Использование стратегий смыслового чтения на уроках литературы
методическая разработка по литературе (7, 9 класс) на тему

Соколина Лариса Григорьевна

В статье приводятся конкретные примеры использования стратегий смыслового чтения на уроках литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategii_smyslovogo_chteniya.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

Использование стратегий смыслового чтения в формировании метапредметных универсальных учебных действий

Соколина Лариса Григорьевна, город Омск, БОУ «Гимназия № 75», учитель русского языка и литературы, sokolina.larisa@mail.ru

         Метапредметные учебные действия – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного  процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. В «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения» выделяются такие виды УУД: личностные и метапредметные:  регулятивные;  познавательные; коммуникативные.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. В широком смысле УУД означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.

В данной таблице я показала возможности использования стратегий смыслового чтения,  направленных на развитие УУД.

Стратегии смыслового чтения

метапредметные универсальные учебные действия

Примеры

«Направленное чтение»

Цель: сформировать умение  целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группах.

Этапы:

1. «Актуализация» - использование приёма «ассоциативный куст»: учитель пишет ключевые слова, ученики один за другим высказывают свои ассоциации. Данный приём позволит актуализировать их знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать деятельность учащихся, настраивать их на работу.

2. Ученики про себя читают небольшой по объему текст, останавливаясь на указанных местах.

3. Учитель задаёт проблемный вопрос по прочитанному.

4. Ответы нескольких учеников обсуждаются в классе.

5. Ученик делают предположения относительно дальнейшего развития событий.

Регулятивные:

высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Данная стратегия была использована мною при работе над поэмой М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Ключевое слово  - Родина. Ассоциации: отец, мать, дом, очаг, предки, счастье…

Далее ребятам предлагается прочитать эпизод «Побег Мцыри из монастыря».

Проблемный вопрос:  Почему Мцыри не нашел пути на родину?

Стратегия «чтение в парах – обобщение в парах» 

Цель: развивать умения выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

Этапы:

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст.

2. Учитель объединяет учащихся в пары и даёт чёткий инструктаж. Каждый ученик поочерёдно выполняет две роли: докладчик и респондент.

Докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса.

Респондент – слушает докладчика и задаёт ему вопросы по существу. Далее происходит смена ролей.

Стратегия направлена на формирование коммуникативных и предметных УУД:

Ученик получит возможность научиться определять тему и главную мысль текста, учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Данная стратегия уместна при изучении небольших по объёму произведений, например, рассказов А.П. Чехова, законченных эпизодов. Использование данной стратегии позволит подготовить обучающихся к продуктивной групповой работе.

«Читаем и спрашиваем»

Цель: научить самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

Этапы:

1. Ученик про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2. Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном тексте.

3. Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой отвечает на него.

4. Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.

Регулятивные и коммуникативные УУД формируются в результате использования данной стратегии:

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

определять тему и главную мысль текста;

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Стратегия была использована мною при анализе эпизода «Монолог Осипа» из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», также при анализе исповедей Печорина «У меня несчастный характер…», «Да! Такова была моя участь с самого детства…»

«Дневник двойных записей».

Цель:  формирование умения задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

Этапы:

1. Учитель просит учеников разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения учащиеся должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие-либо ассоциации; в правой написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Использование данной стратегии позволяет развивать следующие регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Имеет смысл использовать данную стратегию при анализе произведений нравственной проблематики. Это могут быть «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева.

Я использовала данную технологию при анализе Сказа Н.С. Лескова «Левша». Работа по первым трём главам. Ребята были удивлены отношением Александра Павловича к русскому народу, порадовались позиции Платова, его спокойствию, мудрости, знанию русских людей.

Стратегия «Чтение с пометками» 

Цель: научить читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли своими словами.

Учитель даёт ученикам задание: написать значками информацию по следующему алгоритму:

  • - знакомая информация;

+ - новая информация;

--- я думал (а) иначе;

? – это меня заинтересовало, удивило.

Стратегия направлена на формирование регулятивных УУД:

принимать и сохранять учебную задачу, умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

Стратегия может быть использована при анализе лирических отступлений в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя, философских размышлений Л.Н. Толстого о войне,5-й  главы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», т.е. это могут быть эпизоды, представляющие собой описание или философские размышления автора.

«Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна»

Цель:  сформировать навыки сравнения, классификации и структурирования информации

Черты                        Черты

                                  второго    первого                      героя

героя

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два три существенных признака; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Данную стратегию целесообразно использовать для сравнения образов героев, например: Онегин и Ленский, Обломов и Штольц, Тихон и Борис, Вернер и Печорин и т.д.

        Стратегии смыслового чтения значительно обогащают уроки литературы, делают работу с текстом более интересной, насыщенной и продуктивной.

Библиографический список
1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей. // Методические ориентиры. – 2012. - № 6.
2. Примерные программы основного общего образования. Литература. М. Просвещение. 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое занятие для преподавателей ОД "Русский язык и литература" - Использование стратегий смыслового чтения на уроках

Материалы методического занятия для перподавтелей русского языка и литературы по использованию стратегий смыслового чтения на уроках....

Использование стратегий смыслового чтения на уроках.

Используя материал данной статьи, можно  выбирать наиболее рациональные  виды чтения для усвоения  учащимися нового материала, формировать у учащихся интерес  к чтению путем...

Применение стратегии смыслового чтения на уроках литературы на уровне ООО

обобщение педагогического опыта по применению стратегии смыслового чтения на уроках литературы на уровне ООО (на примере изучения рассказа Кавказский пленник"...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

Работа с текстом с применением стратегий смыслового чтения на уроках литературы

Данный урок помогает осуществлять смысловое чтение, способствует развитию умения находить нужную информацию, интерпретировать, использовать текстовую информацию....

«Развитие интеллектуальных способностей учащихся при использовании приемов «смыслового чтения» на уроках литературы

Данный материал содержит описание различных приемов "смыслового чтения" на уроках русского языка и литературы...

Формирование стратегий смыслового чтения на уроках литературы

Теоретический материал по теме "Формироввание стратегий смыслового чтения"...