рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Юдина Галина Евгеньевна

рабочая программа по биологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_11_kl.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ардатовская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения

Председатель МО

__________/Калигина Н.Ф./

 «2»      сентября           2014

Утверждена руководителем образовательного учреждения

________/ Кочетков К.В. /

 «____» ___________2014

Рабочая программа

учебного курса биологии в 11 классе

«Биология. Общие закономерности»

Составитель: Юдина Г. Е.,

учитель биологии и химии

Ардатов 2014г.


                Пояснительная записка

Цель и задачи изучения учебного предмета

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по «биологий (базовый уровень):

 □ освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли миологической науки в формировании современной естественно - научной картины мира; о методах (научного познания;

 овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с мелью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

 □ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в промессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

 воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при (обсуждении биологических проблем;

 и использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общая характеристика учебного предмета

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 11 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 1 час классных занятий в неделю (34 часа в год) – базовый уровень.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с (преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход,  в соответствии с которым (учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно - научной картины мира, ценностных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования современной естественно - научной картины мира при изучении биологии в графе рабочей программы «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Данная рабочая программа составлена на основании Федерального Государственного стандарта, При¬мерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И. Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений.  Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. -138с.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Изменения, внесенные в программу:

Программа представлена без изменений авторского варианта.

Место предмета в базисном учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени развития.

Программа рассчитана в объеме 34 часов в год, 1 час в неделю. Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина для учащихся 7 классов, учебником «Человек» Н.И.Сонина для учащихся 8 классов, учебника по биологии 9 класса Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, учебника по биологии 10 класса В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин «Общая биология» М., Дрофа, 2002.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

Знать / понимать

  • Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  • Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;
  • Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • Биологическую терминологию и символику;

Уметь

  • Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование  современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции;
  • Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистеме;
  • Описывать особей вида по морфологическому критерию;
  • Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • Сравнивать:  биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;
  • Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и практически их использовать;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

  • Соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде;
  • Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • Оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии.

Результаты освоения курса:

Личностными результатами изучения предмета являются:

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире; 

– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт; 

– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. 

  • Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
  • Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. 
  • Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
  • Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
  • Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
  • Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
  • Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
  • Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
  • Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:
  • – риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);
  • – поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития). 

Метапредметными результатами изучения предмета являются:

формирование универсальных учебных действий (УУД):

  • Регулятивные УУД 
  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
  • Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
  • Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
  • Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
  • В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
  • Самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
  • Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
  • Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
  • Познавательные УУД 
  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
  •  давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
  •  осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
  •  обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
  • Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.
  • Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.  
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
  • Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
  • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:

  осознание роли жизни (1-я линия развития);

 рассмотрение биологических процессов в развитии  (2-я линия развития);

 использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);

 объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).

  • Коммуникативные УУД
  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
  • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории.
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
  • Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета являются:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

– объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных;

– объяснять природу устойчивости нормального онтогенеза;

– приводить примеры приспособлений у растений и животных.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;

– пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);

– соблюдать профилактику наследственных болезней;

– использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;

– характеризовать основные уровни организации живого;

– понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем, а для этого необходимо находить обратные связи в простых системах и их роль в процессах функционирования и развития живых организмов;

– перечислять основные положения клеточной теории;

– характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов;

– характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение;

– характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;

– уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;

– объяснять основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;

– объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;

– различать основные факторы среды и характеризовать закономерности их влияния на организмы в разных средах обитания;

– пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме, биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;

– характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;

– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

– характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;

– приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных и объяснять причину этого явления;

– характеризовать законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы, основные положения хромосомной теории наследственности;

– характеризовать природу наследственных болезней;

– объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, учения о виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного процесса А.Н. Северцова, теорию искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы);

– характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;

– объяснять место человека среди животных и экологические предпосылки происхождения человека;

– характеризовать основные события, выделившие человека из животного мира.

5-я линия развития – оценивать риск взаимоотношений человека и природы:

– характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;

– находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;

– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества.

Содержание учебного предмета

Курс начинается с раздела «ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ» и раздела «СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ», в которых рассматривается история эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественно - научной картины мира. Раскрываются такие понятия как - вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. На изучение тем по программе отводится 13 часов.

Далее следует раздел – «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ». В этом разделе изучается развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина—Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. На изучение данного раздела по программе отводиться часов – 3 часа.

Учащийся должен:

  • характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
  • понимать сущность эволюционной теории, сложные и противоречивые пути ее становления, вклад в формирование современной естественно - научной картины мира;
  • выделять существенные признаки биологических объектов (видов) и процессов (действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов);
  • объяснять причины эволюции, изменяемости видов;
  • приводить доказательства (аргументацию) необходимости сохранения многообразия видов;
  • уметь пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • решать элементарные биологические задачи;
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;
  • сравнивать процессы естественного и искусственного отбора;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; аргументировать свою точку
  • зрения в ходе дискуссий по обсуждению гипотез сущности и происхождения жизни, проблемы происхождения человека;
  • овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и учиться объяснять их результаты;
  • находить биологическую информацию в разных источниках;
  • анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.

Следующий раздел – «ЭКОСИСТЕМЫ». В нем рассматриваются: организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические,

антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.

Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы. На изучении данного раздела отводится 7 часов.

Заключительные разделы «БИОСФЕРА – ГЛОБАЛЬНАЯ СИСТЕМА» и «БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК». В них подробно рассматриваются Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Учащийся должен:

  • характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
  • выделять существенные признаки биологических объектов (экосистем, биосферы) и процессов (круговорот веществ
  • и превращения энергии в экосистемах и биосфере);
  • обобщать и систематизировать представления об экосистемах как целостных биологических системах, о закономерностях, проявляющихся на данном уровне организации живого (круговороте веществ и превращениях энергии, динамики и устойчивости экосистем);
  • понимать содержание учения В. И. Вернадского о биосфере;
  • понимать необходимость реализации идеи устойчивого развития биосферы, ее охраны;
  • развивать общебиологические умения на экологическом содержании: наблюдать и выявлять приспособления у организмов, антропогенные изменения в экосистемах;
  • объяснять причины устойчивости и смены экосистем;
  • приводить доказательства (аргументацию) необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять
  • схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; изменения в экосистемах на биологических
  • моделях;
  • сравнивать биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности) и формулировать
  • выводы на основе сравнения;
  • обосновывать и соблюдать правила поведения в природной среде;
  • анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде, глобальные экологические
  • проблемы;
  • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению экологических проблем;
  • уметь пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и учиться объяснять их результаты;
  • находить биологическую информацию в разных источниках;
  • анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.

 На изучение данного раздела отводится 6 часов

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Практические

работы

Лабораторные

работы

Контрольные

самостоятельные

работы

Обобщение

тем

1.

История эволюционных идей

4

3

2.

Современные эволюционные учения

9

1

3.

Происхождение жизни на Земле

3

2

4.

Происхождение человека

5

3

5.

Экосистемы

7

6

Биосфера – глобальная экосистема

2

7

Биосфера и человек

3+1

2

 ИТОГО

34

11

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование

разделов

Всего

часов

Тип урока

Вид самостоятельной работы

Дата план

Дата факт

История эволюционных идей 4 часа

1

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея

1

Вводный

2

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

1

Семинар

Работа с учебником

3

Предпосылки развития теории Ч.Дарвина

1

Семинар

4

Эволюционная теория Ч.Дарвина

1

Семинар

Работа с учебником

Современное эволюционное учение 9 часов

5

Вид. Критерии и структура

1

Комбинированный

6

Популяция – структурная единица вида и эволюции

1

Комбинированный

7

Факторы эволюции

1

Комбинированный

8

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции

1

Комбинированный

9

Адаптации организмов к условиям обитания

1

Комбинированный

10

Видообразование

1

Комбинированный

11

Сохранение многообразия видов

1

Комбинированный

12

Доказательства эволюции органического мира

1

Урок комплексного применения знаний

Работа с учебником

13

Зачет №1 «Основные закономерности эволюции»

1

Урок контроля и оценки знаний

Происхождение жизни на Земле 3 часа

14

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле

1

Урок изучения нового материала. лекция

Работа с учебником

15

Современные представления о возникновении жизни

1

Семинар

16

Развитие жизни на Земле

1

Семинар

Происхождение человека 5 часов

17

Гипотезы происхождения человека

1

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

18

Положение человека в системе органического мира

1

Комбинированный

19

Эволюция человека

1

Семинар

20

Человеческие расы

1

Семинар

21

Зачет №2 «Происхождение человека»

1

Урок контроля и оценки  знаний

Проверочная работа

22

Организм и среда. Экологические факторы

1

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

23

Абиотические факторы среды

1

Комбинированный

24

Биотические факторы среды

1

Комбинированный

25

Структура экосистем

1

Комбинированный

26

Пищевые связи. Круговорот  веществ и энергии в экосистемах

1

Комбинированный

27

Причины устойчивости и смены экосистем

1

Комбинированный

28

Влияние человека на экосистемы

1

Комбинированный

Биосфера – глобальная экосистема 2 часа

29

Биосфера – глобальная экосистема

1

Комбинированный

30

Роль живых организмов в биосфере

1

комбинированный

Работа с учебником

Биосфера и человек 4 часа

31

Биосфера и человек

1

комбинированный

32

Основные экологические проблемы современности и пути их решения

1

Семинар

33

Зачет №3 «Экосистема»

1

Урок контроля и оценки знаний

34

Обобщающий урок  «Роль биологии в будущем»

1

Круглый стол

Учебно – методическое обеспечение:

Основная учебно – тематическая литература:

  1. Сивоглазов, В. И. Биология. Общая биология. Базовый уровень : учебник для 10 – 11 кл. / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. – 10-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 381, [3] c. : ил.

Дополнительная учебно – методическая литература:

  1. В.И. Сивоглазов, Т.С. Сухорукова, Т.А. Козлова  «Биология. Общие закономерности»  Книга для учителя. М., «Школа-Пресс», 1996
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. – М. Дрофа, 2009
  3. Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М. Дрофа, 2006
  4. Д.К.Беляев, Г.М. Дымшиц «Общая биология» учебник для 10-11 класса, М., «Просвещение», 2003
  5. Биологический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1989
  6. Биология. Под ред. Проф. В.Н. Ярыгина. М., Медицина, 2001
  7. В.И. Сивоглазов, Т.С. Сухорукова, Т.А. Козлова  «Биология. Общие закономерности»  Книга для учителя. М., «Школа-Пресс», 1996
  8. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. – М. Дрофа, 2009
  9. Сборник нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М. Дрофа, 2006
  10. Д.К.Беляев, Г.М. Дымшиц «Общая биология» учебник для 10-11 класса, М., «Просвещение», 2003
  11. Биологический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1989
  12. Биология. Под ред. Проф. В.Н. Ярыгина. М., Медицина, 2001

Материально – техническое обеспечение:

Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы.

Примеры симбиоза в природе. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме. Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...