Разработка урока в 8 классе по теме "Гигиена дыхания"
план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме

Завьялова Татьяна Николаевна

На этом уроке дети познакомились с влиянием негативных факторов на органы дыхания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gigiena_dykhaniya_8_kl.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Завьялова Татьяна Николаевна,

учитель биологии

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №59»

Гигиена дыхания

(экология окружающего пространства)

     Цель: познакомиться с гигиеническими  характеристиками воздушной среды помещений.

     Задача: рассмотреть основные источники загрязнения воздуха в помещениях, их влияние на дыхательную систему, правила соблюдения гигиены воздуха в помещениях.

    Тип урока: урок изучения нового материала (урок-путешествие).

    Методы: беседа, рассказ, демонстрация опытов, исследовательская деятельность.

    Оборудование : таблицы «Дыхательная система», «Гигиена дыхания», комнатные растения, пылевые ловушки, пылевые пробы .  

   

Ход урока .  

Жизнь на Земле

начинается с первым

глотком воздуха .

I. Организационный  момент.

II. Переход к усвоению нового материала. Ответьте на вопросы и закончите предложения

    1.Какие органы относятся к органам дыхания? (воздухоносные пути, легкие).

     2. Воздухоносные пути начинаются … (носовой полостью).

    3. Зачем нам нужен нос? (обоняние, защита, согрев воздух).

     4. Носовая полость продолжается … (носоглоткой, затем гортанью).

     5. Функции гортани? (воздухоносный путь, орган голосообразования).

     6. Гортань продолжается … (трахей, которая разветвляется на бронх).

     7. Образно можно сказать, что мы дышим … (парусами, размер которых 12х11 метров).

      8. Масса легких… (0,8 кг, объем легких  у мужчин больше). Этим ученые объясняют частые легочные заболевания у мужчин, особенно у курящих.

      9. Зачем мы дышим? (кислород нужен для биологического окисления).

     10. Скорость воздушного потока … ( невероятна –

20 м/c при глубоком вдохе,

36 м/c при глубоком выдохе  - при этой скорости ветер сносит крыши домов и вырывает с корнем деревья,

120 м/c при кашле - такая скорость в природе означает циклон).

     Учитывая это, не будьте равнодушны к качеству воздуха, которым дышите,  потому что речь идет о вашем организме, о вашей жизни.

 

 III. Новый материал.  То, чем дышали наши предки, и то, что мы называем воздухом сегодня, не одно и то же.

     Если бы сейчас дать подышать этим воздухом человеку 19 века ,то он долго  не проживет.

 Вдыхая воздух, мы не задумываемся о его составе, но то, что этот воздух не чист, показывает наше здоровье.

Что же принято считать чистым воздухом , каковы источники его загрязнения и правила, которые нужно соблюдать для чистоты воздуха, –  это

задачи урока.   Великий врач древней Греции Гиппократ называл воздух “пастбищем жизни”.

Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Длительное кислородное голодание приводит к смерти , т.к. в организме нет запаса кислорода . Экспериментальным путем было установлено , что для дыхания одного человека в течение 1 часа в герметически замкнутом пространстве требуется не менее 2 куб.м воздуха .

   К своему здоровью нужно быть внимательным каждый день, т.к. на здоровье влияет ,в первую очередь ,образ жизни человека , условия труда и проживания , привычки и поведение .

   Предлагаемый урок –--  урок  путешествие , путешествие по школе .   По ходу путешествия обучающимся предлагается вести путевой журнал:

Пункт путешествия– что наблюдали?

Выводы- что нужно делать?

1 пункт   путешествия- начнем с кабинета биологии

( изучение бактериального загрязнения).

1гид. 1.Любой растительный организм в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает вещества различной химической природы, в том числе и те, которые помогают в борьбе с болезнетворными организмами. К таким веществам относятся фитонциды – биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост микроорганизмов.

Для оздоровления воздушной среды применяют комнатные растения: бегонии, герань, хлорофитум, колеус и др.

Вот почему при подборе растений для озеленения школьных кабинетов необходимо учитывать не только их декоративность, но и их фитонцидные свойства.

Для изучения уровня бактериального загрязнения воздуха кабинета необходимо провести следующую работу (метод «посев микроорганизмов»):

В стерильные чашки Петри заливается агар, ему даётся возможность застыть, в необходимом для исследования месте кабинета чашка Петри открывается на 5 минут, на агар оседают микроорганизмы, находящиеся в воздухе. Через некоторое время микроорганизмы « прорастают». После их  подсчёта и перерасчёта площади чашки на площадь кабинета, устанавливаем, что содержание бактерий в воздухе кабинета соответствует норме.

2. Растения обладают ещё одним «хорошим» свойством – задерживают пыль, которая может осесть в наших лёгких. Убедиться  в этом можно, проведя следующий опыт:

С растения липкой лентой собрать пыль, которую не стирали в течение недели.

Для визуальной наглядности пылевого загрязнения эту ленту можно наклеить на белый лист бумаги.

3.Немалую роль в развитии неблагоприятных сдвигов в организме играет пребывание в непроветриваемом помещении: от духоты начинает болеть голова, появляются вялость, сонливость, разбитость...

 Многие объясняют это недостатком кислорода. И ошибаются.

Виновником является целый комплекс факторов, и в первую очередь, углекислота.

Опыты показывают, что в непроветренном кабинете, где находятся учащиеся, содержание углекислоты с 0,03% может повыситься до 0,3- 0,5% , а иногда до 0,8%, т.е. более чем в 20 раз. В этом нет ничего удивительного - ведь углекислота выделяется вместе с выдыхаемым воздухом, причем содержание углекислоты в нём достигает 3-4%.

 Вывод: помещения, в которых  мы живем, работаем, отдыхаем, надо тщательно и систематически проветривать. И обязательным для всех должно стать правило: как можно чаше бывать на свежем воздухе.
2 пункт. Выходим из кабинета и попадаем в коридор

 (изучение уровня пылевого загрязнения).

2гид. Красивая обувь, суперсовременна.

         Рифленая подошва. Блеск!

         Прошли красивые ботинки-

         Остался из песка и грязи след.

Мы провели опыт на 1,2 и 3 этажах школы. Цель опыта - определить запыленность воздуха. Для этого используются “ловушки”. Это картонные прямоугольник (15x20) cм с круглым отверстием в центре (d=4cм), заклеенный липкой лентой и со  шнурком для крепления.

В ходе работы укрепляются “ловушки” на этажах на высоте 1,5 м от пола и висят в течение недели. С помощью микроскопа необходимо подсчитать количество пылевых частиц. Вычислив средний показатель по группе, приходим к выводу , что на них пыли в 1,5 р. больше нормы. Чтобы более наглядно показать состояние воздуха в коридорах, мы собрали пыль, осевшую на подоконниках скотчем, затем наклеили его на белый лист бумаги.

Выводы: необходимо проветривать помещения, делать влажную уборку, носить сменную обувь.

3 пункт– медкабинет. (врач-инфекционист).

  Человечество справилось со многими тяжелыми и опасными заболеваниями (чума, черная оспа).Но все еще широко распространены респираторные вирусные заболевания: грипп и гриппоподобные заболевания, такие, как ОРЗ(острое респираторное заболевание) и ОРВИ(острое респираторная вирусная инфекция).Почему?

Во-первых, респираторные  заболевания, вызываемые вирусами распространяются воздушно-капельным путем. Это самый «эффективный» из всех путей распространения инфекции.

Во-вторых, распространению ОРВИ способствует интенсивное развитие средств коммуникации - воздушного сообщения, автомобильного и железно-дорожного и общественного транспорта.

В-третьих, распространению респираторных вирусных инфекций способствует относительная легкость заболевания, вследствие чего заболевших не госпитализируют и не изолируют от окружающих,

Многие из них считают возможным выходить на улицу, ездить на городском транспорте, приходить на работу или в школу до полного выздоровления.

В-четвертых, в организме отсутствует достаточно эффективные механизмы борьбы с респираторными вирусами: иммунитет вырабатывается примерно в течение недели(отсюда и средняя продолжительность вирусных инфекций), но он весьма непродолжителен(в пределах нескольких недель).

В-пятых, вирусам респираторных заболеваний свойственны изменчивость антигенных свойств, что не позволяет приготовить вакцину, которая была бы пригодна при повторных эпидемиях вируса того же типа. Изменение антигенных свойств вируса возникают, вероятно, в процессе взаимодействия с организмами, имеющими разные биологические особенности. Профилактике респираторных вирусных инфекций способствует закаливание организма.

Как и во время заболевания другими инфекциями, больному следует делать всё, что способствует борьбе организма с болезнетворным фактором,- избегать охлаждения значительной физической нагрузки, при плохом самочувствии соблюдать постельный или полупостельный режим.

Простудные заболевания- это последствия «оранжерейного воспитания». Хороший тонус- одно из средств защиты от простуды.

3 гид .Жестокому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик. «Курить или не курить?» К сожалению, на этот вопрос школьники в подростковом возрасте отвечают утвердительно, не задумываясь о последствиях принятого решения, а чаще всего просто-напросто не зная и не догадываясь о них.

Проведя анализ табачного дыма, химики установили, что в нем содержится 91 органическое вещество. В процессе термического разложения никотина и других веществ, содержащихся в табаке, образуется от 900 до 1200 твердых и газообразных соединений (см. схему).

   

                                          Синильная кислота

         Стирол                                                                       Никотин

       

                                            Табачный дым

Радиоактивный                                                    Канцерогенные смолы

     полоний                                                                 (бенрзопирен)

                              угарный газ                              Оксиды азота,-

                                                                    муравьиная, уксусная кислота

«Мишенями» табачного дыма становятся самые важные структуры организма – клетки крови, мозга, легких и нервные клетки. Компоненты табачного дыма поражают просветы легочных альвеол, стенки которых состоят из поверхностно-активной пленки, которая защищает легкие от действия инородных частиц. Но с табачным дымом этому веществу бороться слишком сложно, так как дым содержит многочисленные химически неоднородные компоненты – кислоты, основания, окислители, восстановители и радиоактивные элементы.

Основным видом отравления при табакокурении  является отравление никотином . Такое отравление определяет сложную форму хронического отравления, приводящего к серьезным последствиям для различных органов.

Дыхательная система первой встречается с дымом и фильтрует его. Легкие имеют наибольшую площадь контакта с окружающей средой, и поэтому они наиболее сильно страдают от контакта с вредными веществами, содержащимися в табачном дыме.

Главной причиной возникновения и развития «табачного» кашля становятся капли дегтя, осевшего в легких. Они приводят к повышенному выделению секрета и слизи, связанному с отделением мокроты при кашле. Вместе с другими растворимыми в воде веществами никотин вызывает спазмы гладкой мускулатуры бронхов и снижает пропускную способность легких. Вследствие этого возникает постоянный воспалительный процесс – хронический бронхит и постоянный спазм легких – эмфизема легких. Оба этих заболевания являются типичными для курильщиков и постоянно приводят к легочной недостаточности: одышке, бронхиальной астме, ко всем серьезным заболеваниям, связанным с систематическим нарушением газового обмена  в организме и повышающим его податливость к различным инфекциям.

Многочисленные исследования показывают, что даже в тех случаях, когда еще нет серьезных заболеваний, все функции легких у курильщиков оказываются сниженными по сравнению с некурящими. Результаты исследований свидетельствуют о том,  что у курящих подростков от 13-14 до 15-16 лет выше частота дыхания, что указывает на меньшую экономичность дыхания, больший запрос кислорода на единицу массы тела, а его удовлетворение достигается меньшей эффективностью газообмена в легких.

Таким образом, курение табака однозначно сказывается на функциональном состоянии дыхания. Оно тем выше, чем длительнее стаж курения и меньше возраст испытуемых.  

Проблема курения актуальна и для нашей школы, в результате опроса учащихся 8-х классов было выявлено, что 40% из них хотя бы один раз пробовали курить, 41% курят “ время от времени”, 10% курят систематически ( из них 70%- девочки, 30%- мальчики).

Выявленные нарушения подобного рода или некоторые отставания в развитие системы дыхания у курящих подростков поддаются коррекции при условии полного отказа от курения.

Было установлено, что через 8 ч после последней сигареты из крови улетучивается угарный газ, через 9 месяцев восстанавливается функция легких, через 5 лет вероятность инсульта уравнивается с таковой как и для не курящих, через 10 лет падает вероятность заболеть раком и через 15 лет снижается риск развития инфаркта миокарда,

Вывод: курение- фактор риска.

IV. Общие выводы урока.

  1. Необходимым условием для нормального газообмена является чистый воздух.
  2. Курение - серьезная социальная проблема. Курение вредно для органов дыхания и всего организма.
  3. К инфекционным заболеваниям органов дыхания относят грипп, ОРВИ, ОРЗ. Самыми распространенными являются ОРВИ, около 70% этих заболеваний приходится на детский и подростковый возраст.    
  4. Наиболее распространенные и чрезвычайно быстрые способы передачи инфекционных заболеваний- воздушно-капельный и пылевой.  
  5. К профилактическим мерам борьбы с заболеваниями дыхательной системы относятся: борьба с пылью, влажная уборка помещений, проветривание комнат, разведение зеленых растений.

V. Рефлексия.

VI. Домашнее задание:

  1. Обязательный уровень: изучить материал параграфа «Гигиена дыхания», при подготовке использовать схему и таблицу.
  2. Тренировочный уровень: подобрать факты и примеры действия факторов, загрязняющих окружающее пространство и организм человека.
  3. Творческий уровень: написать аннотацию к статье « Курение-фактор риска».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии с ЭОР на тему "Дыхание и здоровье человека"

Вашему вниманию представлен урок биологии в 8 классе по теме «Дыхание и здоровье человека». Данный урок – один из заключительных уроков по теме «Дыхание». Он тесно связан с предыдущими и работает на п...

разработка урока по теме "Дыхание"

Этот урок предназначен для учащихся 8 класса. Тема: «Дыхание». Данный урок является заключительным в теме "Дыхание". На предыдущих уроках были  рассмотрены: строение органов дыхания; газообмен в ...

Самообразование - методическая разработка урока по теме: "Дыхание методом Б О С"

В настоящее время учителю предоставляются широкие возможности в выборе программ и учебников, согласно которым и с помощью которых можно осуществить обучение предмету в школе. При построении содержания...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

план - конспект интегрированного урока Методическая разработка урока "Дыхание Земли" 6класс

план- конспект интегрированного урока  Методическая разработка урока "Дыхание Земли" 6 классформирование знаний о землетрясениях и вулканах...

Разработка урока по биологии "Значение дыхания. Органы дыхания"

Цель урока:  Ознакомится со значением дыхания, изучить органы дыхания человека.Задачи:·        Ознакомится с лёгочным и тканевым дыханием·...

Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.

Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....