Рыбы Тоджинского района
опыты и эксперименты по биологии (7 класс) на тему
Научно-исследовательская работа на тему: "Рыбы Тоджинского района"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
npr_rybaki.docx | 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Ийская санаторная общеобразовательная школа-интернат.
Школьная научно-практическая конференция
по экологии « Природа и мы»
Рыбы нашего района.
Выполнила : Коканай Анай-Хаак
ученица 7 класса,
Ийской санаторной школы-интерната
Научный руководитель Кара-Сал У.Э.
Учитель биологии, географии.
Ий. 2014 год
Содержание:
- Введение ___________________________________________________3
- Основная часть______________________________________________4
- Это интересно________________________________________4
- Организм рыб_________________________________________4
- Рыбы наших рек_______________________________________6
- Заключение_________________________________________________9
- Литература _________________________________________________10
Введение.
Летом мы с братом Айдыном ездили на рыбалку. Сидя за этим увлекательным занятием, я задумалась о том, как же устроен мир рыб. Ведь я почти ничего не знаю о них. Они отличаются своей окраской и чешуйками тела, своей ловкостью держаться под водой, каждая рыбка чем - то удивительна. И я решила побольше раскрыть для себя загадочный и удивительный мир рыб.
Цель моей работы: узнать какая наука изучает строение организма рыб и их и жизнь , уметь выделять общие признаки и разнообразие рыб , знать какие рыбы водятся в водоёмах нашего района. И узнать, сколько рыб ловят наши рыбаки за год.
Основная часть.
2.1. Это интересно.
Оказывается , читая источники я узнала о том, что на земле около 200 тысяч видов разных рыб, больше, чем лягушек , тритонов, жаб, саламандр, змей , ящериц, всех птиц и всех зверей вместе взятых!
Наблюдая на рыбалке, глядя телепередачу .Ж. И. Кусто о подводном мире и её жителях, очень интересная телепередача : «Рыбалка с увлечением» я убедилась в том, что размеры рыб самые разные: от одного сантиметра до двадцати метров. Замечено, что в маленьких водоёмах рыбы не вырастают такими крупными, как в больших. Конечно река Тоора-Хем намного меньше, чем река Енисей , поэтому и рыба в Енисее крупнее. Мне приходилось ловить самую маленькую рыбку – сорогу , в размере 8-10 сантиметра, а самую большую рыбку поймал мой брат – это хариус , размером 35 сантиметра. Что ни рыба, то своя, особая форма тела, свой цвет и свой размер. Есть рыбы тонкие и длинные, как хлыст, толстые и круглые, как мячик, крохотные – с муравья и огромные – больше слона. Есть рыбы травоядные, как овцы и козы, и есть хищные, как тигры и львы. Я узнала -самая крупная рыба - китовая акула ( 40т.). Самая маленькая рыба- бычок пандака ( 1 см). Самая быстрая рыба – парусник ( 109 км/ ч)
2.2 Организм рыб.
Тело почти всех рыб покрыто чешуёй, как кольчугой. Разглядывая чешую у рыбы, я заметила, что одни чешуйки широкие, а некоторые узкие. Оказывается, рыба быстро растёт летом - и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт - и колечко получается узкое. Оказывается, по колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет. Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Недаром говорят: « Рыбы- дети воды». Тела их обтекаемы, и это облегчает им плавание. Гладкая чешуя, их обтекаемая форма тела позволяют рыбам легко скользить в толще воды. Сильные мышцы волнообразно изгибают тело рыбы вперёд. Плавники помогают ей удерживать равновесие и замедлять ход. Жабры извлекают из воды нужный для дыхания кислород. Хвостовой нужный для дыхания кислород. Хвостовой плавник- весло движет рыбу в воде. Есть у рыб плавательный пузырь (ни у кого, кроме рыб, его нет), который помогает им нырять, всплывать и парить в воде. И даже « разговаривать». И ещё есть удивительный орган - боковая линия. Она позволяет рыбам видеть без глаз и слышать без ушей. У рыб по бокам тела, под кожей, тянутся нервы, воспринимающие самые слабые колебание воды. Они сообщают рыбе о приближении хищника или , наоборот, добычи. У человека пять чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. А у рыб – шесть: ещё и чувство боковой линии. Хищника не видно ещё и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение - боками! Ещё добычу свою рыбы находят с помощью обоняния - по запаху. Чувствительные к запахам сосочки находятся у них во рту, так и на морде. Читая ,энциклопедии я узнала,-
Наука, изучающая рыб, называется ихтиология.
Рыба приспособлена к тому месту, в котором живёт. Рыбы, которым приходится много и быстро плавать, - стройные, обтекаемой формы. Те же, для которых важнее понадёжнее спрятаться, быть незаметными, похожи на камни, на водоросли, на комья ила. Например: морские коньки, морские иглы, скаты, бычки. Окраска рыб тоже самая разная. Бывают рыбы белые, чёрные, коричневые. Бывают вовсе бесцветные, почти прозрачные. Немало рыб и многоцветных: в полоску, в крапинку, в пятнышках, в зигзагах,
некоторые рыбы меняют окраску, как хамелеоны. Камбала на песчаном дне становится жёлтой, на – илистом - серой, а на каменистом - пятнистой. Есть рыбки, которые бледнеют, когда пугаются, и краснеют, когда сердятся.
Птицы несут яйца, а рыбы мечут икру. Из икринок выклевываются мальки. рыбы мечут икринки сотнями, тысячами, миллионами. Большинство наших рыб мечут икру весной и летом - щуки, окуни, плотва, лещи, сазаны, сомы. Некоторые мечут осенью (лососи, форели), а то и зимой ( налим).
Икринки созревают на водорослях, корягах, камнях. Но есть такие рыбы, которые устраивают для икры особые гнёзда. Морской конёк и морская игла носит свою икру всегда с собой, в особой сумке на животе. Чем меньше икринок мечет рыба, тем больше о них заботится.
Есть рыбы живородящие: акулы, скаты, бельдюга. Они вынашивают икринки внутри тела и мечут сразу живых рыбят.
И всё - таки большая часть рыбят и икринок гибнет. Но было бы куда хуже, если бы из каждой икринки выклюнулся малёк, а из каждого малька выросла рыба. Тогда бы все реки, озёра и океаны переполнились рыбой, а потом бы она вся погибла от скученности нехватки пищи.
2.3 Рыбы наших рек.
В нашей местности протекают три реки – река Тоора-Хем, Ий и Енисей. Наши реки богаты рыбой: пескарь, налим, окунь, сорога, елец, лещ, карась, хариус, таймень, линок, сиг. Можно встретить и щуку. Рыбаки прозвали её речным волком. Нападает она и на маленьких рыбёшек, и на крупных, если голодная, утащит на дно гусёнка или утёнка. Но ещё одно прозвище есть у щуки- речной санитар. Ведь в первую очередь щука нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням. А хариус, таймен., сиг, линок – это рыбы, которые занесены в Красную книгу животных Республики Тыва. Особенно их много в реках Хамсыра, Сыстыг-Хем и Тоора-Хем. И они являются основными видами улова наших рыбаков. Обитает много мелких представителей карповых: пескари, караси. лещи. Карась- неприхотлив. Может жить в стоячей воде. Ест всё подряд. Лещ - имеет сплющенное с боков тело. Питается моллюсками, червями, личинками насекомых, водорослями и побегами растений. Пескарь - имеет брусковатое в пестринках тело, зеленовато- бурое на спине, желтовато-серебристое на боках и брюшке, жёлтые глаза, серые плавники. Встречается такая рыба - из семейства лососевых – таймень, сиг, ленок. Единственная пресноводная рыба из семейства тресковых – налим.
Опыт №1. «Определение возраста рыб»
Тело рыбы покрыто чешуёй, которая защищает рыбы. На чешуе имеются кольца. Каждое кольцо соответствует одному году жизни рыбы.
Существует несколько способов определения возраста у рыб:
-по чешуе
-по жаберной крышке
-по срезу костей и другие.
Я определила возраст рыб по чешуе с помощью лупы:
Я промыла как следует чешую. Дала ей высохнуть. Отполировала наждачной бумагой. Я увидела у чешуи одно большое кольцо и много маленьких колец. Значит нашей рыбе только 1 год.
Опыт №2. Сравнение рыб.
Гипотеза: «Считается, что размеры водоема ограничивают максимальные размеры рыбы, которые она может достигнуть. Чем больше водоем, тем крупнее в нём обитает рыба. »
Доказательство:
Взяла 2 рыбы – 1 из реки Тоора-Хем, другая из реки Хамсыра (в магазине «Арат» купила.) Возраст рыб одинаковые, а вот размеры рыб были разные.
Рыба, выловленная из реки Тоора-Хем | Рыба, из реки Хамсыра | |
Длина от головы до хвоста | 20 см | 35,5 см |
Длина тела | 13 см | 25,7см |
Ширина тела | 3,5 см | 6,5 см |
Голова | 3 см | 4,6см |
Ширина хвоста | 5 см | 7,8 см |
Вывод:
Таким образом, я увидела, гипотеза оказалась верной. Экспериментально доказано, что главным фактором является, не только объем водоема, сколько развитие кормовой базы и качество воды. Значит, доказано, что чем больше водоем, тем больше размер рыбы.
Опыт №3. Какой ущерб приносят наши рыбаки. Сколько рыбы они ловят в течении года.
Рыболовство – один из главных промысловых видов деятельности жителей Тоджинского района. Можно сказать, из каждой семьи рыбачат то ли отец, то ли сыновья.
В ходе опыта я побеседовала с нашим учителем рисования Григорием Дуганчаповичем – опытным рыбаком нашего села.
В свободное время Дуганчапович ходит на рыбалку. В неделю 2 или 3 раза. И ловит примерно 6-8 штук рыбы каждый раз. Если клёв хороший будет, то улов тоже большой.
| март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь |
сколько рыбы | 10 | 15 | 20 | 25 | 20 | 20 | 50 | 100 |
килограмм | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 10 | 20 |
И так я подсчитала, Дуганчапович за год ловит примерно 52 кг. рыбы.
Рыба – это самая вкусная питательная пища для нас. Для пополнения своего удовольствия, мы приносим ущерб природе. Наш Дуганчапович знает, сколько ему надо рыбы, и не превышает своей нормы, не пользуется сетями для массовой ловли рыбы.
Я хочу, чтобы все рыбаки брали пример от нашего учителя, и не браконьерничали во время рыбалки.
Заключение.
Я многое узнала об этих удивительных, прекрасных существах. В будущем я хочу создать фотоальбом « Жители водоёмов нашего района», некоторые фотографии у меня уже есть.
Недаром гласит народная пословица « Рыбе нужна вода, птице – воздух, человеку- Родина». Чтобы наши реки были полноводные, богатые рыбой, нужно бережно относится к ним и их обитателям. Мы конечно ещё маленькие, но тоже можем внести свой вклад. Отдыхая, не засорять берега водоёмов, не бросать мусор в реки, не губить растительный мир водоёмов, рыбачить только тогда, когда разрешено.
Литература.
1. « Рыболов – любитель» И.С. Сороко.
2. « Жизнь обитателей водоёмов» О.Е. Жиренко.
3. «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Рыба морская и речная. Пищевая ценность рыбы Пр. р. Разделка сельди и подача к столу»
Раздел: кулинария 6 класс...
Презентация. Надкласс Рыбы. Класс Костные Рыбы.
Данную презентацию можно использовать в качестве наглядного материала при проведении уроков биологии в 7 классах. Она содержит информацию о биологическом разнообразии и особенностях строения класса Ко...
Тема: Питание. Первичная и тепловая обработка рыбы. Приготовление жареной рыбы.(7 класс)
Цель урока:Ознакомить учащихся с пищевой ценностью рыбы, ее видами и способами приготовления, научить готовить жареную рыбу. Задачи:Образовательные:Ознакомить учащихся со способами первично...
презентация "Промысловые рыбы" по теме урока "Промысловые рыбы. Их использование и охрана"
представлены фотографии и описание основных промысловых групп рыб, при изучении нового материала учащиеся заполняют таблицу...
Тема Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы и Костные рыбы. 5 урок
К разработке раздела Тема Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы и Костные рыбы. 5 урок...
«Философские вопросы в романе В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и рассказе Э. Хэмингуэя «Старик и море».
Конспект урока литературы в 11 классе, на котором производится сопоставительная характеристика произведений русской и зарубежной классики...
Рыбы Тоджинского района
Научно-исследовательская работа на тему: "Рыбы Тоджинского района"...