Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
учебно-методический материал на тему

Петряшина Елена Сергеевна

В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, которые достигает учитель на уроке по ФГОС, предоставляя обучающимся различные задания. В контексте проблемы применения смыслового чтения на уроках особое внимание уделяется таким приемам, как ведение диалога с текстом, учимся задавать вопросы, работа с ключевыми словами. Проведенное теоретическое исследование нашло конкретное применение на уроке литературы в 6ом классе на тему «Приемы создания комического в рассказах А. Гиваргизова» (приведена технологическая карта урока, приложения и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_primeneniya_smyslovogo_chteniya_tsro.docx62.87 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе повышения квалификации

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

(Инвариантный блок, 72 часа)

Слушатель ________________ Е.С. Петряшина

Руководитель _________________С.В. Апасова

Самара 2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение3

Глава 1. Понятие «смысловое чтение» в условиях ФГОС.4

Глава 2. Развитие методики работы над технологией смыслового чтения6

Глава 3. Технология смыслового чтения на уроках литературы:

методы и принципы работы 8

Заключение11

Список использованных источников12

Приложения13-22


Введение

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач образования. В настоящее время навык чтения у большинства детей среднего школьного возраста бессознательный: такой тип чтения не позволяет максимально извлечь информацию из текста, к тому же, понять ее. Появляется необходимость формирования навыка осознанного чтения.

Программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а од одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе.

Объект исследования – процесс обучению смысловому чтению на уроках литературы в 6-ом классе.

Предмет исследования – особенности формирования и применения навыков смыслового чтения.

Цель работы – выявление особенностей применения техники смыслового чтения на уроках литературы в 6-ом классе.

Задачи:

  1. проанализировать используемые технологии по формированию навыков смыслового чтения;
  2. выделить эффективные приемы в работе по формированию навыка смыслового чтения;
  3. экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, пяти приложений.


Глава 1. Понятие «смысловое чтение» в условиях ФГОС

        Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Осмысленность чтения предполагает  формирование следующих умений:

-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

-определять эмоциональный характер текста;

-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

-уметь прогнозировать содержание читаемого;

-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

-формулировать тему небольшого текста;

-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

-находить главную мысль, сформулированную в тексте;

-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.[1]

        По мнению психологов, процесс, направленный на понимание, очень сложен: в него включены внимание, память, воображение  и мышление, эмоции и воля, интересы и много других психических особенностей читателя.    Психологи выделяют несколько уровней понимания текста, которые связаны с вычитыванием разных видов текстовых информаций: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

        Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится, воспроизведение описаний событий, героев, места и времени действия, т.е. вычитывание только фактуальной информации.

        Следующий уровень характеризуется пониманием не только того, о чём говорится, но и установление связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста.

        Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано, т.е. вычитывание концептуальной информации.[2]

        После длительных исследований психологи получили модель «идеального» читателя, которая помогает понять какие навыки и умения необходимо развивать для формирования осознанного чтения.

        Приёмы, используемые «идеальным читателем»:

- начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения;

- не пропускает непонятные слова, выражения;

- вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшем развитии событий, сверяет свои размышления с текстом;

- включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст. 


Глава 2. Развитие методики работы над технологией смыслового чтения

При исследовании значимости обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я обратилась к опыту учёных, педагогов-новаторов, работающих в этой области.

Основные методики работы над формированием осознанного чтения  были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». Эти положения методики Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия его на читателя. Ушинский включал также в задачи чтения развитие мыслительных способностей и работу над усвоением грамматических норм. Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями. Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д. Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать наглядность при чтении, считал наглядность основным принципом обучения отечественному языку. Созданная Ушинским система получила название «Объяснительное чтение».

Последователи К.Д. Ушинского разделяли его мысли о необходимости на смену образным упражнениям в технике чтения и в пересказе ввести новую систему интересных уроков, обогащающих ученика знаниями и развивающих его личность.

Оригинальную  методику нового подхода к обучению чтению разработал русский языковед С. И. Абакумов. Большинство его идей актуальны и сегодня. Среди них такие идеи, как идея о необходимости «активного» чтения, творческого усвоения текста, идея о различном методическом подходе к чтению деловых и художественных текстов, идея о методах ведения беседы в форме «вопрос-ответ» и многие другие.[3]

         В 60-70-е годы были внесены изменения в содержание классного чтения и методы обучения. Была усовершенствована методика анализа художественного произведения: меньше воспроизводящих упражнений, больше – творческих, развивающих умение высказывать собственное мнение по поводу прочитанного, работа над произведением в целом, а не над отдельными мелкими частями, учащимся большей самостоятельности в раскрытии идеи и образов произведения, разнообразие видов заданий при работе с текстом. В это время были определены умения, формируемые у младших школьников в работе с текстом, а также более четко выделены требования к навыкам чтения в 1-3 классах.

В 80-е годы усовершенствованы программы по чтению, предназначенные для обучения в трехлетней школе, и созданы программы для обучения в четырехлетней школе. Авторы программ и новых книг для чтения В.Г. Горецкий, Л. Ф Климанова, Л.К. Пискунова, Л.С. Геллерштейн провели строгий отбор произведений, учитывая их познавательную ценность, художественное совершенство, воспитательную значимость, соответствие возрастным особенностям младших школьников. Разработаны методические положения, определяющие подход к анализу художественного произведения.

В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н, Н. Светловской, которая  в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения. Авторы программ литературного чтения Образовательной системы «Школа 2100» Е.В.Бунеева и  О.В.Чиндилова творчески переработали её подходы и создали технологию формирования типа правильной читательской деятельности или технологию продуктивного чтения.[4]

 


Глава 3. Технология смыслового чтения на уроках литературы:

методы и принципы работы

     Стратегия  смыслового  чтения  обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения 

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка  целей  урока с учетом общей  готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения 

1.Первичное чтение текста.  Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия.  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

  1. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
  2. Анализ текста  (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  4. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения 

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

        Подробнее остановлюсь на двух приемах смыслового чтения, применяемых мною на уроке литературы (подробнее см. технологическую карту урока в Приложении5).

  1. Работа с ключевыми словами.

Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.

Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.

  1. Ведение диалога с текстом.

Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Этот метод известен в герменевтике – науке о толковании текстов. Психологами, использовавшими методику «замедленного чтения» (текст предъявлялся по предложениям), описано, что опытный читатель при работе с книгой «беседует» с ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем. Если говорить о целенаправленном  использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций:

1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;

2) вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста;

3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту). Если читатель владеет названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.

Современные методисты  считают метод «диалога с текстом»  наиболее значимым на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. После диалога с текстом читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение.

Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

  1. Учимся задавать вопросы.

При выполнении данного задания обучающиеся научатся задавать вопросы к художественным текстам. Учащимся предлагается прочитать текст и составить вопросы различных типов, пользуясь схемой, приведенной в карточке инструкции.

Таким образом, учитель сможет оценить уровень формирования навыка составления вопросов, позволяющих понять/воссоздать целостный текст; а также умение выделять субъект (то, о чем говорится, т.е. мысль о предмете) и предикат (мысль о признаке предмета - свойстве, действии) текста. [5]

Используя три методики технологии смыслового чтения, я провела урок литературы в 6-ом классе (образец технологической карты  см. в Приложении 5).


Заключение

С помощью технологии смыслового чтения на уроках литературы учитель формирует способность не просто пересказывать текст, но и выражать отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую он получил, оценивать героев произведения. Школьники получают возможность вступать в диалог с автором тексте, спорить с ним или соглашаться с его мнением. С этой целью учащимся можно предложить  обучающимся участвовать в различного рода дискуссиях, составлять характеристику героев, делать аннотации к любимым произведениям, книгам.

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это может помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.

        


Список использованных источников

Литература

  1. Асмолов А.Г. Чтение в составе универсальный учебных действий / Формированиие универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение,2010.
  2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М: КомКнига, 2006. — 144 с.
  3. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.
  1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М., Просвещение, 2009. – 201 с.

Интернет – источники

  1. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс. URL: www.school 2100.ru
  2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология работы с текстом в начальной школе  5-6м классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) / Электронный ресурс. URL: https://docs.google.com/document/d/1jiQ9gYsdh4GDlue00WofIcapJaiTzhigA-GIDg-Jrx8/edit 
  3. Козленко Л.Н. Современный подход к формированию навыка смыслового чтения [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/632538/ 
  4. Смысловое чтение // Тольяттинский вики-портал. Электронный ресурс. URL: http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 

Приложение 1.

Творческий путь Артура Гиваргизова

Родился Артур Александрович Гиваргизов в 1965 году в Киеве. В трехлетнем возрасте переехал в Москву, где и живет по сей день. В 1989 году окончил музыкальное училище при Московской консерватории по классу гитары, после чего работал артистом ансамбля старинной музыки, преподавал в музыкальной школе, выступал с сольными концертами. С 1997 года пишет стихи и рассказы для детей. Он преподает игру на классической гитаре в музыкальной школе и пишет совершенно непедагогичные стихи, рассказы и пьесы, которые возмущают строгих взрослых и которыми зачитываются дети.

        Артур Гиваргизов – победитель конкурса «Алые паруса» 2003 года в номинации «Проза» и обладатель приза журналистов «Медиа-фаворит» в рамках ежегодного национального конкурса «Книги года – 2005».У Артура Гиваргизова имеется 11 публикаций (список представлен в Приложениях) в самых известных изданиях: «Дрофа», «Дом детской книги», «Время» и проч. Его произведения стали популярными благодаря таким журналам, как «Сатирикон», «Куча-мала», «Магазин», «Миша», «Ералаш», «Мурзилка», «Кукумбер», «Колобок и Два жирафа», «Вовочка», «Тошка», «Простоквашино», «Костер», «Фонтан» и многие другие.

        Несмотря на то, что Артур Гиваргизов – писатель молодой, он успел заявить о себе как о победителе конкурса «Алые паруса», он является лауреатом конкурсов «Детское читательское жюри», «Заветная мечта» и за особую любовь детей удостоен премии имени С. Маршака.

        Артур Гиваргизов виртуозно работает в различных жанрах литературы. В одном произведении причудливо могут переплетаться элементы сказки и, например, описание научного опыта,  как сам его определяет А. Гиваргизов в рассказе «Дракон из жирафов», поэзия может переплетаться с прозой. Присутствует сценарий как особый жанр в творчестве нашего писателя: сделав главной героиней одного из своих произведений сороконожку, А.Гиваргизов написал специально для нее сценарий, как он сам его определяет, «мыльной оперы»).  

        В книжных магазинах особой популярностью пользуются как сборники стихов А.Гиваргизова «Мы так похожи», так и драматические произведения («Контрольный диктант и древнегреческая трагедия») и сборники рассказов (особенно понравится учащимся музыкальных школ сборник «Экзамен на барабанщика»).

Приложение 2.

Артур Гиваргизов

«Памятник кошке»

Однажды Зинаиде Алексеевне прямо перед самым входом в школу перебежала дорогу чёрная кошка. Зинаида Алексеевна повернула направо: она решила пройти в школу потайным ходом — через буфет. Но кошка разгадала этот план и кинулась влево, тем самым отрезав дорогу к буфету. И Зинаида Алексеевна потеряла последнюю возможность попасть на урок земными путями. А она была учительница.

Оставалось — по воздуху — через окно восемнадцатого этажа.

Летать Зинаида Алексеевна не умела.

Для очистки совести она постояла немного, помахала руками, пробуя взлететь, но не взлетела. Тогда Зинаида Алексеевна плюнула — тьфу! — и пошла домой.

«Четвёртая учительница, — улыбнулась кошка. — Мне ученики этой школы памятник должны поставить. Да разве от них дождёшься?» 


Приложение 3.

Артур Гиваргизов

«Педсовет»

Однажды учителя пригласили выдающегося двоечника, трижды ученика 4 класса "Б" Гаврилова Серёжу выступить на педсовете с докладом: "Почему дети не хотят учиться и не делают уроки".

- В Поднебесной нет ничего, что можно было бы сравнить с пользой от НЕДЕЯНИЯ. В этом закон небесного ДАО, - начал Серёжа. - Когда будет уничтожена учёность, тогда не будет и печали, - сказал Серёжа и глубоко вздохнул.

- А физика?! - закричала с места учительница по физике. - Без физики ты бы, Гаврилов, даже не знал, что Земля круглая!

- Какая же она круглая? - удивился Серёжа.

- Как какая! - не выдержала учительница по географии и вынула из сумочки чугунный глобус, который носила с собой, как средство самозащиты. - Вот, как глобус!

- Ну, хорошо, - усмехнулся Серёжа и показал пальцем на океан, - а почему тогда вода не выливается?

- А Земля её притягивает, как магнит! - снова вскочила раскрасневшаясся от волнения учительница по физике.

- Магнит не притягивает воду, сказал Серёжа и устало прикрыл глаза, - я это знал ещё в детском саду.

- Что же, по-вашему, Сергей Сергеевич, - вежливо обратился к Серёже директор школы, - учёные ошиблись, и все жертвы были напрасны?

- Эррарэ хуманум эст - ошибаться - человеческое свойство. Цицерон, - сказал Серёжа и развёл руками. - Я вас понимаю, и, поверьте, мне очень жаль.

- Как, как? - переспросил учитель по истории. - Повторите ещё, я не успел записать. Эррарэ хуманум кто?

- Эст, - сказал Серёжа.


Приложение 4.

Образец анкеты



Приложение 5.

Технологическая карта

Предмет: литература

Класс: 6

Тип урока: урок-исследование

УМК: программа В.Я. Коровиной и др. (М. : Просвещение, 2013)

Тема

Приемы создания комического в рассказах А. Гиваргизова

Цель

Анализ рассказов А.Гиваргизова «Педсовет», «Памятник кошке»

Задачи

обучающие – формировать умения анализа эпического произведения, понимание приёмов создания комического, закрепить значение ряда терминов

развивающие – стимулировать у учащихся желание проявлять инициативу, учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно

воспитательные – формировать у учащихся понятия о чувстве  собственного достоинства, принципиальности, порядочности

Формируемые УУД

Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи

Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения

Основные понятия

Биография, прием, комическое, юмор

Ресурсы

Основные: Литература 6 класс: Учбеник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [авт.-сост. В.П. Полухина и др.] / М.: Просвещение, 2009. – 319 с.

Тексты рассказов «Педсовет», «Памятник кошке» А.Гиваргизова.

Дополнительные:

http://vvv96.narod.ru/mat/gok/z3.html#kk

Сайт А. Гиваргизова.

Википедия.

Организация пространства

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. 1. Самоопределение к деятельности.

Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

  1. 2. Актуализация знаний.
  2. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Обсуждает с обучающимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах.

Вопросы для обсуждения:

Давайте вспомним, что такое юмор? Смех? комическое? Какие приемы создания комического использует А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон»?

Обучающиеся дают определение понятие комического, приводят примеры комического из произведений, изученных ранее.

Работа с копилкой.

Работа с электронным вариантом «Голубой книги» находят приемы создания комического в рассказе А.Чехова (http://vvv96.narod.ru/mat/gok/z3.html#kk)

Владение научной терминологией, ключевыми понятиями

Формирование аналитического мышления, умения обосновать свою точку зрения, целеполагание, умение ставить учебную цель и задачи.

  1. 3. Постановка учебной задачи.
  2. Цель: формулирование темы урока

Постановка проблемы: мы научились определять комическое в тексте А.П. Чехова начала 20 века, как в текстах современного детского писателя проявляется прием комического?

Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему урока.

Обучающиеся заполняют первые вопросы анкеты (образец см. в Приложении 4), рассуждают о том, что такое смешное, юмористическое в современном понимании, отличается ли современное понимание комического от понимания его в 19-20 вв.?

После чего обучающиеся формулируют тему и цель урока.

Работа с анкетой.

Владение навыками устного аргументированного высказывания

Способность ставить цели и задачи

  1. 4. Открытие учащимися новых знаний.
  2. Цель: познакомить с биографией А. Гиваргизова, проследить приемы комического в его рассказах

Учитель предлагает обучающимся разбиться на группы и дает задание каждой из групп: после прочтения текста, пользуясь общей схемой, составляют вопросы к тексту различных  типов:

1 группа: Вопросы: кто сделал? Что сделал? Где происходило? При каких обстоятельствах? Уточняющие вопросы: если я правильно понял, то..?

2 группа: вопросы о причинах и следствиях: почему?зачем? что из этого получилось? Вопросы – предположения о возможных вариантах развития событий и поступков действующих лиц, предвосхищение: что бы изменилось бы, если бы…

3 группа: опросы, направленные на определение эмоций и чувств, испытываемых героями: какие чувств испытывает герой в такой-то момент, в такой-то ситуации?

Оценочные вопросы, направленные на оценку событий, характерных черт действующих лиц: правильно ли поступил …? Почему что-то хорошо, а что-то плохо? Чем один герой отличается от другого?

4 группа: Вопросы на выявление личного эмоционального отношения к событиям и героям: понравился ли вам …? Понравилось ли вам …?

Вопросы, требующие постановки себя на место героя художественного произведения: как бы вы поступили на месте …?

Составление обучающимися различных видов вопросов к текстам А.Гиваргизова

Обучающимся предлагается разбиться на группы и провести самостоятельное исследование на заданную тему.

Работа с текстами А. Гиваргизова.

Работа с выдержками из инструкций по составлению вопросов.

Поиск и выделение необходимой информации, сопоставление и обобщение

Определение основной и второстепенной информации для каждого конкретного вопроса. Выдвижение гипотез и их доказательство. Выбор основания для вопроса.

  1. 5. Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности.
  2. Цель: закрепить полученные знания

Работа в парах сильный-слабый. Учитель предлагает задание «Слова-ключики»: подчеркнуть ключевые слова, фразы или предложения, которые вызывают смех в каждом из рассказов, объяснить свой выбор, обосновать, с помощью какого приема автор создает смешное в каждом из выделенных предложений.

Обучающиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Предлагается обучающимся рассказать о результатах своего исследования, с опорой на записи в тетради, копилке и т.п. (Слабый отвечает, сильный ученик добавляет и комментирует, отвечает на вопросы учеников и учителя)

Навыки отображения учебного материала, выделения существенного, формирование обобщенных знаний. Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

  1. 6. Включение новых знаний в систему знаний.
  2. Цель: включение нового знания в систему изученного материала.

Учитель предлагает обучающимся создать алгоритм: «Как находить комическое в текстах А. Гиваргизова?»

Оформляют алгоритм в виде блок-схем с последующим прочтением их вслух (демонстрацией) и обсуждением нескольких работ.

Самостоятельная творческая работа

Создание алгоритма, его представление

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

  1. 7. Рефлексия.
  2. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Рефлексия ученическая и учительская

Оценивают свою работу на уроке

Заполнение рефлексивной карты.

«Сегодня на уроке я…»:

Что получилось и что не получилось?

Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?

Какие вопросы возникли в конце урока?

Формирование навыков рефлексии

  1. 8. Д.З.

Задание 1 уровня:

Ответить на вопрос: Почему рассказ «Педсовет», «Памятник кошке» можно назвать смешными?

Задание 2 уровня:

Выбрать любой рассказ А. Гиваргизова и проанализировать средства создания комического.

Записывают домашнее задание в дневник, определяют, задание какого уровня они хотят выполнить.

Записать домашнее задание на следующий урок

Аннотация

В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, которые достигает учитель на уроке по ФГОС, предоставляя обучающимся различные задания. В контексте проблемы применения смыслового чтения на уроках особое внимание уделяется таким приемам, как ведение диалога с текстом, учимся задавать вопросы, работа с ключевыми словами. Проведенное теоретическое исследование нашло конкретное применение на уроке литературы в 6ом классе на тему «Приемы создания комического в рассказах А. Гиваргизова» (приведена технологическая карта урока, приложения и др.).


[1] Асмолов А.Г. Чтение в составе универсальный учебных действий. – М., Просвещение

[2] Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М: КомКнига, 2006. — 144 с.

[3] Смысловое чтение // Тольяттинский вики-портал. Электронный ресурс. URL: http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

[4] Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология работы с текстом в начальной школе  5-6м классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) / Электронный ресурс. URL: https://docs.google.com/document/d/1jiQ9gYsdh4GDlue00WofIcapJaiTzhigA-GIDg-Jrx8/edit 

[5] Асмолов А.Г. Чтение в составе универсальный учебных действий / Формированиие универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа. «Особенности построения урока немецкого языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС второго поколения» (доклад)

Доклад «Особенности построения урока немецкого языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС второго поколения» Мишиной Олеси Михайловны посвящен рассмотрению современного урока в соответствие с требова...

Применение стратегии смыслового чтения на уроках литературы на уровне ООО

обобщение педагогического опыта по применению стратегии смыслового чтения на уроках литературы на уровне ООО (на примере изучения рассказа Кавказский пленник"...

Использование технологии разноуровневого обучения на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС

В настоящее время заметно повысилась планка требований к знаниям, умениям и практическим навыкам владения языком международного общения. Запросы общества к качеству обучения английскому языку растут. ...

Работа с текстом с применением стратегий смыслового чтения на уроках литературы

Данный урок помогает осуществлять смысловое чтение, способствует развитию умения находить нужную информацию, интерпретировать, использовать текстовую информацию....

Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в 5-6 классе на примере учебника Издательства «Просвещение».

         В данной  статье   приведены примеры  практической реализации   технологии смыслового чтения на уроках географии через возможност...

Применение технологии смыслового чтения на уроках геометрии

Применение технологии смыслового чтения на уроках геометрии...