«Развитие интеллектуальных способностей учащихся при использовании приемов «смыслового чтения» на уроках литературы
опыты и эксперименты по литературе (9 класс)

Антонюк Юлия Александровна

Данный материал содержит описание различных приемов "смыслового чтения" на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление  на ШМО

гуманитарного цикла

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Красногвардейская СШ»

Антонюк Ю.А.

Методический семинар «Развитие интеллектуальных способностей учащихся при использовании приемов «смыслового чтения» на уроках литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Моя педагогическая деятельность началась в 2002 году, когда, окончив Омский государственный педагогический университет, я пришла работать в школу учителем русского языка и литературы. Начинающему учителю, мне казалось, что результаты школьного обучения по русскому языку и литературе должно сводиться к тому, чтобы подготовить грамотного ученика и добросовестного читателя.

За эти годы произошли глобальные изменения в системе образования, и в роли учителя. Введение новых образовательных стандартов требует подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике; творчески мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Как часто на уроках приходится замечать, что ученик, прочитав текст, не может ответить на вопросы по его содержанию (слайд №2), определить проблему и тему текста, соотнести авторскую позицию со своим читательским опытом. Анализ результатов ВПР показал очевидные проблемы с чтением и анализом текста. По блоку заданий на анализ текста были получены самые низкие показатели. На лицо трудности в определении темы и главной мысли текста, составлении плана текста, а также объяснении значения использованного в тексте слова. Последнее косвенно свидетельствуют о небольшом словарном запасе и лексически бедном языке значительной доли обучающихся.

Максимально низкий %

№ задания

Раздел

проверяемое умение

% выполнения

6

Развитие речи

Выделять основную мысль текста

42

7

Развитие речи

Составлять план текста

39

         15(1)

Развитие речи

Толковать  ситуацию в заданном контексте

17

Данные наблюдения и анализ различных мониторингов позволили выявить следующие противоречия:

– между постоянно растущими требованиями к уровню читательской компетентности как фактору успешной социализации в условиях информационного общества и прогрессирующими тенденциями функциональной неграмотности среди обучающихся;

  • между декларируемой гуманитаризацией современного образования и неготовностью педагога к активному использованию потенциала чтения в освоении школьниками предметных областей знания;
  • между ориентацией современного образования на непрерывное усиление роли самостоятельной деятельности школьников и недостаточной компетентностью педагога в вопросах эффективных стратегий работы с текстом;
  • между прогрессирующим развитием медиаресурсов и минимальным использованием их потенциала в практической деятельности по приобщению к чтению.

Разрешение противоречий обусловили проблему:  какими педагогическими условиями можно обеспечить формирование смыслового чтения текстовой информации у обучающихся.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость данной проблемы, обусловило выбор темы: «Формирование стратегий смыслового чтения у обучающихся».

Цель заключается в создании эффективной методики работы учителя литературы по формированию универсального действия смыслового чтения у учащихся на начальном этапе получения основного общего образования.

Задачи:

1. Изучить литературу по обозначенной теме, сформулировать собственные теоретические позиции на основе выделения понятий и содержания универсального действия смыслового чтения.

2. Разработать методику работы учителя литературы по формированию универсального действия смыслового чтения у учащихся 5 – 6 классов.

3. Создать педагогические средства формирования универсального действия смыслового чтения у учащихся 5 – 6 классов на уроках литературы.

4. Проверить эффективность предложенной методики в ходе педагогического эксперимента.

Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р.  Лурия, Л. С. Цветкова, Д.  Б.  Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова). У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного -смысловая сторона опережает техническую,  о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая). Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)  выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; с определением основной и второстепенной информации; формулированием проблемы и главной идеи текста.

Эти наблюдения заставили меня пересмотреть цель моей работы. Сегодня на каждом уроке я добиваюсь — максимально точного и полного понимания содержание текста и практическое осмысление извлеченной информации. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Чтобы реализация темы была результативной, более успешной, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать его учебные возможности. С этой целью в 5 классе в начале года провожу диагностику учебной деятельности учащихся. Методика Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений, по следующим направлениям:

1.  Умение оказать и принимать знаки вниманию.

2.        Реагирование на справедливую критику.

3.        Реагирование на несправедливую критику.

4.        Реагирование на задевающие, провоцирующие вопросы.

5.        Умение обратиться к сверстнику с просьбой.

6.        Умение ответить отказом на чужую просьбу.

7.        Умение самому оказать сочувствие, поддержку.

8.        Умение принять сочувствие, поддержку.

9.        Умение вступить в контакт.

10.        Реагирование на попытку другого вступить в контакт.

11.        Умение просить и принимать помощь.

12.        Реагирование на собственный неуспех и успех другого.

С целью эффективного анализа результативности программы, отслеживаю динамику по следующим показателям:

  1. Умение оказать и принимать знаки внимания.
  2. Реагирование на справедливую критику.
  1. Умение обратиться к сверстнику с просьбой.
  2. Умение самому оказать сочувствие, поддержку.
  3. Умение принять сочувствие, поддержку.
  4. Умение вступить в контакт.
  5. Реагирование на попытку другого вступить в контакт.
  6. Умение просить и принимать помощь.

При проведении исследования были получены следующие результаты:

Рис.3. Результаты диагностики определения уровня коммуникативной компетентности в 5А классе 2012-2013 уч.год.

Таким образом, по результатам диагностики в 5А классе, мы можем наблюдать положительную динамику по параметрам:

  • Реагирование на критику
  • Умение самому оказать поддержку

При реализации программы в этом классе учитываю данные параметры сформированности коммуникативных умений, так как они имеют наименьший процент выраженности, тем самым препятствуют активному общению и положительному взаимоотношению в группе сверстников.

Академик А. Минц сказал: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать». При разработке урока литературы использую следующие способы смыслового чтения: 

  • аналитический, в этом случае читатель идёт от целого к частному. Цель такого чтения — понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. (Пример);
  • интерпретационный, здесь читатель движется от частного к целому. Цель этого способа — выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их. (Пример);
  • оценочный, цель этого способа — оценить авторский текст и решить, согласен ли с ним читатель. (Пример).

Изучив технологию овладения навыком смыслового чтения, предложенную Н. Сметанниковой, в плане трёхэтапной работы с текстом (до чтения, во время чтения и после чтения) применяю в своей педагогической деятельности.

Работая с текстом, каждый обучающийся проходит три основных этапа:

предчтение, это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ, чтение, это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

постчтение, создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Степень и глубина восприятия внутреннего смысла зависит от многих причин, связанных с личностью ребенка:

  • эрудированность,
  • уровень образования,
  • интуиция,
  • чуткость к слову,
  • интонации,
  • умение эмоционально переживать,
  • духовная тонкость.

Для достижения результатов применяю на уроках следующие способы организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:

  • проблемно-поисковый способ,
  • дискуссия,
  • обсуждение,
  • рисунок.

Критериями познавательного интереса являются:

  • активное включение в учебную деятельность,
  • сосредоточенность на этой деятельности,
  • появление у учащихся вопросов, которые они задают друг другу и учителю или на основании которых формулируют информационный запрос.

Невозможно находиться в профессиональном поиске без использования разработок современных учёных.  Интересные педагогические техники   нахожу в книге Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники» и использую те из них, которые технологичны и применимы в условиях обычной современной школы. Техники «Лови ошибку!», «Выход за пределы», «Учебный мозговой штурм», «Удиви!» это активные формы работы, противовес репродуктивным формам обучения, которые способствуют развитию творческого мышления и помогают сделать урок более живым, а значит, интересным.

Для активизации творческого процесса, поддержания интереса к предмету провожу занятия по внеурочной деятельности «К тайнам слова» для учащихся 5 класса.

Убеждена: что сформированность навыков смыслового чтения вооружает человека языковым инструментарием, который поможет ему быть успешным и реализовать себя в любой деятельности в течение всей жизни. Умение мыслить продуктивно, творчески, нестандартно, умение донести своё видение проблемы до партнера, оппонента – это и есть результат продуктивной деятельности.

В этом плане интересны слова Алвина Тофлера: «В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы смыслового чтения на уроках литературы

Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы   Сыновья и дочери живут в Петербурге   Барыня - вдова   Герасим был са...

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики

Использование приемов смыслового чтения на уроках математики...

Использование стратегий смыслового чтения на уроках литературы

В статье приводятся конкретные примеры использования стратегий смыслового чтения на уроках литературы....

Использование приемов смыслового чтения на уроке биологии 5 класс "Жизнь в морях и океанах"

Использование приемов смыслового чтения на уроке  биологии 5 класс .Технологическая карта конспекта урока биологии 5 класс «Жизнь в морях и океанах»...

Статья "Развитие интеллектуальных способностей учащихся через использование элементов технологии критического мышления на уроках истории"

Статья раскрывает суть инновационной  педагогической технологии критического мышленияи предлагает  элементы её использования на уроках истории...

Приемы смыслового чтения на уроках литературы

В статье представлен опыт работы по применению приемов смыслового чтения-важного слагаемого читательской грамотности....

Использование приемов смыслового чтения на уроках английского языка

Цель смыслового чтения на уроках английского языка - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитыв...