Текст для смыслового чтения на уроке биологии в 7 классе по теме" Общая характеристика класса Земноводные"
учебно-методический материал по биологии (7 класс) по теме
В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации)
Смысловое чтение – один из способов организации познавательной деятельности учащихся.
В тексте "Лягушачьи тайны" определены вопросы, разноуровневые задания. Приводится эталон ответов и критерии оценивания ответов учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_chtenie_na_urokakh_biologii.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Прочитайте текст «Лягушачьи тайны», останавливаясь на значке &, осмысливая прочитанное, ответьте на вопросы №1-3 , выполните задания №1-4.
“ЛЯГУШАЧЬИ ТАЙНЫ”
Лягушки – это поистине удивительные создания. На территории Оренбургской области повсеместно встречаются: лягушка травяная и лягушка остромордая, на юге области – жаба обыкновенная. & Активны лягушки в тёплое время года, в конце сентября они уходят на зимовку. Места зимовок – незамерзающие участки рек. &
Лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. Тонкая и нежная кожа лягушки всегда влажная, благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез. Периодически происходит линька. & Лягушкам нет нужды пить воду ртом, они впитывают влагу всей кожей. Прогуляются амфибии по траве, мокрой от росы, и наберут воды. &
Тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей. Шеи у лягушки нет, но она все же может поворачивать голову в стороны и наклонять ее. На голове заметны два больших выпученных глаза, защищенные веками.& Впереди глаз - пара ноздрей. Позади каждого глаза заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка. & Самцы некоторых видов лягушек громко квакают. Усилению звуков способствуют особые мешки - резонаторы, которые раздуваются у самца по бокам головы. & У лягушки хорошо развиты парные конечности. Кисть заканчивается четырьмя пальцами (пятый палец у нее недоразвит), между пятью пальцами задних ног – плавательные перепонки. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, быстро распрямляя их, лягушка совершает прыжок. Плавает лягушка брассом, подтягивая и выпрямляя задние конечности.&
Легкие имеют вид мешков, развиты слабо, и кожное дыхание для лягушки так же важно, как и лёгочное. Газообмен возможен только при влажной коже. Если лягушку поместить в сухой сосуд, то вскоре кожа её высыхает, и животное может погибнуть. &Погруженная в воду, лягушка целиком переходит на кожное дыхание. Обмен веществ у земноводных протекает медленно, температура тела лягушки зависит от температуры окружающей среды.& Это холоднокровное животное.
Лягушки питаются исключительно животной пищей, и только такой, которая движется. Это комары, мухи, жуки, черви, слизни, пауки, иногда мальки рыб. А вот кусать они не могут. Заметив стрекозу, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Когда лягушка проглатывает насекомое, она закрывает глаза, глазные яблоки опускаются внутрь головы и проталкивают добычу в глотку.&
Вопросы к тексту (базовый уровень)
- Какие виды лягушек встречаются в Оренбургской области?
- Почему лягушки не пьют?
- Почему лягушка является холоднокровным животным?
Задания к тексту (повышенный уровень)
Задание №1. Выберите признаки из текста, характеризующие лягушку:
А) как наземное животное
Б) как водное животное
Задание №2.
Используя текст, заполните в таблице графы, обозначенные цифрами
Отличительные признаки | особенности |
Отделы тела | 1 |
Органы чувств | 2 |
3 | Легкие имеют вид мешков, развиты слабо, и кожное дыхание для лягушки так же важно, как и лёгочное. |
4 | Заметив стрекозу, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Когда лягушка проглатывает насекомое, она закрывает глаза, глазные яблоки опускаются внутрь головы и проталкивают добычу в глотку |
Задание №3.
Подумайте и ответьте…
Если в террариум с голодной лягушкой положить обездвиженных насекомых, то лягушка их не тронет.
Задание №4.
Какие системы органов видоизменились у земноводных в связи с выходом на сушу?
Эталон ответов и критерии оценивания текста
Ответы | Критерии оценивания |
Вопрос № 1 Деятельность: выявление информации в тексте. Ответ: На территории Оренбургской области повсеместно встречаются: лягушка травяная и лягушка остромордая, на юге области – жаба обыкновенная. | 1балл - правильный ответ |
Вопрос №2 Деятельность: выявление информации в тексте. Ответ: Лягушкам нет нужды пить воду ртом, они впитывают влагу всей кожей. | 1балл - правильный ответ |
Вопрос №3 Деятельность: выявление информации в тексте. Ответ: Обмен веществ у земноводных протекает медленно, температура тела лягушки зависит от температуры окружающей среды. Это холоднокровное животное. | 1балл - правильный ответ |
Задание №1 Деятельность: анализ текста и обобщение полученной информации Ответ: А) две пары конечностей, тазовые кости, шейный позвонок, развитые мышцы задних конечностей Б) плавательные перепонки на ногах, расположение глаз и ноздрей на верхней стороне головы, кожное дыхание, развитие икринок в воде. | 2 балла - ответ полный, без биологических ошибок 1балл - ответ неполный, без биологических ошибок 0 баллов - ответ отсутствует |
Задание №2 Деятельность: перевод одной формы текста (словесный текст) в другую (таблица) Ответ: 1- тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей. 2- на голове два больших выпученных глаза, защищенные веками. Впереди глаз - пара ноздрей. Позади каждого глаза заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка. 3 - особенности дыхания 4 - особенности питания | За каждый правильный ответ 1 балл (всего 4 балла) |
Задание №3 Деятельность: формулирование свободного ответа с использованием новых знаний. Ответ: Лягушки питаются исключительно животной пищей, и только такой, которая движется, в связи с особенностями зрения. | 2 балла - ответ правильный с обоснованием. 1 балл-без обоснования. 0 баллов-ответ отсутствует |
Задание №4 Деятельность: Высказать предположение и обосновать его. Ответ: 1.органы чувств: глаза с веками, барабанная перепонка 2 дыхательная система: появление легких 3опорно-двигательный аппарат: появление конечностей наземного типа, мышцы не сегментированы. | 3 балла - ответ включает три названных элемента, не содержит биологических ошибок. 2 балла - содержит два названных элемента, не содержит биологических ошибок или включает три элемента, но содержит биологические ошибки. 1 балл- ответ включает один из названных элементов и не содержит биологических ошибок или два элемента, но содержит биологические ошибки. 0 баллов - ответ отсутствует. |
Итого: 14 баллов
Шкала переводов баллов
Отметку «5» ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объёме соответствует учебной программе, допускается один недочёт, объём освоенного материала составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему; ученик демонстрирует умение применять определения, правила в конкретных случаях, обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку «4» ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки или три недочёта и объём освоенного материала составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку «3» ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется:
1 грубая ошибка и 2 недочёта, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и 3 недочёта, или 4-5 недочётов. Учащийся владеет изучаемым материалом в объёме 50-70% содержания (правильный, но неполный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку «2» ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объём усвоения материала учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).
баллы | процент выполнения работы (%) | отметка |
13-14 | 90-100 | «5» |
10-12 | 70-89 | «4» |
7-9 | 50-69 | «3» |
Менее 7 | Менее 50 | «2» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смысловое чтение на уроках биологии
Смысловое чтение на уроках биологии в 5-7 классах...
Смысловое чтение на уроках биологии
Смысловое чтение на уроках биологии в 5-7 классах...
Использование приемов смыслового чтения на уроке биологии 5 класс "Жизнь в морях и океанах"
Использование приемов смыслового чтения на уроке биологии 5 класс .Технологическая карта конспекта урока биологии 5 класс «Жизнь в морях и океанах»...
Обобщение опыта работы по теме "Смысловое чтение на уроках биологии"
Формирование смыслового чтения на уроках биологииУчителям биологии предстоит работа, для осуществления которой необходимо понимать, что грамотное – в широком смысле слова – чтение лежит в ос...
Обобщение опыта работы по теме «Смысловое чтение на уроках биологии»
Обобщение опыта работы по теме «Смысловое чтение на уроках биологии» с примерами...
Формирование навыков смыслового чтения на уроках биологии
Статья содержит перечень и характеристики наиболее эффективных приемов формирования навыков смыслового чтения на уроках биологии....