Формирование навыков смыслового чтения на уроках биологии
статья
Статья содержит перечень и характеристики наиболее эффективных приемов формирования навыков смыслового чтения на уроках биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование навыков смыслового чтения на уроках биологии | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыка смыслового чтения на уроках биологии
Димитриева Н.П.,
учитель биологии
МБОУ «Лицей № 3» МО г. Братска
Формирование навыка смыслового чтения на уроках имеет актуальное значение для современного учителя. Для осуществления педагогической деятельности их формирование и развитие имеет своё объяснение.
Во-первых, это выдвижение приоритетных направлений в обучении, закреплённых в ФГОС ООО, где одним из требований к образовательной деятельности в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации).
Во-вторых, проблемы при подготовке к ГИА и ЕГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные обучающиеся допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений.
В-третьих, неутешительные результаты международных исследований PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) и PIRLS (Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста»). Проблемы здесь возникали уже на начальном этапе – при прочтении заданий. Невнимательное отношение к формулировкам самих заданий приводило учеников к выполнению какого-то «своего задания».
Значительная роль в овладении стратегией смыслового чтения отводится предмету «биология», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника.
Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.
«Стратегии смыслового чтения» – различные комбинации приемов, которые используют обучающиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.
Приведу примеры наиболее успешных и результативных приемов смыслового чтения на уроках биологии.
Таким образом, формирование навыков смыслового чтения на уроках биологии является актуальным в настоящее время, реализуется благодаря различным комбинациям приемов и позволяет достичь метапредметных результатов освоения основных образовательных программ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"
В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...
Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...
Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии.
Выступление на семинаре заместителей директоров по УВР....
План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс
Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...
«Развитие навыков смыслового чтения на уроках биологии как средство формирования метапредметных результатов»
Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания....