Урок биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика Царства Растения»
план-конспект урока по биологии на тему

Тюнина Ольга Александровна

Урок биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика Царства Растения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchaya_harakteristika_rasteniy_7_klass.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика Царства Растения».

Цели урока: создание условий:

- для изучения отличительных характеристик царства Растения;

- для формирования умения пользоваться учебной литературой: выделять главное при работе с текстом учебника по теме урока;

- для формирования бережного отношения к объектам живой природы: через понимание значения растений для других групп организмов и человека.

Планируемые результаты:

Предметные: в процессе групповой работы ученики выделяют и объясняют основные отличительные особенности растений.

Метапредметные: ученики умеют работать с учебной литературой по теме урока и извлекать необходимую информацию.

Личностные: ученики понимают ценность растений, как важнейшего компонента природы, необходимого для жизнедеятельности всех живых организмов и необходимость их охраны.

УМК: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин Многообразие живых организмов.

Оборудование: проектор; презентация к уроку; инструктивные карточки для работы в группах; оценочный лист.

Разработчик: учитель биологии МБОУ «БСОШ №2» Тюнина Ольга Александровна

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие. Определение готовности к уроку.

На Земле более 2-х млн. видов живых организмов, принадлежащих к разным царствам живой природы.

Вспомните и назовите основные царства живой природы (выслушивание ответов и показ слайда № 1).

Ответьте на вопрос: к какому царству вы отнесете представленные на слайде объекты? Далее демонстрация слайда № 2 (одноклеточная и многоклеточная водоросль, мох, папоротник, древесное цветковое растение).

Ответьте на вопрос: почему вы отнесли эти организмы к царству Растения?

Т.к. вы отнесли эти разнообразные на вид организмы к одной группе (царству Растения) значит, они все обладают какими-то общими признаками? Попробуйте сформулировать тему урока.

Т.о. тема нашего занятия: Общая характеристика царства Растения».

Учащиеся называют царства живой природы.

Учащиеся называют царство Растения.

Учащиеся перечисляют некоторые уже известные им характерные черты растений.

Учащиеся пробуют формулировать тему и после обсуждения записывают её в тетрадь.

Фронтальная беседа с классом.

Показ

презентации

2. Постановка цели

Для начала давайте определим для себя, что мы уже знаем о растениях, и что хотелось бы узнать на уроке. Перед вами таблица и карточки с вопросами о растениях. Обсудите в группе вопросы и разложите их в графы таблицы. Т.е. если вы можете ответить на вопрос, отнесите его в графу «знаем», а если нет, то в графу «не знаем».

 Попробуйте сформулировать цель занятия.

Учитель фиксирует высказывания, обобщает и формулирует цель: изучить характерные признаки растений (запись на доске).

Вопросы в графе «не знаем» не убирайте, мы к ним ещё вернемся.

Учащиеся от каждой группы высказываются, пробуют сформулировать цель занятия. Учащиеся работают в группах. Располагают вопросы по графам таблицы: знаем – не знаем. Каждая группа представляет результат, отвечая на вопросы, помещенные в графу «знаем».

После обсуждения записывают цель в тетрадь.

Форма  таблицы и вопросы для работы

приведены

в приложении 1.

3. Планирование

Итак, посмотрите в графу «не знаем», как эту информацию можно обобщить и составить план:

1. Особенности строения растительной клетки.

2. Особенности питания растений.

3. Особенности роста растений.

4. Двигательная активность.

Это и будет планом изучения темы сегодняшнего урока.

Работают над планом урока

Записывают план в тетрадь.

4. Реализация

Чтобы понять, какими общими особенностями обладают все растения, выполним ряд заданий (учитель объясняет, что предстоит сделать, работая в группе).

Сейчас мы будем представлять результаты работы группы. В это время остальные группы слушают и записывают в тетрадь признаки растений.

Я буду фиксировать их на доске.

 

1. Особенности строения растительной клетки

- имеют пластиды, содержащие пигменты;

- имеют клеточную стенку, которая состоит из целлюлозы;

- имеют крупные вакуоли, заполненные клеточным соком;

2. Особенности питания растений.

- являются автотрофами, т.е. самостоятельно создают органические вещества

3. Особенности роста растений

- имеют неограниченный рост

4. Двигательная активность

- не способны к активному движению

Учащиеся работают в группах, выполняют полученные задания.

Выслушивают представителя каждой группы, определяют характерный признак растительного организма и записывает его в тетрадь в раздел «Особенности растений».

Задания для групп приведены

в приложении 2

по итогам рассмотрения Демонстрация слайда № 3.

5. Контроль

Соотнесите полученную информацию с нашим планом. Все ли рассмотрено?

А теперь вернитесь к вопросам, которые остались у вас в разделе «хотим узнать». Вы нашли на них ответы?

Какова тема урока? А какую цель мы ставили? Достигли поставленной цели? Если да, тогда почему?

Сравнивают раздел Особенности растений, заполненный в тетради с пунктами плана. Делают вывод.

Отвечают на вопросы.

6. Оценивание

А теперь оцените свою работу на уроке, заполнив лист самооценки.

Заполняют оценочные листы.

Приложение 3

7. Рефлексия

Подумайте, все ли удалось вам  в ходе урока? Выберите из приведенных  на слайде вариантов то, что соответствует вашему состоянию (слайд № 4) и поднимите стикер соответствующего цвета.

Каждый определяет свое отношение к уроку и поднимает выбранный стикер.

Слайд презентации

8. Домашнее задание

Домашнее задание: из предложенных заданий два задания на выбор обязательно.

1. Создать словарь терминов по данной теме.

2. Сделать сравнительную характеристику грибной и растительной клетки по следующему плану:

Признак

клетки

грибная

растительная

Клеточная стенка

Крупная вакуоль

Хлоропласты

Способ питания

3. Подготовить сообщение по одной из тем:

- роль растений в природе;

- растения, занесенные в Красную книгу Алтайского края (любое на выбор);

- растения, используемые человеком.

Записывают домашнее задание.

Приложение 1

Знаем

Не знаем

 Вопросы:

В чем особенность строения растительной клетки?

Из чего состоит клеточная стенка (оболочка) растений?

Что такое пластиды?

Что такое хлорофилл?

Как питаются растения?

Как долго растут растения?

Могут ли растения активно передвигаться?

Приложение 2

Задание для группы № 1

1.Рассмотрите рисунок с изображением растительной клеткой и назовите структуры, имеющие окраску.

2. Прочитайте прилагаемый текст и ответьте на вопросы:

 что содержится в этих структурах,

 какую роль эти вещества играют в жизнедеятельности клетки?

3. Кратко сформулируйте признак растительного организма, о котором идет речь.

Текст

У растений имеются особые пигменты, содержащиеся в пластидах – специфических органоидах растительных клеток. Например, зеленый пигмент – хлорофилл или каротиноиды – оранжево-желтые и красные пигменты.  Пластиды, содержащие хлорофилл называются хлоропластами, а пластиды, которые содержат пигменты других цветов, называются – хромопласты. Пигменты играют очень важную роль в жизни растений. Так, каротиноиды содержатся в клетках и придают определенным частям растений (плодам, цветкам) тот или иной цвет, а также проявляются при пожелтении листьев. А зеленый пигмент хлорофилл принимает участие в процессе фотосинтеза.

Задание для группы № 2

1.Рассмотрите рисунок с изображением растительной клеткой и найдите структуру, которая является её наружной оболочкой.

2. Прочитайте прилагаемый текст и ответьте на вопросы: Как называется наружная оболочка растительной клетки и из какого вещества она состоит и как влияет на жизнедеятельность растительного организма?

3. Кратко сформулируйте признак растительного организма, о котором идет речь.

Текст

Клетки растений окружены толстой стенкой, лежащей кнаружи от цитоплазматической мембраны. Она состоит в основном из углевода – целлюлозы. Такая клеточная стенка из целлюлозы – специфическая особенность растений: у животных её нет. Наличие у каждой растительной клетки твердой оболочки определило малую подвижность растений. А в результате питание и дыхание растительного организма стали зависеть от поверхности его тела, контактирующей с окружающей средой. В процессе эволюции это привело к сильной, гораздо более выраженной, чем у животных, расчлененности тела – ветвлению корневой системы и побегов.

Задание для группы № 3

1.Рассмотрите рисунок с изображением растительной клеткой и найдите самую крупную структуру в составе клетки.

2. Прочитайте прилагаемый текст и ответьте на вопросы: Чем заполнен данный органоид и какую роль в жизнедеятельности клетки выполняет клеточный сок?

3. Кратко сформулируйте признак растительного организма, о котором идет речь.

Текст

Обязательным продуктом обмена веществ растений является клеточный сок. Это раствор разнообразных разнообразных органических веществ (аминокислот, белков, углеводов, дубильных веществ) и неорганических веществ (нитраты, фосфаты, хлориды).Клеточный сок накапливается в цитоплазме и в вакуолях растительной клетки. Вакуоли с клеточным соком очень крупные и могут занимать почти все внутреннее пространство растительной клетки. Клеточный сок увеличивает внутриклеточное давление, вызывающее напряжение клеточной стенки – тургор. В результате этого ткани растений приобретают высокую прочность.

Задание для группы № 4

1.Рассмотрите рисунок с изображением растительной клеткой и назовите структуры, имеющие окраску.

2. Прочитайте прилагаемый текст и ответьте на вопросы: Какой процесс происходит с участием этой структуры? Какой тип питания характерен для большинства растений в связи с этим процессом?

3. Кратко сформулируйте признак растительного организма, о котором идет речь.

Текст.

Практически все растительные организмы – автотрофы и способны к фотосинтезу – образованию органических молекул из неорганических за счет энергии света. Процесс фотосинтеза проходит в специальных органоидах клетки – пластидах. Благодаря процессу фотосинтеза у растений в процессах обмена веществ преобладают реакции биологического синтеза органических молекул над процессами расщепления веществ. В результате растения образуют ту органическую биомассу, которой питаются животные и другие гетеротрофные организмы.

Задание для группы № 5

1.Рассмотрите рисунки с изображением живых объектов, прочитайте прилагаемый текст и ответьте на вопросы: Какой тип роста характерен для растений? Могут ли растения активно передвигаться?

3. Кратко сформулируйте признаки растительного организма, о которых идет речь.

Текст

Все растения характеризуются неограниченным ростом: они увеличиваются в размерах в течение всей своей жизни. При этом размеры некоторых многолетних растений могут быть весьма значительными……

Специальных органов движения многоклеточные растения не имеют и активно перемещаться в пространстве, меняя, свое место расположения не могут. Но  они могут изменять положение отдельных частей, например, могут разворачивать листья и цветы к солнцу……

Необходимо дополнить данный текст

Приложение 3

Лист самооценки

                   

Виды выполненных работ

Оценка работы

Определение темы урока

Постановка цели

Составление плана

Выполнение задания

Участие в обсуждении, ответы на вопросы

Итого (сумма +)

+  - активно участвовал, все получилось;

?   - сомневаюсь, остались вопросы;

--  - не участвовал, не выполнил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии в 5 классе по программе ФГОС "Характеристика царства Растения"

Этот материал подготовлен для учащихся 5 класса, изучающих биологию по новому Федеральному Государственному стандарту образования. Материал подготовлен с учетом возрастных особенностей учащихся. ...

Презентация по биологии для учащихся 7-го класса на тему: "Общая характеристика царства Грибы"

Презентация по биологии для учащихся 7-го класса на тему: "Общая характеристика царства Грибы"...

Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"

Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...

Обобщающий урок биологии 6 класс по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Обобщающий урок биологии для обучающихся 6 класса. Данный урок построен на системном подходе изучения биологии, и позволяет повторить и обобщить не только биологические понятия по теме, но и подвести ...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы

Разработка конспекта урока по  биологии   7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы...

Конспект урока биологии в 7 классе по теме: «Общая характеристика царства Растения» (ФГОС)

Технологическая карта к уроку биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика царства Растения»....

Урок в 5 классе по теме:"Общая характеристика грибов"

Урок изучение и первичное закрепление новых знаний.Цель урока создание условий для формирование ууд....