Разноуровневые задачи по генетике для 9 класса
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Селезнева Лариса Викентьевна

Предлагаются два варианта для самостоятельной работы по решению генетических задач в 9 классе. Задания имеют три уровня сложности и дают возможность учителю более четкого оценивания понимания материала. Учитель может предложить каждому начинать решение с основного уровня сложности и постепенно продвигаться к более высокому; можно также давать сразу более сложные задания для более сильных учеников. Предлагаются и задачи в качестве тренировочных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9zadachigen1.docx15.24 КБ
Файл 9zadachigen2.docx15.07 КБ
Microsoft Office document icon 9zadachitrenir.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 3 «Решение генетических задач»

I вариант

Основной уровень сложности

  1. У лошадей в клетках тела 64 хромосомы, у домашних ослов — 62. Между ними возможны межвидовые гибриды, мулы, которые неплодовиты. Сколько хромосом в гаметах гибридов? Почему от мулов нельзя получить потомство?

  1. Какова вероятность того, что в семье с двумя детьми оба — мальчики?

  1. Перепишите текст, найдите ошибки и зачеркните их в своей записи. Надпишите сверху возможные исправления:

«Количество ДНК во всех клетках тела разное, следовательно, количество генов у них тоже разное. Поэтому в организме много клеток с разными генотипами. Зато у гамет одного организма генотип одинаковый и у всех гаплоидный набор хромосом».

  1. В потомстве чешуйчатых карпов получилось соотношение зеркальных рыб (без чешуи) к чешуйчатым как 1:3. Выясните генотипы родителей и потомства.

Повышенный уровень сложности

  1. Найдите и исправьте ошибку в условии задачи. Запишите исправленный текст и решите задачу:

«Ген черной окраски тела у коров доминирует над геном красной окраски. У красной коровы и красного быка в потомстве поровну черных и красных телят. Какой генотип у полученных черных телят?»

  1. За признаки золотистого и белого оперения у кур отвечают аллельные гены. Известно, что у белых родителей могут быть цыплята, которые вырастут в птиц с золотистой окраской. Какой ген доминирует? Объясните ваш ход рассуждений.
  2. У человека встречается мутантный рецессивный ген, вызывающий наследственную глухонемоту. Какова вероятность рождения здоровых детей от родителей, несущих такой ген?

Высокий уровень сложности

  1. Как звучал бы первый закон Менделя, если бы он не добивался создания чистых линий и один из родителей не являлся бы чистой линией?

  1. Окраска плодов у томатов обусловлена аллелями одного гена. Допустим, что доминантный ген неизвестен. Красноплодные томаты скрестили с желтоплодными и получили в потомстве 352 растения с красными плодами, остальные — с желтыми. Попробуйте определить, сколько же желтых растений получилось в потомстве.
  2. Какова вероятность рождения здорового мальчика в семье дальтоника и женщины-носителя гена дальтонизма?

Дополнительный вопрос

  1. У человека в 23-й паре хромосом бывает YXX (мужчина), YYX (мужчина), YXXX (мужчина), только Х (женщина). Почему не бывает хромосомного набора YY? Или только Y? Предложите свои версии объяснения названных отклонений. Постарайтесь, используя эти примеры, вывести закон определения пола у человека.
  2. У кузнечиков женский пол так же, как у млекопитающих, определяется двумя Х-хромосомами (ХХ). Но мужской пол определяется не Y и Х-хромосомами (YX), а одной Х-хромосомой (Х0). Какие гаметы у обоих полов могут образовываться? Какие гаметы могут образоваться, если в мейозе у самки при образовании яйцеклеток Х-хромосомы не разойдутся? Какое потомство, т.е. какого пола тогда может быть (будем считать его жизнеспособным)?


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 3 «Решение генетических задач»

II вариант

Основной уровень сложности

  1. У европейских коров и африканских коров зебу в диплоидном наборе 60 хромосом. Между ними возможны плодовитые гибриды. Сколько гамет в хромосомах гибридов? Поясните расчет.

  1. Какова вероятность того, что в семье с двумя детьми один из них — мальчик, другой — девочка? Как вы думаете, полностью ли объяснит эти явления теория равных вероятностей?

  1. Перепишите текст, найдите ошибки и зачеркните их в своей записи. Надпишите сверху возможные исправления:

«Количество хромосом во всех гаметах одного существа разное, следовательно, количество генов у них тоже разное. Но в парных (гомологичных) хромосомах диплоидных клеток генетическая информация абсолютно одинакова, потому что обе парные хромосомы приходят от одного и того же существа».

  1. Положительный резус-фактора в крови определяется доминантным геном (Rh+). Могут ли быть у родителей с положительным резус-фактором дети с отрицательным? Ответ объясните схемой.

Повышенный уровень сложности

  1. При скрещивании черной и коричневой собак все щенки оказались черными. Отсюда сделали вывод, что черный цвет доминирует. Правильное ли это объяснение? Возможно ли другое?

  1. Два генетически идентичных (однояйцевых) брата-близнеца знакомятся с сестрами-близняшками и женятся на них. Дети одной семьи и второй так же будут одинаковы внешне, как пары родителей?

  1. У собак признак короткой шерсти доминирует над признаком длинной шерсти. Какова вероятность рождения длинношёрстного щенка у собак с короткой шерстью?

Высокий уровень сложности

  1. Как звучал бы второй закон Менделя, если бы Мендель скрещивал не гибриды, а гибрида с одной из родительских чистых линий?

  1. Допустим, что у человека за цвет кожи отвечают 2 пары аллельных генов — А и Е. Если все 4 гена в этих двух аллелях доминантны, то кожа у человека черная, если 3 из четырех — темная, 2 — смуглая, 1 — светлая, ни одного доминантного аллеля — белая (альбинос).

Может ли у темнокожих родителей быть светлокожий ребенок? Какие здесь возможны варианты генотипов и фенотипов детей?

  1. Какова вероятность рождения больного ребёнка в семье здорового мужчины и женщины-носителя гемофилии?

Дополнительный вопрос

  1. Известно, что окраска кроликов определяется двумя аллелями разных генов: один ген отвечает за выработку «незрелого», не готового к проявлению пигмента, второй— за «дозревание» пигмента. Аллель выработки пигмента и аллель его успешного «дозревания» — доминантные. Аллели отсутствия этих процессов — рецессивные. Могут ли при таком наследовании окраски в потомстве белых кроликов быть только черные?
  2. У рептилий пол определяется не так, как у млекопитающих, а наоборот: ХХ — самцы, YX — самки. В то же время известно, что в природе встречаются популяции ящериц, которые размножаются партеногенезом и состоят только из самок. Предложите свою теорию наследования пола в таких популяциях.


Предварительный просмотр:

Тренировочные задачи для 9 кл.

Доминирование

  1. Допустим, признак «прямые» или «волнистые» волосы определяется одной парой аллельных генов. Но какой из них доминирует? Можно ли это выяснить, наблюдая за фенотипом детей и родителей? Сначала сделайте предположение, а затем постарайтесь составить таблицу возможных и невозможных вариантов.
  2. Если кровь человека с резус-фактором (ресус-положительная, Rh+) попадает в кровь человека без резус-фактора (Rh—), то у второго начинают образовываться антирезусные антитела. Теперь, если снова в его кровь попадет кровь резус-положительная, то ее клетки начнут разрушаться и может возникнуть внутрисосудистое свертывание крови. Положительный резус-фактор — доминантный признак. Может ли у ребенка резус-фактор не совпадать с материнским? В каких случаях? Какая ситуация, по-вашему, может нести опасность для развивающегося ребенка — если у матери Rh+, а у ребенка Rh—, или наоборот?

Анализирующее:

13. У дрозофил есть рецессивная мутация, вызывающая отсутствие крыльев (генетики обозначают ее W— (от английского wings — крылья). Аллель, отвечающая за создание крыльев, W+, доминантна. Допустим, к ученым попадает крылатый экземпляр, но неизвестного генотипа. Как выяснить генотип крылатого насекомого, если в лаборатории есть в распоряжении чистые линии бескрылых и крылатых дрозофил?

Пол

11. У домашних индеек часто цыплята выводятся из неоплодотворенных яиц (партеногенетически). Какого пола будут все такие птенцы? Учтите, что определение пола у птиц противоположно человеческому варианту, и организм партеногенетических птиц тоже диплоидный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модуль «Решение задач по генетике» 9 класс

Программа  модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер  и  рассчитана на 10 часов.Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмет...

Рабочая программа Модуль «Решение задач по генетике» 9 класс

Программа  модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер  и  рассчитана на 10 часов.Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмет...

Программа элективного курса по биологии: «Решение задач по генетике» 9 класс.

Программа элективного курса по биологии: «Решение задач по генетике» 9 класс....

«РЕШЕНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО БИОЛОГИИ...

Задачи по генетике 9 класс

Представлены задачи по генетике для 9 класса....

Элективный курс "Решение задач по генетике" 10 класс

Элективный курс "Решение задач по генетике" 10 класс...

2018-2019 Элективный курс "Формирование УУД при решении разноуровневых задач по физике", 8 класс

Программа элективного курса «Формирование УУД  при решении разноуровневых задач по физике» для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего ...