Урок истории " Хлеб - всему голова" 6 класс коррекционной школы 8 вида
план-конспект занятия по истории (6 класс) по теме

Тимашкова Валентина Петровна

Конспект урока может быть использован для урока в 6 классе коррекционной школы, но и в начальных классах общеобразовательных школ и внеклассных занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока42 КБ

Предварительный просмотр:

Хлеб – всему голова.

Цели: в ходе урока красной нитью отразить значимость хлеба во все времена, показать, что хлеб был и остаётся основой жизни человека; сравнить труд хлебороба раньше и в наше время; способствовать развитию познавательных интересов; формировать умения анализировать, обобщать.

Оборудование: книги «Как жить на Руси», «Бытописание земли Новгородской», «Хлеб, который мы едим», вырезки из журналов, раздаточный материал, аппликации, книга «Мякиш», пословицы, поговорки о хлебе.

ХОД УРОКА:

Учитель: Ребята, о каких блюдах, входящих в народную трапезу, вы узнали из предыдущих уроков?

Ученик: Мы узнали истории каш, щей, пирогов.

Уч-ль: Как вы думаете, что являлось неотъемлемой принадлежностью трапезы в каждой крестьянской семье?

Уч-к: На столе всегда был хлеб.

Уч-ль: послушайте отрывок из стиха М.Буянова и скажите, о чём мы будем вести разговор на уроке?

Славится он первым на земле,

Славится он первым на столе.

Ветер его холит, холят степи                   (словарь)

Перед гостями лежит парной,

Ситный, белый, чёрный и ржаной.

Уч-ки: это хлеб.

Уч-ль: «Хлеб – всему голова»  (открываю тему урока)

Ведь, наверное, недаром говорят «Хлеб – всему голова». В этом мы попробуем убедиться. Хлеб связывает прошлое, настоящее, будущее. Он повседневен, незаменим.

Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие во времени. Будем говорить о прошлом хлеба, о том, как он доставался нашим предкам, как они к нему относились, должны будем сравнить труд хлебороба в прошлом и настоящем, отношение к хлебу в наши дни.

Вы будете моими помощниками, т.к. на уроках чтения вы читали рассказы о хлебе, воспитатели проводили беседы о том, что хлеб – гениальное изобретение человечества, рождён 4-мя стихиями.

Какими? Найдите ответ в прочитанном отрывке:

Положит в землю человек зерно,

Прольётся дождь, - зерно орошено.

Крутая борозда и мягкий снег.

Зерно укроют на зиму от всех.

Весною солнце выплывет в зенит

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год,

И человек их с поля уберёт

И золотые руки пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей.

Уч-ки: Земля, Дождь, Солнце, Огонь.

Уч-ль: когда мы говорим о хлебе, что перед нашими глазами возникает?

Уч-к: хлебное поле.

Уч-ль: (вывешивается картина И.Шишкина «Рожь»)

Тему для картины И.Шишкин нашёл у себя на родине. Он писал так: « Раздолье, простор. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство.»

ФИЗПАУЗА.

В нашем представлении хлеб сейчас – это поле, которому нет конца и края. А всегда ли это было?

Хлеб к нам сам на стол не пришёл. Как он оказывается на нашем столе?

Давайте с вами вспомним, что в далёком прошлом приходилось делать крестьянину, чтобы посеять зерно?

                     Работа с аппликациями:

  1. подсечка деревьев.
  2. сжигание сучьев.
  3. вспашка земли – плуг.
  4. сев                     - лукошко.

Уч-ль: сам крестьянин готовился к севу особо. Докажите текстом.

На поле приходил священник совершить молебен и окропить поле святой водой.

Как вы думаете , от чего зависело начало посевной? (от тихой, безветренной погоды).

  1. Жатва – это серп, коса. Найдите в учебнике на стр.83 текст, где сказано, чем сопровождалась жатва. (Иллюстрация).
  2. Снопы готовы к обмолоту, везли на гумно. Били цепами.
  3. Очистка зерна.
  4. Закладка в амбары, часть мололи на муку. Как вы думаете, где мололи муку?

Уч-ки:  дома на ручной мельнице или везли на мельницу.

Уч-ль: выпечка хлеба – большой праздник был для каждой крестьянской семьи. Хлебный дух заполнял избу, выходил на улицу. Разносился по всей деревне. Лакомиться первохлебом было настоящим удовольствием.

Работа с раздаточным материалом:

Правильно разложить картинки – 1. сев зерна

                                                          2. жатва

                                                          3. обмолот колосьев

Уч-ль: давайте посмотрим с вами, сохранились ли в наши дни, те операции и инвентарь по выращиванию хлеба с далёким прошлым:

Соха                             - трактор с плугом

Борона                         - культиватор

Лукошко                      - сеялка

Страдная пора             - уборочная пора

Серп, коса                    - комбайн

Гумно                           - зерноток

Мельница                     - комбинат

Амбар                           - закрома

Сделайте вывод: в чём разница при выращивании хлеба до и сейчас? Что общего?

Уч-к: улучшились условия труда. Общее – в далёком прошлом и настоящем для того, чтобы вырастить хлеб, необходимо приложить много сил, старания. Хлеб – создание человека, без него невозможна жизнь. Хлеб мирной поры. Хлеб – воин! (блокадный Ленинград). Хлеб связывает прошлое, настоящее, будущее. Он повседневен, незаменим. И тем он велик!

Чтение стих учениками:

Буханка хлеба – это настоящий

Осколок солнца на моей земле,

Огонь обогревающий, горячий

Извечно на обеденном столе.

Уч-ль: как же надо относиться к хлебу?

Практическая часть: если каждая семья из 4-х человек будет выбрасывать по 100г хлеба, то сколько это будет в год? (36 кг.).В рублях: 23р.х 36= 828 руб.

Уч-ль: издавна Россия славилась хлебосольством. Хлеб-соль на Руси символ гостеприимства.

Вносится хлеб-соль на полотенце. Хлеб испечён в домашних условиях.

Есть ли грань, которая отделяет создателя хлеба от едока? Есть! Грань эта – отношение к хлебу. Хлеб щедр. Он одинаков к каждому из нас. И к тому, кто бережёт его, и к тому, кто с лёгкостью выбрасывает недоеденный кусок. Послушайте историю, которая произошла с мальчиков Вовой.

Уч-к: кратко пересказывает.

Уч-ль: кто научил мальчика бережному отношению к хлебу?

Тема хлеба нескончаема, о хлебе много сказано пословиц и поговорок. Вам сейчас необходимо будет соединить части пословиц и поговорок

Уч-ль: проверяем, что у вас получилось.

 (должно получиться:

Хлеб – батюшка, водица – матушка. Плевать на обед, коли хлеба нет. Хлеб везде хорош, и у нас и за морем. Хлеб да вода – крестьянская еда).

Ребята, разговор о хлебе можно продолжать и дальше.

Скажите, что вам понравилось в данном уроке?

Для чего мы сегодня с вами вели разговор о хлебе?

Оценки.

Домашнее задание: составить сенквейн о хлебе: (1 сущест-ое, 2 прилагат, 3 глагола):

Рожь

Высокая колосистая

 Растёт, наливается, созревает

Широко раскинулось русское поле

Хлебушек

Итоги.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. М.Алекссев «Цена ему-хлеб»
  2. В.Барашкова, Ю.Скобочкина «Бытописание земли Новгородской»
  3. К.Барыкин «Хлеб, который мы едим»
  4. Б.Вовк «Мякиш»
  5. 50 художников «Шедевры русской живописи»
  6. О.Князева «Как жили на Руси»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция связной письменной речи на уроках чтения в старших классах коррекционной школы VIII вида.

В статье отражены характеристика психофизического состояния учащихся с нарушением интеллекта, особенности развития связной письменной речи, задачи и содержания уроков чтения, методика обучению чтения ...

Урок математики в 7 классе коррекционной школы 8-го вида

Конспект урока по математике в 7 классе коррекционной школы 8-го вида  по теме«Умножение на двузначное число»....

Урок математики в 5 классе коррекционной школы 8-го вида

Урок математики в 5 классе коррекционной школы 8-го вида по теме "Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд (все случаи)." Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом чер...

Словарная работа на уроках письма во 2 классе коррекционной школы VIII вида(I четверть)

Данная работа поможет познакомить обучающихся со словарным словами по программе 2 класса в I четверти. Презентация содержит в себе тест на знание  словарных слов, который позволяет оценить знания...

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

Коррекционное обучение на уроках математики в начальных классах коррекционной школы VIII вида

В данном материале представлены виды заданий, которые можно использовать для реализации коррекционно - развивающих задач на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида....