Элективный курс "Основы экологии" 9 класс
элективный курс по биологии (9 класс) по теме

Глаголева Галина Павловна

Элективный курс "Основы экологии" 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_osnovy_ekologii.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 46

с углубленным изучением отдельных предметов

Рассмотрено  

на заседании МО

Протокол № ___        

от _____  ___________ 2014г.

Согласовано 

на  заседании НМС        

Протокол № ___        

от ___  ___________ 2014г.

  1. Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №46

с углубленным изучением

отдельных предметов

____________  Н.Ф.Иванисов

от ____  ____________2014г.

  1. Рабочая программа

элективного курса по биологии

«Основы экологии»

на 2014 – 2015 учебный год

Ф.И.О. учителя:  Глаголева Галина Павловна

Класс:  9А, 9Б, 9В, 9Г, 9Д, 9Е        

По учебному плану: 1 час в неделю

Количество часов на 1 полугодие: 0

Количество часов на 2 полугодие: 17.5

Количество всего часов по программе: 17,5 часов


Пояснительная записка

Изучение предмета «Экология» в 9 классах в рамках регионального базисного плана не предусматривается.  В связи с этим предлагается преподавание элективного курса «Основы экологии».  Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс (под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биол. наук, доц. Ю.И. Буланого), программы курса «Экология», 9 класс (авторы Н.М. Чернова, Галушин В.М., Константинов В.М.)

Данная рабочая программа подкреплена учебниками:

1. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений – М.: «Дрофа», 2005. – 288 с.

Цель курса «Основы экологии»: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды. 

Задачи: 

- формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных закономерностей, теорий и концепции экологии;

- развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;

- формирование экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;

- закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней.

Общая характеристика курса

Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи:

- преемственности экологического образования;

- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия, история, обществознание, право, экономика);

- гуманизации образования;

- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;

- личностной ориентации содержания образования;

- деятельностного характера образования и направленности содержания на развитие общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой, исследовательской и проектной деятельности;

- формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Эти идеи  являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.

Описание места учебного курса в учебном плане

В 9 классе на реализацию элективного курса «Основы экологии» согласно базисному учебному плану МБОУ СОШ № 46 с УИОП выделено 17,5 учебных часов (из расчёта по 0,5 ч/нед.).  Из них на теорию выделено 17,5 часов, в том числе лабораторные работы – 1.

    Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Изложение материала предлагается проводить в соответствии с основным дидактическим принципом – от простого к сложному. Последовательно рассматриваются экологические взаимоотношения на уровне организмов, популяций, биоценозов, экосистем и на биосферном уровне. Особое внимание уделяется положению человека в природе и влиянию на неё антропогенного фактора. Вводятся новые понятия, характеризующие человечество на популяционном уровне. Рассматриваются взаимоотношения людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы. Раскрывается ретроспектива воздействия человека на внешнюю среду и причины возникновения экологических кризисов. Рассматривается значение устойчивого развития природы и человечества. Показывается, что способность людей находить компромиссные решения в социальной сфере и в отношениях с окружающей средой являются основой гармоничных отношений человечества и биосферы и залогом благополучия человечества. Курс планируется изучать на примерах конкретных экологических ситуаций, характерных для ХМАО.

        Содержание каждой главы курса «Основы экологии» структурировано по темам, к которым приведены перечни учебных приборов и оборудования, демонстрации опытов. Программа изучения экологии в 9 классе включает практикум с целью развития творческих способностей школьников, мышления, моделирования, проектирования.

        Обучение учащихся 9-х классов экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществознанию и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников практической деятельности.

Ожидаемый результат изучения курса «Основы экологии» направлен на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды.

Для оценки достижений учащихся по изучению данных курсов необходимо использовать следующие виды контроля: поурочный и тематический. 

Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.

При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.

Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённой темы. При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся  в логической системе, соответствующей структуре учебной темы.

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах,  дидактические разноуровневые тесты,   самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты.

Содержание курса «Основы экологии»

Введение. 1 ч.

Предмет, методы, задачи  общей   экологии.  Формирование экологического мировоззрения как условия выживания человечества

Тема 1. Организм и среда. 5 ч.

Общие законы зависимости организмов от факторов среды

Основные пути приспособления организмов к среде

Среды жизни. Пути воздействия организмов на среду

Приспособительные формы организмов.

 Лабораторная работа № 1. Изучение приспосо-бленности организмов на п-ре экологических групп птиц 

Приспособительные ритмы жизни

Тема 2.  Сообщества и популяции. 5ч.

Биотические связи в природе

Законы пищевых и конкурентных отношений

Популяции  

Демографическая структура, численность и плотность популяции

Биоценоз и его устойчивость

Тема 3.  Экосистемы. 6 ч.

Законы организации экосистем

Законы биологической продуктивности

Продуктивность агроценоза

Саморазвитие экосистем

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов, экосистем.

Биосфера – глобальная экосистема

Заключение. 1 ч.

Тематический план

п\п

Название главы

Количество часов

Лабораторные работы

Введение

1

1

Организм и среда

5

1

2

Сообщества и популяции  

5

3

Экосистемы

6

Заключение

1

Итого

18


Календарно – тематический план

п\п

Тема раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке

Планируемые результаты

Элементы дополни

тельного содержания

Требования к условиям

Тип урока

Введение

1

1

Предмет, методы, задачи  общей   экологии.  Формирование экологического мировоззрения как условия выживания человечества

1

Общая экология, уровни организации жизни; способность к самовоспроиз-водству;

Знать: предмет, методы, задачи  общей   экологии.  

Табл. «Уровни организации жизни»

Изучения новых знаний

1

Организм и среда

5

CD«Экология»

2

Общие законы зависимости организмов от факторов среды

Ограниченность ресурсов; экологические факторы, абиотические и биотические факторы; закон оптимума, пессимум, критические точки, экстремальные условия, ограничивающий фактор

 

Знать: определения основных экологических понятий: факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благо-приятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов.

Уметь: строить графики простейших экологических зависимостей; применять  знания  экологических  правил  при  анализе  различных  видов хозяйственной деятельности;

с/р. Построение графика области выживания и оптимума для определённого вида

демонстрация «Пределы выносливости»

табл. «Закон оптимума»

табл. «Пути миграций птиц»

Комбинированный

3

Основные пути приспособления организмов к среде

Анабиоз, скрытая жизнь, избегание неблагоприятных факторов 

с/р. Сост. табл. «Пути приспособлений организмов к среде»  

CD – виртуальная. экскурсия «Пути приспособления организмов к среде»

Комбинированный

4

Среды жизни. Пути воздействия организмов на среду

Средообразующая деятельность организмов, планктон, заморы, паразитизм, закон большого числа яиц, фильтрационное питание, самоочищение водоёмов

п/з.Моделирование изменений среды под воздействием живых организмов

дидактический материал по теме

Комбинированный

5

Приспособительные формы организмов

Конвергенция, жизненная форма

л/р № 1. «Изучение приспособленности организмов на примере экологических групп птиц»

дидактический материал «Особенности строения клюва и конечностей птиц»

Практического применения знаний

6

Приспособительные ритмы жизни

Фотопериодизм, суточные и годовые ритмы;

CD – демонстрация «Биологические часы»

Комбинированный

2

Сообщества и популяции

5

7

Биотические связи в природе

Биотические связи, прямые и косвенные связи, трофические отношения, конкуренция, мутуализм симбиоз, нейтрализм

Знать о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина; законы конкурентных

отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природ. сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов; об отношениях организмов в популяциях, понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе, «биоценоз» как основа природной экосистемы

Уметь:  решать простейшие экологические задачи; использовать количественные показате-ли при обсуждении экологических и демографических вопросов

с/р. Сост. табл. «Типы биотических отношений»

Комбинированный

8

Законы пищевых и конкурентных отношений

Хищники, жертвы, , циклическое колебание численности; закон Гаузе, правило Тинеманна.

с/р. Анализ графиков

презентации

«Типы биотических. отношений»

Комбинированный

9

Популяции  

Популяция, численность и плотность популяции, возрастная структура популяции, ёмкость среды,

с/р. Решение экологических задач

таблица «Популяции»

Комбинированный

10

Демографическая структура, численность и плотность популяции

Саморегуляция численности, территориальное поведение животных, отрицательная обратная связь, динамика численности популяции (стабильная, изменчивая, взрывная), взрыв численности,  регуляция численности

с/р. Решение экологических задач

таблица «Возрастные пирамиды популяций»

Комбинированный

11

Биоценоз и его устойчивость

Биоценоз, доминирующие, малочисленные виды, видовая структура биоценоза, ярусность, виды средообразователи, экологическая ниша

п/з. Сравнительная характеристика видовой структуры биоценозов

табл. «Биоценоз пруда», «Биоценоз тайги»

Комбинированный

3

Экосистемы

6

12

Законы организации экосистем

Экосистема, потоки энергии и вещества, биологический круговорот веществ, продуценты, консументы, редуценты

Знать о строении и функционировании экосистем понятия «экосистема», круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем, законы биологической продуктивности , цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных при-родных и агроэкосистемах; о саморазвитии экосистем, этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ, о биологическом раз-нообразии как важнейшем усло-вии устойчивости, биоценозов, экосистем; о биосфере  как  глобальной экосистеме

Уметь: объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах

с/р. «Принципы устойчивости экосистем»

таблица «Экосистема»

Комбинированный

13

Законы биологической продуктивности

Цепи питания, трофические уровни, правило 10%, биологическая продукция, биомасса

с/р. Решение экологических задач (правило 10%)

CD. -демонстрация «Экосистема смешанного леса»

табл. «Пирамида продукции», «Цепи питания»

Комбинированный

14

Продуктивность агроценоза.

Агроценозы, агроэкосистемы, биологические методы борьбы

п/з.  Сравнительная характеристика био- и агроценозов

с/р. Определение особенностей агроценоза.

CD –демонстрация

 «Агроценоз»

Комбинированный

15

Саморазвитие экосистем

Сукцессии, незрелые и зрелые сообщества

CD – демонст, табл. «Сукцессия»

Комбинированный

16

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов, экосистем.

Функции биологического разнообразия

с/р. Составление таблицы, на основе анализа текста учебника, схем и таблиц

CD – демонст.,

табл.«Кругово-роты веществ: воды, азота, углерода», «Ярусность»

Комбинированный

17

Биосфера – глобальная экосистема

Биосфера, озоновый экран, живое вещество, биокосные тела, круговороты углерода, азота, кислорода

Тв/р.  Экология – научная основа природопользования

табл. «Биосфера»

Комбинированный

18

Заключение

Обобщение, коррекция и контроль знаний

Обобщения и контроля


Требования к уровню подготовки учащихся,  

обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

- определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);        

- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;

- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

- о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);

- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);

- о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения    человечества    и     природы,     социально-экологические связи);

- о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);

- социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;

- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);

- о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);

- об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);

- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);

- о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

- о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье- промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).

Учащиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

- строить графики простейших экологических зависимостей;

- применять  знания  экологических  правил  при  анализе  различных  видов хозяйственной деятельности;

- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;

- определять уровень загрязнения воздуха и воды;

- устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;

- объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;

- прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;

- проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных и глобальных экологических проблем;

- проявлять активность в организации и проведении экологических акций;

- уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех её проявлениях.

 

        Формируемые ключевые компетентности:

-  компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, науки, производства, истории цивилизации;

- компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;

- компетентность социального взаимодействия: с обществом, коллективом, сотрудничество, социальная мобильность;

- компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение; продуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

- компетентность информационных технологий: приём, переработка, выдача информации; мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение  электронной и Интернет-технологией

Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • видеофильмы
  • телевизор
  • комплект мультимедийного оборудования.
  • ноутбук
  • принтер
  • учебные таблицы: «Ярусность», «Смена растительных сообществ», «Жизненные формы животных», «Биоценоз дубравы», «Биоценоз пруда», «Агроценоз», «Круговороты веществ: углерода, азота, фосфора и др.», «Кривые роста населения Земли», «Приспособленности птиц: особенности клюва и лап», «Популяции», «Пищевые цепи», «Пирамиды биомассы»;
  • географические карты: «Административная карта мира», «Население Земли», «Мировые минеральные ресурсы», «ООПТ России»;
  • портреты учёных:  В.И. Вернадский,  Г.Ф. Гаузе, В.В. Докучаев;
  • Дидактический материал: инструктивные карточки для выполнения лабораторных работ, тематические тесты, УМП учебных проектов.

Учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя

  1. Атлас Тюменской области. М.: ГУГК, 1978
  2. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. М.: Советская энциклопедия, 1986. –  468 с.
  3. Биология. Допол. материалы к урокам и внекл. мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах/авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 167 с.
  4. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995. – 104 с.
  5. Экологический мониторинг: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: Академический проект, 2006. – 416 с.
  6. Экологическое образование в Саратовской области: Сборник научно-методических работ/ Под ред.  Ю.И. Буланого. – Саратов: Изд-во ГосУИЦ «Колледж», 2003. – 152 с.

Литература для учащихся

1.  Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. М.: Просвещение, 1998. – 270 с.

  1. Конституция Российской федерации. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009. – 64 с.
  2. Красная книга Тюменской области: Грибы. Лишайники. Растения. Животные / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Тюмень. обл. – Тюмень: изд-во Торгово-промышленной палаты Тюмень. обл., 2006. – 528 с.
  3. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +,           2001. – 448 с.

1. Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е.В. Акифьева. – Саратов:  ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.

2. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: «Дрофа», 2005. – 288 с.

3. Швец И.М.,  Добротина Н.А. Биосфера и человечество: Учебное пособие для учащихся                9 класса общеобразоват. учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2004. – 144 с.

4. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учеб. для учащихся  9 класса  общеобразоват. учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2005. – 240 с.

5. Чернова Н.М., Пономарёва О.И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» – М.: «Дрофа», 2001. – 192 с.

6. Жигарева И.А., Пономарёва О.И., Чернова Н.М.  Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой – М.: «Дрофа», 2007. – 208 с.

7. «Экология» 10-11 (9) кл. 2СD. Мультимедийное приложение к УМК. «Основы экологии» Н.М. Черновой и др.

Информационное обеспечение образовательного процесса

  1. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг.
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 2006 г.
  3. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология. 6 – 9 класс. – «Кирилл и Мефодий», 2003 г.
  4. 1 С: Школоа.. Биология. 9 класс  - ООО 1 «С» 2007 - 2011г.
  5. Биология 5 – 9 Живой организм – ООО «Дрофа» 2008
  6. Электронные презентации.

8.    Интернет.


Приложение 1

Основные понятия курса «Общая экология»

Глава

Основные понятия 

Организм и среда

 

 Общая экология, уровни организации жизни; способность к само-воспроизводству; ограниченность ресурсов; экологические факторы, абиотические и биотические факторы; закон оптимума, пессимум, критические точки, экстремальные условия, ограничивающий фактор; анабиоз, скрытая жизнь, избегание неблагоприятных факторов; средообразующая деятельность организмов; фотопе-риодизм, суточные и годовые ритмы; биотические связи, трофические отношения, конкуренция, симбиоз, нейтрализм; хищники, жертвы, паразиты, циклическое колебание численности; закон Гаузе, правило Тинеманна

 Сообщества и популяции  

Популяция, численность и плотность популяции, структура популяции; ёмкость среды, саморегуляция численности, динамика численности популяции; биоценоз, ярусность, экологическая ниша

 

 Экосистемы

Экосистема, потоки энергии и вещества, биологический круговорот веществ, продуценты, консументы, редуценты; цепи питания, трофические уровни, правило 10%, биологическая продукция, биомасса; агроценозы, агроэкосистемы; сукцессии, незрелые и зре-лые сообщества; функции биологического разнообразия; биосфера, озоновый экран, живое вещество, круговороты углерода, азота, кислорода.

Приложение 2

Темы исследовательских проектов

1. Изучение состояния зелёных насаждений в г. Сургуте

2. Развитие экологического туризма в ХМАО

3. Экологический паспорт школы

4. Экологически комфортная среда школьника: проблема её создания

5. Мода и экологический комфорт

6. Энергетика будущего

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по элективному курсу 9 класс

Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...

Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач

Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....

Элективный курс. 10 класс

Элективный курс для 10 класса по английскому языку рассчитан на 34 часа....

Элективный курс 11 класс "Физика человека"

Элективный курс для 11класса по теме "Физика человека". В данном курсе представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование, рас читанное  на 34 часа....

Элективный курс 9 класс русский язык

Научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. ...

элективный курс 8 класс

Элеективный курс для 8 класса по английскому языку...

Программа элективного курса 9 класса

Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...