ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛАХ
методическая разработка по биологии по теме
Для того чтобы не допустить разрушения среды обитания человечества, нужно хорошо знать закономерности развития природы и факторы, пагубно влияющие на её существование, способы разумного использования сил природы в интересах человечества.
Человек является неотъемлемым элементом природы, без неё он не может жить, дышать, питаться, получать тепло, свет и жилище. Отношение к природе имеет глубокий смысл, оно перерастает в нравственное отношение к самому человеку. Многое зависит от субъективного человеческого фактора, от идейно – нравственной убеждённости и готовности людей конкретно и правильно решать экологические проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskogo_myshleniya.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Я обнял глобус – шар земной.
И я один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».
Е.Шкловский
Для того чтобы не допустить разрушения среды обитания человечества, нужно хорошо знать закономерности развития природы и факторы, пагубно влияющие на её существование, способы разумного использования сил природы в интересах человечества.
Человек является неотъемлемым элементом природы, без неё он не может жить, дышать, питаться, получать тепло, свет и жилище. Отношение к природе имеет глубокий смысл, оно перерастает в нравственное отношение к самому человеку. Многое зависит от субъективного человеческого фактора, от идейно – нравственной убеждённости и готовности людей конкретно и правильно решать экологические проблемы.
Формировать такую убеждённость и готовность реализовать её в жизни необходимо уже с юных лет, на школьной парте и даже раньше – в игровых комнатах и живых уголках. Ведь доброе отношение к природе начинается с общения детей с растительным и животным миром. Появление первых листьев на деревьях, их развитие весной и яркие краски осени, причудливые облака, грозовые тучи, молнии, обильный дождь и весёлые ручейки, и узоры на окнах, появление льда на лужах – всё это должны ощутить дети как прекрасное в природе, пережив чувства удивления и радости.
Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры.
В специальной (коррекционной) школе одним из главных предметов в этом вопросе является биология. Преподавание курса биологии в коррекционной школе VII-го вида направлено на коррекцию недостатков развития учеников. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее. Формирование ответственного отношения к природе, воспитание любви к природе - это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определенными экологическими знаниями, но умение и желание активно улучшать, облагораживать природную среду.
Взаимодействие школьников с природой можно организовать как в естественных, так и в «искусственных» условиях. К формам организации такого взаимодействия в естественных условиях традиционно относят субботники, экскурсии, походы, в «искусственных» условиях – «живые» экспозиции и уголки, искусственно созданные ландшафты, оранжереи, а так же общение с домашними животными.
В настоящее время необходимо усилить практическую направленность экологического воспитания школьников, привлекая их к реальным мероприятиям по сохранению родной природы. Собственный труд по уходу за растениями и животными повышает действенность экологического воспитания детей, способствует превращению знаний в экологические убеждения.
Возникает вопрос, как в коррекционной школе можно связать биологию и экологию в одном предмете? За счет проведения через весь курс биологии экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
- ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Эффективность экологического образования возрастает при широком использовании различных форм активизации познавательной деятельности детей, таких как:
1) Экологическое воспитание в курсе биологии 6 - 9 классов.
Основными задачами экологического воспитания являются:
- Систематизировать и расширить знания учащихся о природе, о взаимодействии общества и природы, полученные на уроках биологии.
- Сообщить элементарные сведения о современных проблемах экологии.
- Формировать экологическую культуру учащихся, воспитывать любовь к природе, чувство единства с ней, внушать чувство ответственности за ее судьбу.
- Развивать мышление и речь на основе правильного восприятия предметов и явлений окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи.
- Способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
2) Внеклассная работа по экологическому воспитанию.
Цели и задачи внеклассной работы:
- Повысить интерес к предмету.
- Через игровую деятельность, творческие задания, пение, рассказывание стихов - учить преодолевать проблемы в общении, поведении.
- Развивать и расширять психофизические возможности детей, включение в разнообразную творческую деятельность.
- Осуществлять нравственное воспитание учащихся (воспитание чувств гуманизма, патриотизма, чувства любви к Родине, бережное отношение к природе).
- Формирование у учащихся навыков экологически грамотного поведения в природе.
- Осуществлять экологическое воспитание "показать учащимся, что в природе нет ни одного явления, которое бы не было связано с другим и изменение какого-нибудь одного фактора или явления ведет к нарушению равновесия в природе.
- Осуществлять эстетическое воспитание - знакомство с различными животными и растениями, показ фильмов, слайдов о природе - способствующих развитию чувства прекрасного.
- Способствовать развитию внимания, памяти, речи и воображению детей, способствовать развитию интеллектуальных способностей, коррекции познавательной деятельности детей.
Формы внеклассной работы разнообразны: экологические беседы, выпуск стенгазет, конкурсы, викторины, праздники, экскурсии в природу.
Очевидно, что экологическое образование ребенка должно проходить через всю систему учебно-воспитательной работы в школе, как на уроках, так и во внеурочное время.
Педагогическими условиями, позволяющими оптимизировать процесс формирования экологической культуры в специальных (коррекционных) школах, являются: организация непосредственного контакта учащихся с объектами окружающего мира; обеспечение непрерывности процесса формирования экологической культуры на протяжении всего периода обучения в школе, как во время уроков, так и во внеурочной деятельности; разнообразие словесных, наглядных и практических методов экологической направленности; осуществление межпредметного подхода в процессе обучения; учет психофизиологических, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья; сотрудничество школы и семьи; высокая квалификация педагогов и др.
Чтобы понять экологию и осмысленно работать в области экологического просвещения, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных американским ученым Барри Коммонером:
– все связано со всем;
– все куда-нибудь девается;
– все что-нибудь да стоит (ничто не дается даром);
– природа знает лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Эстетическое воспитание на уроках биологии необходимо для всестороннего развития школьников, поскольку оно стимулирует присущую им от рождения способность чувствовать и воспринимать прекрасное в...
Доклад "Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность"
Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность...
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Для специальной (коррекционной) школы VIII вида забота о жизненной перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были доминирующими....
Использование компьютерных презентаций на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Трудности в усвоении учебного материала учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида нередко приводят к снижению их интереса к учению. Для повышения познавательного интереса учащихся к заняти...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ
Физминутки, мероприятия, направленные на сохранение здоровья учащихся....
Тема урока: Листопад и его значение. Класс: 7.биология, урок по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Данный урок соответствует программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида за 7 классУрок разработан в соответствии с адаптированной рабочей программой по биологии и положением об...
Тема урока: Листопад и его значение. Класс: 7.биология, урок по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Данный урок соответствует программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида за 7 классУрок разработан в соответствии с адаптированной рабочей программой по биологии и положением об...