Текст для смыслового чтения на уроке биологии в 7 классе по теме" Общая характеристика класса Земноводные"
учебно-методический материал по биологии (7 класс) по теме

Салынская Марина Владимировна

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации)

Смысловое чтение – один из способов организации познавательной деятельности учащихся.

В тексте "Лягушачьи тайны" определены вопросы, разноуровневые задания. Приводится эталон ответов и критерии оценивания ответов учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smyslovoe_chtenie_na_urokakh_biologii.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Прочитайте текст «Лягушачьи тайны», останавливаясь на значке &, осмысливая прочитанное, ответьте на вопросы №1-3 , выполните задания №1-4.

“ЛЯГУШАЧЬИ ТАЙНЫ”

Лягушки – это поистине удивительные создания. На территории Оренбургской области повсеместно встречаются: лягушка травяная и лягушка остромордая, на юге области – жаба обыкновенная.  & Активны лягушки в тёплое время года, в конце сентября они уходят на зимовку. Места зимовок – незамерзающие участки рек. &

Лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. Тонкая и нежная  кожа лягушки всегда влажная, благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез. Периодически происходит линька. & Лягушкам нет нужды пить воду ртом, они впитывают влагу всей кожей. Прогуляются амфибии по траве, мокрой от росы, и наберут воды. &

Тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей. Шеи у лягушки  нет, но она все же может поворачивать голову в стороны и наклонять ее. На голове заметны два больших выпученных глаза, защищенные веками.& Впереди глаз - пара ноздрей. Позади каждого глаза заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка. & Самцы некоторых видов лягушек громко квакают. Усилению звуков способствуют особые мешки - резонаторы, которые раздуваются у самца по бокам головы. & У лягушки хорошо развиты парные конечности. Кисть заканчивается четырьмя пальцами (пятый палец у нее недоразвит), между пятью пальцами задних ног – плавательные перепонки. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, быстро распрямляя их, лягушка совершает прыжок. Плавает лягушка брассом, подтягивая и выпрямляя задние конечности.&

 Легкие имеют вид мешков, развиты слабо, и кожное дыхание для лягушки  так же важно, как и лёгочное. Газообмен возможен только при влажной коже. Если лягушку поместить в сухой сосуд, то вскоре кожа её высыхает, и животное может погибнуть. &Погруженная в воду, лягушка целиком переходит на кожное дыхание. Обмен веществ у земноводных протекает медленно, температура тела лягушки зависит от температуры окружающей среды.& Это холоднокровное животное.

Лягушки питаются исключительно животной пищей, и только такой, которая движется. Это комары, мухи, жуки, черви, слизни, пауки, иногда мальки рыб. А вот кусать они не могут. Заметив стрекозу, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Когда лягушка проглатывает насекомое, она закрывает глаза, глазные  яблоки опускаются внутрь головы и проталкивают добычу в глотку.&

Вопросы к тексту (базовый уровень)

  1. Какие виды лягушек встречаются в Оренбургской области?
  2. Почему лягушки не пьют?
  3. Почему лягушка является холоднокровным животным?

Задания к тексту (повышенный уровень)

Задание №1. Выберите признаки из текста, характеризующие лягушку:

А) как наземное животное

Б) как водное животное

Задание №2.

Используя текст, заполните  в таблице графы, обозначенные цифрами

Отличительные признаки

особенности

Отделы тела

1

Органы чувств

2

3

Легкие имеют вид мешков, развиты слабо, и кожное дыхание для лягушки  так же важно, как и лёгочное.

4

Заметив стрекозу, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Когда лягушка проглатывает насекомое, она закрывает глаза, глазные  яблоки опускаются внутрь головы и проталкивают добычу в глотку

Задание №3.

Подумайте и ответьте…

Если в террариум с голодной лягушкой положить обездвиженных насекомых, то лягушка их не тронет.

Задание №4.

Какие системы органов  видоизменились у земноводных  в связи с выходом на сушу?

Эталон ответов и критерии оценивания текста

Ответы

Критерии оценивания

Вопрос № 1

Деятельность: выявление информации в  тексте.

Ответ:  На территории Оренбургской области повсеместно встречаются: лягушка травяная и лягушка остромордая, на юге области – жаба обыкновенная.

1балл - правильный ответ

Вопрос №2

Деятельность: выявление информации в  тексте.

Ответ: Лягушкам нет нужды пить воду ртом, они впитывают влагу всей кожей.

1балл - правильный ответ

Вопрос №3

Деятельность: выявление информации в  тексте.

Ответ: Обмен веществ у земноводных протекает медленно, температура тела лягушки зависит от температуры окружающей среды. Это холоднокровное животное.

1балл - правильный ответ

Задание №1

Деятельность: анализ текста и обобщение полученной информации

Ответ: А) две пары конечностей, тазовые кости, шейный позвонок, развитые мышцы задних конечностей

Б) плавательные перепонки на ногах, расположение глаз и ноздрей на верхней стороне головы, кожное дыхание, развитие икринок в воде.

2 балла - ответ полный, без биологических ошибок

1балл - ответ неполный, без биологических ошибок

0 баллов - ответ отсутствует

Задание №2

Деятельность: перевод одной формы текста (словесный текст) в другую (таблица)

Ответ:

1- тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей.

2- на голове  два больших выпученных глаза, защищенные веками. Впереди глаз - пара ноздрей. Позади каждого глаза заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка.

3 - особенности дыхания

4 - особенности питания

За каждый правильный ответ 1 балл (всего 4 балла)

Задание №3

Деятельность: формулирование свободного ответа с использованием новых знаний.

Ответ:   Лягушки питаются исключительно животной пищей, и только такой, которая движется, в связи с особенностями зрения.

2 балла - ответ правильный с обоснованием.

1 балл-без обоснования.

0 баллов-ответ отсутствует

Задание №4

Деятельность:

Высказать предположение и обосновать его.

Ответ:

1.органы чувств: глаза с веками, барабанная перепонка

2 дыхательная система: появление легких

3опорно-двигательный аппарат: появление конечностей наземного типа, мышцы не сегментированы.

3 балла - ответ включает три названных элемента, не содержит биологических ошибок.

2 балла - содержит два названных элемента, не содержит биологических ошибок или включает три элемента, но содержит биологические ошибки.

1 балл- ответ включает один из названных элементов и не содержит биологических ошибок или два элемента, но содержит биологические ошибки.

0 баллов - ответ отсутствует.

Итого: 14 баллов


Шкала переводов баллов

Отметку «5» ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объёме соответствует учебной программе, допускается один недочёт, объём освоенного материала составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему; ученик демонстрирует умение применять определения, правила в конкретных случаях, обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку «4» ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки или три недочёта и объём   освоенного материала составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку «3» ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется:
1 грубая ошибка и 2 недочёта, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и 3 недочёта, или 4-5 недочётов. Учащийся владеет изучаемым материалом в объёме 50-70% содержания (правильный, но неполный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку «2» ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объём усвоения материала учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).

баллы

процент выполнения работы (%)

отметка

13-14

90-100

«5»

10-12

70-89

«4»

7-9

50-69

«3»

Менее 7

Менее 50

«2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии в 5-7 классах...

Смысловое чтение на уроках биологии

Смысловое чтение на уроках биологии в 5-7 классах...

Использование приемов смыслового чтения на уроке биологии 5 класс "Жизнь в морях и океанах"

Использование приемов смыслового чтения на уроке  биологии 5 класс .Технологическая карта конспекта урока биологии 5 класс «Жизнь в морях и океанах»...

Обобщение опыта работы по теме "Смысловое чтение на уроках биологии"

Формирование смыслового чтения на уроках биологииУчителям биологии предстоит работа, для осуществления которой необходимо понимать, что грамотное – в широком смысле слова – чтение лежит в ос...

Обобщение опыта работы по теме «Смысловое чтение на уроках биологии»

Обобщение опыта работы по теме «Смысловое чтение на уроках биологии» с примерами...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках биологии

Статья содержит перечень и характеристики наиболее эффективных приемов формирования навыков смыслового чтения на уроках биологии....