Рыбы Тоджинского района
опыты и эксперименты по биологии (7 класс) на тему

Кара-Сал Урана Элдепойевна

Научно-исследовательская работа на тему: "Рыбы Тоджинского района"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npr_rybaki.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Ийская санаторная общеобразовательная школа-интернат.

 

Школьная  научно-практическая конференция

по экологии  « Природа и мы»

Рыбы нашего района.

                                                                            Выполнила :   Коканай Анай-Хаак

                                                                         ученица 7  класса,

                                                                                     Ийской санаторной школы-интерната

                                                                                        Научный руководитель Кара-Сал У.Э.

                                                                                        Учитель биологии, географии.        

Ий. 2014 год

Содержание:

  1. Введение ___________________________________________________3
  2. Основная часть______________________________________________4
  1.   Это интересно________________________________________4
  2.  Организм рыб_________________________________________4
  3. Рыбы наших рек_______________________________________6
  1. Заключение_________________________________________________9
  2. Литература _________________________________________________10

Введение.

 

        Летом  мы с братом Айдыном  ездили на рыбалку. Сидя за этим увлекательным занятием, я задумалась о том, как же устроен мир рыб. Ведь я почти ничего не знаю о них. Они отличаются своей  окраской и чешуйками тела, своей ловкостью держаться под водой, каждая рыбка чем - то удивительна. И я решила побольше раскрыть для себя загадочный  и удивительный мир  рыб.

    Цель  моей работы: узнать какая наука изучает строение  организма рыб и их и жизнь ,  уметь выделять общие признаки и разнообразие рыб , знать какие рыбы водятся в водоёмах нашего района. И узнать, сколько рыб ловят наши рыбаки за год.

Основная часть.

2.1. Это интересно.

          Оказывается , читая источники я узнала о том, что на земле около 200 тысяч видов разных рыб, больше, чем лягушек , тритонов, жаб, саламандр, змей , ящериц, всех птиц и всех зверей вместе взятых!

Наблюдая на рыбалке, глядя телепередачу .Ж. И. Кусто о подводном мире и её жителях, очень интересная телепередача : «Рыбалка с увлечением» я убедилась  в том, что размеры рыб самые разные: от одного сантиметра до двадцати метров. Замечено, что в маленьких водоёмах рыбы не вырастают такими крупными, как в больших. Конечно река Тоора-Хем намного меньше, чем река Енисей , поэтому и рыба в Енисее  крупнее. Мне приходилось ловить самую маленькую рыбку – сорогу , в размере 8-10 сантиметра, а самую большую рыбку поймал мой брат – это хариус , размером 35 сантиметра. Что ни рыба, то своя, особая форма тела, свой цвет и свой размер. Есть рыбы тонкие и длинные, как хлыст, толстые и круглые, как мячик, крохотные – с муравья и огромные – больше слона. Есть рыбы травоядные, как овцы и козы, и есть хищные, как тигры и львы.  Я узнала -самая крупная рыба - китовая акула ( 40т.). Самая маленькая рыба- бычок пандака ( 1 см). Самая быстрая рыба – парусник ( 109 км/ ч)

2.2 Организм рыб.

        Тело почти всех рыб покрыто чешуёй, как кольчугой. Разглядывая чешую у рыбы, я заметила, что одни чешуйки широкие,  а некоторые узкие. Оказывается, рыба  быстро растёт летом - и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт - и колечко получается узкое. Оказывается,  по  колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет. Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Недаром говорят: « Рыбы- дети воды». Тела их обтекаемы, и это облегчает им плавание. Гладкая чешуя, их обтекаемая форма тела позволяют рыбам легко скользить в толще воды. Сильные мышцы волнообразно изгибают тело рыбы вперёд. Плавники помогают ей удерживать равновесие и замедлять ход. Жабры извлекают из воды нужный для дыхания кислород. Хвостовой нужный для дыхания кислород. Хвостовой плавник- весло движет рыбу в воде. Есть  у рыб плавательный пузырь (ни у кого, кроме рыб, его нет), который помогает им нырять, всплывать и парить в воде. И даже « разговаривать». И ещё есть удивительный орган - боковая линия. Она позволяет рыбам видеть без глаз и слышать без ушей. У рыб по бокам тела, под кожей, тянутся нервы, воспринимающие самые слабые колебание воды. Они сообщают рыбе о приближении хищника или , наоборот, добычи. У человека пять чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. А у рыб – шесть: ещё и чувство боковой линии. Хищника не видно ещё и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение - боками! Ещё добычу свою рыбы находят с помощью обоняния - по запаху. Чувствительные к запахам сосочки находятся у них во рту, так и на морде. Читая ,энциклопедии я узнала,-

                              Наука, изучающая рыб, называется ихтиология.

           Рыба  приспособлена к тому месту, в котором живёт. Рыбы, которым приходится много и быстро плавать, - стройные, обтекаемой формы. Те же, для которых важнее понадёжнее спрятаться, быть незаметными, похожи на камни, на водоросли, на комья ила. Например: морские коньки, морские иглы, скаты, бычки. Окраска рыб тоже самая разная. Бывают рыбы белые, чёрные, коричневые. Бывают вовсе  бесцветные, почти прозрачные. Немало рыб и многоцветных: в полоску, в крапинку, в пятнышках, в зигзагах,

некоторые рыбы меняют окраску, как хамелеоны. Камбала на песчаном дне становится жёлтой, на – илистом - серой, а на каменистом - пятнистой. Есть рыбки, которые бледнеют, когда пугаются, и краснеют, когда сердятся.

         Птицы несут яйца, а рыбы мечут икру. Из икринок выклевываются мальки. рыбы мечут икринки сотнями, тысячами, миллионами. Большинство наших рыб мечут икру весной и летом - щуки, окуни, плотва, лещи, сазаны, сомы. Некоторые мечут осенью (лососи, форели), а то и зимой ( налим).

           Икринки созревают на водорослях, корягах, камнях. Но есть такие рыбы, которые устраивают для икры особые гнёзда. Морской конёк и морская игла носит свою икру всегда с собой, в особой сумке на животе. Чем меньше икринок  мечет рыба,  тем больше о них заботится.

          Есть рыбы живородящие: акулы, скаты, бельдюга. Они вынашивают икринки внутри тела и мечут сразу живых рыбят.

          И всё - таки  большая часть рыбят и икринок гибнет. Но было бы куда хуже, если бы из каждой икринки выклюнулся малёк, а из каждого малька выросла рыба. Тогда бы все реки, озёра и океаны переполнились рыбой, а потом бы она вся погибла от скученности нехватки пищи.

2.3 Рыбы  наших рек.

          В нашей местности протекают три реки – река Тоора-Хем, Ий и Енисей.  Наши  реки  богаты  рыбой: пескарь, налим, окунь, сорога, елец, лещ, карась, хариус, таймень, линок, сиг. Можно встретить и щуку. Рыбаки прозвали её речным волком. Нападает она и на маленьких рыбёшек, и на крупных, если голодная, утащит на дно гусёнка или утёнка. Но ещё одно прозвище есть у щуки- речной санитар. Ведь в первую очередь щука нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням. А хариус, таймен., сиг, линок – это рыбы, которые занесены в Красную книгу животных Республики Тыва. Особенно их много в реках Хамсыра, Сыстыг-Хем и Тоора-Хем. И они являются основными видами улова наших рыбаков. Обитает много мелких представителей карповых:  пескари, караси. лещи. Карась- неприхотлив. Может жить в стоячей воде. Ест всё подряд. Лещ - имеет сплющенное  с боков тело. Питается моллюсками, червями, личинками насекомых, водорослями и побегами растений. Пескарь - имеет брусковатое в пестринках тело, зеленовато-  бурое на спине, желтовато-серебристое на боках и брюшке, жёлтые глаза, серые плавники.  Встречается такая рыба - из семейства лососевых   – таймень, сиг, ленок. Единственная пресноводная рыба из семейства тресковых – налим.

Опыт №1. «Определение возраста рыб»

Тело рыбы покрыто чешуёй, которая защищает рыбы. На чешуе имеются кольца. Каждое кольцо соответствует одному году жизни рыбы.

Существует несколько способов определения возраста у рыб:

-по чешуе

-по жаберной крышке

-по срезу костей и другие.

Я определила возраст рыб по чешуе с помощью лупы:

Я промыла как следует чешую. Дала ей высохнуть. Отполировала наждачной бумагой. Я увидела у чешуи одно большое кольцо и много маленьких колец. Значит нашей рыбе только 1 год.

Опыт №2. Сравнение рыб.
Гипотеза: «Считается, что размеры водоема ограничивают максимальные размеры рыбы, которые она может достигнуть. Чем больше водоем, тем крупнее в нём обитает рыба. »

Доказательство:

Взяла 2 рыбы – 1 из  реки Тоора-Хем, другая из реки Хамсыра (в магазине «Арат» купила.)  Возраст рыб одинаковые, а вот размеры рыб были разные.

Рыба, выловленная из реки Тоора-Хем

Рыба, из реки Хамсыра

Длина от головы до хвоста

20 см

35,5 см

Длина тела

13 см

25,7см

Ширина тела

3,5 см

6,5 см

Голова

3 см

4,6см

Ширина хвоста

5 см

7,8 см

Вывод:

Таким образом, я увидела, гипотеза оказалась верной. Экспериментально доказано, что главным фактором является, не только объем водоема, сколько развитие кормовой базы и качество воды. Значит,  доказано, что чем больше водоем, тем больше размер рыбы.

Опыт №3. Какой ущерб приносят наши рыбаки. Сколько рыбы они ловят в течении года.

Рыболовство – один из главных промысловых видов деятельности жителей Тоджинского района. Можно сказать, из каждой семьи рыбачат то ли отец, то ли сыновья.

В ходе опыта я побеседовала с нашим учителем рисования Григорием Дуганчаповичем – опытным рыбаком нашего села.

В свободное время Дуганчапович ходит на рыбалку. В неделю 2 или 3 раза. И ловит примерно 6-8 штук рыбы  каждый раз. Если клёв хороший будет, то улов тоже большой.

 

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

сколько рыбы

10

15

20

25

20

20

50

100

килограмм

2

3

4

5

4

4

10

20

И так я подсчитала, Дуганчапович за год ловит примерно 52 кг. рыбы.
Рыба – это самая вкусная питательная пища для нас. Для пополнения своего удовольствия, мы приносим ущерб природе. Наш Дуганчапович знает, сколько ему надо рыбы, и не превышает своей нормы, не пользуется сетями для массовой ловли рыбы.
Я хочу, чтобы все рыбаки брали пример от нашего учителя, и не браконьерничали во время рыбалки.

Заключение.

       Я многое узнала об этих удивительных, прекрасных существах. В будущем я хочу создать фотоальбом « Жители водоёмов нашего района», некоторые фотографии у меня уже есть.

        Недаром гласит народная пословица « Рыбе нужна вода, птице – воздух, человеку- Родина». Чтобы наши реки были полноводные, богатые рыбой, нужно бережно  относится к ним и их обитателям. Мы конечно ещё маленькие, но тоже можем внести свой вклад. Отдыхая, не засорять берега водоёмов, не бросать мусор в реки, не губить растительный мир водоёмов, рыбачить только тогда, когда разрешено.

Литература.

1. « Рыболов – любитель» И.С. Сороко.

2. « Жизнь обитателей водоёмов» О.Е. Жиренко.

3. «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Надкласс Рыбы. Класс Костные Рыбы.

Данную презентацию можно использовать в качестве наглядного материала при проведении уроков биологии в 7 классах. Она содержит информацию о биологическом разнообразии и особенностях строения класса Ко...

Тема: Питание. Первичная и тепловая обработка рыбы. Приготовление жареной рыбы.(7 класс)

Цель урока:Ознакомить учащихся с пищевой ценностью рыбы, ее видами и способами приготовления, научить готовить жареную рыбу. Задачи:Образовательные:Ознакомить учащихся со способами первично...

презентация "Промысловые рыбы" по теме урока "Промысловые рыбы. Их использование и охрана"

представлены фотографии и описание  основных промысловых групп рыб, при изучении нового материала учащиеся заполняют таблицу...

Тема Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы и Костные рыбы. 5 урок

К разработке раздела Тема Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы и Костные рыбы. 5 урок...

«Философские вопросы в романе В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и рассказе Э. Хэмингуэя «Старик и море».

Конспект урока литературы в 11 классе, на котором производится сопоставительная характеристика произведений русской и зарубежной классики...

Рыбы Тоджинского района

Научно-исследовательская работа на тему: "Рыбы Тоджинского района"...