Лишайники. Общая характеристика и значение
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Разработка урока по биологии для 6-го класса по программе Пономаревой И.Н. На данном уроке учащиеся познакомятся с особенностями строения лишайников, приспособленностью к симбиотическому образу жизни; классификацией лишайников и их значением в природе и жизни человека. В разработке представлен конспект урока и презентация. Данный материал будет полезен молодым педагогам, а также педагогам со стажем при подготовке к урокам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНООЗЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ УСТЬ-АБАКАНСКИЙ РАЙОН

С. КРАСНООЗЕРНОЕ

Биология

Разработка урока биологии на тему

 «Лишайники. Общая характеристика и  значение» для 6 класса

Выполнил:

Султрекова

Светлана Алексеевна

учитель биологии

с.Красноозерное, 2014г

Тема урока: Лишайники. Общая характеристика и значение.

Задачи урока:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с особенностями строения лишайников, приспособленностью к симбиотическому образу жизни; выделить своеобразие организма лишайников; определить роль лишайников в природе и жизни человека.
  2. Развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, делать выводы; продолжить развитие умения самостоятельно работать с литературой, выделять и записывать главное.
  3. Воспитательная: формировать чуткое отношение к природе, умение видеть      прекрасное в окружающем нас мире, прививать навыки коммуникативного общения

Оборудование:  таблица «Лишайники»; гербарный материал с образцами различных видов лишайников (бородач, кладония, ксантория); мультимедийный проектор; Учебник Биология, 6класс ,Пономарева,. Москва, 2013.

Ход урока:

I. Организационный момент:

Объявление темы урока, постановка целей урока.

Напоминание учащимся о правильной осанке.

II. Проверка домашнего задания:

На прошлом уроке мы изучали многообразие и значение грибов, давайте повторим изученное.

Фронтальный опрос:

  1. Какое строение имеют шляпочные грибы?
  2. Чем шляпки трубчатых грибов отличаются от шляпок пластинчатых грибов?
  3. Какие ядовитые грибы вам известны?
  4. Назовите правила, которые необходимо соблюдать для предупреждения отравлений ядовитыми грибами.
  5. Что такое микориза?
  6. Назовите известные вам грибы, паразитирующие на растениях.
  7. Какую роль играют грибы в природе?

III. Изучение нового материала

Слайд 1-2. Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений. Их называют лишайники. Мы должны познакомиться с характерными особенностями лишайников, рассмотреть типичных представителей этой группы растений, видовое разнообразие, значение лишайников.

Слад 3. Лишайники – своеобразная группа живых организмов, произрастающих на всех континентах, в том числе и в Антарктиде. В природе их насчитывают более 26000 видов. Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. Хотя люди издревле использовали их для окрашивания тканей, в лекарственных целях и даже в пищу, но называли их по-разному: то мхами, то водорослями, то «хаосом природы» и «нищетой растительности».

Прежде чем мы перейдем к изучению внешнего и внутреннего строения лишайников, послушайте сказку о лишайнике:

Гриб, поправив свою шляпку, быстро побежал к берегу реки. Кругом росло много разных растений. В толще воды плавали водоросли.

- Привет, как дела? – приветливо окликнул гриб знакомую водоросль.

- Да так, потихоньку, - отозвалась она. – Только вот часто голодаю. Сам понимаешь, живу в воде, а много ли в воде пищи? Ведь она в основном находится в земле, на суше.

- Ошибаешься водоросль, в воде много всякой пищи, просто ты ее не научилась использовать, - ответил гриб. – А вот несчастнее меня нет на белом свете. Пищи на земле, правда, хватает, но солнце лишило меня силы, и еда не идет мне впрок. И все потому, что я отказался очищать воздух, чтобы нашим друзьям, животным, дышалось легко и свободно.

- Так что же нам делать? – спросила водоросль.

- Что делать? – загадочно улыбнулся гриб. – А ты подумай.

Водоросль задумалась. – Надо обратиться к солнцу, - сказала она.

        - Ты попроси у него прощение, и оно дарует тебе силу, а я постараюсь выпросить себе корни. Давай, попробуем.

        - Безнадежная идея! – махнул рукой гриб. Пробовал уже, Солнце никогда не простит меня. Да и очищать воздух, честно говоря, не очень хочется. У меня идея пооригинальнее!

        - Какая же? – оживилась водоросль.

        - Давай дружить,  - быстро ответил гриб.

        - Ты в ладах с солнцем, а я в ладах с землей. Вот и будем обмениваться: Я тебе – пищу, а ты мне – силу солнца. Понимаешь?

        - Понимать-то я понимаю, да только как мы будем жить вместе? Ты привык к земле, а я живу в воде. Пойдем в воду – ты утонешь, выйдем на сушу – я засохну и умру.

        - Не падай духом, - усмехнулся гриб. – Жить мы с тобой будем в сырости, хотя бы в нашем лесу, на любом болоте, в любом уголке, где есть влага.

        - В таком случае я согласна, - радостно воскликнула водоросль.

        С тех пор гриб и водоросль живут вместе. Они настолько сдружились, что не могут прожить друг без друга, и стали их называть даже одним именем – л и ш а й н и к. Такая дружба называется симбиозом. 

Слайд 4. В 1867г ученые раскрыли сущность организма лишайников – это симбиоз гриба и водоросли. Однако до сих пор исследователи не пришли к единому мнению относительно положения лишайников в системе живой природы: одни относят их к царству растений, другие – к царству грибов.

Слайд 5-8. Итак, рассмотрим внешнее строение лишайников.

Тело лишайников представлено слоевищем (3-7 см до 1 м), растут медленно. Продолжительность жизни лишайников 50-100 лет. Слоевище может иметь форму тела в виде корочки, листовидной пластинки, трубочек, кустика и небольшого округлого комочка.

        Таким образом, в зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делят на три группы:

  1. Накипные
  2. Листоватые
  3. Кустистые

Слайд 9. Познакомимся с внутренним строением лишайников. Слоевище состоит из двух разных организмов – гриба и водоросли. Оно образовано переплетающимися нитями грибницы (гиф), между которыми расположены одноклеточные зеленые водоросли или сине-зеленые (цианобактерии).

        Слайд 10. Питание лишайников осуществляется обоими организмами        Слайд 11. Размножаются лишайники подобно грибам – спорами или кусочками слоевища.

Слайд 12. Значение лишайников:

Лишайники в природе играют важную роль, первыми поселяясь в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить другие растения. Лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха. В присутствии дымов и ядовитых газов лишайники быстро гибнут. По их состоянию (особенно в городах) определяют чистоту воздуха.

Практическое значение лишайников довольно велико. На Севере они служат основным кормом для оленей зимой. Из некоторых видов лишайников получают краску и лакмус, необходимый химической промышленности. Многие виды лишайников используют в медицине (лекарственные препараты – антибиотики) и в парфюмерной промышленности.

IV. Закрепление знаний

Фронтальная беседа с классом:

  1. Что такое лишайник?
  2. Как называется тело лишайника?
  3. На какие группы делятся лишайники по внешнему строению?
  4. Как питаются и размножаются лишайники?
  5. Каково значение лишайников в природе и в жизни человека?

V. Домашнее задание

§54. (учебник Биология 6 класс. Пономарева И.Н.), ответить на вопросы письменно с.207-208


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

План -конспект урока с использованием ЭОР по теме"Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение".

1.Жизненный цикл папоротников.2.Древовидные папоротники.3.Добыча каменного угля.4.Папоротники. Хвощи. Плауны....

Урок биологии в 6 класс по теме: « Общая характеристика и значение грибов».

В теме " Грибы и лишайники " это первый урок, где раскрывается общая характеристика грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе). При проведении урока продол...

«Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение».

Открытый урок по биологии 6 класс с учетом требований ФГОС...

"Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение"

План-конспект урока по теме:  "Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение" подготовлен к УМК " Алгоритм успеха".Учебник под редакцией И. Н. Пономаревой для 6 класса....

Технологическая карта урока по теме "Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение" (6 класс)

Технологическая карта урока по теме "Отдел Покрытосеменные", 6 класс по учебнику Пономарева И.Н....