Применение стратегии смыслового чтения на уроках литературы на уровне ООО
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Ханбекова Инна Николаевна

обобщение педагогического опыта по применению стратегии смыслового чтения на уроках литературы на уровне ООО (на примере изучения рассказа Кавказский пленник"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение стратегии смыслового чтения на уроках литературы на уровне ООО Ханбекова И.Н., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 89 г. Тюмени

Слайд 2

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании); - и создание собственного текста; - представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

Слайд 3

Стратегия смыслового чтения Текстовая (чтение с остановками) Смысловые отрывки «А что же будет дальше?»

Слайд 4

чтение вопросы по тексту предположения

Слайд 5

ЦЕЛЬ работы с применением стратегии смыслового чтения управление процессом смыслового чтения (осмысление текста во время его чтения) при выявлении авторской позиции текста

Слайд 6

Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Слайд 7

Авторская позиция авторское понимание жизни и её оценка, в частности, оценка изображенных характеров.

Слайд 8

Характеристика литературного героя Критерии Жилин Костылин Значение имени Внешность и отражение ее в характере героя Поведение героев в плену Поведение героев в эпизоде первого побега из плена Отношение к другим героям Отношение других к герою

Слайд 9

Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Нравственные уроки рассказа. Анализ эпизода «Первый побег»

Слайд 10

Задание - определить авторское отношение к героям произведения Жилину и Костылину, используя таблицу «сопоставительная характеристика героев» -ответить на вопрос: Какие нравственные уроки можно извлечь из данного эпизода?»

Слайд 11

Чтение с остановками анализ эпизода более полное понимание текста и его замысла

Слайд 12

1 смысловая часть СТОП!. … как думаете, как дальше ведет себя Костылин?..... ответ:… — Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, — у меня ноги в крови все.— Э, брат, заживут; ты легче прыгай. Вот как!И побежал Жилин назад, влево в гору, в лес. Костылин всё отстает и охает. Жилин шикнет-шикнет на него, а сам всё идет.

Слайд 13

Жилин Костылин … побежал Жилин … .Жилин: шикнет, а сам идет Костылин все отстает и охает

Слайд 14

2 часть Стоп!....!!!!!!!!!!!! Что говорит Костылин? Как ведет себя? — Как хочешь, а я не дойду,— у меня ноги не идут. Стал его Жилин уговаривать. — Нет,— говорит,— не дойду, не могу. Рассердился Жилин, плюнул, обругал его.

Слайд 15

Жилин Костылин Жилин: шикнет, а сам идет Костылин все отстает и охает Жилин не сдается, Костылин упал духом

Слайд 16

… закричит Костылин:— Ой, больно!Жилин так и обмер.— Что кричишь? Ведь татарин близко — услышит. А сам думает… Стоп!.... о чем подумал Жилин и как повел себя дальше?.. «Он и вправду расслаб; что мне с ним делать? Бросить товарища не годится ». Ну, — говорит, — вставай, садись на закорки, снесу, коли уж идти не можешь.Подсадил на себя Костылина, подхватил руками под ляжки, вышел на дорогу, поволок….

Слайд 17

Жилин Костылин Жилин: шикнет, а сам идет Костылин все отстает и охает Жилин не сдается, Костылин упал духом Бросить товарища не годится…Жилин посадил на себя …и поволок… Костылин закричал так, что татарин услышал…..

Слайд 18

Слова,передающие авторское отношение к героям Жилин Костылин Смеется Стал Жилин его своей силой поднимать Посадил на себя Костылина и поволок… Так и упал со страху Мужчина грузный, пухлый,запотел……

Слайд 19

Как же автор относится к героям? К Жилину относится как к человеку сильному, не бросающему товарища в беде, а к Костылину- как к слабому, думающему только о себе, мешающему выполнить задуманное

Слайд 20

позиция автора Автор - носитель добра, справедливости. Он выражает свою мысль о человеке, каким он должен быть. Он утверждает, как много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах один оказывается героем, а другой – пассивным наблюдателем.

Слайд 21

Нравственные уроки рассказа -нельзя сдаваться даже в самой трудной ситуации; - нельзя оставлять товарища в беде, даже если ему очень трудно помочь; Нельзя думать только о себе…..

Слайд 22

Отношение автора к героям Авторская позиция Нравственные уроки (ценности)

Слайд 23

Личностные УУД нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Слайд 24

основной государственный экзамен по ЛИТЕРАТУРЕ 2017 Напишите сочинение в объёме не менее 200 слов. Опирайтесь на авторскую позицию(в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения.Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные Критерии оценивания: экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости формулирует свою точку зрения



Предварительный просмотр:

Одной из приоритетных целей изучения предмета литература ФГОС является  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

Поэтому одной из технологий, приемлемой  при изучении данного предмета является стратегия смыслового чтения. Данная стратегия может применяться на всех этапах урока.

Например, текстовая: Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?"

Стадия осмысления текста проходит в несколько этапов: Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте.

Цель данной работы: управление процессом смыслового чтения, т.е осмысление текста во время его чтения.

Представляю Вашему вниманию фрагмент урока литературы в 5в классе с применением стратегии  смыслового чтения.

На уроке мы знакомились с рассказом Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» После изучения рассказа, ребята постараются ответить на вопрос: Какие нравственные уроки можно извлечь, читая рас сказ»?

Данное произведение изучается в течение  3 уроков, и , чтобы ребята смогли ответить на данный вопрос, необходимо определить авторскую позицию

Существуют разные способы выражения авторской позиции, один из них-это характеристика героев. Развить навык составления характеристики литературного героя позволяет составление таблицы «характеристика литературного героя» по конкретным критериям. После изучения рассказа таблица должна быть заполнена

Итак, один из уроков, при раскрытии данной темы:

определить авторское отношение к героям произведения Жилину и Костылину, используя таблицу «сопоставительная характеристика героев» (данный вид работы необходим при выявлении авторской позиции»)

и ответить на вопрос : «Какие нравственные уроки можно извлечь из данного эпизода?»

Стратегия  «чтение с остановками» помогает проанализировать эпизод, что дает более полное понимание текста и его замысла.

Перед вами отрывок из эпизода «Первый побег Жилина и Костылина». Читаем первый отрывок: «…. В тумане свежо, идти легко, только сапоги неловки — стоптались. Жилин снял свои, бросил, пошел босиком. Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает. Стал Костылин отставать.

— Тише,— говорит,— иди: сапоги проклятые, все ноги стерли.

— Да ты сними, легче будет.

Пошел Костылин босиком — еще того хуже: изрезал все ноги по камням и все отстает. Жилин ему говорит:

— Ноги обдерешь — заживут, а догонят — убьют — хуже.

Костылин ничего не говорит, идет, покряхтывает. Шли они низом долго. Слышат — вправо собаки забрехали. Жилин остановился, осмотрелся, полез на гору, руками ощупал.

— Эх,— говорит,— ошиблись мы,— вправо забрали. Тут аул чужой, я его с горы видел; назад надо, да влево в гору. Тут лес должен быть….

Пошли дальше. Уж высожары спускаться стали, до утра недалеко. А туда ли идут, нет ли,— не знают. ……. Вышли на полянку. Костылин сел и говорит:!!!!!!!!!!!! (Что говорит Костылин? Как ведет себя?)

— Как хочешь, а я не дойду,— у меня ноги не идут.

Стал его Жилин уговаривать.

— Нет,— говорит,— не дойду, не могу.

Рассердился Жилин, плюнул, обругал его.

.   …..Стал Костылин вставать и упал.

— Не могу,— ей-богу, не могу; сил моих нет.

Мужчина грузный, пухлый, запотел; да как обхватило его в лесу туманом холодным, да ноги ободраны,— он и рассолодел. Стал его Жилин силой поднимать. Как закричит Костылин:

— Ой, больно! Жилин так и обмер.

— Что кричишь? Ведь татарин близко — услышит.— А сам думает: «Он и вправду расслаб; что мне с ним делать? Бросить товарища не годится».

— Ну,— говорит,— вставай, садись на закорки, снегу, коли уж идти не можешь.

Подсадил на себя Костылина, подхватил руками под ляжки, вышел на дорогу, поволок.

………. Тяжело Жилину,— ноги тоже в крови и уморился. Нагнется, подправит, подкинет, чтоб повыше сидел на нем Костылин, тащит его по дороге.

Видно, услыхал татарин, как Костылин закричал. Слышит Жилин, едет кто-то сзади, кличет по-своему……

Итак,какая таблица получилась?

Какие слова, передающие авторское отношение к героям, мы можем записать?

Как же автор относится к героям произведения?

Какова же позиция автора:

Анализируя данные таблицы, ребята приходят к выводу, что главными уроками, которые хотел донести до нас Л.Н.Толстой  являются:

Умение определить авторское отношение к героям, а затем и авторскую позицию-необходимое умение , помогающее ученику «вступить в диалог с автором», «услышать автора», понять его: к чему призывает, какие нравственные уроки(ценности) доносит до читателя

Тем самым, изучая произведения классической литературы в школе, ребенок учится извлекать нравственные уроки; делать свой нравственный выбор. А это одно из личностных УУД

Умение определить авторское отношение к героям, а затем и авторскую позицию-необходимое умение , помогающее ученику «вступить в диалог с автором», «услышать автора», понять его: к чему призывает, какие нравственные уроки(ценности) доносит до читателя

Тем самым, изучая произведения классической литературы в школе, ребенок учится извлекать нравственные уроки; делать свой нравственный выбор. А это одно из личностных УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Обучение смысловому чтению в  5-6 классе на уроках русского языка ( практические примеры)...

Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...

Использование стратегий смыслового чтения на уроках литературы

В статье приводятся конкретные примеры использования стратегий смыслового чтения на уроках литературы....

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

Работа с текстом с применением стратегий смыслового чтения на уроках литературы

Данный урок помогает осуществлять смысловое чтение, способствует развитию умения находить нужную информацию, интерпретировать, использовать текстовую информацию....

Формирование стратегий смыслового чтения на уроках литературы

Теоретический материал по теме "Формироввание стратегий смыслового чтения"...

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроке литературы (на примере рассказа "Капустное чудо)"

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения на уроке литературы (на примере рассказа "Капустное чудо)"...