Значение семян
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Леонова Ирина Владимировна

урок в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_semyan.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение  семян»

Урок  с использованием технологии деятельностного подхода к обучению.

Цель урока: сформировать представление о значении семян.

Задачи урока:

Учебные:

  • Закрепить знания о строении и составе семян.
  • Расширить представление учащихся о значении семян для растения, животных, человека.

Развивающие: 

  • Развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика).
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Развивать умения и навыки самостоятельной работы, исследовательской работы, навыки проведения эксперимента, умение наблюдать, фиксировать результаты, формулировать выводы

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру общения, умение слушать и слышать.
  • Воспитывать культуру речи.
  • Воспитывать умение воспринимать и оценивать другого человека.

Класс разделен на микрогруппы – лаборатории

Ход урока

Слова учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент. Формулировка цели.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор об органах цветкового растения (слайд 1)

Для начала, отгадайте загадку:

В малой хатке – спаленке
Спит ребёнок маленький.
В кладовой еда лежит.
Как проснётся, будет сыт.

О чем идет речь?

Предполагаемый ответ: Хатка – семенная кожура, ребенок маленький – зародыш, кладовая – запасающая ткань. Проснется – значит, прорастет.

А как вы считаете, зачем нам необходимы знания о семени? Почему мы уделяем этому

органу столько внимания?

Предполагаемый ответ: Из семени развивается растение. Семя – зачаток будущего растения.

Семя играет очень большую роль в жизни растения.

Как же мы назовем наш сегодняшний урок?

(слайд 1 после щелчка мышки)

Предполагаемые ответы: Значение семян.

Дети записывают тему урока в технологическую карту.

Ребята, продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня на уроке мы…».  Что же мы с вами можем узнать на уроке? (слайд 2)

Предполагаемые ответы:  Мы должны узнать значение семени для самого растения, для животных и для человека.

Запишите цель нашего урока в свои технологические карты.

Дети формулируют цель и записывают ее в технологические карты.

II. Актуализация знаний учащихся.

Как вы считаете, какие знания нам помогут разобраться в этом вопросе? Что нам надо повторить? (слайд 3)

Предполагаемые ответы:  Строение семени, условия прорастания семян, состав семян.

Каково же строение семени?

Какие условия необходимы для прорастания семени?

Ответы уч-ся.

Молодцы, ребята. А скажите, пригодятся ли ваши исследования нам при изучении новой темы?

Предполагаемый ответ первой группы: Да, пригодятся. Это подтверждает, что с помощью семян растения размножаются.

А что еще необходимо для того, чтобы растение проросло?

А какие вещества входят в состав семени?

Предполагаемый ответ: необходим запас питательных веществ.

Предполагаемый ответ: белки, жиры и углеводы.

Молодцы, как вы считаете, ваши наблюдения пригодятся нам для изучения нового материала?

Предполагаемый ответ четвертой  группы: Да, пригодятся. Если семена имеют запас питательных веществ, значит, их можно использовать в пищу.

  1. Изучение нового материала

А теперь вернемся к цели нашего урока (вернуться по гиперссылке к слайду 2).

Ребята, как вы считаете, имеем ли мы с вами знания, необходимые для того, чтобы изучить вопрос о значении семян.

Значит, нам осталось только обобщить и дополнить имеющуюся информацию.

Ответы детей.

По мере обсуждения дети заполняют схему:

Значение семени

 Для самого растения

 Для животных  

  Для человека

Ребята, какой вывод мы сделали на основании изучения строения семян и их прорастания? (слайд 2 после щелчка)

Предполагаемый ответ: Семя необходимо для размножения растений. 

Значит, семя – орган генеративного размножения растений

(дети записывают вывод)

Вспомните результаты опыта с подсолнечником. Что показал данный опыт?

Предполагаемый ответ: Прорасти может только семя с живым зародышем

И действительно, каждое семя имеет свой срок жизни.

Семена лотоса сохраняют всхожесть 200-300 лет и семена арктического люпина.

Как вы думаете, ребята, важно ли растению иметь семена-долгожители?

Предположения детей.

Продолжаем разговор о значении семян для самого растения. Как вы считаете, для чего еще растению необходимы семена.

Дети делают предположения, но, как правило, затрудняются ответить.

Для того чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, я предлагаю вам подумать над таким вопросом (слайд 4 – перейти по гиперссылке со слайда 2, щелкнув на тексте):

Мангровые деревья растут на полосе ила на побережье тропических морей. Их семена прорастают внутри плода прямо на ветке, падая, втыкаются длинным корешком в ил и прорастают там, рядом с материнским растением. Как вы считаете, выгодно ли это растению?

Предполагаемый ответ:

Семена падают рядом с материнским растением. Молодые растения будут плохо прорастать, их будут затенять взрослые деревья. Возникнет конкуренция между растениями, им не будет хватать места, корни плохо будут развиваться и т. п.

А почему этого не происходит у многих других растений?

Предполагаемый ответ:

Семена других растений распространяются.

Какой вывод о значении семян можно сделать на основании ваших рассуждений?

(вернуться по гиперссылке к слайду 2)

Предполагаемый ответ:

Семена необходимы растению для расселения.

Дети записывают вывод в своих схемах.

Послушайте стихотворение:

В далеком, далеком туманном просторе

Средь волн океанских стоял островок.

Кругом волновалось безбрежное море –

На север, на запад, на юг, на восток.

А остров был голый и очень печальный,

На нем никогда ничего не росло.

Но раз из страны экзотической, дальней

Десяток семян на него занесло. 

                                    И. Н. Епишева                                                                                                                                                                                

Как же семена попали на этот остров?

Задание3

Подумайте, как будут распространяться плоды. Объясните, на основании чего вы сделали такие выводы

Задание 4

Сопоставьте особенности строения плодов и способ их распространения

Давайте посмотрим, что у вас получилось? С помощью какого фактора распространяются плоды одуванчика и клена? (слайд 5 – перейти по гиперссылке со слайда 2, щелкнув на тексте)

Предполагаемый ответ: Данные плоды распространяются ветром.

Какие приспособления у них имеются для этого?

(слайд 6 – перейти по гиперссылке со слайда, щелкнув на рисунке)

Предполагаемый ответ: Для этого они имеют крылышки или парашютики.

Как вы считаете, ребята, далеко ли они могут улететь.

 

Крылатые плоды березы могут улетать от материнского растения на 1,6 км. А крылатки клена – на довольно небольшом расстоянии – всего 900 м. Плоды одуванчика улетают от материнского растения на огромные расстояния

Как распространяются плоды гороха?

(слайд 5 – вернуться по гиперссылке)

Предполагаемый ответ: У данных растений самораспространение.

Давайте подумаем, как происходит самораспространение.

(слайд 7 – перейти по гиперссылке со слайда, щелкнув на рисунке)

Дети делают предположение, но их ответы не точны.

Самораспространение еще имеется у растения бешеный огурец.

Давайте посмотрим видеофрагмент и подумаем, откуда такое интересное название у данного растения.

Дети просматривают видеофрагмент «Бешеный огурец» и отвечают на вопрос учителя.

А как на наших грядках появляются баклажаны, томаты, огурцы? (слайд 5 после щелчка)

Предполагаемый ответ: Их высаживает человек.

Как распространяются плоды череды, гравилата?

(слайд 5 после щелчка)

Предполагаемый ответ: Животными и человеком.

Отгадайте загадку (слайд 8 – перейти по гиперссылке со слайда, щелкнув на рисунке):

Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей
Спал и видел чудесные сны,
Как он вцепится в чьи-то штаны…
                               Валентин Берестов

Какие приспособления помогут лопуху сделать сон явью?

Предполагаемый ответ: Крючки, шипы и т. п.

Как переносятся данные плоды животными?

Предполагаемый ответ: Данные плоды переносятся животными на наружных покровах.

Какие еще растения расселяются с помощью животных?

рябина и вишня.

Какие приспособления для этого они имеют?

(слайд 9)

Предполагаемый ответ: Сочная оболочка плода.

А какой способ переноса животными у этих плодов?

Предполагаемый ответ: В пищеварительной системе. Семена не перевариваются.

Ребята, а как распространяются орехи лещины, желуди дуба?

Предполагаемый ответ: Тоже животными.

Ребята, скажите, а что привлекает животных в данных плода и семенах?

Предполагаемый ответ: Запас питательных веществ в эндосперме или в семядолях.

Какой можно сделать вывод о значении семян для животных? (слайд 2 – вернуться по гиперссылке)

Дети делают вывод о том, что семена являются кормом для животных и записывают их в свои схемы

А где семена может использовать человек?

(слайд 2 – после щелчка)

 В семенах содержатся органические вещества: белки, жиры, углеводы (85-90%), минеральные соли (2-4%) и вода (6-13%). Плоды и семена используются  в пищу человека в сыром и переработанном виде. Они являются источником для добывания эфирных масел, крахмала, белков, лекарственных веществ, их используют как пряность. Мука для приготовления хлеба - это переработанные зерновки злаков, крупы - переработанные плоды и семена риса, гречихи, проса, ячменя и других растений. Ценными съедобными продуктами являются семена гороха, фасоли, сои, бобов, плоды кокосовой пальмы, хлебного дерева, ананасов и других растений. Из семян и плодов подсолнечника, хлопчатника, маслина и других культур получают пищевые масла. В семенах содержится 24 - 26% масла, 20% белков. Масло используется в пищу, а также для выработки технических масел. Следовательно, все культурные растения дают плоды и семена, которые в том или ином виде использует человек.

IV. Закрепление изученного материала

А теперь я предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы усвоили материал урока.

Идет взаимопроверка теста.

  1. Рефлексия

Ребята, давайте еще раз посмотрим на ту цель, которую мы с вами ставили в начале урока. Как вы считаете, добились мы этой цели?

Ответы детей.

VI. Домашнее задание

§12, повторить §10-11 и записи в тетради, подготовиться к самостоятельной работе по теме: «Семя»,

выполнить творческие задания по данной теме. Подберите из книг блюда, которые можно приготовить из семян


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Изучение влияния ионов Pb2+, Cu2+, Al3+ , Cl- и H+ на стартовые процессы прорастания семян фасоли". Исследовательская работа по химии.

Работа содержит не только интересный материал про кислотные дожди, но и результаты опытов....

Строение семян двудольных и однодольных растений

урок биологии в 6 классе посвящён изучению семян двудольных и однодольных растений.  во время урока учащиеся работают с натуральными объектами, цветной бумагой, выполняют лабораторную работу. в к...

Урок по теме "Строение семян двудольных и однодольных растений"

Урок включает в себя изучение материала как однодольных, так и двудольных растений, лабораторную работу и презентанцию....

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных растений

Познакомить учащихся с особенностями  строения  семян однодольных и двудольных растений....

Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян.

Тема урока: Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Цель урока: Показать роль семени в индивидуальном развитии растений, познакомить учащихся с условиями прорастания семян,...

ВЛИЯНИЕ ГЛУБИНЫ ЗАДЕЛКИ СЕМЯН И КАЧЕСТВА ВОДЫ НА ВСХОЖЕСТЬ И РОСТ СЕМЯН КАЛЕНДУЛЫ

ПРОЕКТ  "ВЛИЯНИЕ ГЛУБИНЫ ЗАДЕЛКИ СЕМЯН И КАЧЕСТВА ВОДЫ НА ВСХОЖЕСТЬ И РОСТ СЕМЯН КАЛЕНДУЛЫ"...