Программа элективного курса "Эволюция органического мира" 10-11 класс
элективный курс по биологии (10 класс) на тему

Программа элективного курса "Эволюция органического мира" имеет социально-педагогическую направленность. Цель программы: сформировать систему биологических знаний для успешной сдачи ЕГЭ, как способа государственной аттестации призачислении в вузы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_po_biologii_10-11_klass.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Эволюция органического мира» имеет социально-педагогическую направленность. Данная программа разработана на основе программы, составленной  В.И. Нахаевой (ОмГПУ) и является модифицированной.

Цель программы: сформировать систему биологических знаний для успешной сдачи единого государственного экзамена, как способа государственной аттестации при зачислении в ссузы и вузы. 

Задачи программы:

  1. Установление индивидуального уровня знаний и умений учащихся.
  2. Проведение психологической адаптации учащихся к требованиям и условиям ЕГЭ.
  3. Формирование умений анализа содержания понятий через выделение ведущих признаков понятия и установления их связей.
  4. Развитие мыслительных умений проводить сравнения, сопоставления, обобщения, систематизацию при анализе содержания биологических понятий.
  5. Формирование умений работы с тестовыми заданиями уровня А, В, С.

Отличительной особенностью содержания представляемой программы согласно цели и задачам является систематизация знаний учащихся на внутрипредметной (ботаника, микробиология, микология, зоология, анатомия и морфология человека, цитология, генетика) при установлении связей между биологическими понятиями, выявлении причинно-следственных связей между функциями и строением живого организма, общих и отличительных признаков и свойств живой системы и межпредметной основе (химия, физика, география, математика).

Ведущими видами деятельности учащихся являются контроль и самоконтроль знаний и умений, другими словами, воспроизведение знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.

Ведущая форма: учебное занятие.

Ведущий метод: беседа с элементами обобщения, систематизации содержания тем.

Ведущий вид деятельности учителя: консультирование.

Средства обучения:

  • Техника работы с тестовым заданием уровня А и В;
  • Техника работы с тестовым заданием уровня С;
  • Тестовые задания уровня А;
  • Тестовые задания уровня В;
  • Тестовые задания уровня С;
  • Учебная литература по биологии.

Программа элективного курса «Эволюция органического мира» рассчитана на 2 года для учащихся 10-11 классов, 16-17 лет. Каждый год – отдельный этап обучения. Длительность одного занятия – 40 минут. Количество занятий в неделю в 10 классе – 1, в 11 классе – 1. Всего в 10 классе – 34, в 11 классе – 34 занятий в год.

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику.

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах интернета; и критически ее оценивать.

                Способы проверки результатов: через решение тестовых заданий по материалам ЕГЭ

Учебно-тематический план

10 класс

Наименование тем

Всего часов

Практические

Формы контроля

1.

Растения

10

1

Тестирование, пр. работа

2.

Животные

9

1

Тестирование, пр. работа

3.

Человек и его здоровье

8

1

Тестирование, пр. работа

4.

Общая биология

7

1

Тестирование, пр. работа

Итого

34

11класс

Наименование тем

Всего часов

Практические

Формы контроля

Хим. состав клетки

2

Тестирование

Строение клетки

3

Тестирование

Клетки прокариот и эукариот

1

Тестирование

Клеточный метаболизм

3

1

Тестирование, пр. работа

Деление клетки

5

Тестирование

Онтогенез

2

1

Тестирование, пр. работа

Основы генетики

11

7

Тестирование, пр. работа

Основы селекции

4

Тестирование

Решение тестов по материалам ЕГЭ

3

Тестирование

Итого

                34

Содержание программы

10 класс

        Растения.

Ботаника – наука о растениях. Цветковое растение и его строение. Особенности строения тканей и органов.

Семя. Внешнее и внутреннее строение семян. Условия прорастания семян.

Корень. Внешнее и внутреннее строение. Виды корней. Видоизменения корней в связи с выполняемой функцией.

Лист. Внешнее и внутреннее строение. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения, газообмена.

Стебель как осевая часть побега и проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение.

Вегетативное размножение цветковых растений.

Цветок и плод. Значение и строение. Цветение и опыление.

Растение и окружающая среда.

Классификация цветковых растений.

Основные группы растений. Водоросли. Общая характеристика, многообразие и значение.

Мхи. Общая характеристика, многообразие и значение.

Хвощи, плауны, папоротники. Общая характеристика, многообразие и значение.

Голосеменные. Общая характеристика, многообразие и значение.

Покрытосеменные. Общая характеристика, многообразие и значение. Признаки классов и семейств.

Развитие растительного мира на Земле.

Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных и человека. Профилактика заболеваний, вызываемых человеком.

Грибы. Строение, жизнедеятельность, размножение, значение.

Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.

Практическая работа.

Анализ и систематизация содержания блока.

        

Животные.

Одноклеточные. Классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.

Тип Плоские черви. Классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.

Тип Круглые черви. Классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.

Тип Кольчатые черви. Классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.

Тип Моллюски. Классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие. Классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.

 Класс Ракообразные.

Класс Паукообразные.

Класс Насекомые.

Тип Хордовые. Классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.

Класс ланцетники.

Класс Рыбы.

Класс Земноводные.

Класс Пресмыкающиеся.

Класс Птицы.

Класс Млекопитающие.

Практическая работа.

Анализ и систематизация содержания блока.

        

Человек и его здоровье.

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, психология.

Опорно-двигательная система. Строение и жизнедеятельность.

Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет.

Кровообращение. Строение и жизнедеятельность системы органов.

Дыхание. Строение и жизнедеятельность системы органов.

Пищеварение. Строение и жизнедеятельность системы органов.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

Выделение. Строение и жизнедеятельность системы органов.

Кожа.

Нервная система. Строение и жизнедеятельность.

Анализаторы. Органы чувств. Их роль в организме.

 Высшая нервная деятельность. Сознание. Память, эмоции. Речь. Мышление.

Железы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

Развитие человеческого организма.

Практическая работа.

Анализ и систематизация содержания блока.

        

Общая биология.

Клеточная теория. Клетка – структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Взаимосвязь строения и функций веществ клетки.

Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена.

Пластический обмен. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза, его космическая роль.

Деление клеток: митоз, мейоз. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение.

Половое и бесполое размножение организмов. Способы размножения, сходство и отличия полового и бесполого размножения.

Онтогенез и присущие ему закономерности.

Генетика. Законы Менделя. Моно- и Дигибридное скрещивание.

Сцепленное наследование. Законы Т. Моргана. Генетика пола.

Взаимодействие генов.

Изменчивость признаков у организмов: модификационная, мутационная, комбинативная. Значение изменчивости в жизни организмов и эволюции.

Практическая работа.

Анализ и систематизация содержания блока.

Решение генетических задач.

Содержание программы

11 класс

        Введение.

Клетка – структурная и функциональная единица живого.

        

Химический состав клетки.

Неорганические вещества: вода и минеральные соли, их роль в клетке.

Органические вещества: Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. Строение и функции в клетке.

Низкомолекулярные органические соединения – АТФ.

        Строение клетки.

 Оболочка. Плазматическая мембрана. Транспорт веществ.

Органоиды цитоплазмы.

Органоиды мембранного строения: одномембранные и двумембранные органоиды. Строение и функции в клетке.

Органоиды немембранного строения.  Строение и функции в клетке.

Строение и функции ядра. Органоиды ядра.

Клетки прокариот  и эукариот, черты сходства и отличия.

Бактерии и сине-зеленые водоросли.

Вирусы.

        

Клеточный метаболизм.

Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена.

Особенности энергетического обмена в клетках анаэробов.

Пластический обмен. Транскрипция и трансляция. Взаимосвязь пластического и  энергетического обмена.

Фотосинтез, его космическая роль. Фазы фотосинтеза, их взаимосвязь. Значение фотосинтеза.

Практическая работа.

Решение типовых задач.

        

Деление клетки – основа роста и размножения организма.

Митотический цикл. Интерфаза.

Митоз. Амитоз. Характеристика, сравнение, биологическое значение.

Бесполое размножение организмов.

Способы бесполого размножения организмов.

Мейоз. Определение набора хромосом. Биологическое значение.

Половое размножение.

Гаметогенез. Овогенез. Сперматогенез. Особенности развития половых клеток у животных и растений.

Особенности строения половых клеток.

Осеменение и оплодотворение.

Партеногенез.

        

Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное строение организма.

Постэмбриональное развитие организма. Прямое развитие.

Непрямое развитие.

Развитие организма и окружающая среда. Причины нарушения развития организмов.

Практическая работа.

Решение типовых задач.

        

Основы генетики.

Задачи и методы генетики.

Краткая история генетики.

Основные понятия генетики.

Моногибридное скрещивание. 1 закон Менделя. 2 закон Менделя. Промежуточное наследование признаков.

Анализирующее скрещивание.

Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя. Цитологические основы .

Хромосомная теория наследственности.

Сцепленное наследование признаков. Нарушение сцепления признаков. Законы Т. Моргана.

Генетика пола.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Методы изучения наследственности человека.

Наследственные заболевания, их причины и профилактика.

Генотип как целостная система.

Взаимодействие генов.

Закономерности изменчивости. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции.

Модификационная изменчивость. Норма реакции.

Комбинативная изменчивость.

Мутационная изменчивость. Виды мутаций и их причины.

Значение мутаций.

Практическая работа.

Решение и составление задач.        

        

Селекция как наука, ее задачи. Краткая история развития.

Вклад В.И. Вавилова и др. ученых в развитие селекции. Закон гомологичных рядов в наследственной изменчивости.

Методы селекции растений.

Вклад И.В. Мичурина в развитие селекции растений.

Методы селекции животных.

Селекция микроорганизмов.

Основные направления биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности. Сохранения генофонда планеты.

Достижения современной селекции.

Решение тестов по материалам ЕГЭ.


Учебно-тематический план 10 класс

Месяц

№ занятия

Наименование тем и уроков.

Кол-во часов

I. Растения

10

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1 неделя

Ботаника – наука о растениях.

Цветковое растение и его строение.

Семя

1

2 неделя

Корень.

Лист

1

3 неделя

Стебель.

Вегетативное размножение цветковых растений

1

4 неделя

Цветок и плод.

Растение и окружающая среда

1

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1 неделя

Классификация цветковых растений.

Основные группы растений. Водоросли

1

2 неделя

Мхи.

Хвощи. Плауны. Папоротники

1

3 неделя

Голосеменные.

Покрытосеменные

1

4 неделя

Развитие растительного мира на Земле.

Бактерии

1

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1 неделя

Грибы.

Лишайники

1

2 неделя

Пр.р. № 1.Анализ и систематизация содержания блока. (С.б. 4.1-4.5).

Тестовый контроль знаний

1

II. Животные

9

3 неделя

Одноклеточные.

Тип Кишечнополостные

1

4 неделя

Тип Плоские черви.

Тип Круглые черви

1

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1 неделя

Тип Кольчатые черви.

Тип Моллюски

1

2 неделя

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Класс Паукообразные

1

3 неделя

Класс Насекомые.

Тип Хордовые

1

4 неделя

Класс Ланцетники.

Класс Рыбы

1

Я

Н

В

А

Р

Ь

1 неделя

Класс Земноводные.

Класс Пресмыкающиеся

1

2 неделя

Класс Птицы.

Класс Млекопитающие

1

3 неделя

Пр.р. №2.Анализ и систематизация содержания блока. (С.б. 4.6-4.7).

Тестовый контроль знаний

1

III. Человек и его здоровье

8

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1 неделя

Науки о человеке.

Опорно-двигательная система

1

2 неделя

Кровь.

Кровообращение

1

3 неделя

Дыхание.

Пищеварение

1

4 неделя

Обмен веществ.

Выделение

1

М

А

Р

Т

1 неделя

Кожа.

Нервная система

1

2 неделя

Анализаторы.

Высшая нервная деятельность

1

3 неделя

Железы внутренней секреции.

Развитие человеческого организма

1

4 неделя

Пр.р. № 3.Анализ и систематизация содержания блока. (С.б. 5.1-5.6).

Тестовый контроль знаний

1

IV. Общая биология

8

А

П

Р

Е

Л

Ь

1 неделя

Клеточная теория. Клетка – структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки

1

2 неделя

Энергетический обмен.

Пластический обмен. Фотосинтез

1

3 неделя

Деление клеток: митоз, мейоз.

Половое и бесполое размножение организмов

1

4 неделя

Пр.р. № 4.Анализ и систематизация содержания блока. (С.б. 2.1-2.7).

Тестовый контроль знаний

1

М

А

Й

1 неделя

Онтогенез.

Генетика. Законы Менделя

1

2 неделя

Сцепленное наследование.

Взаимодействие генов

1

3 неделя

Изменчивость признаков у организмов.

Пр.р. № 5.Анализ и систематизация содержания блока. (С.б. 3.1-3.6)

1

Учебно-тематический план 11 класс

Месяц

№ занятия

Название тем и уроков.

Кол-во часов.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1 неделя

Клетка – структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

Органические вещества: белки, жиры, углеводы.

1

2 неделя

Нуклеиновые кислоты.

Низкомолекулярные органические соединения.

1

3 неделя

Строение клетки. Оболочка.

Плазматическая мембрана. Транспорт веществ.

Органоиды цитоплазмы.

1

4 неделя

Органоиды мембранного и немембранного строения.

1

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1 неделя

Строение и функции ядра.

Органоиды ядра.

1

2 неделя

Клетки прокариот  и эукариот.

Бактерии и сине-зеленые водоросли. Вирусы

1

3 неделя

Клеточный метаболизм.

Энергетический обмен.

Особенности энергетического обмена в клетках анаэробов.

1

4 неделя

Пластический обмен.

Биосинтез белка. Транскрипция. Трансляция

1

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1 неделя

Фотосинтез. Световая фаза. Темновая фаза.

1

2 неделя

Пр. р. № 1. Решение типовых задач.

Деление клетки – основа роста и размножения организма.

1

3 неделя

Митотический цикл. Интерфаза.

Митоз. Амитоз.

Бесполое размножение организмов.

1

4 неделя

Способы бесполого размножения организмов.

Мейоз.

1

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1 неделя

Половое размножение.

Гаметогенез. Овогенез.

Сперматогенез.

1

2 неделя

Особенности строения половых клеток.

Осеменение и оплодотворение. Партеногенез

1

3 неделя

Онтогенез. Эмбриональное развитие организма.

Постэмбриональное развитие организма. Прямое развитие.

1

4 неделя

Непрямое развитие.

Развитие организма и окружающая среда.

Пр.р. № 2. Решение типовых задач

1

Я

Н

В

А

Р

Ь

1 неделя

Основы генетики. Задачи и методы генетики.

Краткая история генетики.

1

2 неделя

Основные понятия генетики.

Моногибридное скрещивание. I закон Менделя.

1

3 неделя

Пр. р. № 3. Решение и составление задач.

II закон Менделя.

Пр. р. № 4. Решение и составление задач.

1

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1 неделя

Промежуточное наследование.

Пр. р. № 5. Решение и составление задач.

1

2 неделя

Анализирующее скрещивание.

Пр. р. № 6. Решение и составление задач.

Дигибридное скрещивание. III закон Менделя.

1

3 неделя

Пр. р. № 7. Решение и составление задач.

Хромосомная теория наследственности.

1

4 неделя

Сцепленное наследование признаков.

Генетика пола.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

М

А

Р

Т

1 неделя

Пр.р. № 8. Решение и составление задач.

Методы изучения наследственности человека.

1

2 неделя

Наследственные заболевания.

Генотип как целостная система.

Взаимодействие генов.

1

3 неделя

Пр.р. № 9. Решение и составление задач.

Закономерности изменчивости.

1

4 неделя

Модификационная изменчивость.

Комбинативная изменчивость.

Мутационная изменчивость. Значение мутаций

1

А

П

Р

Е

Л

Ь

1 неделя

Селекция как наука. Краткая история развития.

Вклад В.И.Вавилова и др. ученых в развитие селекции

1

2 неделя

Методы селекции растений.

Вклад И.В.Мичурина в развитие селекции растений

1

3 неделя

Методы селекции животных.

Селекция микроорганизмов

1

4 неделя

Основные направления биотехнологии.

Достижения современной селекции

1

М

А

Й

1 неделя

Решение тестов по материалам ЕГЭ

1

2 неделя

Решение тестов по материалам ЕГЭ

1

3 неделя

Решение тестов по материалам ЕГЭ

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"

В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:1) выявление, ос...

Программа элективного курса для 8 класса "Обучение различным видам изложения"

Изложение наряду с сочинением является средством формирования коммуникативных умений, а значит, изложение – один из основных видов работ по развитию связной речи школьников. По выражению М.А. Ры...

Программа элективного курса для 9 класса

Программа курса  по выбору «Химия вокруг нас»     предназначена для учащихся  9 класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов....

программа элективного курса для 9 класса"аналитическая химия"

предпрофильная подготовка, элективный курс...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...