Урок по теме: Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка/
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Рахматуллина Алсу Минизакиевна

 

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 47.

Тема: Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

Задачи: познакомить учащихся со строением головного мозга, расположением его желудочков и основных отделов головного мозга; раскрыть функции продолговатого мозга, его сходство и различие со спинным мозгом; рассмотреть строение и функции моста, среднего мозга и мозжечка, подчеркнуть зависимость низлежащих центров от высших, показать, что последние выполняют более сложные функции.

Оборудование: модели черепа, скелета, макеты головного мозга (разборные); таблицы с изображением головного и спинного мозга, рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2.  Проверка знаний

Понятийная разминка: нейрон, аксон, дендрит, белое вещество, серое вещество, задние корешки, передние корешки, нервы, нервные узлы

Индивидуальный опрос: 1) Указать на таблице центральную и периферическую части нервной системы и рассказать об их строении и функциях. 2) Показать на таблице и скелете местоположение спинного мозга и отходящих от него нервов и рассмотреть их строение и функции. 3) Раскрыть особенности рефлекторной и проводящей функций спинного мозга, его связь с головным мозгом.

       III.  Изучение нового материала

  1. Отделы головного мозга, желудочки. (Рассказ учителя с использованием таблицы.)
  2. Желудочки головного мозга.

Желудочки головного мозга – полости в головном мозге, заполненные спинномозговой жидкостью.

Расположение желудочков головного мозга

Желудочек

Местоположение

IV

Между продолговатым мозгом и мозжечком

Водопровод

В толще среднего мозга между четверохолмием и ножками мозга

III

Между зрительными буграми промежуточного мозга

II и I

В толще левого и правого полушарий головного мозга

(Самостоятельная работа с рис. 93 учебника, изучение отделов головного мозга и положения желудочков.)

3.        Изучение функций продолговатого мозга, моста, среднего мозга и мозжечка. (Беседа с использованием рис. 93 и 94.)

Продолговатый мозг:

Трофическая функция: центры блуждающего нерва, регулирующие сердцебиение; центры глотательного, слюноотделительного, дыхательного рефлексов; центры, регулирующие дыхание.

Оборонительная функция: мигательный рефлекс, рвотный рефлекс, рефлексы кашля и чихания и пр.

Как и рефлексы спинного мозга, рефлексы продолговатого мозга связаны с четко очерченными рефлексогенными зонами.

4.        Лабораторная работа «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». (Выполняется по инструкции нас. 229 — 230 учебника.)

IV.        Закрепление знаний

Ответы на вопросы после § 45 под символами «?» и «!».

V.        Задание на дом

Изучить § 45. Ответить на вопросы перед параграфом, начертить дуги рефлексов продолговатого мозга, повторить опыты, найти все структуры, указанные в словаре на с. 230, на рис. 93 и 97 (с. 228 и 234).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 8 классе по теме: "Строение головного мозга"

С помощью этой презентации учащимся будет легко и понятно изучать материал о строениии головного мозга....

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Строение головного мозга".

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Строение головного мозга" с применением ЭОР....

Урок по теме "Строение головного мозга человека"

Разработка урока представлена в виде презентации, индивидуальной карты для учеников. Материалы предназначены для учеников 8 класса...

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Строение головного мозга".

Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Строение головного мозга" с применением ЭОР....

8 класс. Тема: Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок.

Цель:познакомить учащихся со строением и функциями заднего и среднего отделов головного мозга; воспитывать объективные партнёрские отношения,методом взаимоконтроля; развивать навыки выполнения  л...

Конспект урока "«Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка»

План- конспект по теме: "Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка". Представлена разработка урока по биологии в 8 классе (автор Пасечник). Данный у...