ласты В) дегенерация
4) отсутствие листьев у паразитических растений
5) возникновение покровительственной окраски у животных
6) появление теплокровности
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4.Установите соответствие между элементом и его количеством в составе веществ,
образующих живой организм.
1) кислород А) макроэлемент
2) медь Б) микроэлемент
3) цинк
4) водород
5) углерод
6) фтор
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
При выполнении задания 5 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквенные обозначения выбранных ответов. |
5. Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с
поглощения углекислого газа из атмосферы.
А) окисление органических веществ в клетках растений
Б) выделение углекислого газа в атмосферу в процессе дыхания
В) синтез высокомолекулярных органических веществ в растении
Г) поглощение углекислого газа из атмосферы
Д) образование глюкозы в процессе фотосинтеза
При выполнении задания 6 вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка, используя для этого цифровые обозначения. |
6. В водных растворах молекулы органических веществ, окруженные водной оболочкой,
образовали ______ - многомолекулярные комплексы, для которых был характерен
простейший ______ , обуславливающий их ______ .
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
- клетка
- рост
- раздражимость
- коацерват
- обмен веществ
- размножение
Часть 3.
Для ответов на задания этой части используйте отдельный лист. Запишите номер задания, затем ответ к нему. |
1. Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами
ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции
белок?
2. Чем опасно попадание нефти и нефтепродуктов в воды Мирового океана?
3. Используя правило экологической пирамиды, постройте пирамиду биомасс для
пищевой цепи: злаки --- кузнечики --- лягушки --- змеи --- орел, исходя из того, что за
период развития орла его масса составила 5кг.
4. Для каждой пары конкурирующих организмов подберите ресурс, за который они могут,
с наибольшей вероятностью, конкурировать. Пары организмов: барсук – лисица,
полевая мышь – обыкновенная полевка, канюк – сова-неясыть, волк – лисица. Ресурс:
зайцы, мелкие грызуны, семена пшеницы, нора.
5. Альбинизм наследуется как аутосомно-рецессивный признак с частотой 1:10000. Каков
процент носителей этого признака в человеческой популяции?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
контрольная работа по биологии 9 класс
контрольная работа по теме "Наследственность и изменчивость"...
Контрольные работы по биологии 6 класса
Контрольные работы в виде тестов по биологии 6-го класса (учебник И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко "Биология")...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/17/picture-29058-1526587139.jpg)
контрольные работы по биологии, 10 класс
Тематические контрольные работы по биологии, 10 класс УМК Н.И.Сонина....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/17/picture-29058-1526587139.jpg)
Итоговая контрольная работа по биологии, 8 класс
Контрольная работа за курс 8 класса, УМК Н.И.Сонина....
Контрольная работа по биологии 9 класс "Клеточный уровень организации"
Контрольная работа содержит дифференцированные задания по теме "Клеточный уровень организации"....
Итоговая контрольная работа по биологии 8 класс
Контрольная работа выполнена в тестовой форме....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/05/picture-114325-1349414956.jpg)
Контрольная работа по биологии 8 класс
Контрольная работа выполнена в формате ЕГЭ, рассчитана на 40 минут, может использоваться для итогового тестирования, по УМК под редакцией В.В.Пасечника...