Использование приемов смыслового чтения на уроке биологии 5 класс "Жизнь в морях и океанах"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Стельмахова Ольга Александровна

Использование приемов смыслового чтения на уроке  биологии 5 класс .

Технологическая карта конспекта урока биологии 5 класс «Жизнь в морях и океанах»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_5_kl._zhizn_v_moryah_i_okeanahdoc.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии 5 класс с элементами технологии смыслового чтения.

Тема урока: Жизнь организмов в морях и океанах.

Тип урока:   изучение нового и первичное закрепление

Базовый  учебник:   Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. «БИОЛОГИЯ, 5 класс» Издательский центр «Вента-Граф», 2015 г. 

Цель: учащиеся научатся выделять экологические зоны в морях и океанах, устанавливать  причинно-следственные связи влияния условий среды на выработку приспособлений у организмов.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

1.Мотивационно-целевой этап.

Здравствуйте ребята, начинаем наш урок, перед вами физическая карта материков и океанов.

Вспомните, пожалуйста, где вы закончили свое путешествие по планете Земля? Давайте

отметим флажками территории, которые мы уже с вами посетили.

На доске прикреплены картинки животных (баобаб, бегемот, зебра,   эвкалипт, кенгуру, утконос, арахис, лама, панда, тигр, пингвин, скунс, лишайники), вам необходимо правильно разместить их на разных материках.

(К доске выходят два человека, один из которых прикрепляет к материкам животных,

 другой растений, по окончанию работы проводится проверка)

Посмотрите на карту. Мы исследовали сушу, а где еще нам необходимо побывать? Значит, какая у нас сегодня тема урока?

Просмотрите параграф 23, обратите

внимание на заголовки, вопросы. Какие задачи стоят перед нами сегодня?

Почему путешествуя по материкам, вы встречали разных представителей животного и растительного мира?

В морях и океанах животный и растительный мир т.ж. как и на суше очень многообразный.

От чего будет зависеть распределение морских организмов?

2.Операционно-деятельностный этап.

Откройте учебник стр.99, параграф 23. Просмотрите заголовки пунктов параграфа. Определите места обитания живых организмов. Свой ответ представьте в виде схемы.

А теперь отправляемся в плавание на научно-исследовательском судне «Витязь», снаряжаем 3 экспедиции:

Экспедиция 1 ряда исследует обитателей морских мелководий.

Второго ряда -  исследует обитателей открытой воды. Экспедиция  3 ряда на батискафе спускается в глубины и изучает глубинных обитателей. По возвращении из путешествия  каждая экспедиция предоставляет отчет о том, с какими представителями живой природы вам удалось встретиться. То есть в схему впишите названия представителей живой природы в соответствии со средой обитания.

Как объяснить, почему морские организмы разделились по этим группам?

Используя текст и рисунки параграфа,  определите, какие приспособления для жизни выработались у обитателей мелководий, толщи и глубин морей и океанов?   Дополним нашу схему.

Объясните наличие данных приспособлений?

Изучая морские организмы, мы встретились с новыми понятиями. Составьте список этих понятий.

Каково их значение?

3.Рефлексивно-оценочный.

Игра «Третий лишний»

Перед вами названия животных, какой организм здесь лишний свой ответ поясните? К каким из изученных нами групп организмов они относятся)

  1. мидия, устрица, ахатина

  1. тунец, карась, акула

  1. Радиолярия, рачок – бокоплав, удильщик

Задание на дом.

1.Выучить параграф 23.

2.Подготовить доклад о научно-исследовательском  судне «Витязь» (индивидуальное задание)

3.Составить кластер «Значение обитателей моря в жизни человека»

Вспомните, какие цели и задачи вы ставили перед собой в начале урока. Реализовали ли вы их?

Где могут пригодиться полученные знания?  В какой деятельности? Для людей какой профессии?

Один человек выходит к карте и отмечает флажками материки, изученные на прошлом уроке.

Правильные ответы:

Африка  (баобаб,

бегемот, зебра)

 Австралия (эвкалипт, кенгуру, утконос)

Ю. Америка (арахис,

 лама)

С. Америка (скунс)

Евразия (панда, тигр)

Антарктида (пингвин, лишайники)

Предполагаемые ответы: жизнь в морях и океанах.

Задачи:

1.Узнать, как распределяются организмы в морях и океанах.

2.Какие приспособления для жизни в воде выработались у организмов?

Предполагаемые ответы:

разное ГП, климатические условия.

Предполагаемые варианты ответов:

 от условий среды обитания (глубина, температура)

Дети просматривают заголовки, чертят схему.

Жизнь в морях и океанах

мел-я       открытая

                        вода                

глубины моря

   

Вписывают примеры в тетрадь, через 3 минуты сверяются и вписывают примеры в схему на доске.

У них выработались приспособления к жизни в этих условиях

Предполагаемые варианты ответов:

Мелководья (имеют механизмы прикрепления к поверхности, способность к маскировке)

Открытая вода:

плавники для быстрого плавания, обтекаемое тело, мощные мышцы, мелкие парящие в воде.

Глубины:

Большой рот с мощными зубами, светящаяся приманка

(Проверка полученных результатов).

Мелководья: приливы, отливы, морские птицы.

Открытая вода:

отсутствие убежищ

Глубины:

Нет света, водорослей

Предполагаемые ответы:

прикрепленные организмы, свободноплавающие, планктон.

Правильные ответы:

1)ахатина, т.к. это сухопутный моллюск. Мелководье

2)карась, обитает в пресных водоемах. Открытая вода.

Удильщик - это глубоководный организм. Открытая вода.

Обсуждение результатов работы на уроке

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем

 и сверстниками 

о/д - беседа

Регулятивные: целеполагание

Прием с/ч: просмотровое чтение

Познавательные:

Представление информации в  формах, осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Прием с/ч: просмотровое чтение; сжатие информации

Прием с/ч:

сжатие текста.

Прием с/ч: изучающее чтение.

Прием с/ч:

Установление причинно-следственных связей

Прием с/ч:

Работа с понятиями

Познавательные

Строить речевое высказывание в устной форме, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,  находить и исправлять ошибки

Прием с/ч:

Поиск соответствия.

Познавательные:

рефлексия  и контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы смыслового чтения на уроках литературы

Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы   Сыновья и дочери живут в Петербурге   Барыня - вдова   Герасим был са...

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики...

Мастер-класс "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии"

Разработка мастер-класса "Приемы смыслового чтения на уроках химии и биологии". Можно использовать для выступления на методическом объединении, а также для работы на уроке с учащимися при из...

Практические приемы смыслового чтения на уроках английского языка.

В документе Word и презентациях (для начального и старшего звеньев) представлены некоторые практические приемы смыслового чтения, которые можно активно использовать на уроках английского языка при изу...

Использование приемов смыслового чтения на уроках английского языка

Цель смыслового чтения на уроках английского языка - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитыв...

«Развитие интеллектуальных способностей учащихся при использовании приемов «смыслового чтения» на уроках литературы

Данный материал содержит описание различных приемов "смыслового чтения" на уроках русского языка и литературы...