Главные вкладки

    Урок биологии в 6 класс по теме: « Общая характеристика и значение грибов».
    план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

    Воронина Лариса Африкановна

    В теме " Грибы и лишайники " это первый урок, где раскрывается общая характеристика грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе). При проведении урока продолжила работу над формированием метапредметных компетентностей, поэтому использовала элементы технологий критического мышления и ТРИЗ. Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления. К разработке урока прилагается путеводитель.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_biologii_v_6_klass_po_teme.doc66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок биологии в 6 класс по теме: « Общая характеристика и значение  грибов».

    Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной      информации средствами элементов технологии критического мышления и ТРИЗ.

    Задачи:

    Образовательные:
    • раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);

    • обеспечить усвоение знаний о многообразии живых организмов;
    Развивающие:
    • продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов;

     • развивать навыки работы с текстом, обобщать полученную информацию;

    • продолжить формирование умения работать с микроскопом;

    Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
    • формировать культуру умственного труда.

    Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

    Оборудование: муляжи грибов; набор фотографий растений, животных и грибов; микроскоп, культура плесневого гриба мукор, лупа ручная, предметное и покровное стекла.

                                                                  Ход урока
    1.Организационный момент.
    2. Актуализация
    Учитель: посмотрите, пожалуйста, на столы. Скажите, на какие две группы можно разделить организмы, изображённые на фотографиях?
    Ответы: На две. Первая организмы, принадлежащие к царству растений, вторая - к царству животных.
    Ученики совместно с учителем вспоминают признаки царства растений и животных. Ответы: в 2 колонки – растения и животные

    Царство растения

    Царство животные

    • Неограниченный рост

     Ограниченный рост

    • Неподвижность

    Активное движение

    • Наличие хлоропластов

    Отсутствие хлоропластов

    • Автотрофы

    • Пита     Гетеротрофы


    3. Целеполагание и мотивация.
    В настоящее время учёные выделяют группу организмов, которая сочетает в себе признаки растений и животных. Это - грибы.
    Учитель:
    Тема нашего урока „ Общая характеристика и значение грибов ”. 

    Давайте подумаем, какова цель нашего урока? (На доске написаны слова в помощь). Закончите предложение, вставив нужные слова.
    Докажите, что …. сочетают в себе признаки….., …..и свои собственные. 
    Вводный настрой на изучение нового материала. (Используются задачи с элементами ТРИЗ).
    • Задача «
    Чудо-юдо» В кастрюле под крышкой остался вареный картофель, и про него забыли. Когда через несколько дней открыли крышку, то увидели пушистую "вату” – белую плесень. Как можно объяснить её образование? (мозговой штурм)
    • Задача «
    Исторический факт!» В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым – медикам появилось лекарство пенициллин. При его помощи было спасено много раненых больных с воспалением легких. Какое отношение это лекарство имеет к грибам? (мозговой штурм).

    А знаете ли вы:

    Наука, изучающая грибы, называется микология.

    Грибы могут быть одноклеточными и многоклеточными

    1) многие шляпочные грибы – ценный продукт питания (40% белка, 10-15% углеводов, витамины А,  В, С,  Д, ), по питательности грибы превосходят мясо и яйца;

     2) шляпочные грибы используются в медицине (средство от рака - гриб чага, споры дождевика останавливают кровь, при радикулите и ревматизме помогает настойка красного мухомора на скипидаре);

    3) плесневые грибы служат источником антибиотиков;

    4) дрожжевые грибы применяются в хлебопечении, в виноделии, при изготовлении сыров, кефира, творога;

    5) раньше из гриба навозника делали чернила.
    4. Первичное усвоение учебного материала.

    Учитель: Откройте учебник  п. 52 стр. 197- 198. перед вами текст « Общая характеристика грибов» и предлагает в течение 10 – 15 минут проработать его, используя специальные пометки.

    + - «это я знаю»;

    V  - «новая информация»;

    ? – «информация, требующая пояснения»;

    ! – « это интересно».

    Ученики: индивидуальная работа по чтению текста и его маркировка. После этого учащиеся составляют таблицу из четырёх столбцов и заполняют её, используя информацию, приведённую в тексте.

    +

    V  

    ?

    !

    5. Осознание и осмысление учебной информации.

    Учитель: Посмотрите на признаки царства растений и животных скажите, какие признаки растений характерны для грибов?

    Ответы:
    • Неподвижность
    • Неограниченный рост
    • Питание путём всасывания воды и минеральных солей.
    Посмотрите на признаки царства животных. Какие признаки животных характерны для грибов?
    • Отсутствие хлоропластов.
    • Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы)

    Учитель: Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные. Посмотрите на таблицу или модель гриба.

    Ответы: Тело гриба состоит из грибницы и плодового тела. Плодовое тело и грибница состоят из гиф - ветвящихся нитей. Делается рисунок на доске и в тетрадях.
    Размножение грибов.

     Учитель: Идя по лесу, вы видите много грибов. А откуда они берутся?
    Ученики: Грибы размножаются спорами.
    Учитель: Способы размножения грибов: 1) вегетативное размножение – кусочками мицелия и почкованием (у одноклеточных дрожжевых грибов); 2) бесполое размножение – спорами; 3) половое размножение – слияние гамет.

    Питание грибов.

    По типу питания грибы похожи на гетеротрофные бактерии, значит, они могут быть сапротрофами, паразитами, симбионтами и даже хищниками.
    6. Первичное закрепление учебного материала. Выполнение лабораторной работы №17
     (инструктивная карточка)

    5. Проверка уровня усвоения знаний и умений.
    Выполнить тест:
    1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:
    а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
    б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами;
    в) они не размножаются спорами и не имеют органов;
    г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.
    2. Надземная часть белого гриба называется:
    а) грибницей;
    б) пеньком;
    в) шляпкой;
    г) плодовым телом.
    3. Какой из названных грибов относится к одноклеточным:
    а) подосиновик;
    б) маслёнок;
    в) мукор;
    г) подберёзовик.
    4) С растениями грибы сближает:
    а) строение клеточной стенки и размножение спорами;
    б) автотрофный способ питания;
    в) гетеротрофный способ питания;
    г) наличие проводящих сосудов.
    5) Грибы размножаются:
    а) только спорами;
    б) только грибницей;
    в) только половым путём;
    г) всеми способами.
    6. Домашнее задание.
    1) Учебник параграф 52; в 2-4.
    2) Творческое домашнее задание:
       Проблемные  задачи:
    1. С какой целью человек пытается одомашнить хищные грибы?
    Ответ: Нематоды – основная пища этих грибов – объедают корни культурных растений, сильно вредя им. Особенный урон они наносят в тепличном хозяйстве. Вот здесь и необходимы ловчие сети хищных грибов – их стали вносить в парниковую почву. И грибам пища, и человеку польза!
    2. Почему опасно длительное использование антибиотиков?
    Ответ: Длительное использование антибиотиков, наряду с уничтожением болезнетворных бактерий, приводит к уничтожению полезной микрофлоры человека, а это очень опасно.

    Путеводитель по уроку.

    1. Задание

    На какие две группы можно разделить организмы, изображённые на фотографиях?

    2. Задание

    Распределите следующие признаки по группам

    • Неограниченный рост
    • Ограниченный рост
    • Неподвижность
    • Активное движение
    • Наличие хлоропластов
    • Отсутствие хлоропластов
    • Автотрофы
    • Гетеротрофы

    1. Задание

          • Задача «Чудо-юдо» В кастрюле под крышкой остался вареный картофель, и про него забыли. Когда через несколько дней открыли крышку, то увидели пушистую "вату” – белую плесень. Как можно объяснить её образование?  
         • Задача «
    Исторический факт!» В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым – медикам появилось лекарство пенициллин. При его помощи было спасено много раненых больных с воспалением легких. Какое отношение это лекарство имеет к грибам?

    1. Задание

     Откройте учебник  п. 52 стр. 197- 198. перед вами текст                                          « Общая характеристика грибов» и  в течение 10 минут проработать его, используя специальные пометки.

    + - « это я знаю»;

    V  - «новая информация»;

    ? – «информация, требующая пояснения»;

    ! – « это интересно».

    Индивидуальная работа по чтению текста и его маркировка. После этого учащиеся составляют таблицу из четырёх столбцов и заполняют её, используя информацию, приведённую в тексте.

    +

    V  

    ?

    !

    1. Задание

    Сделать рисунок « Строение гриба» используя рис. 122 стр. 198.

    1. Задание

    Выполнение лабораторной работы №17,  используя инструктивную карту

    Тема. Изучение строения плесневых грибов.

    Цель: познакомиться с внешним строением плесневых грибов.

    Оборудование и материалы: лупа ручная, препаровальная игра, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, плесень мукор.

    Ход работы

    1. Приготовьте микропрепарат грибницы гриба мукор;
    2. Рассмотрите при малом и большом увеличении гифы гриба, плодовое тело и споры. Отметьте окраску гиф и спор. Зарисуйте увиденное.
    3. Определите, какой способ питания у плесневых грибов.
    4. Сделайте вывод.
    1. Задание

    Выполните тест.
    1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:
    а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
    б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами;
    в) они не размножаются спорами и не имеют органов;
    г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.
    2. Надземная часть белого гриба называется:
    а) грибницей;
    б) пеньком;
    в) шляпкой;
    г) плодовым телом.
    3. Какой из названных грибов относится к одноклеточным:
    а) подосиновик;
    б) маслёнок;
    в) мукор;
    г) подберёзовик.
    4) С растениями грибы сближает:
    а) строение клеточной стенки и неподвижность;
    б) автотрофный способ питания;
    в) гетеротрофный способ питания;
    г) наличие проводящих сосудов.
    5) Грибы размножаются:
    а) только спорами;
    б) только грибницей;
    в) только половым путём;
    г) всеми способами.

         8. Домашнее задание

    1) Учебник параграф 52; в 2-4.
    2) Творческое домашнее задание:
       Проблемные  задачи:
    1. С какой целью человек пытается одомашнить хищные грибы?
    2. Почему опасно длительное использование антибиотиков?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Текст для смыслового чтения на уроке биологии в 7 классе по теме" Общая характеристика класса Земноводные"

    В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобраз...

    Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы

    Разработка конспекта урока по  биологии   7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы...

    Конспект урока биологии в 7 классе по теме: «Общая характеристика царства Растения» (ФГОС)

    Технологическая карта к уроку биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика царства Растения»....

    Урок в 5 классе по теме:"Общая характеристика грибов"

    Урок изучение и первичное закрепление новых знаний.Цель урока создание условий для формирование ууд....

    Урок биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика Царства Растения»

    Урок биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика Царства Растения»...