Главные вкладки

    Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач
    элективный курс по физике (9 класс) по теме

    Абоймов Александр Иванович

    Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

    Тематический план

    Тема

    Кол-во часов

    Виды деятельности

    Планируемый результат

    Формы контроля

    1

    2

    3

    4

    5

    1. Вводное занятие

    1

    Решение задач по различным разделам физики

    Самоанализ знаний умений и навыков учащихся

    Анкетирование

    2. Основы

    кинематики

    6

    Равномерное и равнопеременное движение. Величины, характеризующие механическое движение

    2

    Составление таблицы, отражающей связь между кинематическими величинами, составление общего алгоритма на кинематику, решение задач по общему алгоритму

    Усвоение учащимися алгоритма решения задач по кинематике и применение его на практике

    Фронталь-ный опрос учащихся

    Графики зависимости кинематических величин от времени

    1

    Построение графиков зависимости кинематических величин от времени для различных видов движения, решение задач с применением графиков

    Умение строить графики в различных координатах, умение находить различные величины по графикам

    Тестирова-ние

    Действия над векторами. Проекция вектора на ось.

     Закон сложения скоростей

    1

    Построение и нахождение проекции вектора на ось; решение задач с применением закона сложения скоростей; построение траектории движения при переходе от одной системы отсчета к другой

    Разложение вектора скорости по двум взаимноперпендикуляр-ным направлениям, применение закона сложения скоростей для решения задач повышенного уровня

    Фронталь-ная беседа по теме

    Движение тела под действием силы тяжести по вертикали.

    Баллистическое движение

    2

    Применения алгоритма по кинематике к решению задач в случае движения тела по вертикали и под углом к горизонту. Построение графиков зависимости кинематических величин от времени

    Умение находить по алгоритму различные кинематические величины в  случае движения тела по вертикали под действием силы тяжести и под углом к горизонту

    Индиви-дуальные проекты задач по разделу

    3. Основы динамики

    6

    Силы в природе

    1

    Построение векторов действующих на тело сил. Нахождение различных  сил по формулам. Построение таблицы

    Умение изображать силы, действующие на тело в различных случаях, и находить направление результирующей силы.

    Тестирова-ние

    Алгоритм решения задач по динамике

    1

    Построение и анализ общего алгоритма на динамику.

    Решение задач на применение алгоритма

    Воспроизведение алгоритма решения задач на динамику

    Фронталь-ный опрос

    Первый закон

    Ньютона

    2

    Применение алгоритма на динамику к решению задач в случае равновесия

    или равномерного прямолинейного движения

    Решение задач с применением алгоритма в случае равномерного прямолинейного движения тела или равновесия

    Индиви-дуальный опрос

    Второй и третий законы Ньютона

    2

    Применение алгоритма к решению задач в случае движения тела с ускорением

    Умение находить различные физические величины с использованием алгоритма по динамике при движении тела с ускорением

    Итоговая кратковре-менная контроль-ная работа

    4. Элементы

    гидростатики и аэростатики

    4

    Гидростатическое давление. Закон сообщающихся сосудов

    2

    Анализ условия равновесия жидкости в сообщающихся сосудах. Построение алгоритма на применение закона сообщающихся сосудов

    Нахождение различных параметров, используя закон сообщающихся сосудов

    Тестирова-ние

    Сила Архимеда. Условия плавания тел

    2

    Изображение силы Архимеда в общем случае, выяснение условия плавания

    тел, построение таблицы

    Изображение сил, дейст-вующих на тело в жидкой или газообразной среде;

    применение закона Архи-меда к реше нию задач

    Фронталь-ная беседа

    5. Законы сохранения в механике

    5

    Работа, мощность, энергия

    1

    Построение таблицы, устные сообщения

    Умение находить энер-гетические величины и связь между ними в об-щем случае и в механике

    Анкетиро-вание

    Закон сохранения полной механической энергии

    2

    Выяснение условий сохранения полной механической энергии и построение алгоритма на закон сохранения энергии в общем случае и в механике

    Умение воспроизводить алгоритм на закон сохранения энергии и приме нять к решению задач

    Анкетиро-вание

    Импульс. Закон сохранения импульса

    2

    Изображение векторов импульса, выяснение условий выполнения за-кона сохранения импуль-са и энергии; оформление результатов в виде схемы. Построение общего алгоритма на законы сохранения

    Умение приводить примеры выполнения закона сохранения энергии и импульса в различных случаях; применение законов сохранения к решению задач

    Собеседо-вание

    6. Тепловые явления

    4

    Расчет количества теплоты в различных тепловых процессах

    2

    Составление таблицы, нахождение количества теплоты в различных тепловых процессах по формулам

    Умение воспроизводить таблицу по памяти, приводить примеры тепловых процессов для каждого случая, применять формулы для расчета количества теплоты

    Тестирова-ние

    Уравнение теплового баланса

    2

    Распространение закона сохранения энергии на тепловые процессы; со ставление алгоритма решения задач на уравнение теп лового баланса

    Воспроизведение алгоритма, применение уравнения теплового баланса к решению задач

    Фронталь-ный опрос

    7. Электрические явления

    8

    Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона

    1

    Изображение силы Куло-на в различных случаях. Анализ решения задач на закон Кулона и закон сохране-ния электрического заряда

    Умение приводить при-меры электри ческих яв-лений и применять закон Кулона и закон сохране-ния электрического заряда

    Фронталь-ная беседа

    Построение электрических цепей

    1

    Составление таблицы: «Условное обозначение элементов электрических цепей»; построение электрических цепей с использованием условных обозначений

    Умение строить и читать электрические цепи, используя условные обозначения

    Анкетиро-вание

    Постоянный электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток

    1

    Построение таблицы. Решение задач на применение таблицы

    Умение воспроизводить таблицу и находить силу тока, напряжение и со противление по формулам

    Фронталь-ный опрос

    Закон Ома. Расчет сопротивления проводников

    1

    Построение вольт- амперной характеристики для проводников с различным

    сопротивлением; нахождение связи между напряжением, силой тока и сопротивлением на опыте

    Умение строить и пользоваться вольтамперной характеристикой для нахождения электрических параметров участка цепи. Решение задач на закон Ома

    Тестирова-ние

    Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца

    1

    Нахождение энергетических параметров электрического тока; приме нение закона сохранения энергии к электрическим явлениям

    Умение воспроизводить закон Джоуля-Ленца и при менять закон сохранения энергии к решению задач на электрический ток

    Индиви-дуальные проекты

    Законы последовательного и параллельного соединения проводников

    2

    Составление таблицы: «Законы последовательного и параллельного соединения» по экспериментальным данным. Упрощение электрических схем

    Воспроизведение законов последовательного и параллельного соединений. Умение применять закон Ома и законы последовательного и параллельного соединений к расчету электрических цепей

    Проекты построения и расчета электричес-ких цепей

    Закрепление знаний

    1

    Мини- презентации учащихся по решению задач на различные разделы физики

    Воспроизведение алгоритмов решения задач на различную тематику по памяти; умение приводить примеры задач на применение алгоритма; умение определять тематику задачи

    Анкетиро-вание, беседа

    Всего

    34



    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Настоящий элективный курс рассчитан на преподавание в объеме 34 часов (1 час в неделю).

    Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению.

    Задачи данного элективного курса:

    углубление и систематизация знаний учащихся;

    усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;

    овладение методами решения задач повышенной сложности.

    1. Вводное занятие (1 ч).

    2. Основы кинематики (6 ч).

    Механическое движение, относительность движения, система отсчета. Траектория, путь и перемещение. Закон сложения скоростей. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равнопеременном движении. Движение тела под действием силы тяжести по вертикали. Баллистическое движение.

    3. Основы динамики (6 ч).

    Законы Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Сложение сил. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести, ускоре ние свободного падения. Силы упругости, закон Гука. Вес тела, невесомость. Силы трения, коэффициент трения скольжения.

    4. Элементы гидростатики и аэростатики (4 ч).

    Давление жидкости и газов. Закон Паскаля. Закон сообщающихся сосудов. Сила Архимеда. Условия плавания тел.

    5. Законы сохранения в механике (5 ч).

    Понятие энергии, кинетическая и потенциальная энергии, полная механическая энергия. Механическая работа, мощность. Закон сохранения энергии в механике. Импульс, закон сохранения импульса.

    6. Тепловые явления (4 ч).

    Внутренняя энергия. Количество теплоты, удельная теплоемкость; удельная теплота парообразования и конденсации; удельная теплота плавления и кристаллизации; удельная теплота сгорания топлива. Уравнение теплового баланса. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей. Влажность воздуха.

    7. Электрические явления (8 ч).

    Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток. Условные обозначения элементов электрических цепей. Построение электрических цепей. Закон Ома. Расчет сопротивления проводников. Законы последовательного и параллельного соединений. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

    ЛИТЕРАТУРА

    1.Бутырский Г.А., Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике 10-11. – М.: Просвещение, 2000.

    2.Кабардин, Ф., Орлова, В. А. Углубленное изучение физики в 10-11 классах. - М.: Просвещение, 2002.

    3.Меледин, Г. В. Физика в задачах. Экзаменационные задачи с реше ниями. - М.: Наука, 1989.

    4.Мясников, С. П., Осанова Т. Н. Пособие по физике. - М.: Высшая школа, 1988.

    5.Опыты в домашней лаборатории / Библиотечка «Квант». - Вып. 4. - М.: Наука, 1980.

    6. Трофимова, Т. И., Павлова, 3. Г. Сборник задач по курсу физики с решениями. - М.: Высшая школа, 1999.

    7. Тульчинский, М. Е. Сборник качественных задач по физике. - М.: Просвещение, 1965.

    8. Яворский, Б. М., Селезнев, Ю. А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования. - М.: Наука, 1989.

    ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА

    9. 1С: Репетитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. - CD-ROM.

    10.Открытая физика. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. Ч. I, II. - CD-ROM.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"

    Программа элективного курса по физике для 10 – 11  классов.  Тема:          Решение нестандартных задач по физике  Пояснитель...

    Элективный курс 8класс "Решение нестандартных задач по математике"

    Профильное образование в старших классах стало требованием времени и ученик должен сделать осознанный переход к нему. Элективный курс способствует интенсификации образовательного процесса и призван по...

    Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"

    рограмма элективного курса по физике для 10 – 11  классов.  Тема:          Решение нестандартных задач по физике  Пояснительн...

    Программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов "Решение нестандартных задач"

    Программа разработана в рамках профильного обучения 10-11 классов (социально-экономический профиль)....

    \'Элективный курс «Методы решения нестандартных задач по физике» (10 класс)

    курс для тех, кто участвует в олимпиадах по физике разного уровня. и для  поступающих в технические учебные заведения....

    Рабочая программа Элективного курса по математике в 9 классе "Решение нестандартных задач"

    Данный курс на современном этапе обучения является актуальным в связи с введением в российскую практику новой модели государственной итоговой аттестации и в связи с введением в старшей школе профильно...

    Программа элективного курса для 9 класса «Решение нестандартных задач»

    Данная программа поможет учителям математики для проведения элективного курса...