Конспект урока по теме: "Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Петрова Надежда Анатольевна

Урок построен на основе исследовательской деятельности учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тема: «Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга,  моста и мозжечка»

1. ФИО (полностью) Петрова Надежда Анатольевна

2. Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская основная общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

3. Должность: учитель биологии

4. Предмет: биология

5. Класс: 8

6. Тема и номер урока в теме:  «Нервная система», урок №3

7. Базовый учебник: Биология. 8 класс. Авторы: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев

8. Цель урока: сформировать знания о строении основных отделов головного мозга: продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего мозга,  выполняемых данными отделами мозга функциях.

9. Задачи:

- обучающие: изучить строение отделов головного мозга и выполняемые данными отделами мозга функции;

- развивающие: уметь сравнивать схемы строения (модели) головного мозга животных различных систематических групп и делать выводы на основе сравнения; уметь распознавать на таблицах и моделях основные отделы головного мозга;

- воспитательные: укрепление материалистического понимания работы головного мозга.

10. Тип урока: изучение нового материала

11. Формы работы учащихся: разбор ситуации, исследовательская деятельность, работа с учебником.

12. Необходимое техническое оборудование: таблица «Отделы головного мозга»

13. Структура и ход урока

1. Организационный этап.

2. Изучение нового материала.

3. Закрепление пройденного.

4. Домашнее задание.

Ход урока:

Проведение тематической физкультминутки.

Встаньте, возьмите в руки гимнастические палки. На счёт «раз» вы одновременно поднимаете кверху обоими руками палку и правую ногу, на счёт «два» опускаете и гимнастическую палку и ногу. Чередовать правую и левую ноги.

А как вы думаете, что нам помогает выполнить это упражнение?

Какой орган управляет работой рук и ног?

Ответы учащихся /головной мозг/

Учитель. Как вы думаете, что будет являться темой нашего урока?

Ответ учащихся.

Учитель. Тема урока: ««Строение головного мозга.                                               Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка».

Учитель. Ребята, исходя из темы урока, как вы думаете, что мы должны изучить сегодня на уроке?

/Ученики называют/.

Правильно. Мы должны изучить строение и функции отделов головного мозга.

Человек издавна стремился проникнуть в тайну головного мозга, понять его роль и значение. Человеческий мозг – это сложнейший орган, способный воспринимать и обрабатывать огромный объём информации. Давайте познакомимся с его строением и основными функциями. Головной мозг располагается в полости черепа и имеет сложную форму. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300 – 1400 г.  Это всего около 2% массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме.

Немного из истории. Головной мозг человека развивался из переднего отдела нервной трубки. Сначала образуются 3 мозговых пузыря, в дальнейшем передний и задний делятся.

Образуется 5 мозговых пузырей, соответствующих пяти отделам головного мозга:

1- передний;

2 – промежуточный;

3 – средний;

4 – продолговатый;  

5 - мозжечок.

Таблица «Отделы головного мозга»

Отделы головного мозга: продолговатый мозг, мозжечок, мост, средний мозг, промежуточный и большие полушария головного мозга.

Задний мозг представлен продолговатым мозгом, мозжечком, мостом.

Передний мозг представлен промежуточным мозгом и большими полушариями. Средний мозг представлен одним отделом.

Мозг человека, как и всех позвоночных животных, состоит из ствола, мозжечка и полушарий большого мозга.

2. Составление схемы: «Отделы головного мозга».                                          Учитель.  Сейчас вам нужно в тетради заполнить схему и вписать отделы заднего мозга.

Сейчас мы с вами разберём несколько ситуаций, с которыми часто сталкиваемся в повседневной жизни. Откройте конверт и возьмите карточки с ситуациями.

 Разбор ситуаций.

Ситуация 1. Во время обеда в столовой было очень шумно. Учащиеся оживлённо обсуждали какую-то тему, одновременно поглощая пищу. Вдруг один из детей поперхнулся и начал сильно кашлять. Он кашлял очень долго до тех пор, пока хлебная крошка не вышла вместе с кашлем.

Учитель. Что вы можете сказать об этой ситуации и какие выводы можно сделать из этого?

Ученик. Во время еды частичка пищи попала в дыхательное горло (трахею) и у него началось удушье. Благодаря кашлю крошки могут выйти из трахеи и человек останется жив. Чтобы этого не произошло, нужно знать правило, что во время еды разговаривать нельзя.

Ситуация 2. Ученик, собираясь в школу, позавтракал бутербродом с колбасой, запивая его чаем. В школе подростка начало тошнить и вскоре началась рвота. Как вы можете объяснить эту ситуацию и какие выводы можно из неё сделать?

Ученик. Ребенок, собираясь в школу, съел недоброкачественную колбасу и у него произошло отравление желудка. Организм благодаря рвоте попытался удалить из организма недоброкачественную пищу. Из этой ситуации можно сделать вывод, что в магазине, покупая продукты, нужно всегда смотреть на срок годности.

Учитель. Совершенно правильно! И кашель, и чихание, и рвота – всё это защитные рефлексы нашего организма и центры этих защитных рефлексов находятся в продолговатом мозге. По своему строению и функциям он сходен со спинным мозгом. Его функции:

1. Рефлекторная функция. Содержит :                                                                                    Центры защитных рефлексов:                                                                                         а) мигательного;  б) рвотного;   в) кашля и чихания;                                           Центры дыхательной системы:                                                                                    а) центры вдоха и выдоха;                                                                                       Центры пищеварительной системы:                                                                              а) слюноотделения;    б) глотания;    в) отделения желудочного сока.                Ядра блуждающего нерва, иннервирующего сердце и другие внутренние органы.

2. Проводящая функция.

Учитель демонстрирует на таблице и муляже головной мозг.

Здесь же расположены нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желез.  В продолговатом мозге находятся и  жизненно важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов. Повреждение этих центров приводит к смерти человека. Здесь же находятся центры, регулирующие положение тела в пространстве. Функции этих центров контролируются высшими отделами головного мозга.

Проведём эксперимент.

 Выявление  в ходе экспериментальной работы функции продолговатого мозга.

Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете?

/Необходимость раздражителя для проявления глотательного рефлекса (не удаётся сделать глотательное движение несколько раз подряд: нет раздражителя – слюны)/.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?
  2. Почему детям нельзя давать для игры мелкие предметы?

К стволу головного мозга относится также мост. Демонстрация отдела.

Рассказ учителя о строении и функциях моста. В данном отделе головного мозга находятся центры, связанные с движением глазных яблок, мимикой. Через него в кору проходят слуховые пути, а также восходящие и нисходящие нервные пути от продолговатого к переднему мозгу и обратно.

Познакомимся с таким отделом заднего мозга, как мозжечок. Со строением мозжечка вы познакомитесь, прочитав текст учебника на странице    

Что особенного вы узнали о строении мозжечка?

Ответ учащихся.

Чтобы познакомиться с функцией мозжечка, проведём лабораторную работу.  Лабораторная работа: «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

Выявление  в ходе экспериментальной работы функции мозжечка.

Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это?

Опыт 2. Проба Ромберга.  Ноги поставьте так, чтобы они находились на одной линии: пятка одной ноги упирается в носок другой. Глаза закройте. Вы чувствуете, как работают мышцы, чтобы сохранить равновесие. Некоторое время сохраняется устойчивость, но как только вы устаёте, корпус начинает отклоняться в стороны. Регуляция среднего мозга и мозжечка становится более грубой, и рефлексы, восстанавливающие равновесие корпуса, становятся доступны наблюдателям. В конце опыта при чрезмерном отклонении туловища испытуемый либо перемещает ногу, либо начинает балансировать руками.

Демонстрация отдела на таблице и муляже.

Ответьте на вопросы:

  1. Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосовой  пробы? Пробы Ромберга?
  2. Почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, делает по инерции несколько шагов в том же направлении?

Действительно, когда нарушена работа мозжечка, координация движений нарушается. Большой вред работе мозжечка наносит алкоголь. В своей жизни вы, скорее всего, сталкивались с такими ситуациями, когда видели, как по улице нетрезвой шатающейся походкой идёт пьяный человек. Алкоголь, в первую очередь, нарушает работу мозжечка. Но у пьющего человека нарушается работа всех внутренних органов. Много выпивающий человек быстро стареет, его организм изнашивается. Кроме того, страдают окружающие такого человека близкие люди, ведь алкоголь приводит к агрессии и жить с таким человеком становится очень трудно. Из вышесказанного примера я могу сделать вывод о том, что человек должен вести здоровый образ жизни, исключив из него вредные привычки, в том числе употребление алкоголя.

Выявление в ходе экспериментальной работы функции среднего мозга

Опыт 1. Работу проводите в парах. Экспериментатор дает небольшое задание ученику, предлагает прочитать текст на стр.288

(стр.230 учебника. Текст: «Средний мозг»).

Как только он приступил к чтению, сильно хлопает в ладоши. Что происходит?

Опыт 2. Посмотрите на источник света, осторожно надавите рукой на одно из глазных яблок и вновь посмотрите на источник света. Что вы наблюдаете?

Опыт 3. Работу проводите в парах. Встаньте, поставьте левую ногу перед правой так,  чтобы ступни образовывали одну прямую линию. Глаза закройте. Экспериментатор осторожно толкает экспериментуемого. Что наблюдаете? /Ученик попытался сохранить равновесие/.

Ответь на вопросы:

  1. Какие функции среднего мозга удалось установить с помощью данных экспериментов? С помощью первого опыта? С помощью второго опыта?

Демонстрация отдела «Средний мозг».

Функции:

1. Содержит центры:   а) обеспечение чёткости зрения и слуха;                  б) ориентировочного рефлекса на свет и звуки.

2. Содержит ядра, регулирующие мышечный тонус (устойчивость тела при стоянии, ходьбе, беге, изменении позы).

3. Проходят нервные пути.

3.Закрепление.

Вы познакомились со строением отделов заднего мозга и средним мозгом.

Проверим, как вы усвоили тему.

-Что поражено, если у человека неуверенная шатающаяся походка? (Мозжечок).

-Почему наступила мгновенная смерть при травме головы с повреждением продолговатого мозга? (Там находятся все жизненно важные центры – дыхания, кровообращения и т.д.).

Учитель называет функцию, учащиеся должны определить отдел головного мозга:

а) осуществляет координацию движений;

б) в этом отделе находятся центры рефлексов кашля, чихания;

в) в этом отделе находятся центры ориентировочного рефлекса;

г) регулирует мышечный тонус;

д) в этом отделе находятся центры движения глазных яблок, мимики;

е) в этом отделе находятся жизненно важные центры;

ж) через этот отдел проходят слуховые пути;

з) поддерживает устойчивость тела при стоянии, ходьбе, беге.

4. Подведение итогов:

Учитель обращается к учащимся:  «Вспомните упражнение, которое мы делали в самом начале урока. Я думаю, что теперь вы можете сказать, что нового вы узнали на уроке?»

Учащиеся отвечают.

5. Задание на дом: прочитать § 45, заполнить таблицу «Функции отделов головного мозга»

  Ответить на вопросы в конце параграфа.

Выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: " Строение систем внутренних органов млекопитающих"

Урок построен с использованием групповых технологий при изучении темы: "  Строение систем внутренних органов млекопитающих"...

Конспект урока по теме "Строение цветка, Опыление"

Урок содержит полный материал по строению цветка, видам опыления. На уроке используются различные организации учебгой деятельности: например социоконструкция, социоафиширование. Для повторения рекомен...

План-конспект урока "Строение и функции головного мозга"

Урок в 8 классе. Изучаются строение и функции основных отделов головного мозга....

Урок по теме: Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка/

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка...

Урок по теме "Строение спинного мозга" 8 класс

Разработка урока применялась на дне самоуправления где урок проводил учащийся 11 класса...

Урок по теме "Строение головного мозга человека"

Разработка урока представлена в виде презентации, индивидуальной карты для учеников. Материалы предназначены для учеников 8 класса...

Конспект урока "Строение и функции головного мозга"

Конспект урока "Строение и функции головного мозга"...