"Хлеб - всему голова" интегрированный урок 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Гамзова Надежда Николаевна

Интегрированный урок биология +литература "Хлеб - всему голова"  в 7 классе по теме семейство Злаковые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khleb_-_vsemu_golova.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

Тема урока:           «ХЛЕБ — ВСЕМУ ГОЛОВА»

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с важнейшими зерновыми культурами, с их многообразием и особенностями строения, условиями выращивания, практическим значением и применением в хозяйстве; показать на примере литературных произведений красоту и мудрость русского слова;
  2. Воспитывать у учащихся бережное и уважительное отношение к хлебу, к труду хлебороба и пекаря; на примере литературных произведений показать цену хлеба;
  3. Развивать творческие способности, речь учащихся, умение работать с дополнительной биологической и художественной литературой.

Оборудование: каравай с солонкой на полотенце, гербарий «Зерновые культуры», стенд «Важнейшие зерновые культуры», стенд «Продукты переработки зерновых культур», таблица «Семейство: Злаки», рисунки и сочинения учащихся.

Тип урока: интегрированный биология + литература.

Ход урока:

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Две науки пересеклись на одном уроке — биология и литература — под общим названием «Хлеб — всему голова». Давайте попробуем раскрыть смысл этой пословицы с точки биологии и литературы. Познакомимся с зерновыми культурами, услышим, как воспевают хлеб не только поэты, но и наши ученики.

Ученик. Природа матушка подарила нам много прекрасных зерновых культур, из которых получается хлеб. Казалось бы, маленькие хрупкие колоски, которые при малом ветерке или прикосновении могут сломаться и рассыпаться. Но именно в этом нежном и хрупком тельце заключена огромная сила, которая правит миром. Недаром на Руси есть традиция встречать гостей хлебом с солью.

Учитель. Хлеб воспевали поэты в своих произведениях.

Ученик.                  С. Есенин «Песнь о хлебе»

                Вот она суровая жестокость,

                Где весь смысл страдания людей!

                Режет серп тяжёлые колосья

                Как под горло режут лебедей.

                             Наше поле издавна знакомо

                             С августовской дрожью по утру

                              Перевязана в снопы солома,

                              Каждый сноп лежит, как жёлтый труп.

            На телегах, как на катафалках,

            Их везут в могильный склеп — овин

            Словно дьякон, на кобылу гавкнув,

            Чтит возница погребальный чин.

                             А потом их бережно, без злости,

                             Головами стелют по земле

                          И цепами маленькие кости

                          Выбивают из худых телес.

         Никому и в голову не встанет,

         Что солома — это тоже плоть!

         Людоедке-мельнице  - зубами

         В рот суют те кости обмолоть.          

                            И, из мелева заквашивая тесто,

                            Выпекают груды вкусных явств.

                            Вот тогда-то входит яд белёсый

                            В жбан желудка яйца злобы класть.

          Все побои ржи в припёк окрасив,

          Грубость жнущих сжав в духмяный сок,

          Он вкушающим соломенное мясо

          Отравляет жернова кишок.

                             И свистят, по всей стране, как осень,

                             Шарлатан, убийца и злодей....

                             Оттого, что режет серп колосья,

                             Как под горло режут лебедей.

Учитель. Каково лексическое  значение слова «хлеб»? Заглянем в толковый словарь.

Ученик. Хлеб:

  1. Только в ед. числе. Пищевой продукт разной формы, выпекаемый из муки.              (Ржаной хлеб. Килограмм хлеба.)

  2. Только в ед. числе. Зерно, из которого делают муку. (Заготовка хлеба идёт успешно.)

  3. Множ. число—хлеба. Злак. (Урожай хлебов в этом году невиданный.)

  4. Только в ед. числе. Средство к существованию, заработок. (Добывать хлеб трудом.)

Учитель. Разберём второе лексическое значение слова «хлеб» - зерно. Дадим биологическую характеристику семейства «Злаки».

1) Строение цветка: Ч2 Л2 Т3 П1 Ч0 Л5 Т8 П1 (гречиха).

 Соцветия: сложный колос (рожь, ячмень, пшеница), метёлка (овёс, гречиха, рис, просо), початок (кукуруза).                            

2) Плод: зерновка (рожь, ячмень, овёс, просо, пшеница, кукуруза, рис), орешек (гречиха). Плод сухой односемянной.

3) Тип корневой системы: мочковатый.

4) Листья: простые влагалищные, параллельное жилкование.

5) Стебель: соломина — пустой внутри, характерен вставочный рост.

6) Представители: пшеница, рожь, овёс, ячмень, рис, кукуруза, гречиха, сорго, просо.

Учитель. Обратимся к карте и выясним, откуда родом зерновые культуры.

Ученик. Рожь — хлеб северный. Душистый, ароматный, чёрный хлеб, веками кормил северного крестьянина. 100 лет назад рожь была первой культурой в России. Почему же рожь на севере главная? Тут причин несколько.

Во-первых, потому, что неприхотлива к почве и слишком сильно не истощает её. Во-вторых, выгода в том, что не требует большого ухода. В мировом земледелии рожь занимает 6 место по площади. Озимые сорта ржи более урожайны, раньше созревают, по содержанию белков и усвояемости, а также по разнообразию применения рожь уступает пшенице и во многих местах постепенно вытесняется ею. Предполагают, что культурная рожь возникла из той сорной ржи, которая засоряет посевы озимой пшеницы и озимого ячменя в горах. Родина ржи — Юго-Западная Азия. Из зерновой ржи получают зерновую муку. Из неё выпекают ржаной хлеб.

Ученик 1. Пшеница -  самая распространённая зерновая культура мира. К тому же очень древнее культурное растение. Её возделывают более 10 000 лет. Зерновки пшеницы постоянно находят при раскопках первых поселений человека. В мировом земледелии имеют значение 2 вида пшеницы: мягкая и твёрдая. Мягкая пшеница распространена шире, так как её можно возделывать в более холодных районах. Лучшие сорта муки — крупчатки, макаронной и манной муки получают из твёрдой пшеницы. Как мягкая, так и твёрдая пшеница имеет свыше 4 000 сортов. Родина мягкой пшеницы — Юго-Западная Азия, твёрдой пшеницы — Абиссинское нагорье Африки.

Ученик 2. Ячмень. Наш земляк Пржевальский, путешествуя по Гималаям, немало удивлялся, как высоко сеют хлеб. Местные жители ели не пшеничный хлеб и не ржаной хлеб, а ячменный хлеб. Он был грубоват, немного сладковат, быстро крошился, высыхал, рано черствел. На таких высотах ни рожь, ни пшеница не удаются. Он превзошёл всех своей скороспелостью. Есть сорта, которым хватает для созревания 48 дней. Располагая такими выгодными показателями, ячмень преуспел в северных пределах Земли. Наша страна занимает 1 место этой культуре. Зерно ячменя используется на выработку перловой и ячневой круп, в пивоварении, для изготовления суррогата кофе, на корм домашнему скоту. Родина ячменя — Абиссинское нагорье Африки.

Ученик 3. Овёс дальше всех ушёл из зерновых культур на север. В отличие от ячменя он не требователен к почве. Но овёс переносит излишне глубокую заделку семян. Он занимает 3 место по площади в России. Растение в основном кормовое, но из зерновых изготавливают питательную овсяную крупу, муку для киселей и супов, толокно и геркулес. Овёс выращивают как яровую культуру. Родина овса — побережье Средиземного моря.

Ученик 4. Рис. Половина человечества кормится рисом. Рис выгоден. Он экономит землю. В тропиках можно трижды в год собирать урожай. Рис-культура болотная, яровое однолетнее растение. Известно несколько тысяч сортов риса. Кроме зёрен, идущих в пищу, используют рисовый крахмал, солому. Культура риса очень древняя. Ей насчитывается 4-5 тысяч лет. Родина риса — южно-азиатские тропики.

Ученик 5. Просо — древняя засухоустойчивая культура. Очищенные от цветковой чешуи зёрна проса известны под названием пшена. Родина проса — Китай.

Ученик 6. Кукуруза — однолетнее растение высотой до 2-3 метров и более. Она завезена в Европу из Южной Америки в 1493 году. Кукуруза — культура удивительная. Во-первых, не боится засухи. Во-вторых, убирать можно в любое время. Она не осыпается. В-третьих, превращая зёрна в муку, ничего не теряется в виде отрубей. Её выращивают для получения зерна и зелёной массы. Из зерна кукурузы получают муку, крупу, хлопья, крахмал. Родина кукурузы — Центральная Америка.

Учитель. Следующая часть урока — игровая. Проведём несколько игр-конкурсов.

                Конкурс 1. «Пословицы и поговорки о хлебе».

                Конкурс 2. «Знаешь ли ты зерновые культуры?»

Учитель раздаёт пронумерованные коробочки с зерновыми культурами.

Задание: расположите коробочки в том порядке, как указано в списке. Какое число у вас получилось?                    

                                    Овёс, рис, гречиха, ячмень, пшеница.

               

      Конкурс 3. «Знаешь ли ты продукты переработки зерновых культур?»

Учитель раздаёт пронумерованные коробочки с продуктами переработки зерновых культур.

Задание: напишите соответствующее содержанию коробки название зерновой культуры.

                                  Манка, перловка, геркулес, пшено.

Учитель. Кто лучше хлебороба и пекаря знают истинную цену хлеба?

Ученик.                                С. Михалков «Булка»

                 Три паренька по переулку,

                 Играя будто бы в футбол,

                 Туда-сюда гоняли булку

                 И забивали ею гол.

                                        Шёл мимо незнакомый дядя,

                                        Остановился и вздохнул,

                                        И на ребят почти не глядя,

                                        К той булке руку протянул.

                Потом насупившись сердито,

                Он долго пыль с неё сдувал

                И вдруг спокойно и открыто

                При всех её поцеловал.

                                        -Вы кто такой? - спросили дети,

                                         Забыв на время про футбол.

                                         -Я — пекарь! - человек ответил

                                         И с булкой медленно ушёл.

                И это слово пахло хлебом
               И той особой теплотой,

                Которой налиты под небом

                Моря пшеницы золотой.

Учитель. О хлебе даже в Библии сказано.

                                                  Евангелие от Матфея 

О хлебе говорят: «Хлеб кидать — это грех». Мы не задумывались: «Почему грех?». Обратимся к Библии: «Перед тем как Иуда должен был предать Иисуса римским властям, в ту трагическую ночь, Иисус встречается со своими 12 учениками для трапезы. Он берёт хлеб, возносит благодарение Господу, преломляет хлеб и, держа преломлённый хлеб перед учениками, говорит, что хлеб — это символ Его тела, преданного смерти, он знает, что вскоре будет убит. Затем он берёт чашу красного вина и повторяет, что чаша сия — символ пролитой крови....»

   Люди, испытавшие голод в военное и послевоенное время, знают не понаслышке, сколько стоит кусочек хлеба.

Ученик.                        Н. Браун «Ода блокадному хлебу». 

                      Блокадному, не иному,

                      Ржаному и не ржаному,

                      Хоть звали его — ржаной,

                      Землистому, земляному,

                      Всей тяжестью налитому,

                      Всей гордостью земной;

                      Мякинному, остистому,

                      Невесть на каких дрожжах

                      Взошедшему, водянистому,

                      Замешенному на слезах;

                      Ему, что глазам бесслёзным

                      Снился и наяву,

                      Ему, с годиной грозной

                      Вошедшему в молву;

                      Ему, ему, насущному,

                      Тому, что «даждь нам днесь»,

                      Сквозь смертный хрип вопиющему:

                      «Месть! Месть! Месть!»

                      От имени голодавших,

                     Но выживших живых,

                     От имени честно павших,

                     Чей голос вошёл в мой стих,-

                      Спасителю, благодетелю,

                      Чьим чудом и я дышу,

                      Блокадной страны свидетелю,

                      Оду мою пишу.

                      Примите её вы зрячие,

                      И все, кто глух и слеп,

                      В слове моём горячую,

                     Славящую, возносящую

                     Хлеб, Блокадный хлеб.

Учитель. Вы, ребята, будущее нашей страны. Именно от вас будет зависеть наше благосостояние, но помните об одном:

                       Хлеб валяться не имеет права,

                      Потому что, если хлеб в пыли,

                     Самая великая держава

                    Не поднимет крылья от земли.

                                                                    О. Богданов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи "Хлеб - всему голова".

Урок развития речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида, содержит задания на развитие связной, устной речи, логического мышления, грамматического строя речи....

Сценарий праздника для учеников 1-4-х классов "Хлеб - всему голова"

Формирование бережного отношения к хлебу....

Урок истории " Хлеб - всему голова" 6 класс коррекционной школы 8 вида

Конспект урока может быть использован для урока в 6 классе коррекционной школы, но и в начальных классах общеобразовательных школ и внеклассных занятиях...

Тема урока: «Хлеб – всему голова»

Цели урока:Образовательные: ознакомить учащихся с историей хлеба и его видами, технологией приготовления бутербродов;научить их готовить бутерброды, определять вид бутерброда по внешнему виду.Воспитат...

"Хлеб- всему голова" 6 класс.

            Цели: ознакомить учащихся с историей появления хлеба, его питательными свойствами, технологией производства и хранения;       ...